Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 12:35, шпаргалка
Описание работы
1.Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировозренияМировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру.
Софистическая аргументация
легла в основу европейского способа мышления.
Через критику софистики античность вышла
к новой концепции мира. Эта концепция
основана на тождестве мысли и бытия. Переход
этот завершен Аристотелем и закреплен
в христианстве. Таким образом, бесплодная
с точки зрения научного продукта в обычном
его понимании, софистика в общем движении
познания занимает законное
место проблемообразующего
момента, делает доступным для осознания
то, что никогда не было бы замечено как
проблема.
Эклектика. Эклектика - методологический
прием, не несущий познавательной нагрузки.
Этот прием основан на использовании механически
соединенных фактов и формулировок, поэтому
заведомо ведет к ложному отражению мира.
Эклектика - это направление
в развитии системы знаний, характеризующееся
наличием в ней элементов, которые не имеют
единого теоретического основания и относятся
к различным, иногда противоречивым аспектам
рассмотрения объекта.
Как осознанный методологический
прием эклектика появилась впервые в позднегреческой
философии, широко использовалась в средневековье
в ходе схоластических диспутов, опиравшихся
на цитаты, и в спорах нового времени.
Она применяется и
в настоящее время в рекламе и пропаганде,
в системах массовой коммуникации, находя
основу в моде, привычках, традициях, стремлении
к унификации и ряде других свойств человеческой
психики, позволяющих при некотором опыте
подменять логические основания сообразно
с поставленной целью.
Пустоту и бесплодие
таких построений отмечали многие философы
от Сократа и Аристотеля до В.И. Ленина,
который резко критиковал эклектику за
попытку выдать себя за диалектику. Эклектика
в этом случае подрывает основание и целостность
предмета. Ленин писал: "... подделка
эклектизма под диалектику легче всего
обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение,
якобы учитывая все стороны процесса,
все тенденции развития, все противоречивые
влияния и проч., а на деле не дает никакого
цельного и революционного понимания
процесса общественного развития".
Метафизика. Метафизика - это способ
мышления ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ диалектическому.
Метафизика как метод
имеет ряд своих принципов:
1) истина принимается
как нечто конечное, застывшее, а не как
процесс, не дитя своего времени;
2) утверждается, что
все стороны познаваемого мира абсолютны;
3) признается развитие,
но не видит причины саморазвития, самодвижения;
признаются изменения предметов, процессов
количественно, но не качественно;
4) все объекты рассматриваются
вне связи друг с другом.
Термин "метафизика"
относится к I в. до н.э. Им обозначали ту
часть философского наследия Аристотеля,
которая шла после физики. В философии
Средневековья метафизика служила теологии
как ее теоретико-философское основание.
В XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.)
метафизика выступала в тесной связи с
естественно-научным и гуманитарным знанием.
Эта связь была прервана в XVIII в. В Новое
время метафизика понимается как антидиалектика,
как способ мышления рутинный, односторонний
(вещи неизменны и независимы друг от друга).
Термин "метафизика" как антидиалектика
впервые употребил Г. Гегель. Метафизика
как способ мышления был связан с состоянием
наук (неразвитость в XIV-XVIII вв.), а также
ограниченностью самого процесса познания
того времени.
Вопрос 5:
Функции философии – основные
направления применения философии, через
которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять:
мировоззренческую,
методологическую,
мыслительно-теоретическую,
гносеологическую,
критическую,
аксиологическую,
социальную,
воспитательно-гуманитарную,
прогностическую
функции философии.
2. Содержание функций
философии.
Мировоззренческая
функция способствует формированию
целостности картины мира, представлений
об его устройстве, месте человека в нем,
принципов взаимодействия с окружающим
миром.
Методологическая
функция заключается в том, что философия
вырабатывает основные методы познания
окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая
функция выражается в том, что философия
учит концептуально мыслить и теоретизировать
– предельно обобщать окружающую действительность,
создавать мыслительно-логические схемы,
системы окружающего мира.
Гносеологическая
– одна из основополагающих функций
философии – имеет целью правильное и
достоверное познание окружающей действительности
(то есть механизм познания).
Роль критической функции
– подвергать сомнению окружающий
мир и существующее значение, искать их
новые черты, качества, вскрывать противоречия.
Конечная задача данной функции – расширение
границ познания, разрушение догм, окостенелости
знания, его модернизация, увеличение
достоверности знания.
Аксиологическая
функция философии (в переводе с греческого axios –
ценный) заключается в оценке вещей, явлений
окружающего мира с точки зрения различных
ценностей – морально-нравственных, этических,
социальных, идеологических и др. Цель
аксиологической функции – быть «ситом»,
через которое пропускать все нужное,
ценное и полезное и отбрасывать тормозящее
и отжившее. Аксиологическая функция особенно
усиливается в переломные периоды истории
(начало средних веков – поиск новых (теологических)
ценностей после крушения Рима; эпоха
Возрождения; Реформация; кризис капитализма
конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция
– объяснить общество, причины
его возникновения, эволюцию современное
состояние, его структуру, элементы, движущие
силы; вскрыть противоречия, указать пути
их устранения или смягчения, совершенствования
общества.
Воспитательно-гуманитарная
функция философии состоит в том, чтобы
культивировать гуманистические ценности
и идеалы, прививать их человеку и обществу,
способствовать укреплению морали, помочь
человеку адаптироваться в окружающем
мире и найти смысл жизни.
Прогностическая
функция заключается в том, чтобы на
основании имеющихся философских знаний
об окружающем мире и человеке, достижениях
познания спрогнозировать тенденции развития,
будущее материи, сознания, познавательных
процессов, человека, природы и общества.