Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 12:35, шпаргалка

Описание работы

1.Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировозренияМировоз-ие- это совок-ть общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру.

Файлы: 1 файл

семинар 1.docx

— 49.74 Кб (Скачать файл)

Софистическая аргументация легла в основу европейского способа мышления. Через критику софистики античность вышла к новой концепции мира. Эта концепция основана на тождестве мысли и бытия. Переход этот завершен Аристотелем и закреплен в христианстве. Таким образом, бесплодная с точки зрения научного продукта в обычном его понимании, софистика в общем движении познания занимает законное

место проблемообразующего момента, делает доступным для осознания то, что никогда не было бы замечено как проблема.

Эклектика. Эклектика - методологический прием, не несущий познавательной нагрузки. Этот прием основан на использовании механически соединенных фактов и формулировок, поэтому заведомо ведет к ложному отражению мира.

Эклектика - это направление в развитии системы знаний, характеризующееся наличием в ней элементов, которые не имеют единого теоретического основания и относятся к различным, иногда противоречивым аспектам рассмотрения объекта.

Как осознанный методологический прием эклектика появилась впервые в позднегреческой философии, широко использовалась в средневековье в ходе схоластических диспутов, опиравшихся на цитаты, и в спорах нового времени.

Она применяется и в настоящее время в рекламе и пропаганде, в системах массовой коммуникации, находя основу в моде, привычках, традициях, стремлении к унификации и ряде других свойств человеческой психики, позволяющих при некотором опыте подменять логические основания сообразно с поставленной целью.

Пустоту и бесплодие таких построений отмечали многие философы от Сократа и Аристотеля до В.И. Ленина, который резко критиковал эклектику за попытку выдать себя за диалектику. Эклектика в этом случае подрывает основание и целостность предмета. Ленин писал: "... подделка эклектизма под диалектику легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учитывая все стороны процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и проч., а на деле не дает никакого цельного и революционного понимания процесса общественного развития".

Метафизика. Метафизика - это способ мышления ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ диалектическому.

Метафизика как метод имеет ряд своих принципов:

  • 1) истина принимается как нечто конечное, застывшее, а не как процесс, не дитя своего времени;

  • 2) утверждается, что все стороны познаваемого мира абсолютны;

  • 3) признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественно, но не качественно;

  • 4) все объекты рассматриваются вне связи друг с другом.

Термин "метафизика" относится к I в. до н.э. Им обозначали ту часть философского наследия Аристотеля, которая шла после физики. В философии Средневековья метафизика служила теологии как ее теоретико-философское основание. В XVII в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) метафизика выступала в тесной связи с естественно-научным и гуманитарным знанием. Эта связь была прервана в XVIII в. В Новое время метафизика понимается как антидиалектика, как способ мышления рутинный, односторонний (вещи неизменны и независимы друг от друга). Термин "метафизика" как антидиалектика впервые употребил Г. Гегель. Метафизика как способ мышления был связан с состоянием наук (неразвитость в XIV-XVIII вв.), а также ограниченностью самого процесса познания того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос 5:

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

    • мировоззренческую,
    • методологическую,
    • мыслительно-теоретическую,
    • гносеологическую,
    • критическую,
    • аксиологическую,
    • социальную,
    • воспитательно-гуманитарную,
    • прогностическую
    • функции философии.

2. Содержание функций  философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"