Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 22:59, шпаргалка

Описание работы

Предмет, задачи и особенности философии науки.
Эволюция философских подходов к анализу науки в истории философской мысли.
Позитивизм как философия науки: основные этапы становления и развития.
Аналитическая философия науки.
Феноменология (Э. Гуссерль): критика европейской науки.
Философия науки М. Хайдеггера. Хайдеггер М. «О сущности истины».
Герменевтическая школа модель философии науки.
Критическая школа философии науки.

Файлы: 1 файл

60_otvetov_na_voprosy_kandidatskogo_ekzamena_po_filosofii_na.doc

— 947.00 Кб (Скачать файл)

Общие вопросы 
Предмет, задачи и особенности философии науки. 
Эволюция философских подходов к анализу науки в истории философской мысли. 
Позитивизм как философия науки: основные этапы становления и развития. 
Аналитическая философия науки. 
Феноменология (Э. Гуссерль): критика европейской науки. 
Философия науки М. Хайдеггера. Хайдеггер М. «О сущности истины». 
Герменевтическая школа модель философии науки. 
Критическая школа философии науки. 
Постмодернизм и философия науки. Фуко М. «Археология знания». 
Традиционная гносеология, её направления и особенности. Ленин В.И. «Материализм и эмпириокритицизм». 
Современная эпистемология, её отличительные черты и принципы. 
Субъект и объект в современной эпистемологии. 
Научное знание как система, его особенности и структура. Форма знания. 
Понятие и структура научной теории. 
Эмпирический и теоретический уровни научного познания: критерии их различия. 
Структура эмпирического знания. 
Структура теоретического знания. 
Основания науки. Их структура. Система идеалов и норм. 
Научная картина мира, её структура, основные виды и формы, функции. 
Понятия методологии и методологического принципа. Методы научного познания и их классификация. Фейерабенд П. «Против методологического принуждения». 
Методологическая функция философии и основные механизмы их реализации. 
Научное понятие и механизм его развития. 
Логические основания научного познания. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. 
Научные революции как перестройка оснований науки. Типология научных революций. Концепция научных парадигм и революций Т.куна. Кун Т. «Структура научных революций». 
Исторические типы научной рациональности. 
Особенности современной постнеклассической науки. 
Дифференциация и интеграция наук. 
Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современного знания. 
Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. 
Этика науки.  
Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях 
Экологическая этика и её философские основания. 
Философия русского космизма и учение В.И. Вернадского о био-, техно- и ноосфере. Вернадский В.И. «Философские мысли натуралиста». 
Мировоззренческие установки техногенной цивилизации: сциентизм и антисциентизм. 
Научный факт и его методологическое значение. 
Наука как социальный институт. 
Историческое развитие способов трансляции научного знания. 
Социальные, политические и экономические факторы развития науки. Взаимодействие науки и общества. 
Наука как форма человеческой деятельности. Психологические аспекты научного познания. 
Междисциплинарный и комплексный подходы в современном научном исследовании. 
Системно-структурный подход как метод познания в современной науке. 
Проблема социальной ответственности ученого. 
Возникновение науки и основные этапы ее развития. 
Восточная средневековая философия. 
Наука в культуре современной цивилизации. 
Философия как тип знания. Методы философствования. 
Проблема как форма научного познания. 
Проблема надёжности знания. Основные концепции истины. 
Научное познание и ценности. 
Интерпретация как научный метод. 
М. Вебер: социальная философия и трактовка науки. 
Парадигма и её методологическая роль. 
Научная рациональность как философская проблема: классическая и неклассическая рациональность. 
Роль науки в современном образовании и развитии личности. 
Наука и искусство. 
Наука и религия. 
Функции науки в жизни общества. 
Методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Лакатос И. «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ». 
Концепция сменяемости теорий К. Поппера. Поппер К. «Логика и рост научного знания». 
Рассел Б. «Человеческое познание, его сфера и границы». 
 
Вопросы естествознания 
Теоретические предпосылки становления, предмет и проблемное поле биофилософии. Предмет и проблемное поле биофилософии. 
Биология в контексте философии и методологии науки XX-XXI вв. 
Сущность живого. Понятие жизни в современной науке и философии. 
Основные концепции происхождения жизни на Земле, и их философское значение. 
Основные этапы становления идеи развития в биологии. 
Философские аспекты синтетической теории эволюции. 
Проблема биологического прогресса. Основные концепции прогресса в живой природе. 
Роль теории биологической эволюции в формировании принципов глобального эволюционизма. 
Особенности и этапы формирования эволюционной эпистемологии. 
Основные концепции организованности и целостности живых систем (А.А.Богданов, В.И. Вернадский, Л. фон Берталанфи). 
Философские проблемы генетики и наследственности. 
Эволюционная этика и альтруизм в живой природе. 
Самоорганизация в живой природе. 
Проблема детерминизма в биологии: теология, механистический детерминизм, органический детерминизм, акциденциолизм, финализм. 
Эволюция жизни как процесс "познания". 
Специфика и методы биологического познания. 
Роль биологии в процессе развития философии жизни. 
Биоэтика, её предмет, структура и философское значение. 
Исторические и теоретические предпосылки биологической интерпретации власти. 
Этологические и социобиологические основания современных биополитических концепций. 
Философский анализ проблем биотехнологий, генной и клеточной инженерии. Клонирование. 
Экофилософия, её предмет и значение. 
Экологические проблемы как мировоззренческая установка современной культуры. Экологическая культура и пути её формирования. 
Учение и био- и ноосфере В.И. Вернадского. 
Экология и здоровье человека. 
Глобальные проблемы человечества и обеспечение устойчивого развития. 
Возникновение и основные этапы развития социально-экологического знания. Социальная экология как теоретическая основа преодоления экологического кризиса. 
Современный экологический кризис как кризис цивилизации: истоки и тенденции. 
Основные модели экоразвития человечества (антропоцентризм, техноцентризм, биоцентризм, теоцентризм, космоцентризм, экоцентризм).  
1. Предмет, задачи и особенности философии науки.

 

Сейчас, в конце двадцатого века, бросая взгляд в прошлое, мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает научное познание как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материал истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Философия науки всегда обращалась к анализу структуры динамики знания конкретных научных дисциплин. Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. (Следует отметить, что философия науки хотя и интересуется разумным развитием наук, но все, же не призвана непосредственно обеспечивать их разумное развитие, как это призвана многоотраслевая метанаука.) Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».

Философия науки как направление философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки. Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в., в то время как направление «философия науки» возникло столетием раньше в деятельности первых позитивистов. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и

рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Как дисциплина философия науки испытывает на себе троякое влияние со стороны:

• общего социокультурного фона эпохи;

• гносеологических, эпистемологических, методологических исследований;

• теоретических подходов, моделей и концепций, развитых в рам-

рамках философии науки как направления современной философии. Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания, независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарной тематики. Даже когда методолог изучает тексты естествоиспытателя, он не становится при этом исследователем физического поля или элементарных частиц. Философа науки интересуют модели развития науки, «алгоритм открытия», методы исследования. Философия науки, понятая как рефлексия над наукой, выявляет основные особенности и закономерности ее развития, расширяет границы рациональности.

Главная задача философии науки - анализ знания через возможности его выражения в языке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Эволюция философских подходов  к анализу науки в истории  философской мысли.

 

Сейчас, в конце двадцатого века, бросая взгляд в прошлое, мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их замечать или тем более видеть в них особые достижения.

Не удивительно, что в наше время наука нередко оказывается объектом ожесточенной критики, ее обвиняют во всех смертных грехах, включая и ужасы Чернобыля, и экологический кризис в целом. Но, во-первых, критика подобного рода - это только косвенное признание огромной роли и мощи науки, ибо никому не придет в голову обвинять в чем-либо подобном современную музыку, живопись или архитектуру. А во-вторых, нелепо обвинять науку в том, что общество далеко не всегда способно использовать ее результаты себе во благо. Спички создавались вовсе не для того, чтобы дети играли с огнем.

Сказанного уже достаточно, чтобы понять, что наука - это вполне достойный объект изучения.

Анализ науки как традиции и как деятельности - это два способа анализа, дополняющие друг друга. Каждый из них выделяет особый аспект сложного целого, которым является наука. И их сочетание позволяет выработать более полное представление о науке.

Рассматривая науку как деятельность, направленную на производство нового знания, и как традицию важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности и научной традиции. Иначе говоря, философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать историзм науки. В процессе ее развития происходит не только накопление нового знания и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п.

Меняются от эпохи к эпохе и функции науки в жизни общества, ее место в культуре и ее взаимодействие с другими областями культурного творчества. Уже в XVII в. возникающее естествознание заявило свои претензии на формирование в культуре доминирующих мировоззренческих образов. Обретая мировоззренческие функции, наука стала все активнее воздействовать на другие сферы социальной жизни, в том числе и на обыденное сознание людей.

Во второй половине XIX столетия наука получает все расширяющееся применение в технике и технологии. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию - становится производительной силой общества.

ХХ век может быть охарактеризован как все расширяющееся использование науки в самых различных областях социальной жизни. Наука начинает все активнее применяться в различных сферах управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Позитивизм как философия науки: основные этапы становления и  развития.

 

Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.

Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.

Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.

Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений.

В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений.

Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов.

Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Аналитическая философия науки.

 

Аналитическая философия — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах, как США, Великобритания, Канада, Австралия и Новая Зеландия, а также странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов. Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:

(a) Определенный  стиль философского мышления, способ философствования, ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов формальной логики и анализа языка, а также привлечением результатов естественных наук.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"