Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 22:59, шпаргалка
Предмет, задачи и особенности философии науки.
Эволюция философских подходов к анализу науки в истории философской мысли.
Позитивизм как философия науки: основные этапы становления и развития.
Аналитическая философия науки.
Феноменология (Э. Гуссерль): критика европейской науки.
Философия науки М. Хайдеггера. Хайдеггер М. «О сущности истины».
Герменевтическая школа модель философии науки.
Критическая школа философии науки.
17. Структура теоретического знания.
Структура научной теории будет близка к простой систематизации опытных данных (индукций в виде понятий и эмпирических законов), где преобладает взаимодополнение, а не субординация или выводимость. Примерами структур научной теории, предопределенных рационализмом и эмпиризмом, в термодинамике служат соответственно молекулярно-кинетическая теория теплоты и термодинамика трех начал. Здесь можно выделить два подуровня: частные теоретические модели и законы, которые выступают в качестве теорий, относящихся к ограниченной области явлений и развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории. Примерами знаний первого подуровня могут служить законы, характеризующие отдельные виды движения: движения планет вокруг Солнца (законы Кеплера), свободного падения тел (законы Галилея). Они были получены до того, как была построена ньютоновская механика. Сама же эта теория, обобщившая все предшествующие ей теоретические знания об отдельных аспектах механического движения, выступает типичным примером развитых теорий. В основании развитой теории можно выделить фундаментальную теоретическую схему, которая построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы.
Эти частные схемы подчинены фундаментальной, но по отношению друг к другу могут иметь независимый статус. Образующие их абстрактные объекты специфичны. Они могут быть сконструированы на основе абстрактных объектов фундаментальной теоретической схемы и выступать как их своеобразная модификация. Различию между фундаментальной и частными теоретическими схемами в составе развитой теории соответствует различие между ее фундаментальными законами и их следствиями. Долгое время доминировало представление о теории как гипотетико-дедуктивной системе. Структура теории рассматривалась по аналогии со структурой формализованной математической теории и изображалась как иерархическая система высказываний, где из базисных утверждений верхних ярусов строго логически выводятся высказывания нижних ярусов вплоть до высказываний, непосредственно сравнимых с опытными фактами.
Иерархической структуре высказываний соответствует иерархия взаимосвязанных абстрактных объектов. Связи же этих объектов образуют теоретические схемы различного уровня. И тогда развертывание теории предстает не только как оперирование высказываниями, но и как мысленные эксперименты с абстрактными объектами теоретических схем. Теоретические схемы играют важную роль в развертывании теории. Вывод следствий из фундаментальных уравнений теории осуществляется не только за счет формальных операций над высказываниями, но и за счет мысленных экспериментов с абстрактными объектами, позволяющих редуцировать фундаментальную теоретическую схему к частным. При выводе следствий из базисных уравнений теории исследователь осуществляет мысленные эксперименты с теоретическими схемами, используя конкретизирующие допущения и редуцируя фундаментальную схему соответствующей теории к той или иной частной теоретической схеме. Специфика сложных форм теоретического знания состоит в том, что операции построения частных теоретических схем на базе конструктов фундаментальной теоретической схемы не описываются в явном виде в постулатах и определениях теории. Эти операции демонстрируются на конкретных образцах, которые включаются в состав теории в качестве эталонных ситуаций, показывающих, как осуществляется вывод следствий из основных уравнений теории. Неформальный характер всех этих процедур, необходимость каждый раз обращаться к исследуемому объекту и учитывать его особенности при конструировании частных теоретических схем превращают вывод каждого очередного следствия из основных уравнений теории в особую задачу.
Развертывание теории осуществляется в форме решения таких задач.
ПРОБЛЕМА — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Проблема - процесс, включающий два основных момента — постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.
ГИПОТЕЗА — предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер.
ТЕОРИЯ — форма научного знания, дающая целостное отображение связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина.
18. Основания науки. Их структура. Система идеалов и норм.
Можно выделить три компонента оснований научной деятельности: идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания науки.
Научное познание регулируется определенными нормативами, в которых выражены представления о целях научной деятельности и способах их достижения. Среди идеалов и норм науки могут быть выявлены:
Эти два аспекта идеалов и норм науки соответствуют двум аспектам ее функционирования: как познавательной деятельности и как социального института.
Познавательные идеалы науки
В совокупности они образуют своеобразную схему метода исследовательской деятельности, обеспечивающую освоение объектов определенного типа. На разных этапах своего исторического развития науки создает разные типы таких схем. В содержании видов идеалов и норм науки можно зафиксировать три взаимосвязанных уровня.
Первый уровень представлен признаками, которые отличают науку от других форм познания. Например, в разные эпохи по-разному понимались природа научного знания. Но то, что научное знание отлично от мнения, что оно должно быть обосновано и доказано, что наука не может ограничиваться непосредственными констатациями явлений, а должна раскрыть их сущность, - все эти нормативные требования выполнялись и в античной, и в средневековой науке, и в науке нашего времени.
Второй уровень представлен исторически изменчивыми установками, которые характеризуют стиль мышления, доминирующий в науке. Идеал изложения знаний как набора рецептов решения задач, принятый в математике Древнего Востока, в греческой математике заменяется идеалом организации знания как дедуктивно развертываемой системы.
Ученый средневековья различал правильное знание, проверенное наблюдениями и приносящее практический эффект, и истинное знание, раскрывающее символический смысл вещей. Поэтому при обосновании знания в средневековой науке ссылки на опыт как на доказательство означали выявление только одного из смыслов вещи, причем далеко не главного.
Третий уровень, в котором установки второго уровня конкретизируются применительно к специфике предметной области каждой науки. Например, в математике отсутствует идеал экспериментальной проверки теории, но для опытных наук он обязателен.
Идеалы и нормы регулируют построение различных теорий, осуществление наблюдений и формирование эмпирических фактов. В системе таких знаний возникают эталонные формы, на которые ориентируется исследователь. Так, например, для Ньютона идеалы и нормы организации теоретического знания были выражены евклидовой геометрией, и он создавал свою механику, ориентируясь на этот образец.
19. Научная картина мира, её структура, основные виды и формы, функции.
НКМ - системное
видение мироздания, его основ возникновения,
организации и ее структуры, динамики
во времени и пространстве. Различают
общую (системное знание не только о природе,
но и обществе) и естественнонаучную картины
мира.
Научная картина мира - широкая панорама
знаний о природе и человечестве, включающая
в себя наиболее важные теории, гипотезы
и факт. Претендует на то, чтобы быть ядром
научного мировоззрения. Мировоззрение
- система взглядов на мир в целом, сложный
сплав традиций, обычаев, норм, установок,
знаний и оценок.
Ф-ции НКМ:
1) интегративная: НКМ опирается на достоверные
зн. и это не просто сумма или набор фрагментов
отдельных дисциплин. Назначение НКМ в
обеспечении синтеза новых зн.;
2) системная: построение представления
о любой части мира на основе данных, известных
на текущий момент, какими бы скромными
они ни были;
3) нормативная: НКИ не просто описывает
мироздание, но задает системы установок
и принципов освоения действительности,
влияет на формирование социокультурных
и методологических норм н.исследования.
4) парадигмальная. Парадигма — модель
(образ) постановки и решения н.проблем.
Допарадигм. период — хаотичное накопление
фактов. В парадигмальном периоде установлены
стандарты н.практики, теоретические постулаты,
точная НКМ, соединение теории и метода.
Составляющие: интеллектуальную (охватывается
понятием миропонимания) и эмоциональную
(через мироощущение и мировосприятие).
Поскольку философия претендует на выражение
фундаментальных принципов бытия и мышления,
то научное философское мировоззрение
правомерно определять как высший, теоретический
уровень мировоззрений вообще. Оно представлено
стройной, научно обоснованной совокупностью
воззрений, дающих представление о закономерностях
развивающегося универсума и определяющих
жизненные позиции, программы поведения
людей. Современной научной картине мира
свойственна строгость, достоверность,
обоснованность, доказательность. Она
представляет мир как совокупность причинно
обусловленных событий и процессов, охватываемых
закономерностью.
Структура картины мира включает центральное
теоретическое ядро, обладающее относительной
устойчивостью, фундаментальные допущения,
условно принимаемые за неопровержимые,
частные теоретические модели, которые
постоянно достраиваются. Научная картина
мира обладает определенным иммунитетом,
направленным на сохранение данного концептуального
основания. В ее рамках происходит кумулятивное
накопление знания.
Неклассическая картина мира - отсутствие
жесткой детерминированности на уровне
индивидов сочетается с детерминированностью
на уровне системы в целом. Неклассическое
сознание постоянно ощущало свою предельную
зависимость от социальных обстоятельств
и одновременно питало надежды на участие
в формировании «созвездия» возможностей.
Постнеклассической картины мира — древовидная
ветвящаяся графика. Развитие может пойти
в одном из нескольких направлений, что
чаще всего определяется каким-нибудь
незначительным фактором.
Исторические формы научной картины мира.
1. Классическая научная картина мира (XVI-XVIIвв – к.ХIХв), основана на открытиях
Кеплера, Коперника, Галилея, но главным образом, на принципах механики Ньютона:
Основные положения:
- мир находится
в состоянии линейного, прогрессивно
направленного развития с жѐстк
предопределѐнной детерминацией; случай несущественен;
- все состояния
мира, в том числе и будущее,
могут быть просчитаны и
- естественно-научная база – ньютонова Вселенная с еѐ субстанциальными (независимыми
субстанциями, имеющими абсолютные, постоянные, неизменные характеристики) про-
странством и временем в котором помещены материальные объекты (звёзды и т.д.), нахо-
дящиеся в состоянии равномерного движения.
2. Неклассическая научная картина мира (ХХв, Эйнштейн):
Основные положения:
- началось всѐ с термодинамики, утверждающей, что жидкости и газы не есть чисто меха-
нические системы – случайные процессы являются частью их сущности;
- пространство и время на абсолютны, а относительны; их конкретные характеристики
меняются в зависимости от массы материальных объектов и скорости их движения (чем
ближе к скорости света, тем сильнее изменение пространственных и временных парамет-
ров объекта;
- развитие мира может быть представлено в виде магистральной линии, омываемой сину-
соидой, олицетворяющей роль случая;
- детерминация
в виде статистической
но еѐ состояние в каждый данный момент не детерминировано.
3. Постнеклассическая картина мира (конец ХХ в., на основе синергетики):
Основные положения:
- развитие мира может быть представлено в виде ветвящегося дерева;
- отсюда
вытекает положение о том, что
будущее принципиально
есть альтернативы развития, которые часто определяются каким-нибудь случайным, ино-
гда даже незначительным фактором;
- утверждается возможность перескока с одной траектории развития на другую и утраты
системной памяти. В результате прошлое не всегда прямо определяет настоящее, а на-
стоящее – будущее. Отсюда также следует принципиальная непредсказуемость будущего
– возможны лишь более или менее точные прогнозы, основанные на анализе тенденций;
- утверждается,
что малым, локальным причинам
могут соответствовать
ствия;
- из всех
вышеизложенных положений
рибут (фундаментальная, основополагающая характеристика) бытия;
- важнейшие понятия современной научной картины мира – порядок и хаос (смотрите об
этом в вопросе о синергетике);
- принцип
универсального эволюционизма (
ком Н.Н.Моисеевым. Суть, кратко: любая достаточно сложная система, существующая в
мире – от атома, молекулы, микроорганизма, человека и до Вселенной, есть результат со-
ответствующей эволюции);
- иерархическая структура мира (в неживой природе: поле и вещество – элементарные
частицы – атом – молекула – макротела – звёзды - галактики – метагалактики – вселенная;
в живой природе: клетка – ткани – организм – популяция – биоценоз – биосфера; в обще-
стве – индивид – малые социальные группы – большие социальные группы – человечество в целом).
20. Понятия методологии и
классификация. Фейерабенд П. «Против методологического принуждения».
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания, в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины: физике, химии, биологии, информатики и других разделах науки.
Методология имеет своей целью обеспечение научного и социального познания путем использования совокупности социально выверенных и апробированных правил, норм и приемов
исследования и деятельности. Эта совокупность способов деятельности и требований к мыслящему субъекту сформулирована на основе закономерностей. Методология опирается на
нормативно-рациональные основания и понимается двояко: во-первых, как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности, и, во-вторых, как учение
об этой системе.
Современная методология призвана решать проблемы:
- преодоление
натурализма философского и
- обогащения
методологического
- выработки нового понимания и отношения к символическим системам и реалиям;
- специфики
антропологического и
- целостности
и взаимозависимости
- связь потенциала мышления и события реальности.