Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"
Софисты способствовали дальнейшему развитию индивидуализма, релятивизируя всё то, что прежде выступало в качестве традиционных истин. Софисты были в Греции особым слоем осуществляющим философию связывания воедино всех остальных групп и индивидов , не случайно политическая деятельность и подготовка к ней были одним из основных занятий софистов.
Софистов справедливо называли представителями греческого Просвещения. Они не только углубляли философские учения прошлого, сколько популяризировали знания, распространяя в широких кругах своих многочисленных учеников то, что уже было преобретено к тому времени философиеи и наукой.
Софистика-учение хитроумно вести прения Софисты сделали важный шаг на пути к созданию науки о языке, в частности Протагор занимавшийся категориями словоизменения и синтаксисом предложения , он заложил основы учения о синонимах, а Гиппий-граматики.
Главным тезисом Протагора был следующий:Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и несуществующих, в том, что они не существуют. Горгий доказывал в своих трудах, что бытие и небытие-суть одно и тоже. Отсюда делал софистический вывод о том, что вообще ничего не существует, либо существует только небытие. Трасимах и Критий скептически относились к социальной справедливости.
Но с другой стороны софистика-это нечестный путь ведения споров, с помощью которого используются уловки, позволяющие обескуражить других, любой аргумент, лишь бы добиться поставленной цели. Протагор говорил:’’То что я думаю и есть истина’’. Софисты положили начало такой науки как аргументация.
Софисты создали в Греции небывалый культ слова и тем самым превознесения риторики. Язык был орудием воздействия на сознание. Сразить противника любым аргументом-стратегия софистов.
Софисты были первыми философами, которые за своё учение брали деньги.
Главным противником софистов был Сократ. Это один из самых известных персонажей древнегреческой философии, чьи идеи стали предметом философских размышлений и дискуссий не только в Древнем мире, но и сейчас.
Родился он в Афинах между 470 и 469гг. до нашей эры. Жизнь его была яркой, однако сложилась непросто, ибо он был сыном каменотёса и повивальной бабки. О Сократе мы можем узнать лишь из диалогов Ксенофонта и Платона. Мудрейший из всех ничего не написал, так как проповедовал свою философию только в устнои форме, полагая, что только живое слово и непринуждённый диалог смогут донести мысль до слушающего. Афиняне любили Сократа, считали его мудрецом, который победил софистов.
По натуре это был очень добрый человек. Расхаживая в заплатанном плаще по площади, он любил затевать разговоры с прохожими. И когда его спрашивали почему ты, Сократ, ходишь босой и в таком одеянии , он отвечал:, , Вы живёте для того, чтобы есть, а я ем для того, чтобы жить’’. Казалось бы, какой простой ответ, но сколько в этих словах мудрости!
Сократ учил, что есть обязательные
для всех неписанные моральные законы,
но овладеть нравственностью удаётся
лишь немногим, которые смогли этому
научиться и следовать
Люди же часто заблуждаются и поступают безнравственно потому, что просто не знают, что добро, а что зло. Добродетель неотделима от знания, как неотделима и от счастья. Однако Сократ не обещал своим ученикам, что раскроет им истину, ведь он сам говорил о себе:, , Я знаю что ничего не знаю’’. Он лишь предлагал вместе, в дружеской беседе, отыскивать эту истину. Метод обучения-диалектический:путем наводящих вопросов и ответов соображения собеседника последовательно доводятся до абсурда и таким образом выясняется истина, отделяемая от иных, ложных суждении. Сократ исходил из того, что каждый человек уже содержит в себе знания истины, он не осознаёт её, пока предложенные ему вопросы не приведут его к противоречию с самим собою, а следовательно, к признанию собственного невежества, сомнения же в истинности прежних суждений ведёт к самопознанию. Философ любил сравнивать себя с повивальной бабкой, ибо помогал родиться истине.
Он собирал возле себя большое количество молодёжи, которая жадно внимала учениям босого мудреца, но ирония, с какой он обличал человеческую глупость, предрассудки, кое-кого раздражала, и в Афинах у него было много врагов.
Ему ставили в вину скептическое отношение к демократическому строю Афин. А он лишь ставил перед собою цель:как добиться того, чтобы власть в государстве принадлежала компетентным людям.
Итак, недовльные, подозрительные, и с опаской относившееся к Сократу, сограждане имели достаточно поводов, чтобы привлечь его к суду за развращение молодёжи и за беззбожие и обречь великого философа на смерть.
Софисты научили греков рассуждать,
но прочная духовная основа была утрачена
людьми образованными таким образом:
Всё относительно, мы свободны резать или не резать, убивать или не убивать. И народ почувствовал опасность такой субъективной свободы.
Первым человеком, который осознал противоречие был Сократ. Он размышлял:Что есть подлинная свобода?Это свобода, которой дирижирует не рассудок, а разум. Произвол-это формальная свобода, имеющая бесконечное единое Основание, а не множество конечных оснований, хотя бы и очень большое множество.
В диалоге, , Хармид” Сократом поставлена проблема :поиск целомудрия в отличии от многомудрия и суемудрия софистов. Софистический рассудок не только не видит единого содержания, но и утверждает, что целомудрия нет, что истина не существует.
Софисты всегда имеют свой субъективный интерес. Для разумномыслящего нет субъективного интереса.
Сократ никогда за своё учение не брал денег, т. к. в этом случае размышление стало бы средством, а не целью. Вот за это он критикует софистов.
Резюме:принцип философии Сократа почти софистический:человек есть мера всех вещей, но именно как размышляющий, становлящийся разумным. При этом разум-способность не врождённая, её нужно воспитывать. Способ воспитания разумного мышления-диалог с самим собой, цель которого достигнуть заранее не данного единства формы и содержания или целомудрия.
Мир идей Платона.
Платон родился в Афинах в 427г.
до нашей эры. Настоящее имя Аристокл-
Платон как великий
Учение о государстве, теория идей, этика и гносеология-основные составляющие платоновской философии.
Учения Платона, в особенности его диалектический метод, оказали огромное воздействие на развитие мировой философской мысли и науки.
Он также занимался анализом языка и мышления, проблемой бытия, а также соотношением единичного и общего.
Был он также комическим поэтом, представителем
древнегреческой комедии. В пьесах
Платона чувствуется
Философия для Платона-это некоторого рода созерцание истины. Оно является чисто интеллектуальным, это не просто мудрость, но любовь к мудрости. Каждый, кто занимается каким либо видом творческого труда, находится в таком состоянии духа, когда истина или прекрасное представляется во внезапном озарении.
В своём , , Государстве” Платон подводит читателя через разные предворительные рассуждения, чтобы заставить увидеть мир идей.
Истинным бытием по Платону, обладает только идея. Идея –это то, что обычно мы называем всеобщим, которое, однако в данном случае берётся не как лишь некоторое свойство конкретной вещи, а как само по себе существующее, как сущность. Сущность представляет наднебесную область вместе с небесными душами. Он говорит, что душа устремляется туда, где сияют истины и бытие, она воспринимает их и познаёт, а это показывает её разумность. А когда она уклоняется в область смешения со мраком-она тупеет. Это приводит к образу платоновской пещеры.
Тех, кто лишены философии, можно сравнить с узниками пещеры, которые способны видеть лишь в одном направлении, где в глубине мерцание зажжённых факелов, которые отбрасывают тени. Распознать, где тени, а где реальные предметы-задача Платона.
Идея-греческое слово( род, вид, форма, образец). Любовь к идеям Платон называет Энтузиазмом. Энтузиазм-есть первое порождение идей, но в разумной развитой форме идеи извлекаются через познание. Мир материальных вещей это только подобие идей. Число идей велико, говорит Платон:идеи математических объектов(треугольников и др. ), идеи видов живых существ(идея четвероного), идеи всех нравственных и эстетических качеств. Идеи расположены в иерархическрм порядке, выше всех, а значит ближе к Богу-идея блага.
Значение блага в философии Платона своеобразно. Знание и истина, говорит он, подобны благу, но благо следует ставить выше. Реальность, в противоположность видимости является полным и совершенным благом. Воспринимать благо, означает воспринимать реальность.
Платон стремится найти
Что касается сооотношения чувственных идей и вещей, Платон указывает 3 вида:
- Во-первых, вещи лишь причастны идеям, т. е. они возникают через причастность особой идеальной сущности.
- Во-вторых, вещи стремятся к идеям или подражают идеям.
- В-третьих, идеи присуствуют в вещах, благодаря чему вещи становятся похожими на идеи.
Теория идей представляет важный шаг вперёд в философии, поскольку является первой теорией, которая подчёркивает проблему универсалий. Платон полагал, что идеи существовали во времени всегда, они не созданы человеческим разумом, и истина всегда существовала в былые времена.
5. Аристотель, как систематизатор античной философии.
Аристотель (384-322 до н.э.) – древнегреческий философ и ученый, первый систематизатор античной литературной теории. Происходил из Стагиры, был сыном придворного врача македонского царя Аминты II, в течение 20 лет был слушателем платоновской Академии, после смерти Платона возглавил собственную школу на Лесбосе (347-343). В течение 9 лет (343-334) Аристотель был воспитателем Александра Македонского, потом вернулся в Афины и открыл там свою школу (Ликей) близ храма Аполлона Ликейского. После смерти Александра Аристотель покинул Афины и умер в Халкиде, на о. Евбее. Из сочинений Аристотеля до нас дошли главным образом те, которые предназначались для узкого кружка учеников и относятся, по всей вероятности, ко времени чтения лекций в Ликее. Аристотель отказывается от платоновской теории идей, от отделения общих свойств вещи от самой вещи, и единственным способом познания сути вещи признает выявление этой сущности в конкретных вещах. Он обобщает огромный фактический материал, касающийся разных сторон как природной, так и общественной жизни, систематизирует его и кладет в основу теоретических построений. Рассматривая государственное устройство в “Политике”, этику в “Никомаховой этике” или словесное искусство в “Поэтике” и “Риторике”, он всюду исходит из реального положения вещей, из общепризнанных фактов и стремится указать те средства, которые способствуют наилучшему осуществлению потенциально заложенных в этом явлении возможностей, т.е. его цели. Аристотель по-новому классифицировал саму область научного знания, разделив его на теоретическое (математика, физика, метафизика) и практическое (те науки, которые имеют дело с человеческой деятельностью и оперируют не универсальными истинами, а общими правилами: политика, этика, поэтика и риторика). Трактаты “Поэтика” и “Риторика” содержат определение предмета, его классификацию и руководство к деятельности поэта и оратора. Аристотель воспринимает у Платона учение о подражании как об отличительном признаке искусства, но объект подражания видит в самих вещах, а не вне их. Подражание становится источником всякой творческой деятельности и родовым признаком искусств, в число которых вместе включаются поэзия, музыка, скульптура и живопись. Аристотель утверждает, что именно подражание дает знание родовой сущности вещей, поскольку воспроизводит жизнь не в единичных, случайных фактах, а в очищенной от всего случайного необходимой связи явлений. Это свойство искусства показывать не отдельные факты, а человеческие возможности, не то, что произошло один раз, а то, что должно случаться в силу психологического правдоподобия, сближало искусство с философией и делало в глазах Аристотеля поэзию более философичной, чем историю. Мерило ценности искусства вводится в само искусство, его цель – очистительное наслаждение, т. е. катарсис. Лечение страстей путем возбуждения их до известной меры Аристотель рассматривает как естественный психологический процесс и делает его видовым признаком поэзии. В основу характеристики разных видов искусств Аристотель кладет способ подражания и, рассматривая поэзию, ставит драму выше эпоса, т. к. в ней подражание выступает в наиболее чистом виде, а трагедию выше комедии, т. к. ее объекты более достойны подражания. Разбору трагедии посвящена большая часть тех разделов, которые входят в сохранившийся текст “Поэтики”. Поэтическая и риторическая теория Аристотеля была переработана перипатетиками и в таком виде легла в основу всей античной философии; в дальнейшем “Поэтика” оказала большое влияние на эстетическую теорию и драматургическую практику Возрождения и классицизма.
6. Эллинистическая и римская философия
Стоицизм. В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон из Кития (336-265 гг. до н. э.). Название «стоицизм» происходит от греческого слова «стоа», что значит «колоннада», «портик». Купил его для своих учеников и для себя Зенон. В Афинах он познакомился с послесократовской философией (как с академической, так и с философией кинической и мегарской школ) и приблизительно в 300г. до н. э. основал собственную школу. Диоген Лаэртский сообщает, что Зенон, видимо, первый провозгласил в трактате «О человеческой природе», что основная цель – «жить согласно с природой, и это то же самое, что жить согласно с добродетелью». Этим самым он дал стоической философии основную ориентацию на этику и ее разработку.
Выдвинутый идеал он сам реализовал в своей жизни. От Зенона исходит также усилие соединить три части философии (логику, физику и этику) в одну цельную систему. Стоики часто сравнивали философию с человеческим рганизмом. Логику они считали скелетом, этику - мышцами, а физику - душой.
Стоики характеризовали
В онтологии (которую они помещали в «философию природы») стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который
считается основой, и/духовный принцип - логос (бог), который проникает через
всю материю и образует конкретные единичные вещи.
Понятие бога в стоической философии можно охарактеризовать как пантеистическое. Логос, согласно их взглядам, пропитывает всю природу, проявляется везде в мире. Он является законом необходимости, провидением.
В области теории познания стоики представляют по преимуществу античную форму сенсуализма. Основой познания, согласно их взглядам, выступает чувственное восприятие, которое вызывается конкретными, единичными вещами.
Центром и носителем познания, согласно стоической философии, является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное. Иногда се обозначают как пневма (соединение воздуха и огня). Ее центральную часть, в которой локализируется способность к мышлению и вообще все то, что можно определить в нынешних терминах как психическую деятельность, стоики называют разумом (гегемоником). Разум связывает человека со всем миром. Индивидуальный разум является частью мирового разума.