Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:36, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"
Идеи Ибн-Рошда получили распространение в Европе в XIII–XIV вв. и окончательно изжили себя к началу XVII в. в связи с кризисом аристотелевской физики и космологии.
Суфизм. Существуют две версии происхождения слова суфизм: 1) Слово суфизм происходит от арабского «суф» - шерсть. 2) От греческого слова «софист» - мудрец. Суфизм возникает в 8-9 веках, основатель Аль-Газали, продолжили это учение Суфи Алаяр и Ахмет Яссави (12 в.). Особенности суфизма: в центре внимания суфизма стояла проблема отношения человека и бога. Суфизм считает, что бог постигается не с помощью разума, а при помощи особого состояния, к которому ведет путь, состоящий из трех ступеней: 1)Шариат. Сущность его состоит в выполнении 5 мусульманских обязанностей: иман, пятикратный намаз, ораза, хадж в Мекку, зекет.
2) Тарикат. Путь нравственного совершенствование человека. а). Покорность. Б). Аскетизм.
Хакикат. На этой ступени ученик (мурид) испытывает близость к богу, ощущает поглощающую любовь к нему, вступает в состояние, которое переживается как вечность. Характерный для суфизма культ Мухаммада, как считает А. Мец, наряду с культом святых и пропеведью фатализма сыграли свою роль в том, что «суфизм 9 и 12 вв. управлял из-за кулис религиозными течениями ислама.
Среди основных понятий
От первоначального аскетизма суфизм приходит к мистицизму, сильнейшей стороной которого явилось утверждение любви к богу как цели суфийского пути. Суфизм развивает эзотерическую сторону учения Мухаммада и достигает в этом несомненных высот, приведших к созданию замечательных образцов духовной культуры, как в области теории, так и практики. Дыхание суфизма омывает по существу всю культуру ислама.
Суфизм заложил основы мистицизма в исламе. Которые стали неотъемлемым признаком понимания Востока, как того, что противостоит рациональному в понимании бога. Первоначально суфийские заповеди передавались в устной форме от учителей-шейхов своим ученикам. Значение наставничества сохранилось в суфизме и по сей день. Суфии сумели выявить существенные характеристики и этапы иррационального познания, используя при этом формы притч и теоретические высказывания.
Гуманизм и антропоцентризм
философии Возрождения в Европе
Философией эпохи Возрождения
называется совокупность
К характерным чертам
- антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к чело¬веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
- оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав¬шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);
- перемещение основного
- принципиально новое, научно-
- большой интерес к социальным
проблемам, обществу и го¬
- торжество индивидуализма;
- широкое распространение идеи социального равенства.
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности.
Рост городов-республик
В городах стали возникать
светские центры науки и
Антропоцентризм (от греч. άνθροπος — человек и лат. centrum — центр) — философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Антропоцентризм предписывает
противопоставлять феномен
В оппозицию ставится также
мировоззрению
В то же время история
слова намного более древняя.
Известное выражение Протагора
"Человек есть мера всех
вещей" называют ключевой
Все это сильно изменило
философскую проблематику, в центре
которой стали проблемы
Эмпиризм, согласно которому
научное знание может быть
получено из опыта и
Рационализм, согласно
Т.о философия нового времени – это философия рационального антропоцентризма, согласно которому каждый человек представляет собой самостоятельную мыслящую субстанцию – действия и поведения его обуславливаются лишь его желаниями и мотивами.
Проявляется тенденция
. Философия Бекона
Имя великого английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626) ознаменовало рубеж XVI—XVII вв. и одновременно переход от философии Возрождения к мировоззрению Нового времени. Это было время значительных научных сдвигов, которые не были по достоинству оценены современниками, но благодаря которым складывалась новая картина мира, позднее названная классической. Именно в этот период закладывались основы современного научного знания и создавались предпосылки развития техники, приведшие позднее к промышленному перевороту и дальнейшему развитию общества на индустриальной основе.
Философия Возрождения в поисках нового мировоззрения, способного преодолеть схоластику Средневековья, опиралась на авторитет Аристотеля, находила для себя питательные мысли в неоплатонизме, пифагореизме, учениях Эмпедокла, Парменида, Гераклита и древних атомистов. Идейные течения Возрождения, открытия Дж. Бруно, Н. Коперника, наряду с традицией английского номинализма и эмпиризма У. Оккама и Р. Бэкона создали благодатную почву для новой реформации в философии и науке, совершенной Ф. Бэконом. Апелляция к природе, обращение к "естественной" религии, "естественному" праву, "естественной" морали создали его систему "естественной философии". Не случайно его главное произведение "Новый Органон" открывается словами: "Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в порядке природы делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может".
И хотя вокруг его трудов еще долго шла острая борьба сторонников и противников, оставалась безусловной значимость его как создателя философии естествознания, борца за подлинную науку против невежества и суеверия. Основоположники марксизма называли Бэкона родоначальником материализма Нового времени и основоположником новой науки. Именно его твердый отказ от привлечения сверхъестественных сил и сущностей для объяснения природных явлений, привел к утверждению тех принципов, которыми руководствуется наука.
Цель науки для него — человеческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, умножение их власти над природой. "Знание — сила" — именно ему принадлежат эти слова, ставшие девизом каждого, желающего овладеть его потенциалом. В науку следует идти, по его глубокому убеждению, не ради удовлетворения тщеславия и высокомерия, не для того, чтобы упрочить свое положение в обществе, не для того, чтобы получить знание ради знания. Он призывает следовать за ним путем, который наметил для себя: "Мы строим в человеческом разуме образец мира таким, каков он оказывается, а не таким, как подскажет каждому его мышление. Но это невозможно осуществить иначе как рассеканием мира и прилежнейшим его анатомированием. А те нелепые и как бы обезьяньи изображения мира, которые созданы в философиях вымыслом людей, мы предлагаем совсем рассеять... Итак, истина и полезность суть (в этом случае) совершенно одни и те же вещи. Сама же практика должна цениться больше как залог истины, а не из-за жизненных благ".
Исходя из этих принципов, он и предлагает
реформацию науки, критически (порой
несправедливо) оценивая достигнутый
уровень. В целях реформации он предлагает
развернутую классификацию
К призракам рода Бэкон относит склонность к идеализации, т.е. предположение в вещах большего порядка и единообразия, чем в них есть. Многое в природе единично и индивидуально, не имеет себе подобия. Между тем как человек придумывает всегда некие параллели, соответствия, которых нет, вроде круговых орбит планет, небесных сфер, комбинаций из четырех состояний вещества и т.п. Примешивая к природе вещей свою сущность, человек отражает их в искаженном, обезображенном виде.
Призраки пещеры — заблуждения
отдельного человека, ведь у каждого
есть "своя пещера", которая искажает
доходящий до него свет природы. Это
особые прирожденные свойства каждого,
формирующиеся также под
Призраки рынка Бэкон считает самыми тягостными, поскольку их влияние сказывается тогда, когда новый опыт открывает для привычных слов значение, отличающееся от предписанного традицией. При этом старый язык перестает быть общепринятым, а вместе с ним и старые ценности теряют свой смысл. Между тем как штампы ходячего словоупотребления продолжают навязываться привычным общением людей. То, что объединяет людей, восстает против разума. К такого рода призракам относятся наименования несуществующих вещей, неправильные абстракции, выраженные в языке. Слова бывают всего лишь именами, ничего не говорящими о вещах.
Призраки театра отождествляются с теориями; это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим следованием ложным мнениям и воззрениям. К ним Бэкон причисляет и систему Аристотеля, якобы испорченную логикой, и схоластику как слепую веру, основывающуюся лишь на авторитетах церкви. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы, — это, по его мнению, "философский театр".
Недостоверность получаемого нами знания обусловлена, считает Бэкон, сомнительной формой доказательства, которая опирается на силлогистику обоснования идей, состоящую из суждений и понятий, поскольку понятия, как правило, образуются недостаточно обоснованно. В своей критике теории аристотелевского силлогизма Бэкон исходит из того, что используемые в дедуктивном доказательстве общие понятия — результат опытного знания, полученного слишком поспешно. Со своей стороны, признавая важность общих понятий, составляющих фундамент знаний, Бэкон считал, что главное — это правильно образовывать эти понятия, так как если это делается поспешно, случайно, то нет прочности и в том, что на них построено. Главным шагом в реформе науки, предлагаемой Бэконом, должно быть совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции.
Опытно-индуктивный метод