Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.60 Кб (Скачать файл)

Хотя проблема индукции ставилась  и предшествовавшими ему философами, только у Бэкона она приобретает  главенствующее значение и выступает  первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через  простое перечисление, распространенное в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые не только на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому  положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение.

В индуктивный метод Бэкона в  качестве необходимых этапов входят сбор фактов и их систематизация. Бэкон  выдвинул идею составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Если —  возьмем любимый Бэконом пример — кто-то хочет найти формулу  тепла, то он собирает в первой таблице  различные случаи тепла, стремясь отсеять  все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям  в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, во вторую — лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают  тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует; наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используя  эти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, которая  лежит в основе тепла, а именно — по мысли Бэкона — движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ.

К индуктивному методу Бэкон относит  и проведение экспериментов. При  этом, с его точки зрения, важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. После этого можно перейти к решающему эксперименту.

Бэкон выдвинул опытное обобщение  фактов в качестве стержня своего метода, однако он не был защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличает то, что он в максимальной степени опирается  на разум при анализе фактов. Бэкон  сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным  умением. Он осуждал грубых эмпириков, которые, подобно муравью, собирают все, что попадается на пути (имея в  виду алхимиков), а также тех умозрительных  догматиков, которые, подобно пауку, ткут паутину знания "из себя" (имея в виду схоластов).

Методология Бэкона в значительной степени превосходила разработку индуктивных  методов исследования в последующие  века, вплоть до XIX в. Однако Бэкон в  своих исследованиях недостаточно подчеркивал роль гипотезы в развитии знания, хотя в его время уже  зарождался гипотетико-дедуктивный  метод осмысления опыта, когда выдвигается то или иное предположение и из него выводятся различные следствия. При этом дедуктивно осуществляемые выводы постоянно соотносятся с опытом. В этом отношении большая роль принадлежит математике, которой Бэкон не владел в достаточной степени, да и математическое естествознание в то время только формировалось.

В конце своей жизни Бэкон  написал книгу об утопическом  государстве "Новая Атлантида" (опубликована посмертно в 1627 г.), В  этом произведении он изобразил будущее  государство, в котором все производительные силы общества преобразованы при  помощи науки и техники. В нем  Бэкон описывает различные удивительные научно-технические достижения, преображающие  жизнь человека: здесь и комнаты  чудесного исцеления болезней и  поддержания здоровья, и лодки  для плавания под водой, и различные  зрительные приспособления, и передача звуков на расстояния, и способы  улучшения породы животных, и многое другое. Некоторые из описываемых  технических новшеств осуществились  на практике, другие остались в области  фантазии, но все они свидетельствуют  о неукротимой вере Бэкона в силу человеческого разума. Несмотря на то, что он придавал большое значение науке и технике в жизни  человека, Бэкон считал, что их успехи касаются лишь "вторичных причин", за которыми стоит всемогущий и непознаваемый  Бог. При этом Бэкон все время  подчеркивал, что процесс естествознания хотя и губит суеверия, но укрепляет  веру. Он утверждал, что "легкие" глотки философии толкают порой к  атеизму, более же глубокие возвращают к религии.

Влияние философии Бэкона на современное  ему естествознание и последующее  развитие философии огромно. Его  аналитический научный метод  исследования явлений природы, разработка концепции необходимости ее экспериментального изучения сыграли свою положительную  роль в достижениях естествознания XVI—XVII вв.

Логический метод Бэкона дал  толчок развитию индуктивной логики. Классификация наук Бэкона была положительно воспринята в истории наук и даже положена в основу разделения наук французскими энциклопедистами. Хотя углубление рационалистической методологии  в дальнейшем развитии философии  снизило влияние Бэкона в XVII в., в последующие века идеи Бэкона приобрели новое звучание. Они не потеряли своего значения вплоть до XX в.

Некоторые исследователи рассматривают  его даже как предшественника  современной интеллектуальной жизни  и пророка прагматической концепции  истины, имея в виду его высказывание: "Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно".

 

Философия Декарта

То, что в античном материализме было синтезом, результатом долгого  и плодотворного развития, стало  для новой европейской философии  исходной точкой, началом ее дальнейшего  движения после застоя в эпоху  Средневековья.

Пресечение плодотворной традиции античного материализма в Средние  века вызвало к жизни своеобразный ренессанс материализма, как только успехи точных наук, опиравшихся на развитие техники, сделали возможной  и необходимой новую постановку космологических вопросов. Открытия физики, механики, теоретической и  наблюдательной астрономии в XVII в. требовали  объединения всех достигнутых результатов  вокруг решения вопроса о происхождении  и физических механизмах Вселенной.

Для понимания этих механизмов, которые  не укладывались в наглядные представления  и чувственные ощущения, нужна  была принципиально новая методология. Неслучайно Р. Декарт (1596— 1650), с которого начинается новый этап современной  философии, заявляет о себе именно опубликованием методологического трактата. Интерес  к методологии диктовался философскому мышлению несоответствием между  успехами математики и естествознания и плачевным состоянием логических оснований познания, а также необходимостью привести к единству многообразие применявшихся  методов исследования.

Вслед за Демокритом Декарт выводит познание из ощущений, понимая, что опыт иногда обманывает человека. При этом обманчивыми оказываются не только чувственные данные, но иногда и представления о простейших элементах окружающего мира, таких, как протяженность, фигура, величина, число, место, время и т.д. С божьей благостью несовместимы, по его мнению, и те обманы чувств, в которых мы не сомневаемся. Поэтому, считает Декарт, важнейшим принципом методологии должно быть сомнение — это по сути дела проверка любого знания на объективность. Единственное средство избавиться от заблуждений состоит в твердом намерении никогда не высказывать суждений о вещах, истинность которых не известна со всей очевидностью. Декарт вовсе не намерен уничтожить доверие к знанию, свою задачу он видит в том, чтобы очистить знание от всех сомнительных и недостоверных элементов.

Последовательно очищая все содержание знания от того, что вызывает хотя бы тень сомнения, можно дойти до достоверных  начал, на которых можно строить  здание науки. Отдавая должное опыту, Декарт признает также необходимость  эксперимента в познании, в котором  используются созданные искусственно технические средства, помещаемые между  природным телом и органами чувств человека. И все-таки не в опыте  видит он достоверную основу познания. Ощущения, суммируемые в опыте, дают лишь практическую ориентацию, но не истинное знание о предметах самих по себе. Многие вещи и отношения, указывает  он, раскрываемые теоретическим анализом, не удостоверяются ощущениями. Критерий истинного, адекватного действительности знания следует искать только в рациональном усмотрении. При этом к истинному  познанию приводит лишь ясное и отчетливое "усмотрение умом". Ясным Декарт называет такое восприятие, которое  открыто для наблюдающей души, а отчетливым то, что содержит в  себе только ясное и "никакой примеси  неясного".

Декарт сформулировал, таким образом, суть классического рационализма, который  не ограничивается одним лишь отрицанием чувственного познания. Сущность рационализма — не только в том способе, которым  он разрешает проблемы возникновения, генезиса знания, но и в том, что  знание — разумное усмотрение, уразумение истины наших понятий в их предметном значении.

Дальше возникает вопрос о том, какие конкретные истины обладают признаком  ясности и отчетливости и поэтому  могут быть положены в основу науки, как ее достоверное и надежное начало. Такую конкретную основу образует, по Декарту, убеждение в том, что  человек как мыслящее существо существует. Можно сомневаться во всем, кроме  этого. Но сомнение есть один из актов  мышления. Поэтому тезис "Я мыслю, следовательно, существую" не означает признания онтологического идеализма, т.е. веры в первичность идеального в мире вообще. Напротив, Декарту  свойствен объективизм. Речь идет не о первенстве сознания в порядке  бытия, и о приоритете в порядке  его познания. Среди возможных  объектов научного изучения сознание есть особый объект, который представляется нам сам таким, как он есть, не требуя о посредствующего репрезентанта. Это может быть названо методологическим идеализмом.

Однако Декарту предстояло решить многие онтологические проблемы, касающиеся, например, строения мира из простейших составляющих его элементов. С помощью  математического аппарата можно  свести огромный механизм Вселенной  к сумме простейших качеств или  элементов. Но точные науки не могли  представить никаких ручательств, что найденные путем рационального  анализа элементы окажутся действительно  соответствующими объективной структуре  и природе окружающего мира. Так, тела обладают величиной, фигурой, объемом, положением, имеют тяжесть, плотность, цвет, блеск, запах, вкус и т.д. Однако, например, палка, опущенная в воду, кажется нам преломленной. Изъятие ее из воды доказывает, что предыдущее восприятие обманчиво.

Декарт стремится найти такие качества бытия, которые могут быть признаны действительно первичными элементами, т.е. объективно существующими, независимо от состояния органов чувств. Он стремится устранить из наших восприятий все те качества, которые на самом деле бытию не принадлежат и которые появляются в поле нашего внимания либо вследствие особого состояния воспринимающих органов, либо в силу наших ошибок по поводу воспринятого.

Перечислив все качества, которые  обычное восприятие находит в  предмете, Декарт рассматривает их как объективные признаки предмета. Затем последовательно исключает  из них все те, которые при более  тщательном анализе оказываются  не объективным определением самого предмета, а всего лишь проекциями наших чувств. "Убедимся,— пишет Декарт,— что природа материи, или тела, рассматриваемого вообще, состоит не в том, что оно — вещь твердая, весомая, окрашенная или каким-либо иным способом воздействующая на наше чувство, но лишь в том, что оно — субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину". Первичными Декарт считает те качества вещи, которые можно найти в ней при любых изменениях, какие она только способна претерпеть, оставаясь сама собой. Так, твердость, цвет и т.д. исключаются из состава первичных качеств, ибо чувство оповещает нас о твердости лишь тем, что частицы твердых тел сопротивляются движению наших рук, наталкивающихся на тело, а о цвете — лишь воздействием лучей на глаза человека.

Объективизм Декарта совпадает  с представлением о неизменном, постоянном, устойчивом ядре или форме вещи, отражающей ее сущность. Критерием  объективности в глазах Декарта  служило непременное наличие  данного качества или свойства во всех состояниях и при всех возможных  изменениях предмета. Это достигается  не восприятием, а только умом.

В поисках достоверной истины Декарт находит два вида бесспорного  знания. Во-первых, это ясные и  объективные аксиомы, положения  достоверные сами по себе. Их истина открывается не с помощью доказательств  и выводов, а в простой интуиции. Во-вторых, это положения, которые  сами по себе не очевидны, по истина которых удостоверяется выводом из других, уже доказанных или непосредственно установленных истин. Под интуицией Декарт подразумевает не изменчивое свидетельство чувств и не воображение, а непосредственную концепцию ума, настолько отчетливую и ясную, что она не оставляет места сомнениям и рождается из одного только света разума.

Важно отметить, что Декарт, подчеркивая  наличие интуитивных начал знания, ограничивал тем самым компетенцию  схоластической формальной логики с  ее знаменитыми аристотелевскими учениями о дедукции и силлогизме.

Во времена Декарта истина все  еще считалась наперед заданной в учении церкви и требующей лишь тщательного логического доказательства, логической виртуозности. Основное внимание было направлено на то, чтобы решить, правильно ли связаны между собой понятия, используемые в выводе. Не подрывая устоев ни религии, ни логических аксиом, учение Декарта об интуитивных инстинктах заметно сужало сферу действия первых. Существуют истины, утверждал Декарт, которые для своего уразумения не нуждаются в формально-логических правилах и тем не менее составляют фундамент всей науки. По отношению к этим истинам все дальнейшее знание будет вторичным, производным.

Логика познания Декартом строится на ясном осознании того, что истины связаны между собой так, что  образуют систему знания. Весь секрет он видел в том, чтобы начать с  простейших из них и подниматься  как по ступенькам от одной к другой, более далекой и более сложной. Эта глубокая диалектическая мысль  выросла у Декарта не из умозрительных  рассуждений, а из его специальных  научных исследований и прежде всего  из математических работ. Изучение им логической структуры алгебры и  геометрии привело его к созданию обобщенного математического метода. В свою очередь, основательное изучение механики, астрономии, оптики и акустики навело на мысль, что можно сформировать общую, универсальную науку, изучающую  проблемы меры и порядка. Однако это  не было пределом его обобщающего  гения. Опираясь на "фундамент" математики, Декарт поднял свои обобщения до уровня методологии всякого достоверного знания вообще, т.е. до философского знания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"