Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 12:15, шпаргалка
Философия и наука: историческая динамика взаимосвязи и взаимовлияния.
Философия и наука выросли из одного корня, затем отделились друг от друга, приобрели самостоятельность, но не обособились. Они диалектически связаны, взаимовлияют друг на друга, но в разное время по-разному. Фил. - мать науки. В древн. Гр. не было диффрененциации теоретических знаний. Первые естествоиспытатели были одновременно и фил. Философия - теор. уровень М-ния.
Коммунизм перенял от
капиталистической цивилизации
ее беспредельный гипертехницизм, и
создал религию машины, которой он
поклоняется как тотему. Тем самым
обнаруживается глубокое внутреннее родство
между атеистической верой
Ценностно-нормативный подход м
Т.к. точки соприкосновения техники и этики не очевидны: в значительной своей части техника - это сфера сущего, фактически обнаруживаемый феномен, где господствует целесообразность, прагматичность. Область этики - это нравственно-ценностное восприятие мира, сфера должного, идеалов. Данное положение основано на представлении о разделении сущего и должного, бытия и ценностей, теоретического разума и практического, берущем свое начало в философиях Д. Юма и И. Канта. Указанное разделение послужило основанием для идеи моральной нейтральности науки и техники.
Если продолжить, то техника как способ отношения к бытию, природе, самому человеку получила свою индульгенцию в установках западноевропейского сознания: от бэконовского идеала покорения природы до репрезентации мира в качестве картины, где человек, становясь субъектом, экстраполирует свою эгоцентрическую проекцию на весь мир.
Техника, становясь доминирующей формой отношения человека с миром, разрушает баланс между различными формами рациональности, например целевой (технической) и ценностной. В. Хесле пишет: «В самом деле, некоторые формы рациональности, в особенности техническая рациональность, развиваются достаточно быстро; более того, они нарастают по экспоненте, тогда как другие, традиционно называемые мудростью, иными словами, связанные с усмотрением ценностей, ныне не развиваются совершенно и даже претерпевают регресс».
Таким образом, морально-этические коллизии современности есть результат напряженной ситуации между интенсивным развитием техники и нравственными ориентирами, которые постоянно оказываются из-за технических изменений устаревшими, натянутыми и искаженными, моральное сознание просто не успевает своевременно реагировать на то или иное техническое новшество.
Императив делаемости, гласящий, что все, что может быть сделано, должно быть сделано, основан на отсутствии всяких пределов и ограничений в деятельности homo faber. Данная установка привела к ряду трудноразрешимых проблем современного мира: во-первых, негативные последствия технической деятельности, которые приобретают глобальный масштаб, как в пространстве, так и во времени. Во-вторых, человек в буквальном смысле слова становится объектом техники, например в случае с биотехнологическими манипуляциями, которые в своей сущностной основе отличаются от инженерного воздействия на природу.
Во второй половине ХХ в. исследователи (Р. Макки-он, Г. Йонас, Х. Ленк) заговорили о необходимости обоснования некоего механизма, способного своевременно выявлять и предотвращать наиболее негативные последствия развития техники, в качестве которого выступила «новая» концепция ответственности. В исследовательской литературе ее обозначают как предупреждающая ответственность, или проспективная, или просто этика ответственности.
Мощь техники достигла своего апогея, с ее помощью человечество может прекратить свое дальнейшее существование. Под вопросом оказался сам человек (его онтологическая идея), присутствие которого - это некая абсолютная, нетематическая установка, имеющаяся во всех морально-нравственных концепциях. Г. Йонас, в частности, предлагает такую концепцию ответственности, где само присутствие человека становится объектом обязанности. Все остальные этические вопросы о том, кто такой человек, кем он должен быть, приобретают производный характер, отмечает исследователь: «...лишь идея человека, поскольку она поясняет, почему должны существовать люди, поясняет нам и то, каким должно быть это бытие».
В исследовательской литературе наблюдается поливариантное толкование понятия ответственности: от интерпретационного этического конструкта, имеющего характер вменения или фундаментальной характеристики бытия человека до принципа построения новой этики и т.д.
В этой связи введение расширенной ответственности ставит целый ряд дискуссионных вопросов. Может ли быть приписана моральная ответственность, которая по определению личностна, индивидуальна, группам при условии, что современная техническая деятельность - это деятельность коллективная, имеющая характер более или менее обязывающего предприятия. Все это ставит проблему распределения ответственности в больших коллективах и, как замечает Э. Штрёкер, идея коллективной ответственности (со-ответственности, Mitverantwortung) «...допускает минимум один вопрос, который вообще нельзя было формулировать рационально для ответственности: каким образом она может быть распределена? «Каждый несет совместную ответственность сообразно занимаемой им стратегической шкале в сфере влияний и действия».
В этом ряду неоднозначна также идея предупреждающей (проспективной) ответственности, когда действие оценивается до того, как произойдет; но может ли человек в условиях современной науки и техники быть ответственным за последствия, которые он просто не был в состоянии предвидеть, просчитать заранее и проконтролировать?
Возражения, которые выдвигаются против предупреждающей (проспективной) ответственности, состоят в следующем: невозможно оценить положительно или отрицательно то или иное действие, которое еще не совершено, поскольку следствия наших предполагаемых действий могут и не наступить.
Идея проспективной
ответственности
Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.
Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Наряду с этой формой детерминизма регуляторами работы научной мысли являются и другие: системный детерминизм (зависимость отдельных компонентов системы от свойств целого), детерминизм типа обратной связи (следствие воздействует на вызвавшую его причину), детерминизм статистический (при сходных причинах возникают различные – в известных пределах – эффекты, подчиненные статистической закономерности), целевой детерминизм (предваряющая результат цель определяет процесс ее достижения).
Принцип детерминизма, будучи общенаучным, организует различное построение знания в конкретных науках. Это обусловлено своеобразием их предмета и исторической логикой его разработки. Применительно к психологии в развитии детерминизма, направляющего изучение и объяснение ее явлений, выделяются несколько эпох.
Принцип развития в современной научной
картине мира
Для того чтобы жить, существо должно
действовать. Для того чтобы жить по-человечески,
существо должно действовать разумно,
то есть осознавать свою деятельность
и ее результаты. Разумная
деятельность невозможна без интереса
к изменениям окружающего мира. Этот интерес
порождает вопросы, которые
требуют ответа. Рано или поздно интересчеловека
выходит за рамки чувственного восприятия,
горизонты человеческого любопытства
становятся безграничными – его объектом
выступает мир в целом. Бесконечная чередавопросов порождает
бесконечное количество ответов. Тем не
менее, отвечая на эти вопросы, человек
вырабатывает определенное отношение
к миру и находит свое место в нем. Таким
образом, возникает и строится непременный
атрибут человеческого существования
–мировоззрение, представляющее
собой самую общую форму проявления человеческого
интереса к самому себе и к миру.
Теоретической формой мировоззрения
является философия, которая
имеет глубокие корни в реалиях как отдельного
человека, так и всего человечества, поскольку
удовлетворяет потребность в поиске единого
и общего в многообразии мира, причин и
законов возникновения и развития мировых
явлений, в том числе и самого человека,
то есть в поиске того, что называется
сущим. Конечно, философия занимается
не только сущим, но последняя образует
ядро всякой философии, поскольку содержит
в себе вопрос о первоначалах мира.
1. Универсальный эволюционизм - основа
современной научной картины мира
Представления об универсальности
процессов эволюции во Вселенной реализуются
в современной науке в концепции универсального
эволюционизма. Его принципы позволяют
единообразно описать огромное разнообразие
процессов, протекающих в неживой природе,
живом веществе, обществе.
Концепция универсального эволюционизма
базируется на определенной совокупности
знаний, полученных в рамках конкретных
научных дисциплин, и вместе с тем включает
в свой состав ряд философско-мировоззренческих
установок. Она относится к тому слою знания,
который принято обозначать понятием
“научная картина мира”.
Универсальный эволюционизм
характеризуется часто как принцип, обеспечивающий
экстраполяцию эволюционных идей, получивших
обоснование в биологии, а также в астрономии
и геологии, на все сферы действительности
и рассмотрение неживой, живой и социальной
материи как единого универсального эволюционного
процесса.