Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:24, шпаргалка
1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
3. Что такое философия? Специфика философского знания.
5. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай). Общее понятие и характерные черты китайской философии.
...
58. Кризис техногенной цивилизации
- понятием действительности (ее природой),
- проблемой соответствия наших знаний действительности,
36 Понятие диалектики.
Исторические формы диалекики
Диалектика - учение о наиболее общих закономерных
связях и становлении, развитии бытия
и познания, а также основанный на этом
учении метод мышления и действия.
Диалектика как термин используется в
смысле отражение всеобщих законов движения
и развития объективной действительности.
Диалектика как понятие употребляется
в трёх значениях:
1) Под диалектикой понимается совокупность
объективных диалектических закономерностей,
процессов, действующих в мире независимо
от сознания человека. Это диалектика
природы, диалектика общества, диалектика
мышления, взятая как объективная сторона
мыслительного процесса. Это объективная
реальность.
2) Субъективная диалектика, диалектическое
мышление. Она представляет собой отражение
объективной диалектики в сознании.
3) Философское учение о диалектике или
теория диалектики. Выступает как отражение
отражения. Называется учением о диалектике,
теорией диалектики.
В историческом плане принято выделять
три формы диалектики: стихийная диалектика
Древней Греции, идеалистическая диалектика
немецкой классической философии и материалистическая
диалектика XIX века.
Само понятие диалектика родилось в древнегреческой
философии, где с развитием античной демократии
стало высоко цениться умение полемизировать,
убеждать, обосновывать свою точку зрения.
Под диалектикой понимали искусство спора,
умение находить противоречия в мыслях
собеседника, плодотворно развивать обсуждаемую
тему, искусство классификации понятий,
разделения вещей на роды и виды.
Выдающимся диалектиком является Гераклит.
Диалектика у него — это концепция непрерывного
изменения, которое мыслится им в пределах
материального космоса и в основном является
круговоротом вещественных стихий — огня,
воздуха, воды и земли. Все течет, все изменяется,
в одну реку нельзя войти дважды, поскольку
в каждый момент она все новая и новая.
Диалектике Гераклита присущи идеи становления,
единства и борьбы противоположностей,
совпадения абсолютного и относительного.
Обращая внимание на источник изменения
и развития, Гераклит по-прежнему оставлял
в тени проблему поступательности развития.
Его мысль была сосредоточена в основном
на повторяемости и круговороте. Он еще
не ставит проблемы скачкообразности
процесса развития вещей и явлений, перехода
одного качества в другое, в свою противоположность.
В теории познания Гераклит начинал с сенсуализма
(от лат. sensus — восприятие,
чувство). Он учил о совпадении судьбы,
необходимости и разума, развивая учение
о единстве противоположностей. Его диалектика
наивна, но правильна, разработана в общей
форме и не дошла до частностей.
Гераклит — первый греческий философ,
вышедший за рамки чисто натуралистических
построений мистики чисел и религиозно-этических
исканий. Он сделал во многом успешную
попытку определить единую объективно-логическую
закономерность, лежащую в основе всякого
процесса и состояния.
Аристотель считает изобретателем диалектики
Зенона. Он противопоставил мышление чувственно-воспринимаемому,
подметил неустойчивость, текучесть человеческих
ощущений и чувственного бытия. Он отводил
главную роль в познании мышлению. Зенон
впервые попытались выработать понятие
единого бытия и сделали его основой философствования.
Единое бытие понимается у него как непрерывное,
неизменное, нераздельное, одинаково присущее
в каждом мельчайшем элементе действительности.
Оно исключает любую множественность
вещей в их движении. Зенон разработал
сорок апорий, направленных против движения
и против множественности вещей. Он указал
на противоречивость конечного и бесконечного,
прерывного и непрерывного.
Платон представил диалектику как метод
анализа и синтеза понятий. Понятия возникают
не как итог обобщения чувственных данных,
а в результате вспоминания душой идей,
которые она когда-то созерцала в сверхчувственном
мире, еще не будучи связанной с человеческим
телом. У Платона диалектика не только
метод отыскания истины, но и учение о
мире истинного бытия как сферы вечных
и неизменных идей.
В отличие от Платона Аристотель считал,
что диалектика имеет дело не с истинным,
а с вероятностным знанием. Он ввел термин
«противоположности». Аристотель, стремясь
познать сущность вещей через их понятия,
в центр внимания поставил отношение общего
к частному. Он первым создал систему логики,
главную задачу которой видел в установлении
правил получения достоверных выводов
из определенных посылок.
37 Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций.
Человечество на протяжении своей многовековой истории пережило множество революций в мире науки и техники: промышленная, электротехническая, электронная, информационная и даже «зеленая» революции.
Само
понятие «революция»
Как показывают исследователи, научная революция может протекать двояко: 1) вызывать трансформацию специальной картины мира без изменения идеалов и норм исследования, и 2) осуществлять радикальные изменения и в картине мира, и в системе идеалов и норм науки.
Примерами первого типа могут быть революция в медицине, вызванная открытием В. Гарвея кругообращения крови (1628); революция в математике в связи с открытием дифференциального исчисления И. Ньютона и Г. Лейбница; кислородная теория Лавуазье; переход от механической картины мира к электромеханической в связи с открытием теории электромагнитного поля. Они не меняли познавательных установок классической физики, идеалов и норм исследования (признание жестко детерминированных связей процессов и явлений, исключение помех, связанных с приборами и средствами наблюдения, и т.д.).
Пример научной революции второго типа – открытия термодинамики и последовавшая в середине XX в. квантово-механическая революция, которая вела не только к переосмыслению научной картины мира, но и к полному парадигмальному сдвигу, меняющему также стандарты, идеалы и нормы исследования. Отвергалась субъектно-объектная оппозиция, изменялись способы описания и обоснования знания, признавались вероятностная природа изучаемых систем, нелинейность и бифуркационность развития. Выделяют четыре типа научных революций по следующим основаниям: 1) появление новых фундаментальных теоретических концепций; 2) разработка новых методов; 3) открытие новых объектов исследования; 4) формирование новых методологических программ.
Предпосылкой любой научной революции являются факты или та фундаментальная научная аномалия, которая не может быть объяснена имеющимися научными средствами и указывает на противоречия существующей теории. Когда аномалии, проблемы и ошибки накапливаются и становятся очевидными, развивается кризисная ситуация, которая и приводит к научной революции. В результате научной революции возникает новая объединяющая теория (или парадигма в терминологии Куна), обладающая объясняющей силой и устраняющая ранее имеющиеся противоречия.
Так было в случае перехода от аристотелевско-птолемеевой геоцентрической астрономии к коперниканской гелиоцентрической астрономии, к ньютоновской классической механике и эволюционной биологии.
Известный философ науки Томас Кун в своей знаменитой книге «Структура научных революций» (1962) обосновал модель развития науки, которая предполагает чередование эпизодов конкурентной борьбы между различными научными сообществами и этапов, предполагающих систематизацию теорий, уточнение понятий, совершенствование техники (этапов так называемой нормальной науки). Период господства принятой парадигмы сменялся периодом распада, что отражалось в термине «научная революция». Победа одной из противоборствующих сторон вновь восстанавливала стадию нормального развития науки. Допарадигмальный период отличался хаотичным накоплением фактов. Выход из данного периода означал установление стандартов научной практики, теоретических постулатов, точной картины мира, соединение теории и метода.
По Куну, смена научной парадигмы, переход в фазу «революционного разлома» предусматривает полное или частичное замещение элементов дисциплинарной матрицы, исследовательской техники, методов и теоретических допущений. Трансформировался весь набор эпистемологических ценностей. Схема, предложенная Куном, включала следующие стадии: донаучная стадия – кризис – революция – новая нормальная наука – новый кризис и т.д.
Кун, детально исследуя переломные моменты в истории науки, показывает, что период развития «нормальной науки» также может быть представлен традиционными понятиями, например понятием прогресса, которое в данном случае имеет критерий количества решенных проблем. Для Куна «нормальная наука» предполагает расширение области применения парадигмы с повышением ее точности. Критерием пребывания в периоде «нормальная наука» является сохранение принятых концептуальных оснований. Можно сказать, что действует определенный иммунитет, позволяющий оставить концептуальный каркас той или иной парадигмы без изменения. Цель «нормальной науки», отмечает Т. Кун, ни в коей мере не предусматривает предсказания новых видов явлений. Иммунитет, или невосприимчивость к внешним, нестыкующимся с принятыми стандартами факторам, не может абсолютно противостоять так называемым аномальным явлениям и фактам — они постепенно подрывают устойчивость парадигмы. Кун характеризует «нормальную науку» как кумулятивное накопление знания.
Революционные периоды, или научные революции, приводят к изменению структуры науки, принципов познания, категорий, методов и форм организации. Чем же обусловлена смена периодов спокойного развития науки и периодов ее революционного развития? История развития науки позволяет утверждать, что периоды спокойного, нормального развития науки отражают ситуацию преемственности традиций, когда все научные дисциплины развиваются в соответствии с установленными закономерностями и принятой системой предписаний. «Нормальная наука» означает исследования, прочно опирающиеся на прошлые или имеющиеся научные достижения и признающие их в качестве фундамента последующего развития. В периоды нормального развития науки деятельность ученых строится на основе одинаковых парадигм, одних и тех же правил и стандартов научной практики. Возникает общность установок и видимая согласованность действий, которая обеспечивает преемственность традиций того или иного направления. Ученые не ставят задачи создания принципиально новых теорий, более того, они даже нетерпимы к созданию подобных «сумасшедших» теорий другими. По образному выражению Куна, ученые заняты «наведением порядка» в своих дисциплинарных областях. «Нормальная наука» развивается, накапливая информацию, уточняя известные факты. Одновременно период «нормальной науки» характеризуется «идеологией традиционализма, авторитаризма, позитивного здравого смысла и сциентизма».
Каждая научная революция открывает новые закономерности, которые не могут быть поняты в рамках прежних представлений.
Мир микроорганизмов и вирусов, мир атомов и молекул, мир электромагнитных явлений и элементарных частиц, мир кристаллов и открытие других галактик – это принципиальные расширения границ человеческих знаний и представлений об универсуме.
Научная революция значительно меняет историческую перспективу исследований и влияет на структуру учебников и научных работ, затрагивает стиль мышления и может по своим последствиям выходить далеко за рамки своей области (так, открытие радиоактивности на рубеже XIX—XX вв. использовалось в философии и мировоззрении, медицине и генетике). Научные революции рассматриваются как некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой.
Симптомами научной революции кроме явных аномалий являются кризисные ситуации в объяснении и обосновании новых фактов, борьба старого знания и новой гипотезы, острейшие дискуссии. Научные сообщества, а также дисциплинарные и иерархические перегородки размыкаются. Научная революция — это не одномоментный акт, а длительный процесс, сопровождающийся радикальной перестройкой и переоценкой всех ранее имевшихся факторов. Изменяются не только стандарты и теории, но и средства исследования, открываются новые миры.
Например, появление микроскопа в биологии, а впоследствии телескопа и радиотелескопа в астрономии позволило сделать великие открытия. Весь XVII в. был назван эпохой «завоеваний микроскопа». Открытия кристалла, вируса и микроорганизмов, электромагнитных явлений и мира микрочастиц дают возможность, более глубинного измерения реальности.
Научная революция предстает как некая прерывность в том смысле, что она отмечает рубеж не только перехода от старого к новому, но и изменение самого направления. Открытия, сделанные учеными, обусловливают фундаментальные сдвиги в истории развития науки, знаменуют собой отказ от принятой и господствующей теории в пользу новой, несовместимой с прежней. И если работа ученого в период «нормальной науки» характеризуется как ординарная, то в период научной революции она носит экстраординарный характер.
Революционные периоды в развитии науки всегда воспринимались как особо значимые. Их «разрушительная» функция со временем трансформировалась в созидательную, творческую и инновационную. Научная революция была наиболее очевидным выражением основной движущей силы научного прогресса.
В период
революций ученые открывают новое
и получают новые результаты даже
в тех случаях, когда используют
обычные инструменты в
Современные ученые обращают внимание на меж- и внут-ридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия многих наук предусматривают анализ сложных системных объектов, выявляя такие системные эффекты, которые не могут быть обнаружены в рамках одной дисциплины (в настоящее время ярким примером таких междисциплинарных исследования является синергетика).
В случае
междисциплинарных
Так было в период революции в химии, когда в нее были перенесены идеалы количественного описания из физики, а впоследствии и представления о силовых взаимодействиях между частицами атома, атомном строении вещества. Примером обратного воздействия могут быть развитые в химии представления о молекуле как соединении атомов, которые затем вошли в общую картину мира, стали междисциплинарными, оказав решающее воздействие на физику в период разработки молекулярно-кинетической теории теплоты.
38 Научное познание есть
процесс, т.е. целостная развивающаяся
система довольно сложной структуры, которая
выражает собой единство устойчивых взаимосвязей
между элементами данной системы.
С точки зрения взаимодействия субъекта
и объекта научного познания, наука включает
в себя четыре необходимых компонента.
Субъект науки – ключевой элемент научного
познания – отдельный исследователь
или научное сообщество, коллектив, в конечном
счете – общество в целом.
Объект науки – предметная область
научного познания, то, что именно изучает
данная наука или научная дисциплина,
все то, на что направлена мысль исследователя.
Предмет науки в широком смысле – это некоторая ограниченная
целостность, выделенная из мира объектов
в процессе человеческой деятельности,
либо конкретный объект, вещь в совокупности
своих сторон, свойств и отношений.
Система методов и приемов, характерных для данной
науки или научной дисциплины и обусловленных
спецификой их предметов.
Язык науки – специфическая знаковая
система – как естественный язык,
так и искусственный (знаки, символы, математические
уравнения, химические формулы и т.п.).
Уровни научного
познания. Как развивающаяся система
знания, наука включает в себя два основных
уровня – эмпирический и теоретический.
Им соответствуют два взаимосвязанных,
но в то же время специфических вида познавательной
деятельности – эмпирическое (опытное)
и теоретическое (рациональное) исследования.
В эмпирическом исследовании применяются
такие средства, как описание, сравнение,
измерение, анализ, индукция. Важнейшим
элементом эмпирического исследования
и формой научного знания является факт.
Факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся):
а) синоним понятия «истина», реальное
событие, результат - в противоположность
вымышленному; б) особого рода предложения,
фиксирующие эмпирическое знание, т.е.
полученное в ходе наблюдений и экспериментов.
Факт становится научным, когда он включен
в логическую структуру конкретной системы
научного знания.
Эмпирическое исследование направлено непосредственно
на объект и опирается на данные наблюдения
и эксперимента. На этом уровне научного
познания преобладает чувственное познание
как живое созерцание.
Теоретическое исследование связано с совершенствованием
и развитием понятийного аппарата науки
и направлено на всестороннее познание
реальности в ее существенных связях и
закономерностях. Данный уровень научного
познания характеризуется преобладанием
рациональных форм знания – понятий, теорий, законов
и других форм мышления.
Рассматривая теоретическое исследование
как высшую и наиболее развитую форму
научного знания, можно выделить следующие
его структурные компоненты - проблему,
гипотезу, теорию.
Проблема – форма теоретического
знания, содержанием которой выступает
то, что еще не познано человеком.
Гипотеза – форма теоретического
знания, структурный элемент научной теории,
содержащий предположение, сформулированное
на основе фактов, истинное значение которого
неопределенно и нуждается в доказательстве.
Теория является наиболее
развитой и сложной формой научного знания.
Специфика теории по сравнению с другими
формами научного знания заключается
в том, что она дает целостное представление
о закономерностях и существенных связях
определенной области действительности – объекта данной теории.
Методы научного
познания. Получение и обоснование
объективно-истинного знания в науке происходит
при помощи научных
методов.
Метод (от греч. metodos – путь исследования
или познания) – совокупность правил,
приемов и операций практического и теоретического
освоения действительности.
В теории науки и методологии научного
познания разработаны различные классификации
методов. Одновременно наблюдение, измерение,
практический эксперимент относятся к эмпирическим методам, как и сопровождающие
их доказательство или выведение следствий.
Такие методы, как идеализация, мысленный
эксперимент, восхождение от абстрактного
к конкретному, являются теоретическими методами. Существуют методы,
приспособленные преимущественно для
обоснования знаний (эксперимент, доказательство,
объяснение, интерпретация), другие направлены
на открытие (наблюдение, индуктивное
обобщение, аналогия, мысленный эксперимент).
Итак, научное познание представляет собой
отношение субъекта и объекта; обладает
специфическим языком и включает в себя
различные уровни, формы и методы: эмпирическое
исследование (научный факт, наблюдение,
измерение, эксперимент); теоретическое
исследование (проблема, гипотеза, теория).