Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:24, шпаргалка
1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
3. Что такое философия? Специфика философского знания.
5. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай). Общее понятие и характерные черты китайской философии.
...
58. Кризис техногенной цивилизации
Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Поэтому неверно было бы утверждать, что, скажем, «сначала» возник труд, «потом» общество, а «еще позднее» - язык, мышление и сознание. С конца XIX века в теме антропосоциогенеза на первый план снова и снова выдвигается проблема труда. Однако, соглашаясь с этим, нельзя сразу же не принять во внимание, что труд и сам имеет свой генезис, превращаясь в полноценную предметно-практическую деятельность лишь во взаимодействии с такими факторами социализации, как язык, нравственность, мифология, ритуальная практика и т.д.
Одним из важнейших факторов антропосоциогенеза было развитие языка. В самом широком смысле слова язык - это вся система культуры, поскольку посредством нее устанавливаются межчеловеческие связи. Язык в более узком смысле - это специализированная информационно-знаковая деятельность, именуемая речью. Посредством речи процесс общения между людьми достигает максимума эффективности.
К языку испытывали благоговейное почтение. Ни одна из древнейших культур не опускалась до толкования языка как произвольного человеческого изобретения. Считалось само собой разумеющимся, что формальное и смысловое совершенство языка выше человеческих способностей. Язык мыслился как дар богов и как сила, роднящая богов и людей.
Лишь в пространстве языка и с его помощью первичные материальные условия существования нашего прапредка могли подразделиться на такие важнейшие практические категории, как, скажем, святилище, жилище, утварь и т.д. Но это значит, что и предметно-практическая деятельность в полном и точном смысле этого слова могла сформироваться не раньше, чем появился язык.
Как ни велики социализирующие возможности языка (членораздельной речи), их все-таки было недостаточно, чтобы обеспечить действительную солидарность по поводу труда и достигнуть внутристадного мира. Важную роль играло коллективно регулируемое произведение потомства. Именно в этой сфере в ходе антропосоциогенеза совершилась одна из самых радикальных революций, оказавшая глубокое воздействие на человека как субъекта предметно-практической деятельности.
Только люди знают и классифицируют родственные отношения. Это знание существует издревле; оно не изгладится и не потеряет смысла, покуда человек остается человеком. Оно является невидимой предпосылкой бесчисленного множества высокоцивилизованных воззрений, в частности представления о том, что Homo sapiens - это не просто биологический вид, но семья народов, преемственный род человеческий.
Табу
на близкородственные связи - первый
в ряду простейших нравственно-социальных
запретов, возникших в глубокой древности
и навеки сохранивших свое непреложное
значение. Нравственно-социальные запреты
конституируют первобытно-
Можно
выделить три простейших нравственно-социальных
требования, которые известны уже
самым древним, самым примитивным
сообществам и которые
В ходе
антропосоциогенеза совершился необратимый
переход к человеческому
52 Философская антропология
Философская антропология, в широком смысле – учение о природе (сущности) человека (см. Человек); в узком – течение в зап.-европейской, преимущественно нем., философии 1-й половины 20 в., исходившее из идей идеалистической философии жизни (В. Дильтей), феноменологии Э. Гуссерля и др. и стремившееся к воссозданию целостного понятия о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – биологии, психологии, этнологии, социологии и т.д. Начало Ф. а. связано с появлением работ М. Шелера "Положение человека в космосе" (1928) и Х. Плеснера "Ступени органического и человек" (1928), в центре внимания которых – специфическое отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологических потребностей, в "дистанции" его по отношению к окружающей среде. Принципом существования человека Шелер считает внежизненный "дух", тормозящий и сублимирующий органические влечения. Плеснер определяет специфику человека как "эксцентричность", постоянный выход его из непосредственности существования, при этом "эксцентрическое" положение человека определяет не какой-либо один высший "слой" его существа, а всю его организацию, начиная от низших вегетативных уровней. А. Гелен, развивая ряд идей Шелера, усматривает отличие человека от животных уже в элементарных комбинациях восприятия и движения. Источник человеческой деятельности Гелен видит в биологической "недостаточности" человека (несовершенство его органов сравнительно с высокоспециализированным органами животных, редукция инстинктов, вообще конституционная неопределённость человека как предпосылка его пластичности). В отличие от животных, человек открыт восприятиям, не имеющим врождённой сигнальной функции. Эта большая свобода и связанная с ней переполненность человеческого восприятия неспецифическими раздражениями требует их "разгрузки", достигаемой путём их символической переработки, которая завершается в языке. Освобождение человека от давления инстинктов основывается на разрыве между действием и побуждением; человек, по Гелену, это "культивируемое" существо. Близка идеям Гелена концепция "культурной антропологии" Э. Ротхаккера: человек рассматривается представителями этого направления Ф. а. как существо, определяемое культурой, как "создатель и создание культуры" (М. Ландман). Если Шелер и его ученики (Х. Хенгстенберг, Ф. И. фон Ринтелен) сохраняют в истолковании человека понятия традиционной идеалистической метафизики (дух, вечность), то др. представители Ф. а., в значительной мере под влиянием феноменологии Гуссерля, склоняются к беспредпосылочному, по существу позитивистскому, описанию специфики человека.
В целом для развития Ф. а. после 2-й мировой войны 1939–45 характерно сложное взаимодействие её с экзистенциализмом, прагматизмом, глубинной психологией, структурализмом. Имеются также попытки эклектического сочетания антропологического подхода с принципами марксизма (Ж. П. Сартр и др.), ревизионистской интерпретации марксизма в духе антропологизма
53 Человек.
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Издревле(начиная с древнеиндийской, древнекитайской,
античной философии) проблема человека
занимала умы философов. Данная проблема
становится еще более актуальной в XX веке,
когда новыми факторами жизни человека
стала научно-техническая революция и
человеческая личность рискует нивелироваться
"в тисках" информационно-техногенного
общества.
Человек- особое существо, явление природы,
обладающее, с одной стороны, биологическим
началом(приближающим его к высшим млекопитающим),
с другой стороны, духовным- способностью
к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной
речи(что отличает его от животных), высокой
обучаемости, усвоению достижений культуры,
высокому уровню социальной(общественной)
организации.
Проблема личности есть одна из центральных
во всей системе гуманитарного знания.
И каждая из теоретических дисциплин,
изучающих личность, по-своему очерчивает
ее образ, выражая его в специфических
понятиях, под собственным углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности
философия. Не случайно в структуре философского
знания, в системе философской антропологии,
обозначилась такая ветвь, как «персонализм»–философская
концепция личности и ее универсального
статуса, свободного развития.
С позиций философского персонализма
личность не есть объект среди других
объектов, вещь среди других вещей. Ее
нельзя познать извне. Личность есть та
единственная цельность, которую мы и
познаем, и создаем изнутри. Российский
персонализм(Н. Бердяев) рассматривает
личность как нечто неповторимое, уникальное,
самоценное. Ее должно понимать лишь из
нее самой, а не из чего-либо внешнего(природа,
социальность, даже трансцендентное).
Суть личности в ее свободе. Она есть духовная
реальность, торжество свободы над рабством,
победа над тяжестью мира.
Большинство философов считали, что индивид
становится личностью, не замыкаясь в
себе, а вступая в сложные отношения с
Другими, обнаруживаясь в ансамбле общественных
отношений, представая как социальный
индивид.
Исходя из того, что в разных теоретических
построениях личность «смотрится» не
одинаково, можно утверждать с той или
иной мерой доказательности, что каждый
индивид–личность, и наоборот, что не
все могут полагаться как личности. Так,
для юриста новорожденный есть личность,
защищенная законом и обладающая некоторой
совокупностью прав(имущественных, правом
на защиту достоинства и т.п.). А для педагога
или психолога новорожденный это только
потенция полноценной личности, ему еще
надо «выделаться», стать личностью
В философской гуманистике все же принято
всех живущих полагать личностями, независимо
от любых различий(возрастных, этнических,
наличия или отсутствия таланта и т.д.).
Даже ушедшие от нас «в мир иной» тоже
личности. Уважение к покойным–это неотъемлемая
черта любой гуманистически ориентированной
культуры.
Иногда предлагают(М.С. Каган) развести
три понятия, характеризующие отдельного
человека, таким образом:
Индивид–это обозначение человека, взятого
как «особь», единичный представитель
вида «гомо сапиенс»;
Личность–это социологическая трактовка
индивида, включающая в себя обретение
им набора социокультурных ролей и вызревание
во внутреннем мире совокупности ценностных
ориентаций.
Для характеристики духовного начала
человека на протяжении многих веков используется
понятие "личность"- совокупность
врожденных и приобретенных духовных
свойств человека, его внутреннее духовное
содержание.
Личность- это врожденные качества человека,
развитые и приобретенные в социальной
среде, совокупность знаний, навыков, ценностей,
целей.
Индивидуальность–это культурологическое
видение индивида, при котором на первый
план выходит его самобытность, неповторимость,
оригинальность, его «самость» и незаменимость.
Таким образом, человек- это социально-биологическое
существо, причем в условиях современной
цивилизации в силу воспитания, законов,
моральных норм социальное начало человека
контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе-
ключевое условие нормального развития
человека, развития в нем всевозможных
качеств, превращения в личность. Известны
случаи, когда люди с рождения жили вне
человеческого общества, воспитывались
среди животных. В таких случаях из двух
начал, социального и биологического,
в человеке оставалось только одно- биологическое.
Такие люди усваивали привычки животных,
теряли способность к членораздельной
речи, сильно отставали в умственном развитии
и даже после возвращения в человеческое
общество не приживались в нем. Это еще
раз доказывает социально-биологическую
природу человека, то есть то, что человек,
в котором не заложено социальных навыков
воспитания человеческого общества, обладающий
только биологическим началом, перестает
быть полноценным человеком и даже не
достигает уровня животных(например, у
которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического
индивида в социально-биологическую личность
имеет практика, труд. Только занимаясь
каким-либо определенным делом, причем
таким, которое отвечает склонностям и
интересам самого человека и полезно для
общества, человек может оценить свою
социальную значимость, раскрыть все грани
своей личности.
При характеристике человеческой личности
следует уделить внимание такому понятию,
как качества личности- врожденные или
приобретенные привычки, образ мышления
и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают
людей. Через качества можно дать характеристику
личности человека. В значительной мере
качества формируются под влиянием семьи
и общества.
В философии выделяются позитивные моральные
качества:• гуманизм;• человечность;•
честь;• совесть;• скромность; великодушие;•
справедливость;• верность;• иные качества.
и общественно осуждаемые-негативные:
• чванливость;• цинизм;• грубость;•
тунеядство; трусость;• нигилизм;• иные
негативные черты. К общественно полезным
качествам относятся: • воля;• решительность;•
мудрость;• умение; установки;• убеждения;•
патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе
все виды качеств; одни качества развиты
больше, другие- меньше.
Характерной чертой каждого человека,
личности является наличие потребностей
и интересов.
Потребности- это то, в чем человек чувствует
необходимость. Потребности могут быть:
• биологическими(естественными)- в сохранении
жизни, питании размножении и др.;
• духовными- стремление обогатить внутренний
мир, приобщиться к ценностям культуры;
материальными- обеспечить достойный
уровень жизни;.
• социальными- реализовать профессиональные
способности, получить должную оценку
со стороны общества.
Потребности- основа деятельности людей,
стимул к совершению тех или иных действий.
Удовлетворение потребностей- важный
компонент человеческого счастья. Значительная
доля потребностей(кроме биологических)
формируется обществом и может быть реализована
в обществе. Каждому обществу соответствует
определенный уровень потребностей и
возможность их удовлетворить. Чем более
развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы- конкретное выражение потребностей,
заинтересованность в чем-либо. Совместно
с потребностями интересы- также двигатель
прогресса. Среди интересов выделяются:
• личные(индивидуальные);
• групповые;
• классовые(интересы социальных групп-
рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
• общественные(всего общества, например,
в безопасности, правопорядке);
• государственные
• интересы всего человечества(например,
в недопущении ядерной войны, экологической
катастрофы и др.). Также интересы могут
быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
Наличие различной иерархии потребностей
и интересов, их конфликт, борьба являются
внутренним двигателем развития общества.
Однако различие интересов способствует
прогрессу и не приводит к разрушительным
последствиям только в том случае, если
потребности и интересы не являются крайне
антагонистическими, направленными на
взаимоуничтожение(человека, группы, класса,
государства и т. д.), и соотносятся с общими
интересами.
• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности)
в обществе является наличие социальных
норм.
Социальные нормы- общепринятые в обществе
правила, регулирующие поведение людей.
Социальные нормы имеют жизненно важное
значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в
обществе;
• подавляют скрытые, в человеке биологические
инстинкты, "окультуривают" человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни
общества, социализироваться.
Видами социальных норм являются: «^ нормы
морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные(профессиональные) нормы;
• нормы права.
Нормы морали регулируют наиболее общие
варианты поведения людей. Они охватывают
большой круг общественных отношений,
признаны всеми(или большинством); механизмом
обеспечения выполнения требований моральных
норм является сам человек(его совесть)
и общество, которое может подвергнуть
осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы- особые нормы, регулирующие
поведение членов узких коллективов(ими
могут быть нормы дружеской компании,
коллектива, нормы преступной группировки,
нормы секты и т. д.).
Специальные(профессиональные) нормы
регламентируют поведение представителей
тех или иных профессий(например, нормы
поведения грузчиков, сезонных рабочих
отличаются от норм поведения дипломатов,
особые нормы поведения распространены
среди медработников, артистов, военных
и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных
норм тем, что они:
• устанавливаются особыми уполномоченными
госулярственными органами:
• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны(четко сформулированы
в письменной форме);
• регулируют четко определенный круг
общественных отношений(а не общественные
отношения вообще);
• подкреплены принудительной силой государства(возможностью
применения насилия, санкций со стороны
специальных государственных органов
в установленном законом порядке по отношению
к лицам, их преступившим).
Жизнь человека и общества невозможна
бездеятельности- целостных, системных,
последовательных, направленных на определенный
результат действий. Основным видом деятельности
является труд.
В современном развитом обществе труд-
одна из высших социальных ценностей.
Труд при отчуждении человека от средств
и результатов труда теряет свою мотивацию
и социальную привлекательность, становится
бременем для человека и отрицательно
влияет на личность. Наоборот, приносящий
пользу человеку и обществу труд способствует
развитию потенциала человека...
Труд сыграл исключительную роль в формировании
и развитии человеческого сознания, способности
человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек
выделился из окружающего животного мира,
сумел создать высокоорганизованное общество.
Жизненная позиция- отношение человека
к окружающему миру, выражающееся в его
мыслях и поступках.
Выделяются две основные жизненные позиции:
пассивная(конформистская), направленная
на подчинение окружающему миру, следованию
обстоятельствам.
активная, направленная на преобразование
окружающего мира, контроль над ситуацией;
В свою очередь, конформистская жизненная
позиция бывает:
• авторитарно-конформистская(
• групповая-конформистская(
• общественно-конформистская(
Активная жизненная позиция также имеет
свои грани:
• активное, самостоятельное поведение
по отношению к другим индивидам, но подчинение
лидеру группы;
• подчинение нормам общества, но стремление
лидировать в группе, коллективе;
• игнорирование общественных норм и
активное стремление "найти себя"
вне общества- в банде преступников, среди
хиппи, в других асоциальных группах;
• непринятие норм общества, но стремление
самостоятельно и с помощью других изменить
всю окружающую действительность(пример:
революционеры- Ленин и другие).
Для нормального вхождения человека в
общество, для его адаптации, гармоничного
существования самого общества необходимо
воспитание личности.
Воспитание- это приобщение индивида к
социальным нормам, духовной культуре,
подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило,
различные институты общества: семья,
школа, группа сверстников, армия, трудовой
коллектив, вуз, профессиональное сообщество,
общество в целом.
В качестве воспитателя, примера для подражания
может выступить отдельный человек: учитель
в школе, авторитетный сверстник, командир,
начальник, представитель мира культуры,
харизматический политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со
стороны современного общества имеют
средства массовой информации, а также
достижения духовной и материальной культуры(книги,
выставки, технические устройства и т.
д.).
Основные цели воспитания:
подготовить человека к жизни в обществе(передать
ему материальную, духовную культуру,
опыт);
развить общественно ценные качества
личности;
стереть или притупить, нейтрализовать
осуждаемые в обществе качества;
научить человека взаимодействию с другими
людьми;
научить человека труду.
57 Общественные отношения в разносторонних их проявлениях (гранях) являются объектом изучения многих наук: социологии, политэкономии, политологии, правовых и т.д. Специфика философского подхода к анализу общественных отношений состоит в целостном характере их рассмотрения. Не ставя перед собой задачу освещения всех аспектов феномена общественных отношений в настоящем реферате, считаю необходимым остановиться на ключевом моменте философского понимания общества, а именно на концепции социального детерминизма, поскольку он во многом определяет специфику социальных процессов и явлений.
В основу реферата положены специальные исследования по данной теме Я.Ф.Аскина, Л.И.Чинаковой применительно к осмыслению общефилософских подходов к социальному детерминизму нами учтены также труды В.Г.Афанасьева, В.В.Кузнецовой, Р.Ф.Матвеева, и других специалистов, в том числе зарубежных.
К настоящему времени сложилось следующее научное представление о социальном детерминизме. Он, имея своей основой философское понимание детерминизма, выражает в то же время специфику социальной формы движения материи, особенностей общества, его закономерностей, связей и отношений; основных причин, условий, факторов, источников и движущих сил его развития и функционирования. В общефилософском же плане детерминизм: а) в своем исходном принципе является признанием универсальной связи в мире и зависимости его явлений от совокупности условий и факторов; б) тесно связан с принципом причинности, но не тождественен ему, поскольку не сводится к причинной обусловленности явлений (например, есть и другие формы детерминации: функциональная, корреляционная и т.п.); в) он не тождественен и признанию однозначной зависимости одних явлений от других, поскольку включает в себя и вероятностные связи. (Вероятность, как и случайность, носит объективный характер, и ее признание не противоречит диалектическому пониманию детерминизма, как принципа обусловленности, определенности бытия); г) в общественной жизни он не исключает ни возможности выбора лвдьми тех или иных действий, ни их ответственности за этот выбор. Поэтому признание необходимости человеческих поступков дает объективную основу для правильной оценки действий людей. В этом коренное отличие детерминизма от фатализма, так как последний является продуктом либо механистического понимания детерминизма, либо теологического взгляда на мир.
Исходя из этих теоретических установок, план реферата сложился из двух частей. В первой главе рассматривается системный характер детерминации общественных отношений, во второй - особенности социальной детерминации личности как субъекта общественных отношений.
Глава 1
СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ДЕТЕРМИНАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Люди уже с глубокой древности стремились разобраться в сложном комплексе окружающих их природных и социальных явлений, пытаясь найти первоначала всего существующего и вывести из них все многообразие предметного мира, построив его в причинную цепь. Подобные попытки генетического объяснения реальности, в первую очередь о происхождении жизни и человека, содержатся почти во всех древних мифах.
В ходе дальнейшего развития философской мысли представления о причинно-следственных цепях были существенно углублены в греческой философии, особенно в учении стоиков, наиболее последовательных из ранних сторонников всеобщего и неограниченного действия причинной связи.
В более позднее время наиболее значительная попытка однозначного причинного объяснения мира (вселенной) была предпринята П.С.Лапласом /1749-1827/, с именем которого часто связывают классическую концепцию механистического детерминизма.
Уже с
эпохи Возрождения генетический
метод объяснения был взят
на вооружение историками, что произвело
подлинный переворот в социальном познании.
"Кажущийся хаос исторических
событий преобразуется в упорядоченное
целое посредством логики рассуждения,
выделятющей причинные цепи". Яркими примерами
использования причинного объяснения
являются исторические труды
Н.Макиавелли /1749-1527/ и теория прогресса
человеческого общества, выдвинутая
французским философом-просветителем
М.Ж.А.Н.Кондорсе /1743-1794/ , суть которой сводится
к причинной цепи: развитие скотоводства
приводит к появлению излишка продуктов,
последний требует использования чужого
труда и, таким образом, возникает рабство.
- Совершенно очевидно, что такая концепция
не в состоянии адекватно объяснить действительный
портрет социального мира в силу
того, что она страдает значительной узостью
и односторонностью, игнорируя многообразие
детерминационных зависимостей
и замечая лишь чисто внешнее отношение
причины и следствия. По мнению
М.Бунге, строго причинные линии или цепи
просто не существуют, но в отдельных
отношениях, в ограниченных областях и
для коротких интервалов времени они часто
дают как удовлетворительно-