Шпаргалка по"Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:24, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения.
2. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
3. Что такое философия? Специфика философского знания.
5. Философская мысль Древнего Востока (Индия и Китай). Общее понятие и характерные черты китайской философии.
...
58. Кризис техногенной цивилизации

Файлы: 1 файл

Шпорочки философия.doc

— 656.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, мир не существует отдельно от интерпретатора и интерпретации, и представление о нем реализуется через беспрерывную цепь интерпретаций. Объект и субъект познания оказываются нераздельными. При этом объект познания мы воспринимаем таким, каким он уже дан нам в интерпретации предшествующих познающих субъектов. И любой объект познания уже изначально оказывается включенным в определенный до нас истолкованный контекст.

В философии (также, как и в науке, искусстве, религии) эпохи постмодерна не существует и не может существовать какая-либо объективная основа, ибо нет объективной истины, той точки зрения, которая могла бы служить основанием для «истинного» мировоззрения. Отсутствие опорных пунктов и устойчивых принципов познания, размытость границ между объектом и субъектом познания, социокультурная обособленность, историческая относительность и неопределенность любого знания -- все это и характеризует «ситуацию постмодернизма» в современной культуре вообще и философии в частности. В «состоянии постмодерна» человек оказался лишенным каких-либо философских, научных, религиозных или нравственных опор и устоев и остался один на один с миром, в котором безраздельно властвует гераклитовское «все течет».

Характерная черта постмодернизма -- негативизм, «апофеоз беспочвенности» (Л. Шестов). Все, что до постмодернизма считалось  устоявшимся, надежным и определенным: человек, разум, философия, культура, наука, прогресс -- все было объявлено несостоятельным и неопределенным, все превратилось в слова, рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать и «деконструировать», но на которые нельзя опереться в человеческом познании, существовании и деятельности.

Важная  черта «ситуации постмодерна

 

20 Бытие - понятие центральное в философии. Так же как основополагающим в философии является раздел, изучающий бытие или сущее - онтология. Что значит «быть» и что «бытийствует» (Бог, идея?)? Что такое «небытие» или «ничто»? Откуда бытие произошло и куда девается? Вопрос о бытии является отправной точкой, основой всех вопросов, с которыми человек сталкивается при попытке осмыслить мир. Философские учения по-разному отвечали на эти вопросы. Но в одном были едины: «бытие» и «существование» - тождественные понятия.Бытие - это всеобщая, универсальная и единственная в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. То, что проявляется, существует, дано в данный момент, то и «бытийствует». Небытие - это отрицание бытия, то, что нельзя даже помыслить и тем более представить - тогда оно уже будет существовать! Что же существует? Бытие всеобъемлюще, многообразно и бесконечно, как правило, выделяются следующие формы существования бытия: человек (исходная точка отсчета, в существовании себя трудно сомневаться), живая и неживая природа. Они образуют как бы пирамиду, в основании которой находится неживая природа, над ней надстраивается живая природа, а еще выше человек, как единство живой и неживой природы. 
Каждая из форм обладает своей спецификой, неповторимой сущностью. 
Бытие вещей и процессов неживой природы - это весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы (звезды, планеты, земля, вода, воздух, здания, машины, эхо, радуга и т.д.). Это вся первая (естественная) и вторая (искусственная - созданная человеком) природа, лишенная жизни.

Бытие живой природы включает в себя два уровня. Первый из них представлен живыми неодухотворенными телами, т.е всем тем, что имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ и энергии с окружающей средой, но не обладает сознанием (вся биосфера во всем ее многообразии, представленная фауной и флорой планеты). 
Второй - это бытие человека и его сознания, где в свою очередь можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное бытие; с) бытие идеального (духовного). 
Понятие субстанции. В истории философии для обозначения первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория «субстанция» (от лат.5иЬ51апйа то, что лежит в основе). Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось 
к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, воздуху, огню или мысленным конструкциям, «первокирпичикам» - апейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо от чего бы то ни было, к которому бы сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали: материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. 
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости от того, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира во всем его многообразии его вещей и явлений, получили название монизм (от греч. monos - одни, единственный). Если в качестве первоосновы берется две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом (от лат. dualis - двойственный). И, наконец, если более двух - плюрализмом (от лат. pluralis - множественный).

 

21 Эволюция представлений о материи и современная наука о ее строении и свойствах

Бытие более широкая категория, т.к. она  охватывает не только объект-ю, но и  субъективную реальность.

Выделяя специфические формы бытия и  подчеркивая связь между ними, философия исходит из того, что  все многообразие мира объединяется общей основой. Для обозначения  такой общей основы мира в философии  выработана категория субстанции. Учения, объясняющие возникновение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, получили название монистических. История философии различает монизм материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит) и идеалистический(Платон, Гегель, Беркли) в зависимости от того, какое начало (материальное или духовное), дает импульс к образованию всех явлений действительного мира. В процессе исторического развития философии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но их взаимодействие включало и стихийные попытки найти «точки соприкосновения», что проявилось в философии дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц).

Сущность материалистического субстанциализма развил Б. Спиноза (XVIII век). Он рассматривал понятие «материя» через категорию «субстанция», не отождествляя их.

Материализм утверждает, что окружающий чел. мир  – движущаяся материя. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая лишь переходит из одного состояния в другое. Но понятие материи в различных материалистических учениях и в различные историч. эпохи понималось по-разному.

1 эт – вещественно-предметный. Древние материалисты отождествляли материю с конкретными, чувственно-воспринимаемыми природными явлениями, стихиями: огонь, вода, земля, воздух, металл, дерево. Весь мир представлялся модификацией этих стихий.

2 эт – вещественно-субстратное понимание.

3 эт – философско-гносеологическое ее понимание материи в рамках диалектико-материалистической

Гносеологическое  определением м-рии, дано В. И. Лениным, где подчеркивается ее свойство, как быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от человеческого сознания.

М-рия  как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует какой-то определенный вид м-рии или ее свойство. Из диалектико-материалистическогоучения о материи следует методологический вывод о неисчерпаемости материального мира.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее. Система– совокупность элементов, кот. своими отношениями и связями образуют определенную целостность, единство. Структура – совокупность устойчивых связей и отношений между элементами системы, которые обеспечивают целостность системы. Любой мат-ый объект как с-ма уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни, в свою очередь связанные друг с другом.

 

22 Движение и развитие как атрибуты бытия

Важнейшим положением философского материализма является признание органического единства материи и движения. Материи свойственна внутренняя активность, движение. Быть - значит пребывать, находиться в движении. Материя предстаёт бесконечной, как в своих проявлениях, свойствах, так и в своих изменениях, взаимопереходах от одного состояния к другому, взаимодействиях. Такие переходы, а в общем движение, есть коренной способ существования материи, её сущностной атрибут. Движение несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя. Ни одна частица материи, ни один эрг энергии не могут возникнуть из ничего и не могут исчезнуть бесследно. Проблемы неразрывности материи и движения всегда волновала учёных и философов. устойчивой оказалась концепция энергетизма, отрывающей движение от материи. Оствальд, в частности, заявлял, что в мире нет материи, а существует лишь энергия. В наши дни утверждается превращение материи в энергию, что в частности доказывает Гейзенберг, ссылаясь на известное уравнение Эйнштейна. Однако в действительности Эйнштейн указал лишь на пропорциональное соотношение массы и энергии. Энергия - это мера движения материи. Переходить друг в друга они не могут. На самом деле происходит переход массы, связанной с веществом, в массу, связанную с полем. Энергия служит мерой этого перехода. 
В то же время нельзя смешивать понятие “движение” с понятием “развитие”. Если движение есть всякое изменение, то развитие - направленное движение, изменение. Развитие - это переход вещей из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, из одних состояний в другие, в новые качественные состояния, с новыми свойствами. 
Качественное своеобразие того или иного объекта, системы характеризуется и соответствующей формой движения материи. Сообразно структурным уровням материи существуют качественно разнообразные формы движения. В неорганической природе движение осуществляется в следующих формах: а) пространственные перемещения; б) движение и взаимопревращения элементарных частиц вещества и поля; в) движение и превращение атомов и молекул, включающие в себя химическую форму движения; г) теплота; д) звуковые колебания; е) геологические процессы; ж) изменения космических систем различных размеров (звёзд, галактик). В живой природе движение выступает как совокупность жизненных процессов в организмах, обмен веществ, саморегуляция организмов. Общественные формы движения - это материальные общественные отношения, движение социальной материи.  
Развитие является основным предметом изучения диалектики. Нацеленность на развитие является главным критерием диалектики. Развитие не развитие «вообще», «всего», «всей материи». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами. Развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития. 
Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно. Но из развития должны быть исключены моменты возникновения и распада системы, её ликвидации, прекращения существования, т.к. например, возникновение системы хотя и связано с развитием, однако не есть ещё собственно развитие, оно представляет собой взаимодействие элементов, рождающих новую структуру. 
Признаками развития принято считать следующие из них: 
1. Неотрывность от движения, изменения. Но это не отдельные изменения, а множество изменений в структуре, т.е. развитие связано с качественным характером изменений. 
2. Развитие характеризуется не разовым качественным преобразованием, а комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна необратимость. 
3. Развитие есть особого рода связь состояний. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями. 
Таким образом, развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы, обусловленные противоречиями самой системы. 
Основные концепции развития, выдвигаемые современной наукой и философией: 
рационалистическая, логико-гносеологическая модель диалектики. К этому типу концепций относятся диалектические учения Канта, Шеллинга, Гегеля; 
диалектико-материалистическая диалектика, составляющая основу марксистско-ленинского учения; 
градуалистская модель развития, характерная для теории Г. Спенсера. Суть её сводится к следующему: сводимость высших форм движения материи к низшим, постепенный характер эволюции, признание внешнего источника развития материального мира и всех изменений; 
концепция «творческой эволюции» или «эмерджентизма», для которой характерно утверждение того, что творческая эволюция строится на основе признанности факта возникновения нового качества, несводимого к исходному; новое качество выступает результатом внутренней творческой силы; высокие ступени не могут быть предсказаны исходя из начальных качеств, благодаря творческой эволюции в действительности образуется система уровней эволюции, сформировавшихся в итоге внезапных скачков. Таким образом, суть концепции «творческой Эволюции» сводится к абсолютизации скачков в развитии; 
натуралистская концепция, получившая широкое развитие в естественных науках и наглядно проявившая себя в эволюционистском учении Ч.Дарвина. 
Таким образом, принцип развития представляет собой выражение объективных процессов, происходящих в материальных и духовных системах, сопровождающихся изменениями в данных системах. Требования принципа составляют методологическую основу адекватной действительности практической и познавательной деятельности.

 

23 Пространственно–временная организация бытия

Движение  как взаимодействие и изменение всех материальных систем развертывается в формах пространства и времени. Через посредство пространственно-временной структуры мир разделяется, дифференцируется на составные части, элементы, без которых было бы нечему взаимодействовать и негде изменяться, ввиду отсутствия среды взаимодействия. Пространство – это форма бытия, которая выражает протяженность, структурность, взаиморасположенность материальных тел. Так как материальный объект есть, с одной стороны, нечто непрерывное, то его пространственная определенность выступает как протяженность (имеет длину, ширину, высоту), а с другой, – нечто прерывное (дискретное), то его пространственная определенность выступает также в форме структуры, которую образуют места элементов объекта.

Время – это форма бытия, характеризующая длительность существования и смену состояний материальных объектов. Длительность есть продолжительность существования вещи до тех пор, пока она сохраняет свои свойства. По отношению к длительности других предметов длительность каждого материального объекта выражается отношениями одновременности (синхрония) или последовательности (диахрония).

В истории  философии и естествознания различные  представления о пространстве и  времени в своем основании  сводятся главным образом к двум взаимоисключающим концептуальным подходом: субстанциальному и реляционному. Субстанциональная концепция рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, существующие вечно и ни от чего не зависимые, т.е. как абсолютные. Ее представляли Демокрит, Эпикур, Бруно, Галилей, Ньютон. Для них пространство тождественно пустоте, это всеобщее неподвижное вместилище совокупности атомов или тел. Оно однородно и бесконечно. В равной степени время трактуется как протекающая равномерно чистая длительность, куда помещены неподвижные тела. Начиная с ХVIIIи до конца ХIХ веков концепция абсолютного пространства и времени занимает ведущее положении в философии и естествознании.

 

24ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ В ФИЛОСОФИИ. СОЗНАНИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Сознание  как философская проблема. Существуют различные историко-философские толкования проблемы сознания. В зависимости от того, какое мировоззрение было господствующим в ту или иную эпоху менялось и понимание сознания. В античности, при господствующем космоцентрическом мировоззрении внимание человека было всецело направлено на окружающий мир. Сознание определялось как всеобщая связь между разумом и объектом, которые существуют независимо друг от друга. В момент их встречи объект оставляет след в поле разума, как печать оставляет след на воске. Античный грек не сосредоточен на своем внутреннем мире. Античная философия открыла только одну сторону сознания – направленность на объект.

В культуре христианства возникает потребность  во внутреннем сосредоточении. Она  была вызвана необходимостью общения  с Богом через молитву. В ней  человек должен погрузиться внутрь себя. Наряду с молитвой возникла практика исповеди, в которой закреплялась способность к самоанализу и самоконтролю. Тогда сознание – знание, прежде всего, о собственном духовном опыте. В его содержании включены инстинкты и страсти, рефлексы и рассуждения, и, наконец, слиянием с Богом.

 

25    Сознание – это центр между  первым и вторым. Т. е. сознание - это способность воспроизвести переживания, поднявшись до уровня Бога и свидетельства о ничтожности человека. Мировоззрение эпохи Средневековья можно назвать геоцентрическим.

В Новое  время человек отказывается от Бога, сам захотел быть Богом, царем природы, опираясь на свой Разум. Это свидетельствовало о формировании нового духовного опыта людей, в котором человек освобождается от власти сверхчувственного, о согласии принять свое происхождение только через природную эволюцию. По сути, это начало антропоцентристского мировоззрения. Человек был объявлен началом и причиной всего, что с ним случается в мире. Он есть условие и возможность мира, мира, который он может понимать и действовать в нем. Человек своей деятельностью творит мир, Р.Декарт объявил, что акт «я мыслю» есть основание существования человека и мира. Во всем можно сомневаться, но нельзя сомневаться в том, что я мыслю, значит – существую. Поэтому сознание представляется как некий сосуд, в котором уже содержатся идеи и образцы того, с чем предстоит столкнуться в мире. Такое учение было названо идеализмом. Но опыт обращения к внутреннему миру был использован в утверждении, что сознание открыто самому себе, т.е. является самосознанием. Сознание отождествляется с мышлением, т.е. максимально рационализировано. Оно может конструировать мир по правилам логики, т.к. сознание тождественно предметному миру.

Философов и естествоиспытателей всегда волновал вопрос об источниках сознания. Сложились  разные стратегии его исследования: реалистическая, объективно-идеалистическая, феноменологическая, вульгарно-материалистическая и др. Вульгарно-материалистическое направление сводит сознание, мышление к вещественным изменениям (некоторые его представители Фогт, Молешотт указывают на подобие мышления желчи, вырабатываемой печенью) в конечном счете характер мышления, оказывается, определяется пищей, влияющей через химизм крови на мозг и его работу. Противоположный этому - объетивно-идеалистический подход определяет сознание как независящее от мозга, но определяемое неким духовным фактором (Богом, идеей).

Информация о работе Шпаргалка по"Философии"