Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:49, шпаргалка
Функции философии:
1.Регулятивные и организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
2.Объяснителная(когнитив-ная)
3.Аксологическая(аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)
1,-Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые понимали как синонимы, другие-нет. Сущность то, что делает человека человеком: разум, мораль, нравственность и т. д. Природа-жив. существование человека. Атеисты (Камю, Сатр) считают, что у человека нет природы, человек-существо, которое в момент появления не имеет сущности, человек существует настолько, насколько себя ощущает. Представители религиозного крыла, Хайдегер и Ясперс, считают, что сущность человека не может существовать без понятия Бога.
Человек-создатель культуры. Сущность человека проявляется тогда, когда он представляет то, что он есть сам по себе. Проявить себя он может в пограничной ситуации: болезнь ,борьба и т. д. Человек приобретает сущность только после смерти, до смерти говорить о сущности не имеет смысла.
2,-Представители научного
материализма и марксизма: быти
3,-Его начало заложено
в психоанализе З. Фрейда, который
пытался синтезировать
Концепции антропосоциогенеза должны были объяснить, как сформировались особенности человека, отличающее его от других животных. Биологическая природа человека проявляется в том, что ему присущи инстинкты: самосохранения, половой.
Как человек приобрёл социальные признаки?
Активная вулканическая деятельность, изменение климата на Земле, космические явления-всё это в совокупности повлияло на человека, который приобрел 4 признака:
Как появились эти признаки-загадка?
3,5-5 млн. лет назад австралопитеки-
Человек как существо ставшее (развившееся)-2 концепции:
1,-разработана в рамках
синергетики. Человек сам
2,-человек продукт
В противовес существуют теории, которые связывают возникновение человека с божественным акт творения, т.е. для того, чтобы счастливым образом сложились все обстоятельства для возникновения человека нужно много времени, а времени существования Земли не достаточно.
Трудовая теория антропосоциогенеза.
Сущность: наши предки прагоминиды ~ 5-8 млн. лет назад спустились с деревьев на землю и заселили жаркие саваны Южной Африки, где постепенно от собирания растений перешли к охоте на животных. Периодически приходилось вставать на задние ноги. В результате регулярной практики стали ходить на двух ногах, что позволило быстрее двигаться освободились передние конечности, стали заниматься трудовой деятельностью, возник коллективный труд Þ необходимость общения Þ возникновения речи Þ развитие сознания, таким образом труд создал человека.
В рамках развития эпистимологии(Карл Поппер и др.) подвергли критике трудовую теорию. Человека человеком сделала природа.
Другая теория: естественный отбор–предки жили на деревьях, потом спустились на землю.
Почему представители одного и того же вида агрессивны по отношению к соплеменникам? Когда предки спустились на землю все экологические ниши были уже заняты, предки вынуждены были стать санитарами природы–есть то, что осталось от других животных, даже трупы соплеменников. Пока проходил процесс становления притупление инстинкта было не так заметно, а когда он взял в руки палку, остро встала проблема человека как вида. Возникли внутренние нормы, которые должны были решить следующие проблемы: 1) проблема распределения пищи; 2) проблема, связанная с удовлетворением полового инстинкта.
Постепенно возникли нормы морали, частной собственности.
Человек является человеческим существом благодаря тонкой пленке, которая называется культура, она возникла в процессе воспитания и образования.
Третья теория–концепция "водяной обезьяны". Когда предки спустились на землю, то расселились по берегам водоемов. На отмели приходилось вставать на задние конечности руки освобождались, становились более чувствительными, а развитие рук напрямую с развитием головного мозга. Люди постоянно находились в воде, выходили на землю, лохматые дольше сохли Þ чаще болели Þ выживали "лысые". Так как они ели морепродукты нужна была определенная сноровка Þ развивалось сознание.
Биологический и социальный человек. Существуют две крайности: 1) социологизаторы; 2) биологизаторы.
Биологическое представлено в человеке индивидуальностью, а социальное–обществом. Общество настолько является стабильным, насколько ему удается наладить консенсус между индивидуальным и социальным.
Индивидуальное в человеке–
№ 38 Проблема сознания в философии.
Проблема идеального. Все учения разделяются на материалистические и идеалистические. Идеалисты выделяют субстанцией бытия–духовное начало. Понятие идеального оперирует и в рамках материалистической философии. Идеальное не имеет четкого определения ввиду множества подходов.
Идеальное в современном представлении определяется через понятия сознания, психики, иногда как космический разум, информационные поля, но идеальное не является синонимом этих понятий. Понятие идеального соотносят с духовными монадами.
Многие определения идут из далекого прошлого, но их обсуждение не утратило своей актуальности и в настоящее время.
Понятие идеального используется для характеристики специфического бытия объекта, в первую очередь- чтобы отличить мысль объект объекте от самого объекта.
С точки зрения материалистической философии: бытие определяет сознание. Сознание–синоним идеального–это неверно. Три точки зрения на природу идеального:
В истории философии:
Сознание–особое состояние, свойственное только человеку. Человек, поскольку он обладает сознанием, наделен душевными страданиями.
Античная философия. Указала на особенность сознания: направленность сознания на объект(Платон, Аристотель). Объект запечатлевается в разуме аналогично буквам на бумаге.
Разум–был представлен как вещь, когда не мыслит–все равно разум, следовательно, разум и сознание существуют независимо друг от друга. Когда они встречаются, получается знание.
А.Ф. не рассматривала способность человека рефлексировать(смотреть на самого себя). Эта проблема–в рамках восточной философии.
Средневековье. Проблема сознания как проблема духа. Сознание- не только знание о внешнем мире, но и о собственном духовном опыте. В С.В. мнение: Бог, наделив человека сознанием, обрек его на страдания, т.е. благодаря сознанию человек понимает свою разорванность между материальным бытием и царством божьим. Сущность сознания: противостояние настоящему, прошлому и будущему. Земной мир вечен, неземной–нет, там нет времени. Мы мыслим. Т.к. соотносим время. Мышление Бога можно соотнести с интуицией.
Новое время. Решалась постепенным отрешением от Бога. Не Бог, а человек как начало всего. В мире нет ничего кроме человека, что дало бы возможность ему реализовать самого себя. Человек сам творит свой мир. Точку отсчета нужно искать в человеке. Проблема самосознания. Философия Нового времени признавала сознание только как интеллектуальную деятельность человека. Религиозные и мистические компоненты были утеряны, восторжествовала логика.
XX век. Сознание индивида–функция надындивидуального опыта, знания сознания. Бытие определяет сознание. Сознание определяется реалиями общественной жизни. Сознание индивида определяет уровни социально–культурного развития общества. Индивидуальное сознание детерминировано.
Маркс показал половину правды. Фрейд–определял сознание биологическими особенностями человека, разработал структуру из трех частей: «Я»–эго, суперэго, оно. Различие подходов Маркса и Фрейда: сознание детерминировано у обоих, но Фрейд не связывал сознание человека с общественными изменениями, сознание определялось психологическими и биологическими потребностями человека.
Маркс: «Человек должен осознать себя представителем того или иного класса».
Фрейд: «Необходимо осознать инстинкты, бессознательное, чтобы стать свободным(психоанализ)». Вывод:
Проблема природы сознания.
Выделим три основные концепции, в русле которых действуют противоборствующие тенденции:
Актуальность обусловлена тем, что многие философы считают, что сознания нет как такового.
Научный материализм(близко к марксистской философии). Его крайняя форма–физикализм(научный смысл имеют те положения, которые можно перевести на язык физики). «Все есть физическое». Аргументы:
Тождество телесного и духовного не было доказано.
Иногда при определении С. отрицается его материальный субстрат.
Солипсизм–утверждение, что материальный мир–порождение сознания. Является ли сознание атрибутом человека?
Три подхода к решению этого вопроса:
С.–космическое образование- в религиозных течениях, в центре которых космический разум. Соловьев придерживался этой точки зрения. Соединить божественное и материальное начала может только человек. Даниил Андреев: неделимые монады–носители разума, а это–тончайшая энергия материи.
С.–явление надчеловеческое–не только проявление божественного разума(информационное поле, энергия разума и т.д.)
Рерих «Живая этика»: нельзя ограничит мысль сферою земной.
Талбот: Вселенная–гигантский разум, мышление–результат взаимодействия полей.
Социобиология: С.–биологическая реакция самосохранения. Мотивы чувств–биологические. В психике животных есть воображение, способность к элементарному счету, могут говорить жестами–существует своеобразная мораль.
Мистическая концепция: С.–тайна человеческой души. Материалистическая концепция: С.–свойство высокоорганизованной материи.
Отражение–основная функция материи(след, информация, материя). Каждая вещь- эхо и зеркало Вселенной(дерево отражает природные процессы). Уровни отражения:
В чем отличие психической деятельности животных от деятельности людей?
Животные. Заданы алгоритмы поведения, построения новых форм поведения, свобода деятельности животного ограничена.
Человек. Сам создает алгоритмы поведения, которые не передаются генетическим путем.
Общественная природа сознания.