Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:49, шпаргалка
Функции философии:
1.Регулятивные и организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
2.Объяснителная(когнитив-ная)
3.Аксологическая(аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)
Особенности сознания.
Язык фиксирует структуру мысли. Язык возник, когда люди стали отличаться от животных с возникновением второй сигнальной системы. Слово–сигнал сигнала. Мышление нельзя отождествлять с языком, но в речи мысль формируется. Однако, существует мышление вне языка.
№43 Теория познания и ее предмет.
Учение о познании–гносеология- «гносис»–познание, «логос»–учение.
Основные понятия гносеологии: знание и познание. Человек сознательно может создавать оптимальные условия для жизни.
Познание–обусловленный общественно–исторической практикой процесс приобретения и развития знания.
Знание–объективная реальность, данная в сознание человека, которую человек в своей деятельностя определяет и воспроизводит. Знание образует довольно сложную структуру, это–система, которую можно представить в виде социальной памяти, за счет которой из поколение в поколение передается мастерство, опыт.
В гносеологии знание употребляется в смыслах:
Знание–как результат, познание–как процесс.
Гносеология используется в смысле:
Иногда вместо гносеологии используется термин эпистемология. Э. используется в англоязычных странах, означает «точное» знание, но эти понятия не тождественны. В зависимости от того каковы ответы на вопросы: «Познаваем ли мир?», «Есть ли границы этого познания?»–в философии сформировались различные концепции:
«Скепсис»- сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В Древней Греции–Пиррон, Корниад–впервые высказали сомнения о том, что человек может получить объективные знания. Скептицизм не отрицает возможности познания, он сомневается в качестве конечного продукта познания(в темноте не разобрать какие камни мы взяли–простое стекло или драгоценности).
Агностицизм–реально существует то, что можно мыслить, логически обосновать и т.д.–отрицают полностью или частично познание мира. Получил развитие у Юма и Канта.
Гносеологический оптимизм- нет в мире объекта, который был бы неподвластен человеческому познанию(начало–Новое Время). В н.в. он терпит удар со стороны теоретической физики, астрофизики, неформальной логики и т.д.
Человек познает мир в силу проявления своей познавательной активности(«Лошадь можно загнать в воду, но сколько ее не бей, пить ее не заставишь»). Познание всегда включено в общий контекст жизнедеятельности человека. Изолированное познание–абстрактное понятие.
Практика по отношению к познанию выполняет ряд функций:
Познание по отношению к практике выполняет функции:
39. Общество и природа. Понятие ноосферы.
История чело общества в
опред смысле являет картину его
изменяющегося взаимод с
Для труда характерен коллективно организованный, целенаправленный общ способ деятельности.
Труд есть процесс, совершающийся между чел и природой, процесс, в кот человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен в-еств между собой и природой. Т.о. труд-та главная мат сила , кот вела к возникнов и формированию собственно человеческой жизни-общества. Однако ее действие было бы невозможным без формирования языка., кот является важнейшим средством осущ трудового процесса.
Одна из актуальных проблем философии–проблема взаимоотношения общества и природы.
Природа ( в широком смысле)–окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии проявлений. Это объективная реальность, которая существует вне и независимо от нашего сознания.
Природа ( в узком смысле
слова)–совокупность естественн
Общество–форма совместной жизнедеятельности людей.
С развитием общества и философской мысли менялись представления о взаимоотношениях общества и природы.
Античность: человечество и природа–единое целое, гармонично взаимосвязаны. Идея общества–жить в согласии с природой.
Средние века: человечество и природа–творение Божие. Человек–высшее существо, противопоставлен «низшей» природе, возвеличен над природой.
Возрождение: Природа–источник радости, красоты, вдохновения. Призыв: вернуться к природе. Природа противопоставляется разрушающей цивилизации.
Новое время: развитие естественных наук, «человек должен покорить природу, стать ее господином».
ХХ век: поиск разумного баланса во взаимоотношениях между природой и человеком.
Зависимость человека от
природы привела к необходимост
Теория психоанализа З.Фрейда: в антропосоциогенезе главная причина–биологическая.
«Органическая теория общества»: Спенсер, Шеффле: общество–биологический суперорганизм (экономическая жизнь–обмен веществ, деньга–частицы «крови»).
Необходимость выживания человека как биологического вида обусловила появление специфического вида социальной общности–человеческой семьи (как следствие прироста народонаселения).
Вопрсы взаимодействия природы и человека связаны с понятиями «географическая среда», «окружающая среда», «биосфера».
«Географическая среда»-часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфера), которая вовлечена в сферу жизни общества, в производственный процесс; оказывает существенное влияние на развитие материального производства.
«Окружающая среда»-поверхность Земли,ее недра, часть Солнечной системы, попадаемая в сферу деятельности человека. 2 составляющие:
1.Естественная среда
(1 природа)–живая и неживая приро
2.Искусственная среда
( 2 природа)–то, что создано челов
ноосфера
--- это такая стадия развития биосферы, при которой определяющим фактором становится деят человека. По аналогии антропосфера, социосфера и техносфера. Иногда ноосфера рассматривается как идеальная сфера, мыслящий пласт, развивающийся вне биосф и над ней
В этой ситуации чек должен взять на себя ответственность за дальнейшее развитие и эволюцию ноосф, деятельность его должна быть основана на научном понимании естеств и соц процессов
Жизнь и разум --- является ли это венцом эволюции Вселенной и материи, является ли это этапом или этот тупиковая ветвь эволюции, которая приведет к саморазрушению. Теория циклической Вселенной, которая время от времени умирает, а вечны только материя и др
Если сначала
природа воспринималась как
. Ноосфера:
1.сфера господства разума (Фихте)
2.сфера разумного воздействия человека на природу (Гейяр де Шарден, Вернадский).
Ноосфера по Гейяру Де Шардену–коллективное сознание, которое станет контролировать направление будущей эволюции.
Вернадский: Ноосфера–растущее глобальное осознание вторжения человека в естетсвенные циклы и взвешенный и целенаправленный контроль человека над биохимией.
Данная концепция напоминает
натурфилософские системы и сцеинтистские
утопии. Ее ценность–дает конструктивную модель вероятного будущего; ограниченность–рассматривает
человека как разумное существо. «Самая
суть понятия ноосфера–вера в призвание
людей, которые должны изменить биосферу
с помощью науки и техники»-Гейяр Де Шарден.
№ 41 Смысл человеческого существования
Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни, предполагает постоянное личностное усиление. Зрелой и развитой формой учения является интеллектуальная работа. Человек- существо потенциально неограниченное, в силу этого наши потребности должны быть ограничены каким-то пределом. Вопрос «Почему живет человек» постоянно ставится человечеством. Многие философы отрицают наличие смысла жизни. Жизнь человека- постоянное усилие, которое сопровождается злом и страданием, Зло не может быть смыслом жизни.
Большая часть мыслителей
представляет себе смысл жизни как
предмет бесконечных и
Альберт Камю решает проблему смысла жизни:
1. Мир абсурден. Значит,
если мир абсурден, вера в смысл
жизни также абсурдна, но он
определяет смысл жизни в
2. поиск абстрактного
всеобщего смысла жизни- в
Смысл жизни нужно искать во внутреннем мире человека
2 условия нахождения
смысла жизни: 1. Бытие Бога 2. Должна
быть потенциальная
Представление атеистического направления- марксистская философия. Смысл жизни человека видит всю активной преобразующей силе.
Эти два подхода дополняют друг друга.
Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы жить»
Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия. Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на обладание.
Эрих Фром: «быть или иметь»
Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания, мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны.
Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе постоянно гарантировать.
Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на бытие. Обладание- необходимое условие существования счастливой жизни. Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не нужно, отрекались от всего внешнего.