Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 18:49, шпаргалка

Описание работы

Функции философии:
1.Регулятивные и организующие(методология)–определение способов достижения какой- либо цели (фундаментальные методы, например, исторический метод–всегда есть резон учитывать историю интересующих вас проблем)
2.Объяснителная(когнитив-ная)
3.Аксологическая(аксо–ценность, помогает человеку осознать смысл жизни)

Файлы: 1 файл

Вся Философия.doc

— 858.00 Кб (Скачать файл)

Среди научных методов теоретического исследования чаще всего выделяют формализацию, аксиоматический и гипотетнко-дедуктнвнЫй методы.''

1. Формализация–отображение содержательного знания в знаковом формализме (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывания о свойствах и отношениях предметов. Формализация играет существенную роль в уточнении научных понятий. Она может проводиться с разной степенью полноты, но, как показал Гедель, в теории всегда останется неформализуемый остаток, т. е. ни одна теория не может быть полностью формализована. Формальный метод–даже при последовательном его проведении–не охватывает всех проблем логики научного познания (на что уповали логические позитивисты). 2. Аксиоматический метод–способ построения научной теории, при котором в ее основу кладутся некоторые 1гсходые положения–аксиомы (постулаты), из которых все остальные утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим путем, посредством доказательства. Для вывода теорем 'из аксиом (н вообще одних формул из других) формулируются специальные правила вывода.

3. Гипотетико-дедуктивный метод–способ теоретического .исследования, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых неизвестно. А это значит, что заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишь вероятностный характер. Обычно гипотетико-дедуктивный метод связан с системой гипотез разного уровня общности и разной близости к эмпирическому базису. Данный метод ориентирован на описание прежде всего формальной структуры “готового знания” и его форм в отвлечении от их генезиса и развития. Разновидностью гипотетико-дедуктивного метода является метод математической гипотезы..

В научном исследовании широко используются так на-зываемые общелогическае методы и приемы исследования. Среди них можно выделить следующие:

  1. Анализ–реальное или мысленное разделение объекта на составные часта, и синтез–их объединение в единое целое.
  2. Абстрагирование–процесс отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств.
  3. Идеализация–мыслительная процедура, связанная с образованием абстрактных (идеализированных) объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, ^идеальный газ”, “абсолютно черное тело” и т. п.). Данные объекты не есть “чистые фикции”, а весьма сложное н очень опосредованное выражение реальных процессов. Они представляют собой некоторые предельные случаи последних, служат средством их анализа и построения теоретических представлений о них. Идеализация тесно связана с абстрагированием и мысленным экспериментом.
  4. Индукция–движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщением в выводах) и дедукция–восхождение процесса познания от общего к единичному.
  5. .Аналогия (соответствующее, сходство) ~ установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами. 'На основании выявленного сходства делается соответствующий вывод–умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, в, с, д; объект С Обладает признаками в, с, д; следовательно, объект С, возможно, обладает признаком а. Тем самым аналогия дает не достоверное, а вероятное знание.
  6. Моделирование–метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте–модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного)–оригинала модели. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство)–в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны. Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) моделирование.
  7. Системный подход–совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых лежит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требований относятся:
  8. выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов;
  9. анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;
  10. исследование механизма взаимодействия системы и среды;
  11. изучение характера иерархичности, присущего данной системе;
  12. обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы;
  13. рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.
 

49в.Понятие сознательного и бессознательного.

Сознательное- Это знание. Оно включает:

1)целесообразную деятельность

2)самосознание.

Что такое знание:

1)умение

2)навыки

3)знать.

Знание-это установление однозначного знака и объекта, который  этим знаком обозначается. Знание предполагает понимание, как вложение смысла, понимания.

Уровни понимания:

1)Способность слежения  за текстом.

Текст-это все то, что  м.б. подвергнуто интерпретации(музыка, картины, следы животных. Если мы понимаем друг друга- мы находимся в одной социальной структуре.

2) Способность воспроизведения текста

3)Способность опровержения текста.

Знание–это еще и  понимание. Самосознание-это способность выделить себя из окружающей действительности, Осознанием человеком себя как личности. Что же касается интуитивного: оно характеризуется тем. что ученый не имеет знания о своем мышлении. Бессознательное выражается и в существовании большого пласта наук, опыта, информации, кот. накапливается в теч. всей жизни и оседает в памяти. О некот., хран-ся в мозгу свед-ниях чел. даже не знает. Б. проявляется в импульсивных действиях, когда чел. не дает себе отчета в послед-ях своих поступков.

2 вида неосозн.действий:

1)никогда не осознававшиеся, осущ. автоматически

2)ранее осознав-ся  действия.

Сократ:постоянно прислушив-ся к своему внутр.голосу как к велению совести.Платон:чел.не искал бы того,что ему не известно,если бы он представл-я не имел его бессозн-но в своей душе.Декарт:тождество психики и сознания. Лейбниц: Б.-низшая ф.дух.деят-ти,что уже не дремало бы в виде представления о темной душе.Кант:связывал Б.с чувств-ным познанием,интуицией.Б.-темные представления о чел.,число кот.безгранично.Открытие бессознательного было гл.заслугой З.Фрейда.Бессознательны многие наши желания и побуждения.Часто бессознательное прорывается наружу в гипнотических состояниях,сновидениях, в нек. Фактах нашего поведения: оговорках, описках, неправ.движениях и т.д. По Фрейду психика чел. представляет собой взаим. 3-х уровней: бессознат-го, предсоз-го, сознат-го. Б. он считал центральным компонентом, С.-лишь особой интуицией,надстраивающейся над Б.Оно-слой бессоз0го влечения,основа деят-ти индивидов,Я-сфера сознательного,посредник между ОНО и внешним миром.СВЕРХ Я (super-ego)-внутриличностная совесть,посредник между ОНО и Я.Между сознат-ным и бессознат-м постоянно возникают конфликты.Бессознат-ное–это вместилище извечных агрессивных наклонностей,животных влечений чел-ка.Но чел.может овладеть своими инстинктами,перевести бессознательное в обл. сознания.Подсознательное позоже на бессознат-е.Бессознат.-нах. В сознании.Подсоз-е-нет в сознании, но действует извне.

 

 

50в.Интуитивное  и логическое в научном познании.

Знания,полученные с пом.логич.операций-это  знание аналитическое,оно не может быть принципиально новым.Знания за счет интуиции м.б. новыми.Интуитивное знание затем необх. Перевести на яз.логики.Логическое–это выводное знание.Логика-наука о правильном знании.Логика-это учение о выводе. Интуитивное–это прямое усмотрение истины без логических выводов.В Индии нашли подборки доказательств теорем аналогичным в Греции, но некоторые теоремы вместо док-ва имели чертежи и надпись «Смотри!».Логика дает не новое знание .Недостаток интуит-го зн-я-я знаю,но я не знаю как я знаю.Чем отлич.логич. от интуит-го?Логическое–это то,что требует олт нас усилие-это сознат-е действие.Интуиция-Это бессознат-я деят-сть.Сознательное-это знание. Сознательное-Это знание.Оно включает:1)целесообразную деятельность2)самосознание.Что такое знание:1)умение2)навыки3)знать.Знание-это установление однозначного знака и объекта, который этим знаком обозначается.Знание предполагает понимание,как вложение смысла,понимания.Уровни понимания:1)Способность слежения за текстом.Текст-это все то,что м.б. подвергнуто интерпретации(музыка,картины,следы животных.Если мы понимаем друг друга-мы находимся в одной соц-ной структуре.2)Спос-ть воспроизв-я текста3)Спос-ть опровержения текста.Знание–это еще и понимание.Самосознание-это способность выделить себя из окружающей действительности,Осознанием человеком себя как личности.Что же касается интуитивного:оно хар-ся тем.что ученый не имеет знания о своем мышлении.Бессознат-ная–это деят-ть не подверженная действию логики.Открытие–этологич.преступление.Вывод:Научная деят-ть-это деят.бессозн-я.В интуит-ном-ученый мыслит без контроля я.1)Доказательность логических операций.интуит.-не док-ны.2)Отчетливость логич.мышления.(безотчетное–интуит.мышл.)Подсознательное-похоже на бессознат.Бессозн-е-нах. В созн-нии.Подсознат.-нет в сознании,но действуют извне.Сверхсозн.-это информац.поле.Мысль имеет бионоситель,поле.Понятие ноосферы-космич.разум,экстрасенсы,кот.зн.берут из ноосферы. 

51. Этапы  процесса научного познания.

Существуют различные  системы построения схемы научного познания.

Схема Энгеймауэра:

  1. Нагнетание вариантов.
  2. Отбор вариантов.

Схема Жака Адамара:

  1. Постановка научной задачи.
  2. Инкубация.
  3. Озарение.
  4. Логическая подборка.
  5. Знание о незнании. Протекает большая работа логического мышления. Необходимо систематизировать весь научный материал, его классифицировать. Особенно необходимо классифицировать материал в преподавательской деятельности(Пример: геометрия Лобачевского, период. система Менделеева). Вывод: на первом этапе в основном работает логическое мышление. Проблема ставится, материал собран, но проблема не решена.
  6. На смену сознательному приходит бессознательное. Исследователь входит в состояние эмпотии, творческого возбуждения. Жизнеразность–различие между потребностью и жизненными ресурсами, необходимыми для удовлетворения этой потребности. Ученый находится в состоянии жизнеразности, постоянно ощущает информационный голод. Чем меньше информации, тем больше эмоции. Если информации мало, то ее восполняют эмоции, воображение. Вступают в действие бессознательные механизмы интуиции.

Преимущества интуитивного мышления:

  1. Бесконтрольность. Если в сознательном состоянии появившуюся идею мы отбрасываем, то в интуитивном состоянии ее можно пропустить.
  2. В процедуру мышления вовлекается вся наличная информация. Интуиция помогает вытаскивать информацию из памяти.
  3. В состоянии бессознательного творчества легче разрушаются стереотипы. В интуитивном состоянии понятия вступают в такие ассоциативные связи, которые логикой запрещены.
  4. Скорость обработки информации в интуитивном состоянии намного выше.

Ярким доказательством преимущества интуитивного мышления является то, что большое количество величайших открытий были совершены во сне. В состоянии сна мозг не занят внешними обстоятельствами. Мозг работает без тирании собственного «я». Чтобы войти в это состояние нужно много работать. Павлов говорил, что нужно распустить мысли, снять контроль. Второе условие–необходимо фантазировать. Третье–не бояться делать ошибки. Ошибка–это сбой логической мысли, но сбой относительно существующей парадигмы. Если идея появилась–не спешите эту мысль зафиксировать.

  1. Озарение, инсайд.

Озарение–это замыкание  проблемной ситуации. Отыскивается недостающий элемент, и все встает на свои места. Озарение характеризуется: 1) внезапностью решения; 2) целостностью решения.

  1. Процесс выстраивания логической цепочки. Недостающие элементы логической цепочки найдены, берутся за посылку. Далее работают доказательства. В доказательстве выделяют 3 основных компонента: 1) тезис, 2) аргументы, 3) демонстрация(изложение теории решения задач).

Выводы: 1) логическое и интуитивное мышление взаимно дополняют друг друга; 2) в чистом виде эти виды мышления никогда не выступают.

 

 

52. понятие  общего. Метод обобщения.

Является выводным методом.

«Кто берется за частные  вопросы без предварительного решения  общих, тот будет постоянно натыкаться на эти общие вопросы»(Ленин).

Метод обобщающей переформулировки задач. Сущность: если стоит частная  проблема, то эту проблему легче  решить, когда мы ее стараемся решить как общую.

Общее–это то, что принадлежит  каждому члену данного множества. В плане научного познания это определение нас не устраивает. Во-первых, оно не приводит нас на уровень понимания сущности. Во-вторых, можно ошибиться. В-третьих, общее может быть не присуще всем. Под общим необходимо понимать то, что определяет закономерности элемента.

Общая теория–это теория, способная к экстраполяции, к  агрессии в другие области познания.

Алгоритм метода обобщения:

  1. Перевод исходной проблемы в общую.
  2. Поисковый. Нахождение общего метода.
  3. Решение исходной задачи на основании общего метода(дедукция).

Преимущества метода обобщения:

  1. Освобождение от детальной информации.
  2. Исследователю открывается панорамное видение проблемы(пространственное, временное, культурологическое). Пространственное–проблема целостности объекта. Временное–взгляд на предмет с точки зрения эволюции. Это видение хорошо применяется там, где объект развивается. Если не меняется сам объект, необходимо рассматривать, как меняется знание об объекте. Культурологическое–взгляд на проблему с точки зрения общественного состояния.

Приемы эвристического применения метода обобщения:

  1. Варьирование задачи. Если задача не решается, то возьмите другую задачу.
  2. Инверсия–переворачивание задачи, когда условие задачи принимается за ее решение.
  3. Оборачивание задачи–предполагает изучение объекта с точки зрения более высшего состояния развития объекта.

Метод обобщения позволяет  взять на вооружение альтернативную точку зрения.

Метод двойного видения: если не можете доказать теорему, то опровергайте ее. Перевод проблемы на другой язык.

Метод поисковой дедукции: рассуждение о ходе научной деятельности. Создать теорию, а на ее основе объяснить  факты, которые появятся в будущем.

 

№ 53 МЕТОД ВИЗУАЛИЗАЦИИ

Образ в научном познании

  1. Предварительное определение образа
  2. Образ как язык рассуждения
  3. Методы структурного переноса и визуализации
  4. Метод личностного уподобления(эмпа/тия)
  5. Художественный образ как гносеологический(познавательный) идеал

 

  1. образ- это восприятие на уровне чувственного отражения

Две характерные черты: 1. Целостность образа 2. Индивидуальность–образ дан только индивиду

Образ–это отражение  мира в чувственно-наглядной форме

Понятие- это вербализованная  форма отражения(словесная)(вербус- слово, глагол)

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"