Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:54, реферат
Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель переводился непосредственно с греческого.
Введение
Наука и вера
Философия и теология
Томистское учение о бытии
Концепция универсалий
Доказательства бытия бога
перводвигатель
первопричина
первая необходимость
наивысшая степень совершенства
телеологическое
Проблема человеческой души
Томистская этика
Учение о государстве
Система
Введение
Наука и вера
Философия и теология
Томистское учение о бытии
Концепция универсалий
Доказательства бытия бога
перводвигатель
первопричина
первая необходимость
наивысшая степень совершенства
телеологическое
Проблема человеческой души
Томистская этика
Учение о государстве
Введение.
Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мысли-
тель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представ-
ляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейс-
кое посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с
неизвестными до того времени его метафизическими и физическими тракта-
тами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель
переводился непосредственно с греческого.
Деятельность по переводу Аристотеля привела к серьезной конфрон-
тации между греческим рационализмом, представленным Аристотелем и
христианским, субрациональным пониманием мира. Постепенное принятие
Аристотеля и приспособление его к потребностям христианского понимания
мира имели несколько этапов и хотя этот процесс и контролировался цер-
ковью, не обошелся он без кризисов и потрясений.
На интерпретацию аристотелизма в пантеистическом духе (Давид из
Динанта) первоначально церковь ответила запретом изучения в Парижском
университете Аристотелевских естественнонаучных произведений и даже
"Метафизики" (декреты папы от 1210 и 1215 г.). Папа Григорий IX в 1231
г. эти запреты подтвердил, но одновременно дал указание специально
созданной коммисии, чтобы та проверила труды Аристотеля относительно
их возможного приспособления к католическому вероучению, что отражало
тот факт, что изучение Аристотеля стало в то время жизненной необходи-
мостью для университетского образования и развития научно-философского
знания в Западной Европе. В 1245 г. изучение философии Аристотеля было
разрешено без ограничений, а в 1255 г. никто не мог получить степень
магистра, не изучив труды Аристотеля.
Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, свя-
занное с крестовыми походами, знакомство с трактатами Аристотеля и
арабским естествознанием потребовали обобщить все известные знания о
мире в строгую систему, в которой бы царствовала теология. Эта потреб-
ность реализовалась в больших Суммах - трудах, где исходным материалом
являлся христианский образ мира, охватывающий природу, человечество,
духовный и видимый мир. Теология тем самым представлялась как научная
система, обоснованная философией и метафизикой.
В середине XIII в. победило мнение, согласно которому теология
нуждается в оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким
образом ее применить, чтобы не повредить христианской теологии. Схо-
ластики разделились на два главных лагеря. Консервативное учение нас-
татаивало на сохранении основных положений Августина в теологических
вопросах, но с применением одновременно и философских элементов арис-
тотелизма. Прогрессивное течение большой упор делало на Аристотеля,
хотя и здесь не было полного отмежевания от традиций августинского
мышления. Растущее влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теоло-
го-философскую систему, которую создал Фома Аквинский.
В средние века выяснилось, что августинизм не способен противос-
тоять мощному влиянию аристотелизма. Необходимо было "оседлать" арис-
тотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность отклонения
от католической ортодоксии. Приспособление Аристотеля к католическому
учению стало жизненной необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили
схоластики доминиканского ордена, наиболее выдающимися из них были
Альберт Великий и Фома Аквинский. Сам Альберт не создал логически
стройной, единой философской системы. Выполнил эту задачу только его
ученик Фома.
Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Он был сыном графа Лан-
дольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в Монтекассино. Изучал
в Неапольском университете свободные искусства. В семнадцать лет всту-
пает в доминиканский орден, который посылает его учиться в Париж.Его
учителем становиться Альберт Великий, за которым он следует в
Кельн-на-Рейне. В 1252 г. он вновь возвращается в Париж, чтобы начать
там свою академическую деятельность. Во время пребывания в Италии он
знакомится с трудами Аристотеля. Дальнейшее пребывание в Париже
(1268-1272) было очень важным, здесь он становится известным препода-
вателем теологии, включается в полемическую борьбу, в решение спорных
вопросов. Умер в 1274 г. по пути на Леонский собор в монастыре Фосса-
нуова, близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он по-
лучил прозвище "ангельского доктора" (doctor angelicus). В 1368 г. его
останки были перенесены в Тулузу.
Фома Аквинский - автор множества работ, посвященных вопросам тео-
логии и философии. Главными трудами его считаются "Сумма теологии"
(1266-1274) и "Сумма против язычников" (1259-1264). В "Сумме теологии"
(т.е. совокупности теологических учений) разрабатывается католическая
догматика. Она становится основным произведением всей схоластической
теологии.
Наука и вера.
Области науки и веры у Аквинского совершенно ясно определены. За-
дачи науки сводятся к объяснению закономерностей мира. Аквинский приз-
нает также возможность достижения объективного, верного знания и от-
вергает такие представления, согласно которым действительным считается
лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направле-
но прежде всего на объект, но не в коем случае не внутрь, на субъек-
тивные стороны мышления.
И хотя познание объективно и истинно оно не может охватить все.
Над царством философского, метафизического познания находится другое
царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естест-
венной силой мышления. Здесь Аквинат отличается от некоторых авторов
ранней схоластики, например Абеляра и Ансельма, которые стремились
сделать постижимой разумом всю область христианской догматики. Область
наисущественейших таинств христианской веры остается для Аквинского
вне философского разума и познания (например триединство, воскресение
и т.д.). Речь идет об истинах сверхъестественных, таких как, божест-
венное откровение, благая весть, которые содержаться только в вере.
Однако между наукой и верой нет противоречия. Христианская истина
стоит выше разума, но она не противоречит разуму. Истина может быть
лишь одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются про-
тив христианской веры с позиций человеческого разума, противоречат
высшему, божественному разуму, а средств, которыми обладает человечес-
кий разум для такого противостояния, явно недостаточно. Данный тезис
Аквинат постоянно обосновывал и доказывал в полемических трактатах,
направленных как против язычников, так и против христианских еретиков.
Философия и теология.
Философия должна служить вере, теологии тем, что религиозные ис-
тины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опроверга-
ет как ложные аргументы против веры. Этой ролью она и ограничивается.
Философия сама не может доказать сверхъестественную истину, но может
ослабить выставленные против нее аргументы. Понимание роли философии
как орудия теологии находит у Аквината самое совершенное выражение.
Томистское учение о бытии.
Наибольшее число элементов учения Аристотеля содержит томистское
учение о бытии. Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля Ак-
винский абстрагировался и реализовал прежде всего то, что служило тре-
бованиям христианской теологии.
Как у Августина и у Боэция высшее начало у Фомы есть бытие. Под
бытием Фома понимает христианского бога, сотворившего мир , как о том
повествуется в Ветхом завете. Различая бытие и сущность, Фома тем не
менее не противопоставляет их, а вслед за Аристотелем подчеркивает их
общий корень. Сущности или субстанции обладают, согласно Фоме, самос-
тоятельным бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые
существуют только благодаря субстанциям. Отсюда выводится различение
так называемых субстанциальных и акцидентальных форм. Субстанциальная
форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы
говорим, что нечто возникло, а при ее исчезновении - что нечто разру-
шилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств, а не
бытия вещей. Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное
состояния, Фома рассматривает бытие как первое из актуальных состоя-
ний.
Сущим, реальностью (существованием) вещи становятся потому, что
формы, которые отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистент-
ном, идеальном виде, как ангелы и души, либо являются энтелехией те-
ла), входят в пассивную материю. В этом существенное отличие представ-
лений Аквината от Аристотелевых, у которого форма всегда выступает в
единстве с материей с одним исключением: форма всех форм - бог - явля-
ется нетелесной. Различие между материальным и духовным миром состоит
в том, что материальное, телесное состоит из формы и материи, в то
время как духовное имеет лишь форму.
Во всякой вещи, считает Фома, столько бытия, сколько в ней акту-
альности. Соответственно он выделяет четыре уровня бытийности вещей в
зависимости от степени их актуальности, выражающийся в том, каким об-
разом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.
На низшей ступени бытия форма, согласно Фоме, составляет лишь
внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неоргани-
ческие стихии и минералы.
На следующей ступени форма
нечная причина (causa finalis) вещи, которой внутренне присуща целесо-
образность, названная Аристотелем "растительной душой", как бы форми-
рующей тело изнутри, - таковы растения. Третий уровень - животные,
здесь форма есть действующая причина (causa efficiens), поэтому сущее
имеет в себе не только цель, но и начало деятельности, движения. На
всех трех ступенях форма по-разному входит в материю, организуя и оду-
шевляя ее. Наконец, на четвертой ступени форма предстает уже не как