Система взглядов Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель переводился непосредственно с греческого.

Содержание работы

Введение
Наука и вера
Философия и теология
Томистское учение о бытии
Концепция универсалий
Доказательства бытия бога
перводвигатель
первопричина
первая необходимость
наивысшая степень совершенства
телеологическое
Проблема человеческой души
Томистская этика
Учение о государстве

Файлы: 1 файл

юре.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

  

 

 

  

 

 

                  Система взглядов Фомы  Аквинского. 

 

 

                             Содержание : 

 

 

     Введение    

 Наука и вера    

 Философия и теология     

 Томистское учение  о бытии    

 Концепция универсалий     

 Доказательства бытия  бога     

 перводвигатель     

 первопричина     

 первая необходимость      

 наивысшая степень  совершенства     

 телеологическое    

 Проблема человеческой  души    

 Томистская этика    

 Учение о государстве  

 

 

                              

 Введение. 

 

 

     Фома Аквинский  известен нам не только как самостоятельный мысли-

тель, но и как  систематизатор учения Аристотеля. Оба  аспекта представ-

ляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить  свою работу.    

 Начиная с XII в.  Европа главным образом через арабское и еврейс-

кое  посредничество знакомилась с наследием Аристотеля,  в частности с

неизвестными  до того времени его метафизическими  и физическими тракта-

тами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель

переводился непосредственно  с греческого.    

 Деятельность по  переводу Аристотеля привела к серьезной конфрон-

тации между  греческим  рационализмом,  представленным  Аристотелем  и

христианским, субрациональным  пониманием  мира.  Постепенное принятие

Аристотеля  и приспособление его к потребностям христианского понимания

мира имели  несколько этапов и хотя этот процесс  и контролировался цер-

ковью, не обошелся он без кризисов и потрясений.    

 На интерпретацию  аристотелизма  в пантеистическом духе (Давид из

Динанта) первоначально  церковь ответила запретом изучения в  Парижском

университете  Аристотелевских  естественнонаучных  произведений и даже

"Метафизики" (декреты папы от 1210 и 1215 г.). Папа  Григорий IX в 1231

г.  эти  запреты  подтвердил,  но одновременно дал указание специально

созданной коммисии,  чтобы та проверила труды Аристотеля  относительно

их возможного приспособления к католическому  вероучению,  что отражало

тот факт, что  изучение Аристотеля стало в то время  жизненной необходи-

мостью для  университетского образования и  развития научно-философского

знания в  Западной Европе. В 1245 г. изучение философии  Аристотеля было

разрешено без  ограничений,  а в 1255 г.  никто не мог получить степень

магистра, не изучив труды Аристотеля.    

 Расширение социальных, географических и духовных горизонтов, свя-

занное с  крестовыми походами,  знакомство с  трактатами  Аристотеля  и

арабским  естествознанием  потребовали обобщить все известные знания о

мире в строгую  систему, в которой бы царствовала  теология. Эта потреб-

ность реализовалась в  больших Суммах - трудах, где исходным материалом

являлся христианский образ  мира,  охватывающий природу,  человечество,

духовный и видимый  мир.  Теология тем самым представлялась как научная

система, обоснованная философией и метафизикой.    

 В середине  XIII в.  победило мнение,  согласно которому теология

нуждается в  оздоровлении философией Аристотеля. Однако шел спор, каким

образом ее применить,  чтобы не повредить христианской теологии.  Схо-

ластики разделились  на два главных лагеря.  Консервативное учение нас-

татаивало  на  сохранении основных положений Августина в теологических

вопросах,  но с применением одновременно и философских элементов арис-

тотелизма.  Прогрессивное  течение  большой упор делало на Аристотеля,

хотя и здесь  не было полного  отмежевания  от  традиций  августинского

мышления.  Растущее влияние Аристотеля вылилось наконец в новую теоло-

го-философскую  систему, которую создал Фома Аквинский.  

 

 

     

 В средние века выяснилось,  что августинизм не способен противос-

тоять мощному  влиянию аристотелизма.  Необходимо было "оседлать" арис-

тотелевскую философию, чтобы исключить постоянную опасность  отклонения

от католической ортодоксии.  Приспособление Аристотеля к католическому

учению стало  жизненной необходимостью для церкви. Эту задачу выполнили

схоластики  доминиканского ордена,  наиболее выдающимися  из  них  были

Альберт  Великий  и  Фома  Аквинский.  Сам Альберт не создал логически

стройной,  единой философской системы.  Выполнил эту задачу только его

ученик Фома.     

 Фома Аквинский родился примерно в 1225 г. Он был сыном графа Лан-

дольфа Аквинского, воспитывался у бенедиктинцев в  Монтекассино. Изучал

в Неапольском  университете свободные искусства. В семнадцать лет всту-

пает  в доминиканский орден,  который посылает его учиться в Париж.Его

учителем  становиться  Альберт  Великий,  за  которым  он  следует   в

Кельн-на-Рейне.  В 1252 г. он вновь возвращается в Париж, чтобы начать

там свою академическую деятельность.  Во время пребывания в Италии  он

знакомится  с  трудами  Аристотеля.  Дальнейшее  пребывание  в  Париже

(1268-1272) было очень важным,  здесь он становится известным препода-

вателем теологии,  включается в полемическую борьбу, в решение спорных

вопросов.  Умер в 1274 г. по пути на Леонский собор в монастыре Фосса-

нуова,  близ Террачино. За мягкость и легкость своего характера он по-

лучил прозвище "ангельского  доктора" (doctor angelicus). В 1368 г. его

останки были перенесены в  Тулузу.    

 Фома Аквинский - автор  множества работ, посвященных  вопросам тео-

логии  и  философии.  Главными  трудами его считаются "Сумма теологии"

(1266-1274) и "Сумма против  язычников" (1259-1264). В "Сумме  теологии"

(т.е.  совокупности теологических учений) разрабатывается католическая

догматика.  Она становится основным произведением всей  схоластической

теологии. 

 

 

                        

 Наука и вера. 

 

 

     Области науки и  веры у Аквинского совершенно  ясно определены. За-

дачи науки сводятся к  объяснению закономерностей мира. Аквинский  приз-

нает также  возможность достижения объективного,  верного знания и  от-

вергает такие  представления, согласно которым действительным считается

лишь деятельность человеческого разума. Познание должно быть направле-

но прежде всего  на объект,  но не в коем случае не внутрь,  на субъек-

тивные стороны  мышления.    

 И хотя  познание  объективно и истинно оно не может охватить все.

Над царством философского,  метафизического познания находится  другое

царство, которым занимается богословие. Сюда нельзя проникнуть естест-

венной силой мышления.  Здесь Аквинат отличается от некоторых  авторов

ранней схоластики,  например  Абеляра  и Ансельма,  которые стремились

сделать постижимой разумом  всю область христианской догматики. Область

наисущественейших таинств  христианской  веры  остается для Аквинского

вне философского разума и  познания (например триединство,  воскресение

и т.д.).  Речь идет об истинах сверхъестественных,  таких как, божест-

венное откровение, благая весть, которые содержаться только в вере.    

 Однако между наукой  и верой нет противоречия. Христианская  истина

стоит выше разума,  но она не противоречит разуму.  Истина может  быть

лишь одна, ибо происходит от бога. Аргументы, которые выдвигаются  про-

тив христианской веры с  позиций  человеческого  разума,  противоречат

высшему, божественному разуму, а средств, которыми обладает человечес-

кий разум для такого противостояния,  явно недостаточно.  Данный тезис

Аквинат постоянно  обосновывал  и  доказывал в полемических трактатах,

направленных  как против язычников, так и против христианских еретиков. 

 

 

                        

 Философия и теология.  

 

 

     Философия должна служить  вере,  теологии тем, что религиозные ис-

тины представляет и толкует в категориях разума, и тем, что опроверга-

ет как ложные аргументы против веры.  Этой ролью она и ограничивается.

Философия сама  не может доказать сверхъестественную истину,  но может

ослабить выставленные против нее аргументы.  Понимание роли  философии

как орудия теологии находит у Аквината самое совершенное  выражение. 

 

 

                      

 Томистское учение о бытии.  

 

 

     Наибольшее число  элементов учения Аристотеля содержит томистское

учение о  бытии.  Однако от естественнонаучных взглядов Аристотеля  Ак-

винский абстрагировался  и реализовал прежде всего то, что  служило тре-

бованиям христианской теологии.    

 Как у  Августина и у Боэция высшее начало у Фомы есть бытие.  Под

бытием Фома понимает христианского бога,  сотворившего мир , как о том

повествуется  в Ветхом завете.  Различая бытие и сущность,  Фома тем не

менее не противопоставляет  их,  а вслед за Аристотелем подчеркивает их

общий корень.  Сущности или субстанции обладают, согласно Фоме, самос-

тоятельным  бытием, в отличие от акциденций (свойств, качеств), которые

существуют  только  благодаря субстанциям.  Отсюда выводится различение

так называемых субстанциальных и акцидентальных форм.  Субстанциальная

форма сообщает всякой вещи простое бытие, а потому при ее появлении мы

говорим, что  нечто возникло,  а при ее исчезновении - что нечто разру-

шилось. Акцидентальная же форма - источник определенных качеств,  а не

бытия вещей.  Различая вслед за Аристотелем актуальное и потенциальное

состояния, Фома  рассматривает  бытие как первое из актуальных состоя-

ний.    

 Сущим, реальностью  (существованием) вещи становятся потому,  что

формы, которые  отделимы от материи (либо выступают в чисто субсистент-

ном,  идеальном виде,  как ангелы и души, либо являются энтелехией те-

ла), входят в  пассивную материю. В этом существенное отличие представ-

лений  Аквината от Аристотелевых,  у которого форма всегда выступает в

единстве с  материей с одним исключением: форма  всех форм - бог - явля-

ется нетелесной.  Различие между материальным и духовным миром состоит

в том,  что материальное,  телесное состоит из формы и материи,  в  то

время как духовное имеет  лишь форму.    

 Во всякой вещи,  считает Фома, столько бытия, сколько в ней акту-

альности. Соответственно  он выделяет четыре уровня бытийности вещей в

зависимости от степени их актуальности,  выражающийся в том, каким об-

разом форма, то есть актуальное начало, реализуется в вещах.    

 На низшей ступени  бытия форма,  согласно  Фоме,  составляет  лишь

внешнюю определенность вещи (causa formalis); сюда относятся неоргани-

ческие стихии и минералы. На следующей ступени форма предстает  как ко-

нечная причина (causa finalis) вещи, которой внутренне присуща целесо-

образность,  названная Аристотелем "растительной душой", как бы форми-

рующей  тело  изнутри,  - таковы растения.  Третий уровень - животные,

здесь форма есть действующая  причина (causa efficiens),  поэтому сущее

имеет в себе не только цель,  но и начало деятельности,  движения.  На

всех трех ступенях форма  по-разному входит в материю, организуя  и оду-

шевляя  ее.  Наконец,  на четвертой ступени форма предстает уже не как

Информация о работе Система взглядов Фомы Аквинского