Система взглядов Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель переводился непосредственно с греческого.

Содержание работы

Введение
Наука и вера
Философия и теология
Томистское учение о бытии
Концепция универсалий
Доказательства бытия бога
перводвигатель
первопричина
первая необходимость
наивысшая степень совершенства
телеологическое
Проблема человеческой души
Томистская этика
Учение о государстве

Файлы: 1 файл

юре.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

организующий принцип  материи,  а сама по себе  независимо  от  материи

(forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее

из сотворенных сущих.  Не будучи связана с материей,  человеческая ра-

зумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у

Фомы название "самосущего".  В отличие от нее, чувственные души живот-

ных не являются самосущими,  а потому они и не имеют специфических для

разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от

тела - мышления и воления;  все действия животных,  как и многие дейс-

твия человека (кроме мышления и акта воли),  осуществляются с  помощью

тела. Поэтому  души животных погибают вместе с телом, тогда как челове-

ческая душа бессмертна,  она есть самое благородное в сотворенной при-

роде. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди че-

ловеческих способностей, видя и в самой природе прежде всего ее разум-

ное определение, каковым  он считает способность различать  добро и зло.

Как и Аристотель, Фома видит  в воле практический разум, то есть разум,

направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступ-

ками,  нашим жизненным поведением,  а не теоретической установкой,  не

созерцанием.    

 В мире Фомы подлинно  сущими оказываются в конечном  счете  индиви-

дуумы. Этот  своебразный  персонализм составляет специфику как томист-

ской онтологии,  так и средневекового естествознания, предмет которого

- действие индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей",  душ,  ду-

хов, сил.  Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая ма-

лейшей из  сотворенных сущностей,  каждое сущее обладает относительной

самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть

по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся  на иерар-

хической лестнице.     

 У бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущность

всех сотворенных  вещей не согласуется с существованием, ибо она не вы-

текает из их единичной сути.  Все единичное является сотворенным,  су-

ществует благодаря  другим факторам, таким образом, имеет характер обу-

ловленный и  случайный.  Лишь бог абсолютен,  не обусловлен, поэтому он

существует  с необходимостью,  ибо необходимость содержится в его  сущ-

ности.  Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо

являются бытием сложным.  Томистское решение проблемы  взаимоотношения

сущности и  существования укрепляет дуализм  бога и мира,  что соответс-

твует главным  принципам христианского монотеизма.  

 

 

                         

 Концепция универсалий.  

 

 

     В связи с учением  о форме более внимательно рассмотрим концепцию

универсалий Аквината,  которая  выражает  позиции умеренного реализма.

Во-первых, общее  понятие (универсалии) существует  в  единичных  вещах

(in rebus)  как их сущностная форма (forma substantiales);  во-вторых,

они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного

(post res);  в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеаль-

ный предобраз  индивидуальных предметов и явлений  в божественном разуме.

В этом  третьем  аспекте,  в  котором Аквинат онтологизирует будущее в

смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.  

 

 

   

                    Доказательства бытия бога.  

 

 

     Бытие бога может  быть доказано,  согласно Аквинату,  разумом.  Он

отвергает онтологическое доказательство бога, которое дал Ансельм. Вы-

ражение "бог  существует" не является для разума очевидным  и  врожден-

ным. Оно должно быть доказано.  "Сумма теологии" содержит пять доказа-

тельств, которые  взаимосвязаны друг с другом.        

 Перводвигатель    

 Первое основано на том,  что все,  что движется,  движимо чем-то

другим. Нельзя,  однако,  этот ряд продолжать до бесконечности,  ибо в

таком случае не существовало бы первичного "двигателя", а следователь-

но, и  того,  что им движимо,  так как следующее движется лишь потому,

что оно движимо  первым.  Этим определяется необходимость существования

первого двигателя, которым является бог.        

 Первопричина    

 Другое доказательство  исходит из сущности действующей  причины.  В

мире имеется  ряд действующих причин Но невозможно,  чтобы  нечто  было

действующей причиной самого себя, а это нелепо. В таком  случае необхо-

димо признать первую действующую причину, который  и является бог.        

 Первая необходимость     

 Третье доказательство  вытекает из  взаимоотношения  случайного  и

необходимого. При  изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до

бесконечности. Случайное зависит от необходимого,  которое имеет  свою

необходимость либо от иного необходимого,  либо в самом себе.  В конце

концов выясняется, что  существует первая необходимость - бог.        

 Наивысшая степень  совершенства    

 Четвертым доказательством  служат степени качеств,  следующие друг

за другом,  которые есть везде, во всем сущем, потому должна существо-

вать наивысшая  степень совершенства, и опять  ею является бог.        

 Телеологическое    

 Пятое доказательство - телеологическое. В его основе  лежит полез-

ность, проявляющаяся  во всей природе.  Все, и даже кажущееся случайным

и бесполезным,  направляется к некоей цели,  имеет смысл,  полезность.

Следовательно существует разумное существо, которое направляет все ес-

тественные  вещи к цели, им и является бог.    

 Очевидно, что  не следует предпринимать специальных исследований,

чтобы выяснить, что эти доказательства близки к  рассуждениям Аристоте-

ля (и Августина).  Рассуждая о сущности бога, Аквинский выбирает сред-

ний путь между  представлением о личном боге и неоплатоновским  его  по-

ниманием, где  бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога,

по Аквинату,  можно в трояком смысле: познание опосредовано божествен-

ным влиянием в  природе,  на основе подобия творца и сотворенного,  ибо

понятия напоминают божественные творения.  Все может быть понято  лишь

как частица  бесконечного совершенного существа бога. Человеческое поз-

нание во всем несовершенно,  но все-таки оно учит нас видеть как абсо-

лютное существование  в себе и для себя.    

 Откровение учит также  видеть бога как творца вселенной  (согласно

Аквинату,  сотворение  относится к реальностям,  которые можно познать

лишь через  откровение).  В сотворении реализует бог свои  божественные

идеи. В такой  интерпретации Аквинский вновь  воспроизводит платоновские

идеи , но в другой форме. 

 

 

                      

 Проблема человеческой  души. 

 

 

     К наиболее изученным  вопросам творчества Фомы Аквинского относят-

ся проблемы человеческой души. Во многих своих  трактатах он рассуждает

о чувствах,  памяти,  отдельных душевных способностях,  об их взаимных

связях,  о познании. При этом он исходит из Аристотелевского понимания

пассивной материи  и активной формы.  Душа является формирующим принци-

пом, действующим  во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бес-

телесна,  она есть чистая форма без материи,  духовная, независимая от

материи  субстанция.  Этим обусловливается ее неучтожимость и бессмер-

тие. Так как  душа является субстанцией, независимой  от тела, то она не

может быть им уничтожена и , как чистая форма, не может быть разрушена

сама по себе.  Таким образом,  человеческую жажду  бессмертия  Аквинат

считает доказательством  бессмертия душевной субстанции, что противоре-

чит аверроизму,  который признает бессмертие атрибутом лишь надиндиви-

дуального духа.     

 От Аристотеля идет  Аквинский,  развивая теорию отдельных душевных

сил  или свойств.  Он различает вегетативную душу,  присущую растениям

(обмен веществ  и размножение),  ее он отличает от сензитивной, которую

имеют животные (чувственные восприятия, стремления и свободное, произ-

вольное движение).  У человека к этому всему прибавляется  интеллекту-

альная способность - разум.  Человек имеет разумную душу,  которая вы-

полняет функции  и двух низших душ (этим Аквинат отличается от францис-

канцев,  например от Бонавентуры).  Разуму Аквинат отдает предпочтение

перед волей.  Интеллект возвышается над волей. Если мы познаем вещи на

основе их внешней реальности,  а не их внутренней сущности,  то отсюда

вытекает кроме  всего прочего и вывод,  что собственную душу мы познаем

опосредованно, а не непосредственно, через интуицию. Томистское учение

о душе и познании является рационалистическим.  Идеи доминиканца  Фомы

Аквинского  решительно противостоят воззрениям францискацев не только в

области психологии но и в других областях.  Францисканская теория под-

черкивает прежде сего активность человеческого познания. Аквинат, ссы-

лаясь на Аристотеля, воссоздает пассивный, рецептивный характер позна-

ния.  В  познании он усматривает образное восприятие реальности.  Если

образ совпадает  с действительностью, значит, познание правильное.    

 На вопрос  об источниках человеческого познания Аквинат отвечает,

подобно Аристотелю: источником является не причастность к божественным

идеям  (либо  воспоминаниям о них),  но опыт,  чувственное восприятие.

Весь материал познания исходит из чувств. Деятельный интеллект обраба-

тывает этот материал дальше.  Чувственный опыт представляет лишь инди-

видуальную,  единичную вещь.  Собственно объектом разума является сущ-

ность, которая  заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно

с помощью абстракции.  

 

 

                         

 Томистская этика. 

 

 

     На учении о  душе  построена  и  томистская  этика.  Предпосылкой

нравственного  поведения  Аквинат считает свободу воли.  Здесь он тоже

выступает против Августина и францисканской теории.  Что касается доб-

родетелей,  то  Аквинский,  вопроизводя  четыре традиционные греческие

добродетели: мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляет

еще три христианские:  веру, надежду и любовь. Конструкция томистского

учения о  добродетелях весьма сложна,  но его центральная идея  проста.

Она  основана на предпосылке,  что человеческим естеством является ра-

зум:  кто против разума,  тот и против человека. Разум возвышается над

волей и может  ею управлять. Смысл жизни Аквинат  видит в счастье, кото-

рое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал  как  познание

и созерцание бога.  Познание является наивысшей функцией человека, бог

же - неисчерпаемый  предмет познания.  Конечная цель человека заключена

в познании,  созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испыта-

ний,  разум ведет человека к нравственному порядку,  который  выражает

божественный  закон;  разум показывает,  как следует себя вести,  чтобы

прийти к  вечному блаженству и счастью. 

 

 

                        

 Учение о государстве.  

Информация о работе Система взглядов Фомы Аквинского