Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:54, реферат
Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель переводился непосредственно с греческого.
Введение
Наука и вера
Философия и теология
Томистское учение о бытии
Концепция универсалий
Доказательства бытия бога
перводвигатель
первопричина
первая необходимость
наивысшая степень совершенства
телеологическое
Проблема человеческой души
Томистская этика
Учение о государстве
организующий принцип материи, а сама по себе независимо от материи
(forma per se, forma separata). Это дух, или ум, разумная душа, высшее
из сотворенных сущих. Не будучи связана с материей, человеческая ра-
зумная душа не погибает со смертью тела. Поэтому разумная душа носит у
Фомы название "самосущего". В отличие от нее, чувственные души живот-
ных не являются самосущими, а потому они и не имеют специфических для
разумной души действий, осуществляемых только самой душой, отдельно от
тела - мышления и воления; все действия животных, как и многие дейс-
твия человека (кроме мышления и акта воли), осуществляются с помощью
тела. Поэтому души животных погибают вместе с телом, тогда как челове-
ческая душа бессмертна, она есть самое благородное в сотворенной при-
роде. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди че-
ловеческих способностей, видя и в самой природе прежде всего ее разум-
ное определение, каковым он считает способность различать добро и зло.
Как и Аристотель, Фома видит в воле практический разум, то есть разум,
направленный на действие, а не на познание, руководящий нашими поступ-
ками, нашим жизненным поведением, а не теоретической установкой, не
созерцанием.
В мире Фомы подлинно сущими оказываются в конечном счете индиви-
дуумы. Этот своебразный персонализм составляет специфику как томист-
ской онтологии, так и средневекового естествознания, предмет которого
- действие индивидуальных "скрытых сущностей" - "деятелей", душ, ду-
хов, сил. Начиная с бога, который есть чистый акт бытия, и кончая ма-
лейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной
самостоятельностью, которая уменьшается по мере движения вниз, то есть
по мере убывания актуальности бытия существ, располагающихся на иерар-
хической лестнице.
У бога сущность тождественна с существованием. Напротив, сущность
всех сотворенных вещей не согласуется с существованием, ибо она не вы-
текает из их единичной сути. Все единичное является сотворенным, су-
ществует благодаря другим факторам, таким образом, имеет характер обу-
ловленный и случайный. Лишь бог абсолютен, не обусловлен, поэтому он
существует с необходимостью, ибо необходимость содержится в его сущ-
ности. Бог является простым бытием, сущим; сотворенная вещь, существо
являются бытием сложным. Томистское решение проблемы взаимоотношения
сущности и
существования укрепляет
твует главным
принципам христианского
Концепция универсалий.
В связи с учением о форме более внимательно рассмотрим концепцию
универсалий Аквината, которая выражает позиции умеренного реализма.
Во-первых, общее понятие (универсалии) существует в единичных вещах
(in rebus) как их сущностная форма (forma substantiales); во-вторых,
они образуются в человеческом разуме при абстрагировании от единичного
(post res); в-третьих, они существуют до вещей (ante res) как идеаль-
ный предобраз индивидуальных предметов и явлений в божественном разуме.
В этом третьем аспекте, в котором Аквинат онтологизирует будущее в
смысле объективного идеализма, он отличается от Аристотеля.
Бытие бога может быть доказано, согласно Аквинату, разумом. Он
отвергает онтологическое доказательство бога, которое дал Ансельм. Вы-
ражение "бог существует" не является для разума очевидным и врожден-
ным. Оно должно быть доказано. "Сумма теологии" содержит пять доказа-
тельств, которые взаимосвязаны друг с другом.
Перводвигатель
Первое основано на том, что все, что движется, движимо чем-то
другим. Нельзя, однако, этот ряд продолжать до бесконечности, ибо в
таком случае не существовало бы первичного "двигателя", а следователь-
но, и того, что им движимо, так как следующее движется лишь потому,
что оно движимо первым. Этим определяется необходимость существования
первого двигателя, которым является бог.
Первопричина
Другое доказательство
исходит из сущности
мире имеется ряд действующих причин Но невозможно, чтобы нечто было
действующей причиной самого себя, а это нелепо. В таком случае необхо-
димо признать первую действующую причину, который и является бог.
Первая необходимость
Третье доказательство вытекает из взаимоотношения случайного и
необходимого. При изучении цепи этой взаимосвязи также нельзя идти до
бесконечности. Случайное зависит от необходимого, которое имеет свою
необходимость либо от иного необходимого, либо в самом себе. В конце
концов выясняется, что существует первая необходимость - бог.
Наивысшая степень совершенства
Четвертым доказательством служат степени качеств, следующие друг
за другом, которые есть везде, во всем сущем, потому должна существо-
вать наивысшая степень совершенства, и опять ею является бог.
Телеологическое
Пятое доказательство - телеологическое. В его основе лежит полез-
ность, проявляющаяся во всей природе. Все, и даже кажущееся случайным
и бесполезным, направляется к некоей цели, имеет смысл, полезность.
Следовательно существует разумное существо, которое направляет все ес-
тественные вещи к цели, им и является бог.
Очевидно, что не следует предпринимать специальных исследований,
чтобы выяснить, что эти доказательства близки к рассуждениям Аристоте-
ля (и Августина). Рассуждая о сущности бога, Аквинский выбирает сред-
ний путь между представлением о личном боге и неоплатоновским его по-
ниманием, где бог полностью трансцендентен, непознаваем. Познать бога,
по Аквинату, можно в трояком смысле: познание опосредовано божествен-
ным влиянием в природе, на основе подобия творца и сотворенного, ибо
понятия напоминают божественные творения. Все может быть понято лишь
как частица бесконечного совершенного существа бога. Человеческое поз-
нание во всем несовершенно, но все-таки оно учит нас видеть как абсо-
лютное существование в себе и для себя.
Откровение учит также
видеть бога как творца
Аквинату, сотворение относится к реальностям, которые можно познать
лишь через откровение). В сотворении реализует бог свои божественные
идеи. В такой интерпретации Аквинский вновь воспроизводит платоновские
идеи , но в другой форме.
Проблема человеческой души.
К наиболее изученным
вопросам творчества Фомы
ся проблемы человеческой души. Во многих своих трактатах он рассуждает
о чувствах, памяти, отдельных душевных способностях, об их взаимных
связях, о познании. При этом он исходит из Аристотелевского понимания
пассивной материи и активной формы. Душа является формирующим принци-
пом, действующим во всех жизненных проявлениях. Человеческая душа бес-
телесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от
материи субстанция. Этим обусловливается ее неучтожимость и бессмер-
тие. Так как душа является субстанцией, независимой от тела, то она не
может быть им уничтожена и , как чистая форма, не может быть разрушена
сама по себе. Таким образом, человеческую жажду бессмертия Аквинат
считает доказательством бессмертия душевной субстанции, что противоре-
чит аверроизму, который признает бессмертие атрибутом лишь надиндиви-
дуального духа.
От Аристотеля идет Аквинский, развивая теорию отдельных душевных
сил или свойств. Он различает вегетативную душу, присущую растениям
(обмен веществ и размножение), ее он отличает от сензитивной, которую
имеют животные (чувственные восприятия, стремления и свободное, произ-
вольное движение). У человека к этому всему прибавляется интеллекту-
альная способность - разум. Человек имеет разумную душу, которая вы-
полняет функции и двух низших душ (этим Аквинат отличается от францис-
канцев, например от Бонавентуры). Разуму Аквинат отдает предпочтение
перед волей. Интеллект возвышается над волей. Если мы познаем вещи на
основе их внешней реальности, а не их внутренней сущности, то отсюда
вытекает кроме всего прочего и вывод, что собственную душу мы познаем
опосредованно, а не непосредственно, через интуицию. Томистское учение
о душе и познании является рационалистическим. Идеи доминиканца Фомы
Аквинского решительно противостоят воззрениям францискацев не только в
области психологии но и в других областях. Францисканская теория под-
черкивает прежде сего активность человеческого познания. Аквинат, ссы-
лаясь на Аристотеля, воссоздает пассивный, рецептивный характер позна-
ния. В познании он усматривает образное восприятие реальности. Если
образ совпадает с действительностью, значит, познание правильное.
На вопрос об источниках человеческого познания Аквинат отвечает,
подобно Аристотелю: источником является не причастность к божественным
идеям (либо воспоминаниям о них), но опыт, чувственное восприятие.
Весь материал познания исходит из чувств. Деятельный интеллект обраба-
тывает этот материал дальше. Чувственный опыт представляет лишь инди-
видуальную, единичную вещь. Собственно объектом разума является сущ-
ность, которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно
с помощью абстракции.
Томистская этика.
На учении о душе построена и томистская этика. Предпосылкой
нравственного поведения Аквинат считает свободу воли. Здесь он тоже
выступает против Августина и францисканской теории. Что касается доб-
родетелей, то Аквинский, вопроизводя четыре традиционные греческие
добродетели: мудрость, отвагу, умеренность и справедливость, добавляет
еще три христианские: веру, надежду и любовь. Конструкция томистского
учения о добродетелях весьма сложна, но его центральная идея проста.
Она основана на предпосылке, что человеческим естеством является ра-
зум: кто против разума, тот и против человека. Разум возвышается над
волей и может ею управлять. Смысл жизни Аквинат видит в счастье, кото-
рое в духе своего теоцентристского мировоззрения понимал как познание
и созерцание бога. Познание является наивысшей функцией человека, бог
же - неисчерпаемый предмет познания. Конечная цель человека заключена
в познании, созерцании и любви к богу. Путь к этой цели полон испыта-
ний, разум ведет человека к нравственному порядку, который выражает
божественный закон; разум показывает, как следует себя вести, чтобы
прийти к вечному блаженству и счастью.
Учение о государстве.