Система взглядов Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:54, реферат

Описание работы

Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель переводился непосредственно с греческого.

Содержание работы

Введение
Наука и вера
Философия и теология
Томистское учение о бытии
Концепция универсалий
Доказательства бытия бога
перводвигатель
первопричина
первая необходимость
наивысшая степень совершенства
телеологическое
Проблема человеческой души
Томистская этика
Учение о государстве

Файлы: 1 файл

юре.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

 

     Аквинат, будучи аристотеликом,  подобно Альберту Великому, интере-

совался миром. У Альберта интерес склонялся  прежде всего к миру приро-

ды,  к  естественнонаучным вопросам.  Аквинского же интересовал нравс-

твенный мир  и, таким образом, общество. Центром  его интересов были ду-

ховные и  социальные проблемы. Как и греки, он помещает человека прежде

всего в общество и государство.  Государство существует  затем,  чтобы

заботиться  об общем благе.  Аквинат, однако, решительно выступает про-

тив социального  равенства, сословные различия он считает  вечными. Под-

данные  должны  подчиняться господам,  покорность является их основной

добродетелью,  ка и всех христиан в целом.  Лучшая форма государства -

монархия.  Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в

теле,  а бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть

отражением  власти бога в мире.    

 Задача монарха - вести  граждан к добродетельной жизни.  Важнейшими

предпосылками для этого выступают сохранения мира и обеспечение благо-

состояния граждан.  Внешней целью и смыслом является достижение небес-

ного блаженства. К нему человека ведет уже не государство, но церковь,

представленная  священниками и наместниками бога на земле - римским па-

пой. Роль церкви выше,  чем государства и поэтому владыки  этого  мира

должны быть подчинены церковной иерархии.  Аквинат провозглашает необ-

ходимость безусловного подчинения  светской  власти  власти  духовной,

всеобъемлющая власть должна принадлежать церкви.    

 Главным в  творчестве  Фомы  Аквинского является разработанный им

классификационно-упорядоченный  метод упорядочения, различения и разме-

щения отдельных  знаний и сведений. Непосредственно  после смерти Аквинс-

кого вспыхнула  ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене  и

во всей  католической  церкви.  Сопротивление  оказывала  прежде всего

францисканская теология, ориентированная на Августина. Для нее некото-

рые признаки онтологии  и гноселогии Аквината были неприемлемы,  напри-

мер то,  что человек имеет лишь одну форму (т.е.  деятельность  души),

которой все  подчинено; она не принимала также  отрицание духовной мате-

рии, признание  опосредованного познания души.    

 В конце  13-го начале 14-го в.  томизм преобладал в доминиканском

ордене. Аквинский  был признан его "первым доктором", в 1323г. провозг-

лашен святым,  в 1567 г.  признан пятым учителем церкви. Твердыней то-

мизма становится университет  в Париже (позднее - Кельн-на-Рейне). Пос-

тепенно томизм становится официальной доктриной церкви.    

 Папа Лев XIII  провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике "Aeterni

Paris" учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церк-

ви. В XIX и XX вв.  на его основе развивается неотомизм (), расчленен-

ный на различные направления.  

 

 

     Литература:    

1) Введение в философию  1,2 т.    

2) История философии в  кратком изложении    

3) Краткий курс истории философии     

4) Основы философии    

 5) Философский словарь 


Информация о работе Система взглядов Фомы Аквинского