Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:54, реферат
Фома Аквинский известен нам не только как самостоятельный мыслитель, но и как систематизатор учения Аристотеля. Оба аспекта представляют интерес, и им мне бы хотелось посвятить свою работу.
Начиная с XII в. Европа главным образом через арабское и еврейское посредничество знакомилась с наследием Аристотеля, в частности с неизвестными до того времени его метафизическими и физическими трактатами. Арабские версии переводились на латынь с начала 13 в. Аристотель переводился непосредственно с греческого.
Введение
Наука и вера
Философия и теология
Томистское учение о бытии
Концепция универсалий
Доказательства бытия бога
перводвигатель
первопричина
первая необходимость
наивысшая степень совершенства
телеологическое
Проблема человеческой души
Томистская этика
Учение о государстве
Аквинат, будучи
совался миром. У Альберта интерес склонялся прежде всего к миру приро-
ды, к естественнонаучным вопросам. Аквинского же интересовал нравс-
твенный мир и, таким образом, общество. Центром его интересов были ду-
ховные и социальные проблемы. Как и греки, он помещает человека прежде
всего в общество и государство. Государство существует затем, чтобы
заботиться об общем благе. Аквинат, однако, решительно выступает про-
тив социального равенства, сословные различия он считает вечными. Под-
данные должны подчиняться господам, покорность является их основной
добродетелью, ка и всех христиан в целом. Лучшая форма государства -
монархия. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в
теле, а бог в мире. Власть доброго и справедливого короля должна быть
отражением власти бога в мире.
Задача монарха - вести
граждан к добродетельной
предпосылками для этого выступают сохранения мира и обеспечение благо-
состояния граждан. Внешней целью и смыслом является достижение небес-
ного блаженства. К нему человека ведет уже не государство, но церковь,
представленная священниками и наместниками бога на земле - римским па-
пой. Роль церкви выше, чем государства и поэтому владыки этого мира
должны быть подчинены церковной иерархии. Аквинат провозглашает необ-
ходимость безусловного подчинения светской власти власти духовной,
всеобъемлющая власть должна принадлежать церкви.
Главным в творчестве Фомы Аквинского является разработанный им
классификационно-
щения отдельных знаний и сведений. Непосредственно после смерти Аквинс-
кого вспыхнула ожесточенная борьба за ведущую роль томизма в ордене и
во всей католической церкви. Сопротивление оказывала прежде всего
францисканская теология, ориентированная на Августина. Для нее некото-
рые признаки онтологии и гноселогии Аквината были неприемлемы, напри-
мер то, что человек имеет лишь одну форму (т.е. деятельность души),
которой все подчинено; она не принимала также отрицание духовной мате-
рии, признание опосредованного познания души.
В конце 13-го начале 14-го в. томизм преобладал в доминиканском
ордене. Аквинский был признан его "первым доктором", в 1323г. провозг-
лашен святым, в 1567 г. признан пятым учителем церкви. Твердыней то-
мизма становится университет в Париже (позднее - Кельн-на-Рейне). Пос-
тепенно томизм становится
официальной доктриной церкви.
Папа Лев XIII провозгласил 4 августа 1879 г. в энциклике "Aeterni
Paris" учение Фомы Аквинского обязательным для всей католической церк-
ви. В XIX и XX вв. на его основе развивается неотомизм (), расчленен-
ный на различные направления.
Литература:
1) Введение в философию 1,2 т.
2) История философии в кратком изложении
3) Краткий курс истории философии
4) Основы философии
5) Философский словарь