Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 21:04, контрольная работа
Объектом философского знания является реальность во всем богатстве ее действительности и возможностей. Вместе с тем предметом внимания философов становится реальность не вообще, как таковая, а как мировоззренческая проблема, которая рассматривается через призму отношения «человек – мир» («мышление — бытие», «субъект – объект» и многое другое). Полюса этого мировоззренческого отношения являют собой не просто различия, но и такие диалектические противоположности, которые «тяготеют» одна над другой, «пронизывают» одна другую, «жаждут» отождествиться, «слиться», «интегрировать» одна в другую.
Введение……………………………………………………………….......................3
1. История формирования философской антропологии..........................................5
1.1 Эволюция философских взглядов М.Шелера – основоположника философской антропологии………………………………………………………...8
2. Понятие философской антропологии…………………………………………..11
2.1 Определение философской антропологии и задач М. Шелером……………12
3. Основные положения философской антропологии М. Шелера……………...14
4. Систематизация М. Шелером представлений о человеке в процессе истории……………………………………………………………………………...18
Заключение………………………………………………………………………….20
Список использованной литературы……………………
Фиксируя сущность человека с помощью двух его атрибутов: порыва и духа в их бесконечной форме, философская антропология М. Шелера преодолевает конечность эмпирических определений человека. «Дух» как- то, что делает человека человеком, наслаивается на иррациональный стержень – «порыв», как проявление «все – жизни».
М. Шелер говорит о давлении «порыва», росте жизненных инстинктов, бунте страсти, следовательно, о вытеснении «духа», так называемой «все – жизнью». Именно поэтому, личность - это конкретное единство, пересечение ценностей.
При этом иерархия ценностей концентрируется в каждой личности, но исходит от Бога. Основную особенность человека М. Шелер видит в его устремленности к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью, по М.Шелеру, является святой.
М. Шелер признает, что все ценности (религиозные, философские, эстетические, научные) даны человеку постольку, поскольку он находится в обществе. Однако способ их восприятия человеком М. Шелер никогда не объясняет социологически - воздействием общества. Он полагает, что эти ценности «наслаиваются» на извечное антропологическое ядро индивида, первичное по отношению, к его социальности.
М. Шелер критикует западно-европейское общество за то, что моральные, философские, да во многом и религиозные ценности, отодвигаются людьми на задний план и рекомендует придать им то значение, которое они некогда имели. В этом, по мнению М. Шелера, выход из кризисной ситуации, в которой оказалось общество.
Таким образом, человек, занимая центральное место в философии М.Шелера, является духовным существом, а основными принципами бытия человека выступают могущественный, но слепой жизненный порыв и все постигающий, но немощный дух.
4. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
М.ШЕЛЕРОМ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О
В своей статье «Человек
и история» М.Шелер выделяет пять
различных европейских дискурсов, по-разному
ставивших проблему человека:
Антропология, считает Шелер, должна предшествовать теологии. А пока она лишь желает этого, но не выполняет, она должна нести, то напряжение, которое всегда существовало между «Antropos и Theos» (Человеком и Богом).
В основании первых трех – тот или иной образ человека, два последних простраивают «принижающий» или «возвышающий» тип его трактовок. Ни один из них, по мнению М. Шелера, не решил и не мог решить проблему человека, так как последний не был осознан как основа любого возможного подлинного «философствования». С этих позиций Шелер дистанцировался от предшествующего философского антропологизма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исходя из вышеизложенного,
можно сделать следующие
- первая половина
ХХ века ознаменовалась
- немецкий философ
и социолог, один из основоположников
аксиологии, феноменологии, философской
антропологии Макс Шелер (1874-
- базовыми категориями
философской антропологии
- раскрывая смысл
дуализма и антогонизма между
«порывом» и «духом», Шелер
выступает одновременно как
- главная заслуга
М. Шелера в том, что при
так и оставшемся
В заключение хотелось бы сказать, что человек – наиболее сложный объект исследования и определений этой философской категории и ни одно из них не может быть признано окончательным и единственно верным. Человек, на мой взгляд, это микрокосм, микротеос и микросоциум одновременно. Поэтому, здесь уместны будут слова Шелера: «Человек – это в известном смысле все».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономова Н.С. и др. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов: Ч.2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000.
3. Вадимов А.В. Н.А. Бердяев. Самопознание. - М.: Книга, 1991.
4. Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002.
5. Гуревич П.С., В.И. Столяров. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991.
6. Данильян О.Г., Тараненко. Философия. Учебник. – М: Изд-во Эскимо 2005.
7. Макс Шелер. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1994.
8. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - Сб.: Изд-во «Лань», 1997.
1 Б. Паскаль Мысли.- М.: 1995- с.107.
2 Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - Издательство «Лань», 1997.
3 Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - Издательство «Лань», 1997.
4 Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. - Издательство «Лань», 1997.
5 Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000
6 Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000, с. 117.
7 Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000, с. 123-124.
8 Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000, с. 125.
9 Вадимов А.В., Н.А. Бердяев. Самопознание. - М.: Книга, 1991.
10 Гуревич П.С., В.И. Столяров. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991.
11 Автономова Н.С. и др. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов: Ч.2. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001, с. 265-266.
12 Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002.
13 Гуревич П.С., В.И. Столяров. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991.
14 Грицанов А.А. Всемирная энциклопедия: Философия ХХ век. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2002- с.913.
15 Гуревич П.С., В.И. Столяров. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991, с. 83
16 Гуревич П.С., В.И. Столяров. Мир философии: Книга для чтения. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. - М.: Политиздат, 1991, с. 86
Информация о работе Систематизация М. Шелером представлений о человеке в процессе истории