Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 16:49, реферат
Философская антропология не может обойти вопрос о смысле и цели жизни. Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т. д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.
Ряд правовых норм закрепляет моральные нормы и стимулирует их выполнение юридическими санкциями. Это относится к большинству норм уголовного права и иных норм, которые содержат запрет совершать наиболее вредные и опасные для общества деяния и определяют меры воздействия, применяемые к нарушителям таких запретов.
Некоторые юридические дела невозможно
решить без учета моральных норм,
конкретизирующих правовые нормы. Например,
нормы уголовного права, определяющие
ответственность за хулиганство, за
оскорбление личности или клевету,
а также нормы гражданского права,
определяющие ответственность нанимателя
жилого помещения, делающего невозможным
для других проживание с ним в
одной квартире (доме). Соответствующие
нормы «бланкетны» в том
Между нормами права и нормами
морали могут возникать противоречия,
когда право требует одно, а
мораль предписывает прямо противоположное.
При-мером подобного
В качестве общей причины противоречий
права и морали авторы часто называют
отставание законодательства от общественного
развития. Подобный факт действительно
имеет место, но лишь в том смысле,
что законодатель не смог или не
сумел предусмотреть все
Наиболее общей причиной противоречий
правовых и моральных норм является
«формальная определенность»
Различие и сопоставление
Можно назвать три характерные черты, отличающие мораль и право:
1. мораль устремлена к той
цели, чтобы идеалы справедливости,
добра, иные моральные
2. мораль - это область «чистого»
сознания, замкнутая на духовной
жизни людей и не требующая
обязательного внешнего, объективированного
выражения. Право - институционный
регулятор; оно в развитом
3. содержание морали самым
Договор - это одна из форм возникновения и осуществления права. Всякий договор в своей основе имеет баланс сил, т. е. невозможность для одной силы подчинить другую, а также на вытекающем отсюда компромиссе. Данный компромисс проявляется, с одной стороны, как компромисс интересов носителей равной силы, а с другой - как компромисс ценностей, ради которых та или иная сторона готова эту силу применить.
Когда общество не в состоянии строить свою жизнь на основе морали, и если при этом не существует условий для формирования общезначимых обычаев, оно превращает некий минимум морали, содержащий в себе необходимые условия продолжения его существования, в правовую систему, базирующуюся на основе всеобщего согласия. Общественное согласие, выразившееся в правовой форме, есть общественный договор.
Основной задачей теории общественного договора является выяснение механизма правового (договорного) происхождения государства. «Без собственного и договора каждого гражданина прямо или косвенно выраженного, - писал Т. Гоббс, - никому не может быть предоставлено право законодательства. Пря-мое согласие имеется в том случае, если граждане впервые устанавливают между собой форму правления государства или соглашаются подчиниться чьей-либо верховной власти. Косвенное согласие налицо в том случае, если они прибегают для охраны и защиты своих интересов против других к верховной власти или законам кого-либо. Ибо, требуя от других граждан для нашего блага повиновения какой-либо власти, мы тем самым признаем, что эта власть - законная».
Немецкий философ и юрист
Христиан Томазий (1655 - 1728) так формулировал
понимание права и
Договорная теория понимания права
исходит из приоритета активных сознательных,
организационных начал в
Если источником права является
превосходящая сила, то право представляет
собой объективацию воли господствующего
класса; если же источником права является
договор, предусматривающий взаимные
ограничения, право в действительности
представляет собой меру (норму) свободы.
Универсальной фор-мой
В теоретическом плане такое понимание права исходит из утверждения, что для общества в такой же степени характерна свобода, в какой для природы характерна необходимость. «Право есть совокупность норм, с одной стороны предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях», писал Е. Н. Трубецкой.
Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Юридические нормы, так или иначе, ограничивают свободу человека, устанавливая меру удовлетворения его интересов, которые связаны с интересами других лиц.
Разграничивая эти интересы, право
тем самым устанавливает
Гегель писал, что почвой права,
его необходимым пунктом
Конкретно-юридическим
Нравственное сознание.
Правовое регулирование — это регулирование поведения людей с помощью системы законов. Оно оставляет вне своего влияния огромную область человеческих отношений, именуемых нравственными. Законом не предусмотрено, например, наказание за нарушение правил приличия, за невежливость и т.п. Это осуждается общественным или личным мнением.
Таким образом, жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным регулятивным принципам, что изучается этикой — учением о морали. Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Само нравственное начало «предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнёю, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления нравственных императивов в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности»2.
Нравственный человек наделен чуткой совестью — удивительной способностью самоконтроля. Механизм совести устраняет раздвоенность личности. Возьмем пример с преступником на суде. Он, по И. Канту, «может хитрить сколько ему угодно, чтобы свое нарушающее закон поведение, о котором он вспоминает, представить себе как неумышленную оплошность, просто как неосторожность, которой никогда нельзя избежать полностью, следовательно, как нечто такое, во что он был вовлечен потоком естественной необходимости, чтобы признать себя невиновным; и все же он видит, что адвокат, который говорит в его пользу, никак не может заставить замолчать в нем обвинителя, если он сознает, что при совершении несправедливости он был в здравом уме, т.е. мог пользоваться своей свободой выбора»3.
Нравственное сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким образом, нравственность — это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.
Основным проявлением
Нравственность предполагает относительную
свободу воли, что обеспечивает возможность
сознательного выбора определенной
позиции, принятия решения и ответственности
за содеянное. Если бы поведение людей
фатальным образом
Нравственные нормы, принципы и
оценки в конечном счете выражают
и закрепляют правила поведения,
которые вырабатываются людьми в
труде и общественных отношениях.
Истоки нравственности восходят к обычаям,
закрепившим те поступки, которые
по опыту поколений оказались
полезными для сохранения и развития
общества и человека, отвечали потребностям
и интересам исторического
Нравственность в историческом
развитии обладает известной преемственностью,
относительной
Информация о работе Смысл и цель жизни. Насилие и ненасилие. Свобода и ответственность