Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 01:30, контрольная работа
Целью выполнения данной работы является выяснение сущности научных революций и изменения типов научной рациональности с процессе исторического развития науки.
Основные задачи работы:
1. Подбор литературы по заданной тематике
2.Анализ найденной информации
3. Выявление связи между сменой типов научной рациональности и глобальными научными революциями.
Введение 2
Глава 1. СМЫСЛ И ИСТОКИ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 4 – 12
Глава 2. СМЕНА ТИПОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 13 - 20
Заключение 21
Список использованной литературы 23
министерство здравоохранения
российской федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Пермская государственная фармацевтическая академия»
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Смысл и истоки научных революций. Смена типов рациональности
Контрольная работа № 2 по предмету «Философия»
Выполнил(а): _________________
______________________________
ст. гр. ___ курса _____
шифр _________
дом. адрес_____________________
______________________________
e-mail _________________________
Пермь
2013
Содержание С.
Введение
Глава 1. СМЫСЛ И ИСТОКИ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ 4 – 12
Глава 2. СМЕНА ТИПОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ 13 - 20
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Введение
В данной работе рассматриваются вопросы истоков и смысла научных революций, а также смены типов научной рациональности.
Эта тема очень актуальна для каждого современного человека, особенно актуальна она для специалистов в области естествознания и медицины. Научные революции во многом определили лицо сегодняшнего мира. Но они не только дают ответы на вопросы, они еще ставят перед нами уже другие, более сложные вопросы. Сегодня, когда происходит очередная смена представлений о мире и месте человека в нем просто необходимо понимать принципы развития науки и механизмы познания окружающего мира.
Рассматриваемые вопросы относятся к разделу философии науки, который в свою очередь входит в состав раздела философии, который называется гносеологией и рассматривает вопросы философского изучения познания.
Изучение рациональности как философской категории имеет давнюю традицию, которую можно начинать уже с Аристотеля. Из современных отечественных исследователей большой вклад в развитие этого вопроса внесли Е.Ю.Леонтьева, В.С..Степин.
Концепция научных революций, естественно, была разработана значительно позднее. У истоков философии науки стояли первые позитивисты О.Кон, Г Спенсер. наиболее полно концепцию научных революций разрабатывали Т.Кун, И. Лаккатос.
Целью выполнения данной работы является выяснение сущности научных революций и изменения типов научной рациональности с процессе исторического развития науки.
Основные задачи работы:
1. Подбор литературы по заданной тематике
2.Анализ найденной информации
3. Выявление связи между сменой
типов научной рациональности
и глобальными научными
Глава 1. СМЫСЛ И ИСТОКИ НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ
1.1 Понятие научной революции
В истории науки можно выделить два типа периодов ее развития: наряду с веками спокойного эволюционного развития и наблюдаются периоды бурно протекающих процессов, большого числа научных открытий революционного характера, зачастую приводящих к пересмотру не только картины мира, но и к пересмотру самого смысла научного знания. Такие явления получили названия научных революций.
Суть их состоит в следующем. Существующие основания науки обеспечивают ее функционирование и рост знания до тех пор, пока типичные характеристики изучаемых объектов не противоречат существующей картине мира, а методы научного исследования также соответствуют ей и задачам научного исследования. Однако по мере своего развития наука может столкнуться и неоднократно сталкивалась с принципиально новыми задачами и типами объектов, которые требовали пересмотра существующих концепций и картины мира. Более того, новые задачи и новые классы объектов могут потребовать от науки изменения самой сути познавательной деятельности, которые включают принятые нормы исследования и его идеалы. В этом случае мы имеем дело с перестройкой оснований науки, т.е. научной революцией.
Таким образом, под научной революцией будем понимать радикальное изменение содержания и процесса научного познания. Этот изменение связано с переходом к новой системе понятий и методов, используемых в науке, к новой картине мира к новым способами оценки интерпретации эмпирических данных, а также к новым методологическим и теоретическим предпосылкам проводимых исследований.
1.2 Типы научных революций
Среди многообразия явлений, которые в той или иной степени можно отнести к научным революциям, можно выделить следующие типы [3].
1) Внутридисциплинарные научные революции – это радикальные преобразования методов или моделей, происходящие, однако, в рамках отдельных научных дисциплин. Причинами таких революций чаще всего бывает вовлечение в орбиту исследования объектов или использование новых методов исследования.
2) Междисциплинарные научные революции – это измения, которые происходят научном знании в результате обмена научными идеями и взаимодействием между различными научными дисциплинами. На ранних этапах развитие науки такое влияние осуществлялось путем переноса научной картины мира или новых идей из более развитой научной дисциплины в другие, зачастую еще складывающиеся дисциплины. В современной науке это происходит иначе. Скорее имеет место междисциплинарное взаимодействие и обмен прогрессивными идеями, теориями, подходами
3) Глобальные научные революции, которые могут происходить в двух видах:
- как радикальное изменение картины мира, но без существенных изменений в представлениях и нормах самого процесса познания;
- как радикальное изменение картины мира, вместе с которым происходит пересмотр норм и идеалов самой науки.
В истории развития науки и, в частности, естествознания можно найти примеры ситуаций обоих типов. Так, например, переход от механистической картины мира электродинамической картине мира, осуществленный в физике в конце XIX столетия в связи с построением классической теории.
электромагнитного поля, хотя и сопровождался весьма существенной перестройкой физической картины мира, практически не повлиял на познавательные установки классической науки.
В то же время развитие квантово-релятивистской физики привело к существенным изменениям самой организации научных знаний и способов наблюдения, описания и объяснения в процессе научных исследований. В этом случае новая картина реальности и измененные формы познавательной деятельности, возникающие на базе одной науки, затем начинают оказывать воздействие и на другие области научной деятельности и ведут к системному преобразований оснований науки в целом.
1.3 Истоки и движущие факторы научных революций
Среди движущих факторов научных революций можно выделить внешние и внутренние.
К внутренним факторам в первую очередь можно отнести накопление аномальных фактов, явлений, которые не могут найти объяснения в рамках существующих представлений, неразрешимых противоречий, возникающих при решении различных задач, появление новых средств наблюдений и измерений, новых математических моделей, расширения диапазона объектов исследований и т.п.
Внешними по отношению к данной конкретной области научных знаний могут считать такие факторы как философское переосмысление картины мира, переоценка обществом ценностей, требования, выдвигаемые обществом к науке, природные проблемы, требующие безотлагательного решения (состояние окружающей среды, борьба с болезнями, проблема обеспечения населения Земли продуктами питания). К внешним факторам относятся также различные изменения в социальной сфере различных государств, смена общественного строя, наличие военных конфликтов или их угрозы и пр.
1.3 Глобальные научные революции
Историки науки выделяют четыре глобальных научных революции [3,7].
Первая глобальная научная революция относится к концу XVII века – первой половине XVIII века. Содержанием этой глобальной научной революции явилось становление классического естествознания. Основными характеристикам состояния научной мысли, сформировавшейся в этот период являлись механистическая картина мира, которая являлась общенаучной картиной реальности, и изучение в качестве объекта малой системы, которая мыслилась как механическое устройство, связи внутри которого жестко детерминированы. При этом полагалось, что свойство целого полностью определяется суммой свойств частей. Исследователь как субъект познавательной деятельности и используемые им процедуры полностью исключаются из рассмотрения с целью достижения объективности знания. Все получаемые знания о природе сводились к законам механики, ставилась задача любое явление объяснить исходя их механистических представлений. Тем не менее первая глобальная научная революция имела огромное значение для развития человеческой цивилизации, поскольку в этот период собственно происходило становление науки как социального феномена, который впоследствии полностью преобразил жизнь человеческого сообщества.
Вторая научная революция (конец XVIII – первая половина XIX века) имеет своим основным содержанием переход естествознания в дисциплинарно организованную науку. При этом в теории и практике научного исследования происходят следующие изменения. Механическая картина мира больше не имеет общенаучного масштаба. Наряду с ней формируются другие картины реальности, которые не могут быть к механической картине мира (биологические, химические и др.). Теперь объект понимается в соответствии с научной дисциплиной. Он рассматривается не только в понятиях механики, но и как «вещь», «состояние», «процесс». В модели мира и объектов появляется понятие о его развитии и изменении. Субъект по-прежнему элиминирован из результатов познания, как и средства его исследовательской деятельности. Однако уже возникает проблема разнообразия методов, классификации наук, появляется представление и осмысление единства и синтеза знаний. В целом же общие познавательные установки классической науки сохраняются.
Третья глобальная научная революция (Конец XIX – середина XX века). Смыслом этой революции стало становление неклассического естествознания. Основными предпосылками революционного процесса стали возникновение и развитие генетики, квантовой химии, появление релятивистской и квантовой теорий в физике. На этом этапе возникают теория систем и кибернетика. Здесь мы видим понимание природы как сложной динамической системы, интеграцию картин реальности, вырабатываемых частными науками, в единую картину мира, взаимовлияние различных научных направлений. Объект рассматривается не столько как «себе тождественная вещь», сколько как процесс с устойчивыми состояниями. Происходит соотнесение объекта со средствами и операциями исследовательской деятельности. Сформировалось понимание того, что в сложной развивающейся динамической системе состояние целого не сводимо к сумме состояний его частей. Появляется понятие вероятностной причинности, которая в некоторых случаях рассматривается вместо жесткой, однозначной связи между причиной и следствием. Входит в силе и новое понимание субъекта исследования как находящегося внутри, а не вне наблюдаемого мира. Осознается необходимость фиксации, описания и осмысливания условий и средств наблюдения, а также учет способа постановки целей и методов исследования. Приходит понимание зависимости от этого интерпретации полученных результатов и конечных выводов. Вместо единственно истинной теории допускается возможность различных теоретических описаний одного и того же эмпирического базиса.
Четвертая глобальная научная революция (конец XX – начало XXI века), наше время. Сегодня мы являемся свидетелями протекания четвертой глобальной научной революции и окончательные результаты нам еще неизвестны.
Сущность этой научной революции заключается в рождении новой постнеклассической науки, к чему привели радикальные изменения в основаниях научного знания. Основные события научной жизни, приведшие к четвертой глобальной научной революции – это компьютеризация науки, создание информационного общества, развитии глобальной сети Интернет, а также принципиальное усложнение приборных комплексов. Приметой времени стало широкое развитие междисциплинарных исследований, многообразных комплексных программ, тесная связь вплоть до сращивания прикладных и фундаментальных исследований, развитие идей синергетики.
К основным характеристикам состояния научной мысли в этот период можно отнести сосуществование и взаимодействие различных картин реальности, возможность превращения их во фрагменты единой картины мира, широкое распространение и использование в частных науках идей из смежных областей исследований, стирание жестких разграничений между конкретными научными направлениями. Сейчас в качестве объектов исследования на первый план выходят сложные уникальные системы, которые характеризуются саморазвитием и открытостью. Эти объекты характерны тем. что являются развивающимися и эволюционно преобразующимися.
Сегодня знания об объекте сообразуются не только со средствами научного познания, но и с ценностно-целевыми структурами деятельности. Научное знание рассматривается в контексте культуры, истории и социального бытия в целом, оно становится нераздельным с мировоззренческими установками. Происходит сближение технических, естественных и гуманитарных наук как по методам исследования, так и по ценностным и этическим ориентировкам.
Нынешний этап развития науки вобрал в себя многие лучшие черты предыдущих этапов, при этом дополнив их уникальными, только емцу присущими чертами.
1.4 Концепция научных революций Т. Куна
Выше была приведена схематичная характеристика глобальных научных революций, в целом принятая сегодня в отечественной философии науки. Вопросами закономерностей научного развития занимались многие исследователи, но наиболее системно вопрос научных революций рассмотрен в работа американского ученого Томаса Самюэля Куна [7,.8].
Проблема роли традиций и революционных преобразований научного знания всегда вызывала интерес у ученых, занимающихся философией науки. Однако, только Т.Кун впервые стал рассматривать роль традиции как основного фактора развития науки. Он утверждал, что необходимым условием научного развития является традиция. Им было введено понятие научной парадигмы, базирующейся на прошлых достижениях науки и представляющей собой уже сформированную совокупность знаний и методов научного исследования. Научная парадигма включает в себя также образцы решения конкретных задач, ценности, идеалы, которые безоговорочно принимаются основной массой членов научного сообщества. В этом отчасти и состоит «косность» науки, в которой ее часто упрекают – в верности традициям и некоем заслоне на пути новых идей, которым приходится с боем доказывать свою состоятельность. На каждом этапе «нормального» эволюционного развития науки ученый работает в жестких рамках существующей парадигмы, т.е. в рамках традиции. В своих работах Т. Кун доказывает, что традиция не только не тормозит развитие науки, но играет так сказать «охранительную» роль и выступает в качестве его (развития) необходимого условия.
Информация о работе Смысл и истоки научных революций. Смена типов рациональности