Смысл жизни человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 16:10, контрольная работа

Описание работы

Тема контрольной работы « Смысл жизни человека» ,была выбрана мной не случайно. Вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек, а не только философ. Этот вопрос часто переходит к вопросам, что такое жизнь, смерть, способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным. Я как и всякий здравомыслящий человек не раз задавалась вопросом : для чего я живу? Издревле человек ставил перед собой вопрос, в чем сущность человеческого бытия. Многие философы и мыслители также пытались найти ответ на этот, извечно мучащий наши умы, вопрос..

Содержание работы

Введение.
1. Жизнь.
2. Смысл жизни в философской мысли различных исторических эпох.
3.Зигмунд Фрейд о смысле человеческой жизни.
4.Русские философы о смысле жизни.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная работа по философии -смысл жизни..docx

— 46.10 Кб (Скачать файл)

Конечно, мы видим, что философы были ограничены уровнем знаний и задач общества, в котором жили.

Так в Древнем Китае для Лао-цзы главное для человека жить по законам Высшего начала (Дао), а все что связывает человека с земной жизнью, мудрец отметает. Конфуция наоборот занимали практические земные задачи и человек интересует его не сам по себе, а как часть иерархии, где он занимает определенное место.

Мудрецы Древней Индии утверждали, что человеку необходимо открыть в себе всеобщий Дух, только через свое “я” человек может приблизиться и слиться с мировым “Атманом”.

Античная философия сформировала основные западно-европейские подходы к выделению человека в качестве отдельной и специальной философской проблемы и определила его как самостоятельную ценность и признала за ним право на активность и инициативу перед объективным миропорядком.                     Христианство было следующим и на сегодняшний день основным религиозным учением, сформировавшим новый смысл человеческого бытия, признавшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение Бога и на Бога как наивысшую любовь к людям. Христианство стало религией о том, как жить человеку, о смысле человеческого бытия, о совести, долге, чести.                                                                                     Философия Нового времени, сформировавшаяся под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, открыла путь к рациональному истолкованию человеческой сущности и рассматривала человека с физиологических и прагматических позиций.

Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) сделали прежний философский образ лишенным опытных оснований и практической ценности.

Открыв важную роль бессознательного в жизни, как отдельного человека, так и всего общества, Фрейд показал свои пути решения как личных, так и общественных проблем жизни человека.

Экзистенциальная философия понимается в качестве радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно было воплощено на исходе XIX и в начале XX в., прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача -- понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой.

Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. И главное направление, которой было духовное.                                                   Для русского философа Франка …."Чтобы быть осмысленной, наша жизнь - вопреки уверениям поклонников "жизни для жизни" и в согласии с явным требованием нашей души - должна быть служением высшему и абсолютному благу."(14) И при этом человек должен также непрерывно разумно сознавать все это соотношение к высшему благу. В этом единстве жизни и Истины и заключается по Франку искомый "смысл жизни"

Подводя краткий обзор религиозно-филосовских исканий человечества о смысле жизни, мы видим что человечество на протяжении всей своей истории приближалось к пониманию близости человека к высшему духовному началу. И ведущие мыслители всех времен - от брахманов до современных философов понимали, что человек сможет реализовать свою миссию только в служении вечным истинам, духовной работе над своей душой, окружающем миром и в конечном итоге слиянии со своим Творцом - слиянии "тленного с нетленным".

3. Зигмунд Фрейд  о смысле человеческой жизни

 В ХХ веке разработка  философских и философско-социологических  проблем человека приобрела новую  интенсивность и развертывалась  по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская  антропология.       

Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека. Зигмунд Фрейд писал:“ Вопрос о смысле человеческой жизни  ставился бесчисленное количество раз; на этот вопрос никогда не было дано удовлетворительного ответа, и возможно, что таковой вообще заповедан. Некоторые из вопрошавших добавляли: если бы оказалось, что жизнь не имеет никакого смысла, то она потеряла бы для них и всякую ценность, но эти угрозы ничего не меняют. Скорее можно предположить, что мы вправе уклониться от ответа на вопрос. Предпосылкой его постановки является  человеческое зазнайство, со многими другими проявлениями  которого мы уже сталкивались. О смысле жизни животных не говорят, разве только в связи с их назначением служить людям. Но и это толкование не состоятельно, так как человек не знает, что делать со многими животными, если не считать того, что он их описывает, классифицирует и изучает, да и то многие виды животных избежали и такого применения, так как они жили и вымерли до того, как их увидел человек. И опять-таки только религия берется ответить на вопрос о цели жизни. Мы едва ли ошибемся, если придем к заключению, что идея о цели жизни  существует постольку, поскольку существует религиозное мировоззрение.

     Поэтому мы  займемся менее претензионным  вопросом: каковы смысл и цели  жизни людей, если судить об  этом  на основании их собственного  поведения: чего люди требуют  от жизни и чего стремятся  в ней достичь ?

    Трудно ошибиться отвечая на этот вопрос: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения - с другой. В узком смысле слова под «счастьем»  подразумевается только последнее. Сообразно этой двойственной цели человеческая деятельность протекает в двух направлениях, в зависимости от того,  какую из целей - преимущественно или даже исключительно - она стремится осуществить.

     Таким образом,  как мы видим, просто определяется  программой принципа наслаждения. Этот принцип главенствует в  деятельности  душевного аппарата с самого начала; его целенаправленность не подлежит никакому сомнению, и в то же время его программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром, как с микрокосмосом, так и с макрокосмосом. ….Размышление нам подсказывает, что для разрешения этой задачи можно пробовать идти самыми разнообразными путями; все эти пути  рекомендовались различными школами  житейской мудрости и были людьми исхожены.

    ...Религия  затрудняет  эту проблему выбора и приспособления  те, что она всем одинаково  навязывает свой путь к счастью  и к защите от страдания. Ее  методика заключается в умалении  ценности жизни и в химерическом  искажении картины реального  мира, что предполагает предварительное  запугивание интеллекта. Такой ценой, путем насильственного закрепления  психического инфантилизма и включения в систему массового безумия, религии удается спасти многих людей от индивидуального невроза. Но едва ли больше; как уже сказано, к

счастью ведут многие доступные человеку пути, хотя ни один из них не приводит к цели наверняка.  Не  может выполнить своих обещаний и религия. Когда верующий в конце концов принужден ссылаться на "неисповедимые пути  Господни", он этим только признает, что в его страданиях, в качестве последнего утешения и источника наслаждения, ему остается лишь безоговорочное  подчинение. Но если он к этому уже готов, то, вероятно, мог бы и миновать окольные пути.

4.Русские философы  о смысле жизни.

 

   Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.   В.С.Соловьев в своей работе "Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии" рассматривает еще один аспект этого вечного вопроса - нравственный. Он пишет:

  “Есть ли у нашей  жизни вообще какой-нибудь смысл ? Если есть, то имеет ли он нравственный характер, коренится ли он в нравственной области ? И если да, то в чем он состоит, какое ему будет верное и полное определение ? Нельзя обойти этих вопросов, относительно которых нет согласия в современном сознании. Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие полагают, что смысл жизни не имеет ничего общего с нравственностью, что он вовсе не зависит от наших должных или добрых отношений к Богу, к людям и ко всему миру; третьи, наконец, признавая значение нравственных норм для жизни, дают им весьма различные определения, вступая между собою в спор, требующий разбора и решения….

   Нравственный смысл  жизни первоначально и окончательно  определяется самим добром, доступным  нам внутренне через нашу совесть  и разум, поскольку эти внутренние  формы добра освобождены нравственным  подвигом от рабства страстям  и от ограниченности личного  и коллективного себялюбия..»

   Ближайший друг  и последователь Владимира Соловьева  князь Е.Н.Трубецкой также предупреждал об огромной опасности бездуховности и предлагал созидать непреходящее:

   "…Второе пришествие  Христово, как акт окончательного  объединения двух естеств во всем человечестве и во всем космосе, есть действие не только Божеское и не только величайшее чудо Божие, но вместе с тем и проявление высшей энергии человеческого естества.

   Христос не придет  пока человечество не созреет  для Его принятия. А созреть  для человечества именно и  значит обнаружить высший подъем  энергии в искании Бога и  в стремлении к Нему. … Это  не какой-либо

внешний, посторонний миру акт божественной магии, а двухстороннее и при этом окончательное самоопределение творчества Божества и человеческой свободы.

   Очевидно, что такой  конец мира может быть подготовлен  не пассивным ожиданием со  стороны человека, в высшим напряжением его деятельной любви к Богу, стало быть, и крайним напряжением человеческой борьбы против темных сил сатанинских."

 Русский философ С.Л. Франк продолжил фундаментальное  исследование мировоззренческих  проблем в уже сложившейся  русской философии. Франк был  философом, который пытался разъяснить  природу человеческой души и  знаний человека.

  Философское учение  Франка было высоко религиозно. Он был одним из тех философов XX века, кто в процессе поиска  мировоззрения наивысшей духовности  пришел к выводу, что таковым  является христианство, выражающее  общечеловеческие духовные ценности  и подлинное существо духовности. Сам же Франк говорил: "Я  не богослов, я философ".

 Франк называл свою  концепцию: "метафизическим (философским)

реализмом". Его философия - реалистичная философия духовности,

высоко поднимающая проблему человека и нацеливающая на достижение духовного единства всего человечества.  Имеет ли жизнь вообще смысл, и если да - то какой именно? В чем смысл жизни? Или жизнь есть просто бессмыслица, бессмысленный, никчемный процесс естественного рождения, расцветания, созревания, увядания и смерти человека, как всякого другого органического существа?

Именно такие вопросы задавал Франк в своей книге "Смысл жизни

человека".

   Франк прежде всего постарался вдуматься, что это означает найти смысл жизни, какой смысл люди вкладывают в это понятие и при каких условиях они посчитали бы его осуществленным?

   Под "смыслом" философ  подразумевает примерно то же, что "разумность". Под "разумным" - все целесообразное, все правильно  ведущее к цели или помогающее  ее осуществить. Разумно то поведение, которое согласовано с поставленной  целью и ведет к ее осуществлению, разумно или осмысленно пользование  средством, которое помогает нам  достигнуть цели. Но все это  только относительно разумно - именно  при условии, что сама цель  бесспорно разумна или осмысленна, уточняет автор  Но что значит "разумная цель?" задается философ. Средство разумно, когда оно ведет к цели. Но цель должна быть подлинной. Но что это значит и как это возможно? Цель или или жизнь в ее целом не имеет уже вне себя никакой цели - жизнь дана ради жизни или надо признать, что сама постановка о смысле жизни незаконна, что этот вопрос принадлежит к числу тех, которые не находят себе разрешения просто в силу своей собственной внутренней нелепости. Вопрос о "смысле" чего-либо имеет всегда относительное значение, он предполагает "смысл" для чего-нибудь, целесообразность при достижении определенной цели. Жизнь же в целом никакой цели не имеет, и потому вопрос о "смысле" нельзя ставить, решает философ.    Далее Франк пишет:

“…что наша жизнь, пребывание на свете и сознания этого факта, вовсе не есть для нас "самоцель". Она не может быть самоцелью, во-первых, потому, что в общем страдания и тягости преобладают в ней над радостями и наслаждениями и, несмотря на всю силу животного инстинкта самосохранения, мы часто недоумеваем, для чего же мы должны тянуть эту тяжелую лямку. Но и независимо от этого она не может быть самоцелью и потому, что жизнь, по самому своему существу, есть не неподвижное пребывание в себе, самодовлеющий покой, а делание чего-то или стремление к чему-то; миг, в котором мы свободны от всякого дела или стремления, мы испытываем, как мучительно-тоскливое состояние пустоты и неудовлетворенности. Мы не можем жить для жизни; мы всегда - хотим ли мы того или нет -живем для чего-то. Но только в большинстве случаев это "что-то", будучи целью, к которой мы стремимся, по своему содержанию есть в свою очередь средство, и притом средство для сохранения жизни. Отсюда получается тот мучительный заколдованный круг, который острее всего дает нам чувствовать бессмысленность жизни и порождает тоску по ее осмыслению: мы живем, чтобы трудиться над чем-то, стремиться к чему-то, а трудимся, заботимся и стремимся - для того, чтобы жить. И, измученные этим кружением в беличьем колесе, мы ищем "смысла жизни" - мы ищем стремления и дела, которое не было бы направлено на простое сохранение жизни, и жизни, которая не тратилась бы на тяжкий труд ее же сохранения.

Информация о работе Смысл жизни человека