Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:32, контрольная работа
К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.
Введение
1. Социальная природа духовной жизни общества
2. Содержание духовной жизни общества
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие
Заключение
Литература
Искусство представляет собой форму
общественного сознания и практически-духовного
постижения мира, отличительный признак
которого состоит в художественно-
Мораль есть гуманистическое измерение
и заданность истории, поскольку
реализует потребность людей
в человечности, придающей самоценное
значение каждой личности и объединяющей
их всех благосклонным отношением друг
к другу. Мораль регулирует поведение
и сознание человека во всех сферах
общества. Ее принципы имеют всеобщее
значение и распространяются на всех
людей, поддерживая и санкционируя
тем самым определенные общественные
устои (или, напротив, требуя их изменения).
Нравственная норма - не правило внешней
целесообразности, а императивное требование,
которому человек должен следовать
в своей деятельности и поведении.
Авторитет в морали не зависит
от официальных полномочий, власти
и общественного положения, но является
авторитетом духовным, т.е. обусловленным
его же моральными качествами и способностью
адекватно выразить смысл нравственного
требования. Высшей формой моральной
регуляции является саморегуляция,
позволяющая предъявлять
Роль сознания в сфере моральной регуляции выражается в том, что нравственная санкция (одобрение или порицание) имеет идеально-духовный характер; она выступает не в форме действенно-материальных мер общественного воздаяния (наград или наказаний), а как оценка, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответственно направлять свои действия.
Правовое сознание представляет собой
совокупность взглядов, идей, выражающих
отношение людей и социальных
общностей к праву, законности, правосудию,
их представление о правомерном
или неправомерном. Фактором, оказывающим
решающее влияние на содержание этих
знаний и оценок, является интерес
творцов и носителей
Политическое сознание есть совокупность
чувств, устойчивых настроений, традиций,
идей, теоретических систем, отражающих
коренные интересы социальных общностей,
их отношение друг к другу по поводу
политического устройства общества,
государства, власти, политических институтов
и процессов. Предметное содержание
политического сознания реализуется
в разветвленной системе
Наука как форма общественного
сознания существует в виде системы
эмпирического и теоретического
знания. Ее отличает стремление к производству
нового, логичного, максимально обобщенного,
объективного, закономерного, доказательного
знания. Наука ориентирована на критерии
разума и рациональна по своей
природе и используемым механизмам
и средствам. Развитие ее находит
свое выражение не только в возрастании
суммы накапливаемых
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие
духовность общество ценность
Характерной чертой современной духовной ситуации является ее глубочайшая противоречивость. С одной стороны, в ней есть надежда налучшую жизнь, захватывающие дух перспективы. С другой - она несет тревоги и опасения, поскольку отдельный человек остается в одиночестве, теряется в грандиозности происходящего и море информации, утрачивает
гарантии защищенности.
Ощущение противоречивости современной духовной жизни нарастает по мере того, как одерживаются блестящие победы в науке, технике, медицине, увеличивается финансовое могущество, растет комфорт и благополучие людей, приобретается более высокое качество жизни. Обнаруживается, что достижения науки, техники и медицины могут быть использованы не во благо, а во вред человеку. Ради денег, комфорта одни люди способны беспощадно уничтожать других.
Таким образом, главное противоречие времени состоит в том, что научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом нравственным. Скорее наоборот: захваченные пропагандируемыми светлыми перспективами, большие массы людей утрачивают собственные нравственные опоры, усматривают в духовности и культуре некий балласт, не соответствующий новой эпохе. Именно на этом фоне в XX в. стали возможными гитлеровские и сталинские лагеря, терроризм, девальвация человеческой жизни. История показала, что каждый новый век приносил гораздо больше жертв, чем предыдущий - такова была до сих пор динамика социальной жизни.
При этом самые жестокие злодейства
и репрессии совершались в
различных социально-
Философский анализ позволяет выявить главные факторы, определившие ход событий и духовную атмосферу в XX в. и сохранившие свое влияние на рубеже XXI в.
Научно-технический прогресс. Небывалый
прогресс науки и техники определил
неповторимое своеобразие XX в. Его последствия
прослеживаются буквально во всех сферах
жизни современного человека. Новейшие
технологии правят миром. Наука стала
не только формой познания мироздания,
но и главным средством
Вера в разум, просвещение, знания всегда были значимым фактором духовной жизни человечества. Однако идеалы европейского Просвещения, которые породили надежды народов, были попраны кровавыми событиями, последовавшими вслед за ним в самых цивилизованных странах. Оказалось также, что новейшие разработки науки и техники могут быть использованы во вред людям. Увлечение возможностями, автоматизации в XX в. таило в себе опасность вытеснения из трудового процесса уникально-творческих начал, грозило свести деятельность человека к обслуживанию автомата. Компьютер, информация и информатизация, революционизируя интеллектуальный труд и становясь фактором творческого роста человека, являются мощным средством воздействия на общество, человека, массовое сознание. Становятся возможными новые виды преступлений, которые способны подготовить только хорошо образованные люди, владеющие специальными знаниями и высокими технологиями.
Таким образом, научно-технический прогресс выступает фактором усложнения духовной жизни общества. Он характеризуется свойством принципиальной непредсказуемости своих последствий, в ряду которых оказываются и те, которые имеют деструктивные обнаружения. Человек, следовательно, должен находиться в постоянной готовности, чтобы уметь ответить на вызовы порожденного им самим искусственного мира.
История духовного развития XX в. свидетельствует
о напряженных поисках ответов
на вызовы науки и техники, о драматическом
осознании уроков прошедшего и возможных
новых опасностей, когда приходит
понимание необходимости
Возрастание роли государства. XX в. продемонстрировал невиданный рост могущества государства и его воздействия на все сферы общественной и индивидуальной жизни, в том числе духовной. Налицо факты тотальной зависимости человека от государства, которое обнаружило способность подчинить себе все проявления бытия личности и охватить рамками такого подчинения практически все население.
Рост могущества и влияния государства
обнаруживается в росте численности
государственных служащих; усилении
влияния и оснащенности репрессивных
органов и спецподразделений; создании
мощного пропагандистско-
Противоречивость и сложность ситуации состоит в том, что государство, как в прошлом, так и настоящем необходимо обществу и индивиду.
Дело в том, что природа социального
бытия такова, что человек повсюду
сталкивается со сложнейшей диалектикой
добра и зла. Эти проблемы пытались
решить самые сильные человеческие
умы. И все же скрытые причины
этой диалектики, направляющие развитие
общества, остаются пока непознанными.
Посему сила, насилие, страдание - пока
неизбежные спутники человеческой жизни.
Культура, цивилизация, демократия, долженствующие,
казалось бы, смягчить нравы, остаются
тонким слоем лакировки, под которым
скрываются бездны дикости и варварства.
Этот слой время от времени прорывается
то в одном месте, то в другом,
а то и в нескольких сразу, и
человечество оказывается на краю бездны
ужасов, зверств и мерзостей. И
это при том, что существует государство,
не позволяющее скатиться в эту
бездну и сохраняющее хотя бы видимость
цивилизованности. И та же трагическая
диалектика человеческого бытия
заставляет его то возводить институты
для обуздания собственных
И все же то страдание, которое сообществу приходится испытывать от государства, неизмеримо меньше того зла, которое выпало бы на его долю, не будь государства и его сдерживающей силы, являющейся основой безопасности граждан в целом. Как заметил Н.А. Бердяев, государство существует не для создания на земле рая, а для того, чтобы не дать ей превратиться в ад.
История, в том числе отечественная,
свидетельствует, что там, где государство
разрушается или слабеет, человек
становится беззащитным перед ничем
не контролируемыми силами зла. Становятся
бессильными законность, суд, управление.
Индивиды начинают искать защиты у
негосударственных образований
и сильных мира сего, природа и
действия которых носят часто
криминальный характер. Так устанавливается
личная зависимость со всеми признаками
рабства. И это предвидел еще
Гегель, заметивший, что люди должны
очутиться в беззащитном
Таким образом, значение государства в жизни современного общества велико. Однако это обстоятельство не позволяет закрывать глаза на опасности, исходящие от самого государства и выражающиеся в тенденциях к всевластию государственной машины и поглощению ею всего общества. Опыт XX в. показывает, что общество должно уметь противостоять двум в равной мере опасным крайностям: с одной стороны, разрушению государства, с другой - его подавляющему воздействию на все стороны жизни общества. Оптимальный путь, который обеспечивал бы соблюдение интересов государственного целого и в то же время отдельной личности, пролегает в сравнительно узком промежутке между хаосом безгосударствености и государственной тиранией. Уметь оставаться на этом пути, не впадая в крайности, чрезвычайно сложно. России в XX в. этого сделать не удалось.
«Восстание масс». «Восстание масс» - выражение, примененное испанским философом X. Ортегой-и-Гассетом для характеристики специфического феномена XX в., содержание которого составляет усложнение социальной структуры общества, расширение сферы и увеличение темпа социальной динамики.
В XX в. относительную упорядоченность
общества и его прозрачную социальную
иерархию сменила его массовизация,
породив целый комплекс проблем,
в том числе духовных. Индивиды
одной социальной группы получили возможность
переходить в другие. Социальные роли
стали распределяться относительно
случайно, часто вне зависимости
от уровня компетенции, образованности
и культуры индивида. Какого-либо устойчивого
критерия, определяющего продвижение
на более высокие ступени
Информация о работе Социальная природа духовной жизни общества