Социальная природа духовной жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Содержание работы

Введение
1. Социальная природа духовной жизни общества
2. Содержание духовной жизни общества
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

философия вторая методичка.docx

— 46.80 Кб (Скачать файл)

Искусство представляет собой форму  общественного сознания и практически-духовного  постижения мира, отличительный признак  которого состоит в художественно-образном освоении действительности. Искусство  воссоздает (образно моделирует) саму человеческую жизнь в ее целостности, служит ее воображаемым дополнением, продолжением, а иногда и заменой. Оно обращено не к утилитарному использованию  и не к рациональному изучению, а к переживанию - в мире художественных образов человек должен жить подобно  тому, как он живет реально, но, сознавая иллюзорность этого «мира» и эстетически  наслаждаясь тем, как он сотворен из материала мира реального.

Мораль есть гуманистическое измерение  и заданность истории, поскольку  реализует потребность людей  в человечности, придающей самоценное значение каждой личности и объединяющей их всех благосклонным отношением друг к другу. Мораль регулирует поведение  и сознание человека во всех сферах общества. Ее принципы имеют всеобщее значение и распространяются на всех людей, поддерживая и санкционируя тем самым определенные общественные устои (или, напротив, требуя их изменения). Нравственная норма - не правило внешней  целесообразности, а императивное требование, которому человек должен следовать  в своей деятельности и поведении. Авторитет в морали не зависит  от официальных полномочий, власти и общественного положения, но является авторитетом духовным, т.е. обусловленным  его же моральными качествами и способностью адекватно выразить смысл нравственного  требования. Высшей формой моральной  регуляции является саморегуляция, позволяющая предъявлять требования и к другим.

Роль сознания в сфере моральной  регуляции выражается в том, что  нравственная санкция (одобрение или  порицание) имеет идеально-духовный характер; она выступает не в форме  действенно-материальных мер общественного  воздаяния (наград или наказаний), а  как оценка, которую человек должен сам осознать, принять внутренне и соответственно направлять свои действия.

Правовое сознание представляет собой  совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей и социальных общностей к праву, законности, правосудию, их представление о правомерном  или неправомерном. Фактором, оказывающим  решающее влияние на содержание этих знаний и оценок, является интерес  творцов и носителей правосознания. Воздействуют на правосознание и  другие формы общественного сознания, прежде всего политическое, моральное, философское, а также сложившаяся  система права. В свою очередь, правосознание  воздействует на существующее право, отставая или опережая его по уровню развития и, соответственно, обрекая его на неуспех или выводя на более высокий  уровень. Главной функцией правосознания  является регулятивная.

Политическое сознание есть совокупность чувств, устойчивых настроений, традиций, идей, теоретических систем, отражающих коренные интересы социальных общностей, их отношение друг к другу по поводу политического устройства общества, государства, власти, политических институтов и процессов. Предметное содержание политического сознания реализуется  в разветвленной системе категорий - политические «убеждения», «ориентации», «установки», «культура», «общественное  мнение» и т.п. В философском  плане политическое сознание может  быть рассмотрено как, во-первых, способность  людей соотносить себя в мыслях и  чувствах с миром политических отношений; во-вторых, процесс реализации этой способности; в-третьих, естественный продукт (результат) этого процесса. Как один из элементов политической системы, ее субъективная основа, политическое сознание оказывает на общество активное влияние, ускоряя или замедляя его  развитие, стабилизируя или дестабилизируя его. Эта роль особенно велика в кризисных  и транзиторных ситуациях, когда  общество стоит перед выбором  ценностных и политико-стратегических альтернатив. Существует прямая корреляция между массовым распространением определенного  типа политического сознания и утверждением в обществе соответствующего ему  типа личности, поведения, морали, политических норм и ценностей.

Наука как форма общественного  сознания существует в виде системы  эмпирического и теоретического знания. Ее отличает стремление к производству нового, логичного, максимально обобщенного, объективного, закономерного, доказательного знания. Наука ориентирована на критерии разума и рациональна по своей  природе и используемым механизмам и средствам. Развитие ее находит  свое выражение не только в возрастании  суммы накапливаемых положительных  знаний, но и в изменении всей ее структуры. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм - фундаментальных категорий, принципов, схем объяснения, т.е. стиль мышления. Возможность использования достижений науки не только в конструктивных, но и деструктивных целях порождают  противоречивые формы ее мировоззренческой  оценки, от сциентизма до антисциентизма.

3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие

духовность общество ценность

Характерной чертой современной духовной ситуации является ее глубочайшая противоречивость. С одной стороны, в ней есть надежда налучшую жизнь, захватывающие  дух перспективы. С другой - она  несет тревоги и опасения, поскольку  отдельный человек остается в  одиночестве, теряется в грандиозности  происходящего и море информации, утрачивает

гарантии защищенности.

Ощущение противоречивости современной  духовной жизни нарастает по мере того, как одерживаются блестящие  победы в науке, технике, медицине, увеличивается  финансовое могущество, растет комфорт  и благополучие людей, приобретается  более высокое качество жизни. Обнаруживается, что достижения науки, техники и  медицины могут быть использованы не во благо, а во вред человеку. Ради денег, комфорта одни люди способны беспощадно уничтожать других.

Таким образом, главное противоречие времени состоит в том, что  научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом нравственным. Скорее наоборот: захваченные пропагандируемыми  светлыми перспективами, большие массы  людей утрачивают собственные нравственные опоры, усматривают в духовности и культуре некий балласт, не соответствующий  новой эпохе. Именно на этом фоне в XX в. стали возможными гитлеровские и  сталинские лагеря, терроризм, девальвация  человеческой жизни. История показала, что каждый новый век приносил гораздо больше жертв, чем предыдущий - такова была до сих пор динамика социальной жизни.

При этом самые жестокие злодейства и репрессии совершались в  различных социально-политических условиях и странах, в том числе  имеющих развитую культуру, философию, литературу, высокий гуманитарный потенциал. Осуществляли их нередко высокообразованные и просвещенные люди, что не позволяет  отнести их на счет неграмотности  и невежества. Поразительно также  то, что факты варварства и человеконенавистничества далеко не всегда получали и не всегда получают до сих пор широкое общественное осуждение.

Философский анализ позволяет выявить  главные факторы, определившие ход  событий и духовную атмосферу  в XX в. и сохранившие свое влияние  на рубеже XXI в.

Научно-технический прогресс. Небывалый  прогресс науки и техники определил  неповторимое своеобразие XX в. Его последствия  прослеживаются буквально во всех сферах жизни современного человека. Новейшие технологии правят миром. Наука стала  не только формой познания мироздания, но и главным средством преобразования мира. Человек превратился в геологическую  силу планетарного масштаба, ибо его  мощь порой превосходит силы самой  природы.

Вера в разум, просвещение, знания всегда были значимым фактором духовной жизни человечества. Однако идеалы европейского Просвещения, которые  породили надежды народов, были попраны  кровавыми событиями, последовавшими вслед за ним в самых цивилизованных странах. Оказалось также, что новейшие разработки науки и техники могут  быть использованы во вред людям. Увлечение  возможностями, автоматизации в XX в. таило в себе опасность вытеснения из трудового процесса уникально-творческих начал, грозило свести деятельность человека к обслуживанию автомата. Компьютер, информация и информатизация, революционизируя интеллектуальный труд и становясь фактором творческого  роста человека, являются мощным средством  воздействия на общество, человека, массовое сознание. Становятся возможными новые виды преступлений, которые  способны подготовить только хорошо образованные люди, владеющие специальными знаниями и высокими технологиями.

Таким образом, научно-технический  прогресс выступает фактором усложнения духовной жизни общества. Он характеризуется  свойством принципиальной непредсказуемости  своих последствий, в ряду которых  оказываются и те, которые имеют  деструктивные обнаружения. Человек, следовательно, должен находиться в  постоянной готовности, чтобы уметь  ответить на вызовы порожденного им самим  искусственного мира.

История духовного развития XX в. свидетельствует  о напряженных поисках ответов  на вызовы науки и техники, о драматическом  осознании уроков прошедшего и возможных  новых опасностей, когда приходит понимание необходимости неустанной и кропотливой работы по укреплению нравственных основ общества. Это  не есть задача одноразового решения. Она встает вновь и вновь, каждое поколение должно решать ее самостоятельно, учитывая уроки прошлого и думая  о будущем.

Возрастание роли государства. XX в. продемонстрировал  невиданный рост могущества государства  и его воздействия на все сферы  общественной и индивидуальной жизни, в том числе духовной. Налицо факты  тотальной зависимости человека от государства, которое обнаружило способность подчинить себе все  проявления бытия личности и охватить рамками такого подчинения практически  все население.

Рост могущества и влияния государства  обнаруживается в росте численности  государственных служащих; усилении влияния и оснащенности репрессивных органов и спецподразделений; создании мощного пропагандистско-информационного  аппарата, способного собирать самую  подробную информацию о каждом гражданине общества и подвергать массовой обработке  сознание людей в духе заданной государственной  идеологии.

Противоречивость и сложность  ситуации состоит в том, что государство, как в прошлом, так и настоящем  необходимо обществу и индивиду.

Дело в том, что природа социального  бытия такова, что человек повсюду  сталкивается со сложнейшей диалектикой  добра и зла. Эти проблемы пытались решить самые сильные человеческие умы. И все же скрытые причины  этой диалектики, направляющие развитие общества, остаются пока непознанными. Посему сила, насилие, страдание - пока неизбежные спутники человеческой жизни. Культура, цивилизация, демократия, долженствующие, казалось бы, смягчить нравы, остаются тонким слоем лакировки, под которым  скрываются бездны дикости и варварства. Этот слой время от времени прорывается  то в одном месте, то в другом, а то и в нескольких сразу, и  человечество оказывается на краю бездны ужасов, зверств и мерзостей. И  это при том, что существует государство, не позволяющее скатиться в эту  бездну и сохраняющее хотя бы видимость  цивилизованности. И та же трагическая  диалектика человеческого бытия  заставляет его то возводить институты  для обуздания собственных страстей, то разрушать их силою тех же страстей.

И все же то страдание, которое сообществу приходится испытывать от государства, неизмеримо меньше того зла, которое  выпало бы на его долю, не будь государства  и его сдерживающей силы, являющейся основой безопасности граждан в  целом. Как заметил Н.А. Бердяев, государство  существует не для создания на земле  рая, а для того, чтобы не дать ей превратиться в ад.

История, в том числе отечественная, свидетельствует, что там, где государство  разрушается или слабеет, человек  становится беззащитным перед ничем  не контролируемыми силами зла. Становятся бессильными законность, суд, управление. Индивиды начинают искать защиты у  негосударственных образований  и сильных мира сего, природа и  действия которых носят часто  криминальный характер. Так устанавливается  личная зависимость со всеми признаками рабства. И это предвидел еще  Гегель, заметивший, что люди должны очутиться в беззащитном положении, чтобы почувствовать необходимость  надежной государственности, или, добавим, «крепкой руки». И каждый раз им приходилось  начинать заново образование государства, недобро вспоминая тех, кто увлек  их на путь мнимой свободы, оборачивающейся  на деле еще большим рабством.

Таким образом, значение государства  в жизни современного общества велико. Однако это обстоятельство не позволяет  закрывать глаза на опасности, исходящие  от самого государства и выражающиеся в тенденциях к всевластию государственной  машины и поглощению ею всего общества. Опыт XX в. показывает, что общество должно уметь противостоять двум в равной мере опасным крайностям: с одной  стороны, разрушению государства, с  другой - его подавляющему воздействию  на все стороны жизни общества. Оптимальный путь, который обеспечивал  бы соблюдение интересов государственного целого и в то же время отдельной  личности, пролегает в сравнительно узком промежутке между хаосом безгосударствености  и государственной тиранией. Уметь  оставаться на этом пути, не впадая в  крайности, чрезвычайно сложно. России в XX в. этого сделать не удалось.

«Восстание масс». «Восстание масс» - выражение, примененное испанским  философом X. Ортегой-и-Гассетом для  характеристики специфического феномена XX в., содержание которого составляет усложнение социальной структуры общества, расширение сферы и увеличение темпа социальной динамики.

В XX в. относительную упорядоченность  общества и его прозрачную социальную иерархию сменила его массовизация, породив целый комплекс проблем, в том числе духовных. Индивиды одной социальной группы получили возможность  переходить в другие. Социальные роли стали распределяться относительно случайно, часто вне зависимости  от уровня компетенции, образованности и культуры индивида. Какого-либо устойчивого  критерия, определяющего продвижение  на более высокие ступени социального  положения, не существует. Даже компетенция  и профессионализм в условиях массовизации подверглись девальвации. Поэтому на самые высокие посты  в обществе могут проникнуть люди, не обладающие необходимыми для этого  качествами. Авторитет компетенции  легко заменяется авторитетом власти и силы.

Информация о работе Социальная природа духовной жизни общества