Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:32, контрольная работа
К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.
Введение
1. Социальная природа духовной жизни общества
2. Содержание духовной жизни общества
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие
Заключение
Литература
Ценности - форма отражения общественным
сознанием объективных
Духовное потребление
Вместе с тем сознательное потребление подлинных духовных ценностей - познавательных, художественных, нравственных и др. - выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.
Духовные отношения - категория, выражающая
взаимозависимость элементов
Духовные отношения существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.
Духовное общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.
Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.
Общественное сознание - целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание - феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.
Общественное сознание обладает определенной структурой, в которой выделяют различные уровни (обыденное и теоретическое, идеология и общественная психология) и формы сознания (философское, религиозное, моральное, эстетическое, правовое, политическое, научное).
Сознание как отражение и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать его. Общественное сознание есть результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом, собственно, и состоит его социальная природа и основная особенность.
Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию. Оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику. Общественное сознание может как опережать развитие социальной жизни, осуществлять довольно точные прогнозы, так и отставать от него, оказываясь не готовым к происходящим изменениям.
Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии духовного наследия поколений. Следовательно, оно имеет собственную логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики, науки.
Общественное сознание надличностно,
но не внеличностно. Это означает, что
общественное сознание невозможно вне
индивидуального сознания. Носителями
общественного сознания являются индивиды,
обладающие собственным сознанием,
а также социальные группы и общество
в целом. Развитие общественного
сознания происходит в процессе постоянного
приобщения к нему вновь и вновь
появляющихся на свет индивидов. Все
содержание и формы общественного
сознания созданы и кристаллизованы
именно людьми, а не какой-либо внечеловеческой
силой. Авторская индивидуальность
идеи и даже образа может быть элиминирована
обществом, и тогда они осваиваются
индивидом в надличностной
Вместе с тем общественное сознание
есть не количественная сумма индивидуальных
сознаний, а их качественно новое
состояние - внутри себя и по-особому
структурированная идеально-
Обыденное сознание - низший уровень
общественного сознания, характеризующийся
жизненно-практическим, несистематизированным
и вместе с тем целостным
Обыденное сознание носит исторический характер. Так, обыденное сознание античности или Средневековья было далеко от научных представлений, современное же его содержание уже не является наивно-мифологическим отражением мира, напротив, оно насыщено научными знаниями, хотя и преобразует их в некую целостность с помощью средств, не сводимых к научным. Вместе с тем и в современном обыденном сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, возможно, помогают жить их носителям, но в то же время имеют мало общего с окружающей реальностью.
Теоретическое сознание - уровень общественного сознания, характеризующийся рациональным осмыслением социальной жизни в ее целостности, закономерностях и существенных связях. Теоретическое сознание выступает как система логически связанных положений. Носителями его являются не все люди, а ученые, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами которых они размышляют на уровне обыденного сознания - «здравого смысла», а то и просто на уровне мифов и предрассудков.
Общественная психология и идеология являются уровнями и вместе с тем структурными элементами общественного сознания, в которых выражается не только глубина понимания социальной действительности, но и отношение к ней со стороны различных социальных групп и общностей. Это отношение проявляется, прежде всего, в их потребностях, мотивах и побуждениях к освоению и преобразованию социальной действительности.
Общественная психология представляет
собой совокупность присущих людям
и социальным группам и общностям
чувств, настроений, нравов, традиций,
стремлений, целей, идеалов, а также
потребностей, интересов, убеждений, верований,
социальных установок. Она выступает
как определенный настрой чувств
и умов, в котором сочетается понимание
происходящих в обществе процессов
и духовно-эмоциональное
Основными функциями общественной
психологии являются ценностно-ориентирующая
и мотивационно-побудительная. Отсюда
следует, что социальные и политические
институты, государство прежде всего,
должны учитывать особенности
Идеология представляет собой теоретическое
выражение объективных
Поскольку различные идеологии
отражают интересы различных социальных
групп и общностей, которые могут
не просто не совпадать, но быть противоположными,
это означает, что говорить об их
теоретичности в научном смысле
слова можно весьма условно. Степень
теоретичности идеологии
Поэтому идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной, радикальной и консервативной.
Если общественная психология формируется
стихийно, то идеология создается
ее авторами вполне сознательно. В роли
идеологов выступают мыслители,
теоретики, политики. Благодаря различным
системам и механизмам - образования,
воспитания, средствам массовой информации
- идеология целенаправленно
Сила влияния той или иной
идеологии определяется степенью ее
научности и соответствия реальности,
глубиной проработки ее основных теоретических
положений, положением и влиянием тех
сил, которые в ней заинтересованы,
способами воздействия на людей.
Учитывая особенности психологии социальных
групп, идеология в лице ее носителей
способна оказать влияние на смену
всей системы социально-
Формы общественного сознания - способы самосознания общества и духовно-практического освоения окружающего мира. Их можно также определить как социально необходимые способы построения объективных мыслительных форм, вырабатываемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению мира. Они историчны по своему содержанию, как историчны порождающие их общественные связи и отношения.
Основными формами общественного
сознания, как уже отмечалось, являются
философия, религия, мораль, искусство,
право, политика, наука. Каждая из них
отражает определенный аспект социальной
жизни и воспроизводит его
духовно. Формы общественного сознания
обладают относительной
Критериями различения форм общественного сознания являются:
- объекты отражения (окружающий
мир в его целостности;
- способы отражения
- роль и значение в жизни общества, определяемые функциями каждой из форм общественного сознания.
Все формы общественного сознания
взаимосвязаны и
В зависимости от эпохи, характера общества, вызовов времени и стоящих задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного сознания - общественная психология или идеология, обыденное или теоретическое сознание, а также религия, наука, мораль, искусство, право, философия или политическое сознание.
Особенностью религиозного сознания
является стремление людей освоить
окружающий мир посредством обращения
к высшим измерениям человеческого
духа, в категориях трансцендентного,
запредельного, сверхъестественного,
т.е. выходящего за рамки ограниченного
существования, конечного эмпирического
бытия. Развитие научного знания обусловило
антропологический поворот
Информация о работе Социальная природа духовной жизни общества