Социальная природа духовной жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание работы

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Содержание работы

Введение
1. Социальная природа духовной жизни общества
2. Содержание духовной жизни общества
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

философия вторая методичка.docx

— 46.80 Кб (Скачать файл)

Ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций  развития общества. В понятиях прекрасного  и безобразного, добра и зла  и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое  идеальное состояние общества, которое  должно быть установлено. Любая ценность «приподнята» над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой - создает предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей «земной» основы и способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий. Кроме того, ценности могут  изжить себя и, безвозвратно утратив  свой смысл, перестать соответствовать  новой эпохе.

Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и  человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление  может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.

Вместе с тем сознательное потребление  подлинных духовных ценностей - познавательных, художественных, нравственных и др. - выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного  мира людей. Любое общество заинтересовано с точки зрения долгосрочной перспективы  и будущего в повышении духовного  уровня и культуры индивидов и  социальных общностей. Понижение духовного  уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его  измерениях.

Духовные отношения - категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными  группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.

Духовные отношения существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем  или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его  отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие  между наставником и учеником.

Духовное общение - процесс взаимосвязи  и взаимодействия людей, в котором  происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий  формирования и развития общества и  личности.

Структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание - целостное  духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом  активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание - феномен, социально обусловленный как  по механизму своего зарождения и  реализации, так и по характеру  своего бытия и исторической миссии.

Общественное сознание обладает определенной структурой, в которой выделяют различные  уровни (обыденное и теоретическое, идеология и общественная психология) и формы сознания (философское, религиозное, моральное, эстетическое, правовое, политическое, научное).

Сознание как отражение и  активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл  и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать его. Общественное сознание есть результат совместного  осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом, собственно, и состоит его социальная природа и основная особенность.

Общественное сознание обладает относительной  самостоятельностью по отношению к  общественному бытию. Оно не просто отражает последнее, а раскрывает его  суть, внутреннюю логику. Общественное сознание может как опережать  развитие социальной жизни, осуществлять довольно точные прогнозы, так и  отставать от него, оказываясь не готовым  к происходящим изменениям.

Опираясь в своем развитии на достижения человеческой мысли и  духа, общественное сознание обеспечивает преемственность в развитии духовного  наследия поколений. Следовательно, оно  имеет собственную логику развития, свои законы и принципы, что хорошо видно на примере философии, религии, морали, искусства, права, политики, науки.

Общественное сознание надличностно, но не внеличностно. Это означает, что  общественное сознание невозможно вне  индивидуального сознания. Носителями общественного сознания являются индивиды, обладающие собственным сознанием, а также социальные группы и общество в целом. Развитие общественного  сознания происходит в процессе постоянного  приобщения к нему вновь и вновь  появляющихся на свет индивидов. Все  содержание и формы общественного  сознания созданы и кристаллизованы  именно людьми, а не какой-либо внечеловеческой  силой. Авторская индивидуальность идеи и даже образа может быть элиминирована  обществом, и тогда они осваиваются  индивидом в надличностной форме, но само их содержание остается человеческим, а происхождение - конкретно-индивидуальным.

Вместе с тем общественное сознание есть не количественная сумма индивидуальных сознаний, а их качественно новое  состояние - внутри себя и по-особому  структурированная идеально-объективная  реальность, с требованиями которой  индивид вынужден считаться так  же, как он считается с природными и социальными явлениями. Своими объемом, возможностями, преобразовательной силой общественное сознание для  общества несомненно значимее субъективного  конечного и ограниченного отдельным  человеком личного сознания. Власть общественного сознания над личностью  выражается в безусловном восприятии его исторически сложившихся  форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, с помощью  которых осуществляется производство духовной жизни общества, того смыслового содержания, которое накоплено человечеством  веками и вне которого невозможно становление индивидуальности.

Обыденное сознание - низший уровень  общественного сознания, характеризующийся  жизненно-практическим, несистематизированным  и вместе с тем целостным миропониманием. Обыденное сознание чаще всего стихийно, вместе с тем близко к непосредственной действительности жизни, которая в  нем отражена достаточно полно, с  конкретными деталями и смысловыми нюансами. Поэтому обыденное сознание - тот источник, из которого черпают  свое содержание и вдохновение философия, искусство, науки, и вместе с тем  первичная форма понимания обществом  социального и природного мира.

Обыденное сознание носит исторический характер. Так, обыденное сознание античности или Средневековья было далеко от научных представлений, современное  же его содержание уже не является наивно-мифологическим отражением мира, напротив, оно насыщено научными знаниями, хотя и преобразует их в некую  целостность с помощью средств, не сводимых к научным. Вместе с тем  и в современном обыденном  сознании немало мифов, утопий, иллюзий, предрассудков, которые, возможно, помогают жить их носителям, но в то же время  имеют мало общего с окружающей реальностью.

Теоретическое сознание - уровень  общественного сознания, характеризующийся  рациональным осмыслением социальной жизни в ее целостности, закономерностях  и существенных связях. Теоретическое  сознание выступает как система  логически связанных положений. Носителями его являются не все люди, а ученые, способные научно судить об исследуемых явлениях и объектах в рамках своих областей, за пределами  которых они размышляют на уровне обыденного сознания - «здравого смысла», а то и просто на уровне мифов  и предрассудков.

Общественная психология и идеология  являются уровнями и вместе с тем  структурными элементами общественного  сознания, в которых выражается не только глубина понимания социальной действительности, но и отношение к ней со стороны различных социальных групп и общностей. Это отношение проявляется, прежде всего, в их потребностях, мотивах и побуждениях к освоению и преобразованию социальной действительности.

Общественная психология представляет собой совокупность присущих людям  и социальным группам и общностям  чувств, настроений, нравов, традиций, стремлений, целей, идеалов, а также  потребностей, интересов, убеждений, верований, социальных установок. Она выступает  как определенный настрой чувств и умов, в котором сочетается понимание  происходящих в обществе процессов  и духовно-эмоциональное отношение  к ним. Общественная психология может  проявляться как психический  склад социальных и этнических общностей, т.е. социально-групповая, корпоративная  или национальная психология, во многом обусловливающая их деятельность и  поведение.

Основными функциями общественной психологии являются ценностно-ориентирующая  и мотивационно-побудительная. Отсюда следует, что социальные и политические институты, государство прежде всего, должны учитывать особенности общественной психологии различных групп и  слоев населения, если они хотят  добиться успеха в реализации своих  замыслов.

Идеология представляет собой теоретическое  выражение объективных потребностей и интересов различных социальных групп и общностей, их отношение  к социальной действительности, а  также систему взглядов и установок, отражающих социально-политическую природу  общества, его строй и социальную структуру.

Поскольку различные идеологии  отражают интересы различных социальных групп и общностей, которые могут  не просто не совпадать, но быть противоположными, это означает, что говорить об их теоретичности в научном смысле слова можно весьма условно. Степень  теоретичности идеологии соответствует  тому, насколько выражаемые ею интересы конкретной группы совпадают с объективным  ходом развития общества, его основными  тенденциями и интересами. Следовательно, далеко не все идеологии научны. Некоторые из них рисуют ложную картину  происходящих в обществе процессов, тем самым мистифицируя действительность и способствуя появлению социальных мифов, затемняя сознание масс и замедляя развитие общества.

Поэтому идеология может быть научной  и ненаучной, прогрессивной и  реакционной, радикальной и консервативной.

Если общественная психология формируется  стихийно, то идеология создается  ее авторами вполне сознательно. В роли идеологов выступают мыслители, теоретики, политики. Благодаря различным  системам и механизмам - образования, воспитания, средствам массовой информации - идеология целенаправленно внедряется в сознание больших масс людей. На этом пути вполне возможно манипулирование  общественным сознанием.

Сила влияния той или иной идеологии определяется степенью ее научности и соответствия реальности, глубиной проработки ее основных теоретических  положений, положением и влиянием тех  сил, которые в ней заинтересованы, способами воздействия на людей. Учитывая особенности психологии социальных групп, идеология в лице ее носителей  способна оказать влияние на смену  всей системы социально-психологических  установок и умонастроений составляющих эти группы людей и придать  их действиям определенную целенаправленность.

Формы общественного сознания - способы  самосознания общества и духовно-практического  освоения окружающего мира. Их можно  также определить как социально  необходимые способы построения объективных мыслительных форм, вырабатываемые в ходе многообразной деятельности людей по преобразованию и изменению  мира. Они историчны по своему содержанию, как историчны порождающие их общественные связи и отношения.

Основными формами общественного  сознания, как уже отмечалось, являются философия, религия, мораль, искусство, право, политика, наука. Каждая из них  отражает определенный аспект социальной жизни и воспроизводит его  духовно. Формы общественного сознания обладают относительной самостоятельностью, следовательно, собственной природой и логикой внутреннего развития. Все формы общественного сознания активно влияют на окружающую действительность и происходящие в ней процессы.

Критериями различения форм общественного  сознания являются:

- объекты отражения (окружающий  мир в его целостности; сверхприродное; нравственные, эстетические, правовые, политические отношения);

- способы отражения действительности (понятия, образы, нормы, принципы, учения и т.д.);

- роль и значение в жизни  общества, определяемые функциями  каждой из форм общественного  сознания.

Все формы общественного сознания взаимосвязаны и взаимодействуют  между собой, как и те области  бытия, которые они отражают. Тем  самым общественное сознание выступает  как целостность, воспроизводящая  целостность природной и социальной жизни, обеспеченную органичной связью всех ее сторон. В рамках общественного  сознания как целостности взаимодействуют  также обыденное и теоретическое  сознание, общественная психология и  идеология.

В зависимости от эпохи, характера  общества, вызовов времени и стоящих  задач на первый план могут выходить те или иные элементы общественного  сознания - общественная психология или  идеология, обыденное или теоретическое  сознание, а также религия, наука, мораль, искусство, право, философия  или политическое сознание.

Особенностью религиозного сознания является стремление людей освоить  окружающий мир посредством обращения  к высшим измерениям человеческого  духа, в категориях трансцендентного, запредельного, сверхъестественного, т.е. выходящего за рамки ограниченного  существования, конечного эмпирического  бытия. Развитие научного знания обусловило антропологический поворот религии - обращение ее преимущественно к  внутреннему миру человека, этическим  проблемам. Изменяется характер связи  религиозного сознания с политикой - чаще всего она опосредована идеологическим воздействием, моральной оценкой  политической деятельности. Вместе с  тем носители религиозного сознания нередко занимаются активной политической деятельностью (Ватикан, Иран, фундаменталисты  и т.д.) Отчетливой является тенденция  представить религию в качестве универсального начала, воплощающего общечеловеческий интерес, а также  высшей моральной силы, призванной противостоять мирским «порокам»  и «злу».

Информация о работе Социальная природа духовной жизни общества