Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:32, контрольная работа
К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.
Введение
1. Социальная природа духовной жизни общества
2. Содержание духовной жизни общества
3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Объясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие
Заключение
Литература
Вообще в массовом обществе критерии оценок изменчивы и разноречивы. Значительная часть населения либо равнодушна к происходящему, либо принимает стандарты, вкусы и пристрастия, навязываемые средствами массовой информации и формируемые кем-то, но не вырабатываемые самостоятельно. Самостоятельность и оригинальность суждений и поведения не приветствуются и становятся рискованными. Это обстоятельство не может не способствовать утрате способности к методическому мышлению, к социальной, гражданской и личной ответственности. Большинство людей следуют навязанным стереотипам и испытывают дискомфорт при попытках их разрушения. На историческую арену выходит «человек-масса».
Разумеется, феномен «восстания масс» при всех его негативных сторонах не может служить аргументом в пользу восстановления старого иерархического строя, как и в пользу наведения твердого порядка посредством жесткой государственной тирании. В основе массовизации лежат процессы демократизации и либерализации общества, предполагающие равенство всех людей перед законом и право каждого избирать свою судьбу.
Таким образом, выход масс на историческую
арену есть одно из следствий осознания
людьми открывшихся перед ними возможностей
и ощущения того, что всего в
жизни можно достичь и для
этого не существует непреодолимых
препятствий. Но здесь же заключается
и опасность. Так, отсутствие видимых
социальных ограничений может
Помимо того что такая ситуация чревата социальным хаосом или установлением диктатуры как следствием стремления избежать такого хаоса, есть опасности собственно духовного характера.
«Человек-масса» не способен и не хочет
оценить себя как с плохой, так
и с хорошей стороны, он чувствует
себя «таким, как все» (X.Ортега-и-Гассет)
и вовсе не переживает из-за этого.
Ему нравится чувствовать себя «таким,
как все». Он не требует от себя многого,
не стремится к
«Человек-масса», решая какую-либо
умственную проблему, ограничивается
первой мыслью, которая приходит в
голову. Этот стиль мышления принципиально
отличается от более высокого, который
принимает как достойную и
адекватную лишь такую мысль, которая
требует напряжения духа и интеллекта.
Он также не чувствует внутренней
потребности в высоких
«Среднему» человеку свойственно
чувство превосходства по отношению
к прошлому, основанное, прежде всего
на достижениях в области науки,
технологии и информации. Однако при
этом он не замечает, что этот прогресс
- вовсе не его заслуга, к тому
же не означает такого же продвижения
вперед в области духовной, культурной,
нравственной. Поэтому масса, не утруждая
себя рефлексией, легко принимает
простые лозунги, а не серьезные
размышления, с готовностью откликается
на простые решения. И практически
всегда находятся демагоги, использующие
эту особенность массы в
Именно так возникает и
Еще одна опасность, ставшая реальной
на фоне массовизации современной жизни,
- усиление влияния религиозного фундаментализма
в крайних его формах и сектантства,
особенно тоталитарного типа. Это
стало возможным на фоне утраты людьми
ценностей традиционного
«Человек-масса» - это не слой, а тип современного среднего человека, который распространен во всех группах и сферах общества. Он может быть и в среде, считающей себя элитной и интеллектуальной. Черты его обнаруживаются повсюду и одновременно он как бы нигде. Это объясняется его изменчивостью, т.е. возможностью самоизменения. Массовый человек таков, что в нем заложен потенциал его собственного преодоления. Внешних препятствий к этому не существует, все преграды носят внутренний характер, а потому преодолимы.
Возможности преодоления худших черт
массового человека зависят от особенностей
времени, технологических и других
достижений. Он сегодня больше информирован,
чем предшествующие поколения, знает
гораздо больше. Правда, это знание
и информация носят довольно поверхностный
характер. Однако сегодня ничто не
мешает сделать их более глубокими,
кроме отсутствия желания и воли
к преодолению собственной
«Неклассичность» культуры. На содержание и характер современной духовной ситуации существенное влияние оказала динамика культуры, и прежде всего искусства, переход их в неклассическое состояние.
Классическое искусство
Неклассическая культура («модерн»,
«постмодерн») носит, как отмечалось,
подчеркнуто
Страница: 1 2
Информация о работе Социальная природа духовной жизни общества