Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:13, реферат
Цель данной работы изучить и понять сущность социальных идей Томаса Мюнцера.
Задачи данной работы необходимые для достижения цели:
- ознакомиться с личностью Томаса Мюнцера
-изучить его главные идеи и мысли
-проанализировать социальное влияние
-рассмотреть историю реформаций
Введение………………………………………………………………….…3
1. Личность Томаса Мюнцера , его мировоззрение и движения. Крестьянское восстание во главе Томаса Мюнцера………………4
2. Социальные идеи и учения, и его влияние на общество…………13
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы………………………………………..25
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА
юридический факультет
РЕФЕРАТ
на тему
«Социальные идеи Томаса Мюнцера»
студентки 1 курса
очной формы обучения
магистерской программы
по направлению «Предпринимательское право»
Грибановой Н.С.
Научный руководитель
д. ю. н., профессор Финогентова О. Е.
Калининград
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Личность Томаса Мюнцера , его мировоззрение и движения. Крестьянское восстание во главе Томаса Мюнцера………………4
2. Социальные идеи и учения, и его влияние на общество…………13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………..25
Введение
С именем Томаса Мюнцера, одной из самых величайших фигур Крестьянской войны, связаны не только ее наиболее драматические события, но и значительно важные идейные столкновения. В данной работе рассматривается суть его позиции. Он считал, что хоть и мир, подготовленный всем ходом истории, накануне глобального переворота, его ещё можно поддержать без кровопролитий. Это осуществимо , если люди, захватившее власть, имеющие незаслуженные владения и средства, откажутся от своих привилегий и станут жить в согласии с крестьянским законами.
Томас отличился своим нестандартным виденьем происходящих событий в этом не простом времени эпохи реформации. Большинство крестьянских руководителей, были склонны к переговорам с господами и являлись противниками революционной тактики. Однако пропаганда Мюнцера стала организующим фактором ярко вспыхивающих крестьянских волнений. Жалобы крестьян и городских низов на своих господ объединялись этими пропагандистами в общую программу борьбы угнетенного народа против всех господ, за новый социальный порядок.
Цель данной работы изучить и понять сущность социальных идей Томаса Мюнцера.
Задачи данной работы необходимые для достижения цели:
- ознакомиться с личностью Томаса Мюнцера
-изучить его главные идеи и мысли
-проанализировать социальное влияние
-рассмотреть историю реформаций
Предметом исследования является концепция социальной теории Томаса Мюнцера.
1.Личность Томаса Мюнцера, его мировоззрение и деятельность.
Томас Мюнцер - является вождём немецкой Реформации [1] - родился около 1490 года в городе Штольберг. Произошёл он из семьи уважаемого мастера, который чеканил монеты. В 1503 году, когда в Штольберге не стало работы, родители Томаса переселились в близлежайший Кведлинбург, где был местный монетный двор. О детстве и юности Мюнцера известно очень мало. В 1506 году он поступил в Лейпцигский университет, где изучал философию, теологии и медицину. В дальнейшем он получал степени магистра свободных искусств и бакалавра теологии. Обладая блестящими способностями, Мюнцер вполне мог бы сделать университетскую карьеру, но чистая научное знание никогда его не привлекало. Вся его жизнь прошла в скитаниях и проповедях для бедняков по стране. Личные потребности Мюнцера всегда оставались весьма скромными. Он был доволен самой простой пищей и не думал о новой одежде. Стараясь сэкономить на бумаге, он мог писать на четвертушках, на счетах ,всюду где оставалось чистые места, и между строк, и на полях чужих писем. Одна из единственных радостей, которых он себе позволял, были книги. На них он мог тратить больше, чем могли позволить средства, и постоянно был должен в книжных лавках.
Радикальный взгляд был свойствен Мюнцеру уже в юности. Еще очень молодым парнем в 1512 году он основал тайное общество в Галле с целью заговора против архиепископа Магдебургского. Заговор не удался, но Мюнцеру получилось скрыться. Около 1517 года он служил учителем в Мартинской гимназии в Брауншвейге, откуда и должен был уйти из-за беспокойного нрава . В 1519 году Мюнцер поступил капелланом и духовником в монастырь бернардинок Бейтиц близ Вейсенфельса, однако через некоторое время получил отставку из-за того, что допускал различные новшества в богослужении. Затем проповедав в Ютерборге, был изгнан воинствующими католиками. Оттуда Мюнцер двинулся в Виттенберг, где встретился с Лютером. Мартин Лютер - христианский богослов, возглавивший одно из движений протестантизма. В будущем им придёться стать непримиримыми врагами. Но в то время противоречия, разделившие их, еще не сформировались, Мюнцер понравился Лютеру, и тот выпросил для него в 1520 году место проповедника в Цвиккау. Лютер уже около трёх глет вел борьбу с догматами и строем католической церкви. Все немцы ждали скорых перемен и жадно прислушивались к речам проповедников. Старый городок Цвиккау также находился в смятениях и волнениях. Появление здесь Томаса не прошло незамеченным. Уже вторая его проповедь собрала толпу народа и возбудила умы всех . Тон его выступлений еще не выходил за границы общих идей Реформации церкви, обозначенных Лютером. Так, Мюнцер яростно нападал на богатых монахов из нищенствующих орденов - этих "слепых пастырей , которые своими продолжительными молитвами поедают жилища вдов и возле умирающих думают не о вере, а об удовлетворении своей ненасытной жадности"[2] . Хоть и о том же говорили тогда многие проповедники, резкий, непримиримый тон Мюнцера вскоре начал тревожить магистрат. Видно было, что его идеи гораздо радикальнее лютеровских. Грязный мир в грехах и пороках, говорил Мюнцер. Можно ли исправить его преобразованием одной лишь церкви? Нет, нужен коренной, глобальный переворот, который всю жизнь общества перестроит на основании закона евангелия и всех сделает счастливыми. Городские бедные, собираясь на проповеди Мюнцера, ловили каждое его слово. В речах нового проповедника плебеи находили выражение своих скрытых надежд и их невольно тянуло к нему. Магистрат, встревоженный деятельностью Томаса Мюнцера и его яркими речами, приказал арестовать нескольких близких к нему людей. Подготавливались схватить самого Мюнцера, но в ночь на 16 апреля 1521 году он успел сбежать из города. Имя его с тех пор обрело ещё большую популярность.
В основе вероучений Мюнцера лежало понимание мира как частного, которое относится к Богу как к общему и целому. Космический порядок виделся ему так, что все частности должны признавать полное преобладание и господство общего начала. Именно таким он видел идеальный мир, где царила божественная гармония и совершенство. В отличие от него наш земной и плотский мир является миром творений, давно потерявших свое единство с Богом и поэтому пребывающих в изолированном бытие. Грехопадение Адама в том и заключалось, что он увлекся частными интересами во вред целому. С тех пор люди находятся во власти творений, то есть своих плотских, частных интересов, и задача христианства заключается в том, чтобы помочь всем вернуться к Богу. Исходя из этих фундаментальных положений, Мюнцер представлял развитие мира, как постепенное торжество нравственной идеи подчинения частного интереса общему.
Другая не менее важная сторона вероучения Мюнцера состояла в мистическом понимании сути божественного. Он не мог и не хотел мириться с усиленно насаждаемым в период Реформации представлением о Священном Писании, как о единственном источнике божественной истины. Ему казалось непонятным и нелепым разделяемое многими положение, что господь, сотворивший человека, мог устраниться потом от прямого руководства им, оставив вместо себя во многом запутанную и неясную библию. Он считает, что бог продолжает находиться в прямом и постоянном общении с людьми и изрекает свои слова прямо во внутрь их душ. Но, конечно, не каждому дано слышать Бога. Для того чтобы слово божье вошло в душу, она должна, воздерживаясь от всякой похоти , пребывать в состоянии глубочайшей скорби, печали , сокрушения. И тогда к ней приближается Бог. Именно из-за этого грешникам не услышать Его. "Если человек желает достичь божественных откровений, - рассуждал Мюнцер, - он обязан удаляться от всех утех и иметь мужество познать истину" .В состоянии слияний с Богом человек мыслит и поступает в соответствии с божественной волей и потому может оспаривать авторитет любых церковных интерпретаций Библии. Мюнцер учил, что пергаментная Библия являеться всего внешней Библией, которая должна постоянно получать подтверждение в настоящем Священном Писании, начертанным в человеческих сердцах . Сам же Мюнцер не испытывал по отношению к слову Священного Писания ни малейшего трепета, мог на свой лад толковать любые текста, перекраивал в проповедях учение пророков, частично вкладывал в их уста фразы, которых не было в Библии. Также он безразлично относился к церковной обрядности и внешней стороне религии вообще. Значение духовенств и церквей Мюнцер никогда не ставил высоко ,потому не отводил им какой-либо мистической роли в совершенствовании человека. Церковь может способствовать этому, но также и мешать. Точно так же в таинствах он ценил лишь их духовное содержание (то, что помогает усвоению религиозной идеи), а не внешний акт, и доказывал, что каждый может совершать их так, как ему угодно [3].
Главные цели Реформации, в отличие от Лютера, Мюнцер преследовал не в преобразовании церквей, а в полнейшей перестройке жизненного уклада по христианским законам. Разразившаяся затем Крестьянская война, была им воспринята как начало времен Апокалипсиса, как всеобщее устранение злодеев , которое Бог осуществляет через народ. Мировой переворот должен начаться в рамках земного мира и произойти благодаря насильственному действию верных делам Божьим. Антихрист будет сокрушен руками народа. Эта идея была центральной во всем учении Мюнцера. Освобождение мира от власти и зла, учил он, находится в самом мире. Мюнцеру было чётко понятно, что бог поручает избранным совершать насилие над его противниками, и не бог, а сам человек должен утвердить в мире божественный закон, который, как уже говорилось выше, заключается в господстве общего начала, обязательного для всех частей. Поскольку удовлетворение частной наклонности в ущерб общественной есть зло противостоящее Богу, исходной нормой поведения для человека должно стать преобладание общего принципа и выгоды. Потому что здесь воплощено само божественное начало. Таким образом надо подавлять все те политические и социальные учреждения, которые охраняют частные привилегии и интересы вперекор общественным. Под грядущим Царством Божьим Мюнцер понимал такой общественный порядок, в котором не должно быть ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной государственной власти , противостоящей членам общества. То есть такой порядок, когда все помыслы и имущества станут общими и установится равенство и справедливость. Только тогда , когда "народ будет свободным, то один только Бог будет его господином" [4] . Вследствие этого он был ярым противником частной собственности и частных интересов. Он утверждал, что согласно требованиям христианской любви никто не может возвышаться над другими, каждый человек имеет право быть свободным. Из Цвиккау Мюнцер переправился в Чехию. Поначалу его встретили в Праге с большим воодушевлением, так как увидели в нем сторонника Лютера, имя которого было весьма знакомо. Но, после выступления Мюнцера с несколькими проповедями, радикализм его идей показался членам магистрата сверх опасным . Власти стали препятствовать Мюнцеру и весной 1523 году отослали его из Чехии. Некоторое время Мюнцер жил в Нордхаузене . Затем ему удалось заслужить; место проповедника в Алыитедте, это был небольшой городок, которым владели саксонские князья. Живя здесь, Мюнцер много писал, пpoповедовал и этим приобрел большое влияние на своих прихожан. Почти одновременно с Лютером , он отменил все католические обряды, вводя богослужение на немецком языке и распоряжаясь читать народу тексты и апостольских посланий, и всю Библию. (Тогда же Мюнцер взял в жены бывшую монахиню Оттилии, ушедшую из монастыря . В пасхальную ночь 1524 году она родила ему сына.) Вскоре Альштедт стал одним из главных центров Реформации во всей Тюрингии. В своих проповедях Мюнцер говорил относиться к католическим храмам, как к идольским капищам. Вдохновленные им толпы в марте 1524 году сожгли в Маллербахе часовню, знаменитой своей чудодейственной иконой. Дело это создало много шума и явилось всеобщим источником внимания к Мюнцеру.
Уже в июле в Альштедт, чтобы послушать здешние проповеди, прибыли саксонские курфюрсты Иоанн и Фридрих Мудрый. Мюнцер мог выбрать для проповеди спокойную тему, но не захотел смягчать обычный резкий тон своих речей. Он выступал перед князьями с толкованием второй главы из книги пророка Даниила, придавая ее содержанию апокалиптический смысл современного мира. Он утверждал ,что погрязший в пороках, близок к своим развратным правителям и безбожным попам, и их ждет кара. Если князья не желают покидать престол, они обязаны помочь народу в его освобождении. Он говорил устами Господа, что не нужно жалеть безбожников, и надо разбеть их алтари, и сжеч идолы их, чтобы гнев Господа не обрушился на всех. Курфюрсты были значительно смущены дерзостью Мюнцера. Однако дух того времени был таков, что они покорно выслушали проповедь до конца, разрешив ее напечатать. Только книга Лютера "Послание саксонским князьям о мятежном духе" смогла открыть им глаза. Лютер самый первый почувствовал, к чему направлены выступления Мюнцера, и обращался к Фридриху с тем , что понял из его писаний, что он не ограничится словами, а намерен пустить в ход насильственные действия, применяя силу против властей, и поднять настоящий бунт. На Мюнцера начались нападения. Его печатным изданиям положили конец. Боясь ареста, он в начале августа ушел из Алытедта и переселился город Мюльхаузен. Тут он писал ответное письмо Лютеру, которое называлось памфлетом "Защитительная речь", полный резких личного гнёта и ругательств.
Между тем выступления Мюнцера становились все более и более буйственными . В своих проповедях к горожанам, говорилось, что мюльхаузенцы не должны подчиняться никакой власти, не обязаны платить кому-либо подати и что католичество должно быть изгнано. Он призывал ввести в городе общинную власть и так установить принцип справедливости и общей пользы, и ликвидировать всякую возможность злоупотреблений. Семя его стремлений вскоре дало плоды - в Мюльхаузене начались погромы монастырей и церквей : разбивали статуи, рвали священные покровы, пачкали грязью иконы. Дальше появилось требование отмены всех налогов и поборов, изгнания всех попов и передачи власти общине, которая должна избрать вечный совет и руководствоваться в свой политике словом бога . С немаленьким трудом магистрату удалось отстоять власть, Мюнцер пришлось бежать.
К концу сентября вместе со своим другом, бывшим монахом Пфейфером , он поехал в Южную Германию . Находясь на австрийских землях , и здесь уже разгорался пожар великой Крестьянской войны. Именно здесь сложились первые боевые крестьянские отряды. Подробности пребывания здесь Мюнцера неизвестны. Его последователи активно действовали по всей Южной Германии, но сам он в основном оставался в Гриссене , на шафхаузенской границе. К началу 1525 года, вся страна между Дунаем, Рейном и Лехом прибывала в состоянии сильнейшего возбуждения .В феврале за оружие взялись верхнешвабские крестьяне, и вскоре число восставших стало превышать 30 тысяч человек . [5]