Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 13:13, реферат
Цель данной работы изучить и понять сущность социальных идей Томаса Мюнцера.
Задачи данной работы необходимые для достижения цели:
- ознакомиться с личностью Томаса Мюнцера
-изучить его главные идеи и мысли
-проанализировать социальное влияние
-рассмотреть историю реформаций
Введение………………………………………………………………….…3
1. Личность Томаса Мюнцера , его мировоззрение и движения. Крестьянское восстание во главе Томаса Мюнцера………………4
2. Социальные идеи и учения, и его влияние на общество…………13
Заключение…………………………………………………………………24
Список используемой литературы………………………………………..25
В середине февраля Мюнцер вернулся опять в Мюльхаузен , где после народного буйства набрал большую силу его друг Пфейфер. Теперь всё способствовало претворить в жизнь социальную программу Мюнцера . В своих чтениях он призывал ввести в городе евангельское правление - разогнать магистрат и передать власть вечному совету. 17 марта большое количество горожан высказалось за роспуск магистрата. В тот же день был выбран Вечный совет. Мюнцер, как не удивительно, не занял никакой официальной должности. Но он присутствовал на каждом сборе совета и говорил, насколько то или иное решение соответствует слову бога.Фактически он и Пфейфер управляли городом. Соответственно было отменено католическое богослужение, а имущество церквей продавалось с публичных торгов. По всей Швабии гремели крестьянские восстания. В соседней местности- Гессене, Саксонии и районе Гарца - тоже шла активная подготовка ко всеобщему восстанию, к чему Мюнцер приложил много сил. Он как писал письма, рассылая во все стороны эмиссаров и гонцов, так и постоянно давал выступления, обращаясь к крестьянам, что нынешняя война начата самим богом и что в ней погибнут все враги истины. Только так мир может быть вычищен от греха и несправедливости. Он провозглашал, что отныне не должно быть никакой власти над народом , так как это требует божье право, и призывал простолюдинов истреблять господ. Всякого рода способами он, как ветхозаветный пророк, взрывал ненависть к дворянам и попам, пробуждал самые бурные страсти. Повсюду крестьяне поднимали восстание, собираясь в отряды, жгли замки и монастыри. Мюнцер был более или менее признанным вождем всего движения, а Мюльхаузен оставался его центральной точкой. Один из руководителей партии князей ландграф Филипп Гессенский писал уже в апреле, что Мюльхаузен является основой и началом несогласий и волнений всех, и все мятежные действия выстреливают из него, как из ключа.
Поначалу князья Тюрингии растерялись и были не в состоянии справляться с крестьянами. Лишь в крайних числах апреля у ландграфа Филиппа получилось собрать войско, начав против восставших успешную войну. И тогда Мюнцер совершил поход в Эйхсфельд. По дороге были разрушены несколько замков и монастырей, а в Хейлигенштадте и Лангензальце установилось правление по образцу мюльхаузенского. В начале мая Мюнцер с добровольным отрядом двинулся на помощь восстававшему Франкенхаузену. Под этим городом собрался значительный крестьянский отряд, насчитывающий около 8 тысяч человек. Хотя крестьяне были не очень хорошо вооружены и недисциплинированны, в их числе насчитывалось очень мало бывших солдат, и совершенно не было действенных военачальников.
Только Мюнцер возглавил франкенхаузенский отряд, как пришло известие, что близиться объединенное войско князей. Первые не масштабные стычки произошли 14 мая. На следующий день сражение возобновилось уже сильнее. Мюнцер расположился с отрядом вверху горы, окружив себя укреплениями из повозок, и зная, что сто лет назад, во было время гуситских войн в Чехии, такая тактика принесла не раз крестьянам победу в боях с рыцарями. Но сейчас же было совсем другое время. Пушки князей после пар залпов разбили укрепления крестьян в прах. Конница ландскнехтов ворвалась в крестьянский лагерь и началась кровавая резня .Из 8 тысяч восставших за пару часов пало более 5 тысяч. В тот же день был взят Франкенхаузен. Раненного в голову Мюнцера захватили в плен. Где мучительно пытали, заставляли отречься от своих еретических заблуждений. 27 мая 1525 года вождю плебейской Реформации отрубили голову. С ним рядом казнили Пфейфера и еще 25 неизвестных.
2. Социальные идеи и учения, и его влияние на общество.
«Никто не хочет несчастным бедным , сильные делают то, что хотят. Посмотрите! Главной поддержкой ростовщичества, воровства и грабительства являются наши владыки — князья. Они забирают себе всё живущее. Рыбы в воде, птицы в воздухе, растения на земле — всё принадлежит им.»- возбуждал народ своей речью Томас Мюнцер. [6]
Средневековое феодальное общество существовало за счет угнетения бесправных крестьян в деревне, за счёт трудовой бедноты в городе, которые вынуждены были большую часть результатов своего труда отдавать дворянству, церкви и ростовщикам. В Германии XV — начала XVI века положение крестьян было особенно тяжёлым. Это время приходится на развитие промышленности и торговли, и феодалы, обходившиеся прежде в основном продуктами собственного хозяйства, много нужных им товаров стали покупать на рынке. Следовательно выросло стремление добыть как можно больше денег.
Эти деньги они могли получить только у крестьян которые подчинялись им, в итоге поборы с крестьян беспощадно росли. Господа ухитрялись устанавливать плату за все: за дом, в котором он жил, за клочок земли, на котором он трудился, за его скудное имущество. Если крестьянин умирал, господин налагал на наследника высокую плату за разрешение вступления во владение имуществом умершего; если крестьянин покупал что-нибудь, он обязывался пошлиной, которую он должен был уплатить своему господину. Ко всему этому новые поборы, выдуманные князьями, а зачастую просто на просто отбирали землю у крестьян. Не ограничиваясь поборами, господа осуществляли захват лесов, лугов, которыми прежде пользовались крестьянские общины, в добавок крестьяне подвергались телесным наказаниям и штрафам, если они хотели по-прежнему пасти на лугах свой скот или рубить дрова в лесу. Когда господа охотились, их кони и собаки топтали результаты крестьянских трудов, посевы и огороды.
Князья взимали довольно большие оброки с крестьян. В свою очередь церковь обязывала крестьян уплатить «десятину». Эту десятину (т. е. десятую часть продуктов крестьянского труда) духовенство брало зерном, скотом и огородными плодами. У крестьянина не хватало денег для того, чтобы уплатить все господам. Крестьянину приходилось брать деньги у городских ростовщиков, под высокий процент. За неуплату долга крестьянина могли лишить его скудного имущества.
Наконец, денежных поборов непрерывно требовал папа римский, сборщики поборов разъезжали по всей Германии. У тёмных людей они выманивали последние гроши, говоря, что, заплатив папе, можно искупить все свои грехи и после смерти попасть в рай.
Итак, и князья, и дворяне, и духовенство, и папы, и богатые горожане — все эксплуатировали крестьянство. Подать жалобу на притеснения крестьянину было некому: судьёй над ним был тот самый господин, который бесстыдно обкрадывал. Любое непослушание или отказ платить подать наказывались, жесточайшим методом. Положение крестьянина было беспросветным.
Беспорядок, царивший в то время в Германии, делал жизнь крестьянина ещё более сложной. Страна была разбита на отдельные княжества, почти не зависевшие от власти императора. Между отдельными феодалами не прекращалась борьба. Разбой стал основным занятием обедневших рыцарей. Итогом всего этого стало окончательное разорение крестьянского хозяйства. Последствиями разорения стали голод и смертность.
Крестьяне были не в силах покорно выносить страшный гнёт и не однократно поднимали восстания против своих поработителей. С конца XV века в разных частях Германии то и дело вспыхивали крестьянские недовольства, пока, наконец, в 1525 года не началась великая крестьянская война, крупнейшее народное восстание за всю историю Германии. Вдохновителем этого восстания, призывавшим крестьян и городскую бедноту на борьбу за лучшее будущее, был Томас Мюнцер, величайший революционер средневековой Германии.
Чтобы понять учение Мюнцера, нужно знать, с кем приходилось бороться угнетённым крестьянам и плебеям. Как уже было упомянуто, кроме князей и дворян, народ был угнетен церковью. Католическая (т. е. подчинённая римскому папе) церковь была довольно сильной опорой феодального строя. Своим учением церковь оправдывала феодальное угнетение; она проповедовала покорство господам, обещая в награду райское блаженство после смерти и угрожая непокорным адскими муками. Вера в загробную жизнь в средние века имела широкое распространение. Забитые, тёмные люди верили в бога, верили, что после смерти их «души» будут продолжать существовать. Попы говорили, что господа поставлены над народом богом, и поэтому непослушание господам означало непослушание самому богу, что являлось грехом. Помимо этого, церковь учила, что «спасение человеческой души», которая будто бы «переселится» в другой мир после смерти человека, целиком и полностью находится в руках церкви. Пользуясь верой обманутого народа, церковь не плохо обогащалась за его счёт.
Однако с течением времени недовольство католической церкви стремительным темпом стало распространяться. В Германии оно приняло общий характер. Так как с властью императора никто не считался, она была очень слаба, церковные феодалы, которых возглавлял папа римский, грабили народ Германии, не встречая препятствий ни с чьей стороны. Папа считал Германию золотым дном, архиепископы и епископы, бездельники-монахи и священники процветали за счёт трудяг Германии. Богатства, находившиеся в руках церкви в XVI веках, были так велики, что и представители господствующего класса стали смотреть на них с завистью. Многие князья Германии не прочь были конфисковать огромные земельные угодья церкви, населённые крепостными и зависимыми крестьянами. Этими мечтами были одержимы и мелкие феодалы — немецкое дворянство. Города и их богатое бюргерство с той же завистью смотрели на церковные владения в пределах города. Как и все богачи, они понимали, что религия, которая проповедует послушание властям, нужна им для того, чтобы держать под контролем бедняков, но католическая церковь с её богатствами, пышным культом и дорогостоящими украшениями казалась им учреждением не по карману. Впоследствии они тоже выступили против католической церкви и прислушивались к призывам реформаторов, которые изначально проповедовали необходимость установления «бедной церкви» и были против роскоши и богатства церковников на том основании, что-де и сам Христос и его апостолы были бедняками. Такая проповедь была по душе бюргерам, которые рассчитывали, что «бедная церковь» будет «дешёвой церковью». Нечего сказать о крестьянах и городской бедноте — плебействе. Именно на их плечи возлагалась вся тяжесть и налогов, и феодальных поборов, и церковной десятины. Довольно часто высшие чины церкви, являлись для крестьян и плебеев и государями, и князьями, и владельцами церковной десятины. Церковную десятину должны были платить все, а папа сверх этого запускал свою руку в тощий карман труженика. Всё это вместе взятое позволяет нам понять, какую же ненависть должны были питать простые люди к церкви и её представителям. Но многие из них шли в своём недовольстве дальше. [7]
Никому в то время даже и не приходило в голову, что собственность на землю, поделённую между крестьянами, которой они добивались, лишь на время может улучшить сложившееся положение. При существовании частной собственности рано или поздно земля окажется в руках у богатых, а бедняк как был, так и останется бедняком не имеющим земли. Только социализм, только колхозы могут окончательно уничтожить расстояние между богатыми и бедными и вести всё крестьянство к зажиточной жизни. Только такое государство, как Советский Союз, способно уничтожить нищету трудящихся и устроить всю жизнь на справедливых началах.
В то время зародыш пролетариата только появлялся, тот единственный, до конца революционный класс, который может установить социалистические порядки, и трагедия таких гениальных умов, каким был, например, в тогдашней Германии вождь людей наиболее революционными взглядами Томас Мюнцер, в том и заключалась, что он понимал, что по-настоящему справедливый порядок может установиться только в том случае, если не будет собственности ни на землю, ни на другие средства производства. В то же время он знал, что такой порядок установить в тот момент невозможно. Но люди, походившие на Томаса Мюнцера, были одиночками.
Значение Мюнцера было заключено не в том, что он мог догадаться, как можно установить, как тогда говорили, божью справедливость, а в том, что он был революционером и от своих единомышленников требовал решительных действий против феодалов, как духовных, так и светских. И если бы крестьяне сплотились и действовали так, как им советовал Мюнцер, они получили бы земли в свою полную собственность. Но вся беда как раз и состояла в том, что крестьяне по своей сути никогда не могут одержать верх над феодалами. Им недостаёт должной организации, сплочения, которые необходимы для победы, и поэтому они всегда в средние века терпели поражение. Только во главе с пролетариатом они могут быть победителями, но в то время, когда действовал Мюнцер, пролетариат ещё только зарождался.
Недовольство католической церковью в верхушках немецкого общества в начале XVI века и ненависть к попам и господам у крестьян и плебеев были до того сильны, что значительная часть князей, дворян и почти всё бюргерство переметнулось на сторону проповедника Мартина Лютера, когда тот выступил против папы и продажи индульгенций, то есть грамот, в которых папа за деньги прощал грехи . В Германии началась реформация, то есть движение направленное на реформы церкви. Но различные классы общества понимали реформацию каждый по-разному. Князья и дворяне желали завладеть церковными богатствами, бюргеры — создать свою, независящую от папы, церковь, крестьяне и городская беднота готовы были поднять восстание для того, чтобы уничтожить феодальный порядок в целом. Но чем сильнее нарастал в крестьянстве и плебействе революционный настрой, тем больше бюргерство и его пророк Мартин Лютер приходили в ужас. Лютер, как и его приспешники , трусливое немецкое мещанство, находились в страхе, чувствуя, что не сегодня-завтра крестьянство и городская беднота восстанут против господ и богатых бюргеров, и тогда им не сдобровать. Лютер поэтому уже в 1520 году усердно проповедовал , что люди должны покорно повиноваться светской власти, иначе, ссылался он на так называемое «священное писание», «нет такой власти, которая не идёт от бога», а затем, когда, наконец, крестьяне подняли восстание, он, как и всё немецкое бюргерство, вместе с феодалами ополчился против крестьян и стал, по выражению Маркса, «княжеским холопом». [8]
Учения Мюнцера заключалось в следующем: уничтожение католического духовенства было, по его мнению, лишь первым необходимым этапом на пути к установлению справедливого общественного строя. Согласно учению Мюнцера, не должно быть ни бедных, ни богатых, ни подданных, ни господ. Нужно сделать так, чтобы всё имущество принадлежало всем, нужно уничтожить всяческое угнетение.
Раннее до Мюнцера появлялись мыслители, фантазия которых рисовала «царство божие» [9] , которое, якобы, появится на земле и прекратит феодальное угнетение. Но приход этого царства они представляли себе в форме чуда: с неба на землю сойдёт «сын божий», который очистит людей от пороков и поведёт их в это царство. В итоге, люди могли лишь мечтать о справедливом строе. Установление строя они не считали своей задачей. Мюнцер был знаком с этими учениями. Он также представлял себе будущее коммунистическое общество как «царство божие». Но он превратил фантазию в программу борьбы народа. Мюнцер первым высказал ту мысль, что создание справедливого общественного строя является задачей самих угнетённых. Создание такого общества, согласно Мюнцеру, можно только путём революционного переворота, совершённого руками наиболее революционных людей из народа.
Само собой, что конечная цель, которую ставил Мюнцер, была недостижима в XVI века. Угнетённое, неорганизованное крестьянство хотело получить землю в собственность и освободиться от всех феодальных повинностей. Ни о каком бесклассовом обществе оно и мечтать не могло, да и самому Мюнцеру это общество представлялось очень туманно. Для победы социалистической революции было необходимо, чтобы возглавлял революцию рабочий класс. Но в начале XVI веке рабочий класс существовал лишь в зародыше.
Невежественные массы людей продолжали верить в бога (хотя именем бога их эксплуатировали многочисленные господа), Мюнцер вынужден был вести свою революционную агитацию в религиозной форме. Но под проповедью слова бога скрывался призыв к революционной борьбе против угнетателей. Опираясь на бедную часть населения, Мюнцер начанал создавать христианское общество. По его замыслу , в это братство следовало вовлечь всех людей, где изначально оно должно было захватить Германию. Братство обязано взять в свои руки всю власть. Мюнцер писал кричал о том, что власть должна быть дана простому народу. Лиц, не хотевших присоединиться к этому обществу, необходимо называть его врагами и приблизить их на уничтожение. Мюнцер не предлагал сразу же ввести полную общность имущества. Христианское братство должно было отбирать имущество у феодалов, церкви и богачей, а отобранное имущество распределить среди членов общества с тем, чтобы никто из них не испытывал материальной нужды.