Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:32, доклад
Не менее важны языковые различия в фиксации понятия времени. В английском языке данное понятие, также, как и «пространство», происходит от слова «простирать», в латинском — от слова «тянуть», ау немцев «другое понятие времени — как рубленого отрезка: время — срок; это вечность — тянется, длится». Любопытно, что русское слово «время» по ряду этимологических версий состоит из двух слов: древнейшего индоевропейского корня г-аг (вращать, крутить, упорядочивать, творить, где везде, кстати, этот древнейший сакральный корень прослушивается) и «мя», т.е. буквально слово «время» означает «то, что вращается вокруг меня». Здесь подчеркивается присутствие субъективного начала в восприятии временных отношений, о чем мы уже писали и на чем мы еще остановимся.
Характерной
чертой культуры является уважение к
высшим формам психической деятельности,
к интеллектуальным художественным
достижениям и забота о них, к
ведущей роли, которую она отводит
значению идей в жизни человека.
Одной из важных черт культуры является
то, что она выступает способом,
регулирующим отношения людей между
собой, то есть социальные отношения
и ценности. М.М.Бахтин рассматривает
культуру в целом как познание,
нравственность, искусство, определяющие
границы временного и пространственного
существования ценностей. Он указывает,
что культура является некой пространственной
целостностью, имеющей собственную
внутреннюю территорию, но по его образному
выражению, ее "границы проходят
повсюду". Современная философия
рассматривает культуру как способность
каждого к осознанию своего предназначения
в жизни и способность к
анализу того, что с ним происходит,
это то, что позволяет личности
и обществу опираться на общечеловеческие,
универсальные нормы и
Русский
философ Н.А.Бердяев
Ценность
выступает как важность и значимость
чего-либо для человека. Ценности, вовлеченные
в сферу человеческой жизнедеятельности,
интересов и потребностей, социальной
жизнедеятельности, определяют состояние
жизни человека в том времени
и в том пространстве, в котором
он находится. Проблема ценностей нашла
широкое освещение в работах
философов (Б.Г.Ананьев, В.А.Василенко,
О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, Л.Н.Столович,
В.П.Тугаринов и др.); в работах
психологов (К.А.Абульханова - Славская,
Л.С.Выготский, Л.П.Буева, И.Б.Котова, А.Н.Леонтьев,
Д.Н.Узнадзе и др.); педагогов (А.В.Бондаревская,
С.В.Петерина, Е.А.Подольская, В.В.Сериков,
Р.М.Чумичева, Е.Н.Шиянов и др.). С точки
зрения философской науки, ценности
- это обособившиеся в ходе развития
самой истории благодаря
Мировая
художественная культура выступает
вечной ценностью, существующей в пространстве
и во времени, где происходит духовное
становление личности, формируется
ее творческий опыт и индивидуальность.
Восстановление и процветание России
(а Россия сама выступает ценностью
для живущего в ней человека) зависит
от того, как дети и взрослые будут
осваивать накопленные в
Ценности,
будучи образцами культуры, по мнению
Н.С.Розова, используются в двух основных
типах ситуаций: для оценки уже
существующих объектов и для построения
новых объектов: идеалов, целей, стратегий
действия. В нашем представлении,
в данном случае прошедшее время
обеспечивает оценку культурным ценностям,
а настоящее - является или созидателем
новых ценностей или хранителем
прошлого опыта. Время и пространство
встречи субъекта с культурными
ценностями, отраженными в произведениях
искусств, становится моментом присвоения,
осмысления и оценки их личностью. Именно
в этот временной миг или
Анализ работ ученых позволил выделить различные виды ценностей: общечеловеческие (истина, жизнь, культура, свобода, право, общение), общенациональные (Россия, труд, духовность, соборность, национальный характер), эстетические (прекрасное, безобразное, комическое), духовные (идеалы, мировоззрение, взгляды), гуманистические (добро, любовь, равенство, братство, истина), познавательные (истина, искусство, мир, культура), нравственные (человек, добро, зло, любовь) и др. (И.В.Бестужев - Лада, В.Д.Резанов, В.П.Тугаринов, В.Ф.Тарасов и др.). В нашем исследовании при отборе живописных и литературных произведений мы обращали внимание на нравственные, эстетические и духовные ценности, отраженные в искусстве.
В России представляют интерес точки зрения русских философов, писателей, художников на искусство как составляющий компонент культуры (Н.А.Бердяев, Ф.М.Достоевский, Н.К.Рерих, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой и др.). Ф.М.Достоевский понимал искусство как верное отражение действительности, оно "всегда современно, насущно полезно". Л.Н.Толстой, изучая различные взгляды и точки зрения на искусство, предлагает смотреть на него не как на средство наслаждения, а как на условие человеческой жизни и средство общения между собой. Л.Н.Толстой в трактате "Что такое искусство" дает определение искусству: "Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые ими чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их" (41.65). В этом определении мы видим роль искусства в обществе, специфику его - образность и эмоциональность, однако просматривается и неполнота этого понятия, ограничение его лишь чувственной стороны искусства. Искусство содержит в себе не только образную эмоциональную сторону, но и оценки этого мира, деля его на позитивное и негативное, давая тем самым личности, воспринимающей искусство поразмыслить над явлением, событием и сделать соответствующий выбор. С нашей точки зрения, именно выбор соответствующего действия, стиля поведения, позиции, ориентированный на ту или иную ценность, говорит о назначении личности, живущей в этом времени и в этом пространстве. Искусство, отражающее ценности во времени и в пространстве, имеет более глобальную свою миссию (не только воздействует на отдельную личность, но и объединяет людей). По мнению К.Г.Ясперса, единство людей возникает на основе общей природной основы (единства планеты) и общности во времени, которое он осмысляет через культурные ценности. Именно ценности объединяют людей разных цивилизаций и поколений, живущих в различные временные отрезки, принадлежащих к различным народам, странам и континентам.
Говоря о культуре и искусстве, Н.К.Рерих видит в них истинные ценности человека, которые должны сохраниться и доноситься последующим поколениям, несмотря ни на какие потрясения. Он считал, что каждое приближение к русскому искусству, начиная от древнейших периодов, для внимательного исследования даст необыкновенно разнообразный увлекательный материал для осмысления жизни и своего места в ней. Особое внимание Н.К.Рерих в своих работах уделял искусству как методу воспитания, образования, развития в детях высокого чувства, вкуса высокой формы и творчества. Как замечательно подметил Ю.М.Шор, суть дела состоит в том, что искусство есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь к познанию и переживанию действительности, путь движения к истине в глубинной ее ипостаси. Истина является одним из ценностных смыслов жизни человека независимо от того, в какое историческое время он живет, к какому поколению он принадлежит. Именно искусство, содержащее ценности или антиценности, приближает нас к познанию истины жизни, открывает нам очарование мира и его трагичность.
Культура
и искусство выступают
Интерес в педагогике к искусству как фактору воспитания был обозначен уже в работах педагогов России (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шатский и др.). В частности, П.Ф.Каптерев, размышляя над вопросом, педагогика - наука или искусство, указывает место второго в педагогической деятельности учителя и определяет сходство и различие между ними. Ценность искусства он обнаруживает в том, что наука и искусство оперирует одним содержанием, но способы его познания разные, т.к. искусство обращено к практически новой деятельности, к развитию сил детей, их нормальному физическому и психическому росту. Педагоги прошлого цель искусства а педагогике видели а изучении будущего: "…педагогика и искусство вообще изучают прошлое и настоящее, и комбинируя известным образом прошлое с настоящим, стремиться достигнуть в будущем определённого результата" (88, 55).
Поскольку
время и пространство мы рассматриваем
как культурную ценность, то обратились
как в философской и
Литература
- это вид искусства, отражающий ценность
человеческих отношений, несущих добро
или зло, любовь или ненависть, равнодушие
или понимание, принятие или непринятие.
Ценности проявляются в сюжетной
линии произведения, представленной
как цепь взаимосвязанных временных
отрезков человеческой жизни как
событий, разворачивающихся в
Информация о работе Социокультурное понимание пространства и времени