Социокультурное понимание пространства и времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:32, доклад

Описание работы

Не менее важны языковые различия в фиксации понятия времени. В английском языке данное понятие, также, как и «пространство», происходит от слова «простирать», в латинском — от слова «тянуть», ау немцев «другое понятие времени — как рубленого отрезка: время — срок; это вечность — тянется, длится». Любопытно, что русское слово «время» по ряду этимологических версий состоит из двух слов: древнейшего индоевропейского корня г-аг (вращать, крутить, упорядочивать, творить, где везде, кстати, этот древнейший сакральный корень прослушивается) и «мя», т.е. буквально слово «время» означает «то, что вращается вокруг меня». Здесь подчеркивается присутствие субъективного начала в восприятии временных отношений, о чем мы уже писали и на чем мы еще остановимся.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФия доклад.docx

— 35.36 Кб (Скачать файл)

Характерной чертой культуры является уважение к  высшим формам психической деятельности, к интеллектуальным художественным достижениям и забота о них, к  ведущей роли, которую она отводит  значению идей в жизни человека. Одной из важных черт культуры является то, что она выступает способом, регулирующим отношения людей между  собой, то есть социальные отношения  и ценности. М.М.Бахтин рассматривает  культуру в целом как познание, нравственность, искусство, определяющие границы временного и пространственного  существования ценностей. Он указывает, что культура является некой пространственной целостностью, имеющей собственную  внутреннюю территорию, но по его образному  выражению, ее "границы проходят повсюду". Современная философия  рассматривает культуру как способность  каждого к осознанию своего предназначения в жизни и способность к  анализу того, что с ним происходит, это то, что позволяет личности и обществу опираться на общечеловеческие, универсальные нормы и ценности. Культуру можно символически представить  как крест, где точка пересечения  вертикали и горизонтали - это  пересечение истории и настоящего, индивидуальной судьбы с судьбой  человечества, вечного и сиюминутного. Исходя из понимания культуры как  вертикально - горизонтального пересечения  времени и пространства, ценностей  и событий, людей и природы, можно  констатировать факт, что и категории  времени и пространства являются не только формой существования материи, духовных ценностей, но и сами выступают  ценностями в жизни человека. Они  регулируют его жизненный цикл, организуют его жизнь, направляют деятельность на достижение цели, упорядочивают  и гармонизируют отношения с  миром. В связи с тем, что объектами  нашего исследования выступают представления  детей о времени и пространстве, обратимся к осмыслению понятий "время" и "пространство" как  ценности.

Русский философ Н.А.Бердяев подчеркивал: "В культуре происходит великая  борьба вечности со временем, великое  противление разрушительной власти времени. Культура борется со смертью, хотя бессильна победить ее реально. Ей дорого увековечение, непрерывность, преемственность, прочность культурных творений и памятников" (18, 249). Во взаимодействии с миром человек  накапливал свой исторический и культурный опыт, овладевая пространством и преодолевая временные барьеры, обустраивал свою жизнь и свое личное пространство, тем самым творил свой, человеческий, культурный мир. Этот мир сейчас представляет перед нами в виде мифов, преданий и сказаний, эпоса, в которых мы можем различать следы древнейших, культурных представлений и сопереживать древнему человеку в его поисках истины, смысла и ценностей.

Ценность  выступает как важность и значимость чего-либо для человека. Ценности, вовлеченные  в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальной жизнедеятельности, определяют состояние  жизни человека в том времени  и в том пространстве, в котором  он находится. Проблема ценностей нашла  широкое освещение в работах  философов (Б.Г.Ананьев, В.А.Василенко, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, Л.Н.Столович, В.П.Тугаринов и др.); в работах  психологов (К.А.Абульханова - Славская, Л.С.Выготский, Л.П.Буева, И.Б.Котова, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе и др.); педагогов (А.В.Бондаревская, С.В.Петерина, Е.А.Подольская, В.В.Сериков, Р.М.Чумичева, Е.Н.Шиянов и др.). С точки  зрения философской науки, ценности - это обособившиеся в ходе развития самой истории благодаря разделению труда в сфере духовного производства интересы (В.П.Тугаринов). С точки  зрения Р.Г.Кетхудова - это общественное свойство предметов и явлений  объективного мира, служащее удовлетворению человеческих потребностей. Л.Н.Столович понимал ценность как духовный смысл  личности, обеспечивающий ему ориентацию в деятельности, активности, направленности. С точки зрения Б.Г.Ананьева, ценность - это общественная функция, определяющая роль, статусность, структуру и свойства личности. Исходя из этого, мы видим, что  ценности являются субъективной характеристикой  личности, а также определяют специфику  деятельности человека и отношений  с окружающим миром. Ценность всегда содержат в себе определенные смыслы, позволяющие личности осознать свое поведение, свое место и позицию  в жизни. Ценностные смыслы служат для  оценки и выбора объектов, явлений  природы, общества. Ценности относятся  как к отдельным событиям, явлениям, культуре, так и к субъекту, осуществляющему  различные виды творческой деятельности. Они определяются в процессе оценки личностью того или иного объекта. Ценности находят свое отражение  в произведениях искусств, где  объектами оценки выступают разнообразные  состояния человека и природы, модели поведения людей, образы их мыслей.

Мировая художественная культура выступает  вечной ценностью, существующей в пространстве и во времени, где происходит духовное становление личности, формируется  ее творческий опыт и индивидуальность. Восстановление и процветание России (а Россия сама выступает ценностью  для живущего в ней человека) зависит  от того, как дети и взрослые будут  осваивать накопленные в историческом времени и пространстве жизни  человека ценности и передавать их следующему поколению. Осмысление ценностей  культуры, передаваемой от поколения к поколению, обеспечивает формирование будущих интеллигентов, бережно, критично и вдумчиво относящихся к прошлому, настоящему и будущему России, и тем ценностям, хранительницей которых она является. Стержнем культуры России является литература и живопись, которые запечатлевают события, явления, миг в прошлых страницах Российской культуры и мечты о ее будущем.

Ценности, будучи образцами культуры, по мнению Н.С.Розова, используются в двух основных типах ситуаций: для оценки уже  существующих объектов и для построения новых объектов: идеалов, целей, стратегий  действия. В нашем представлении, в данном случае прошедшее время  обеспечивает оценку культурным ценностям, а настоящее - является или созидателем  новых ценностей или хранителем прошлого опыта. Время и пространство встречи субъекта с культурными  ценностями, отраженными в произведениях  искусств, становится моментом присвоения, осмысления и оценки их личностью. Именно в этот временной миг или закладываются  ценностные ориентации личности, или  не закладываются, и это зависит  от педагога, организующего эти встречи.

Анализ  работ ученых позволил выделить различные  виды ценностей: общечеловеческие (истина, жизнь, культура, свобода, право, общение), общенациональные (Россия, труд, духовность, соборность, национальный характер), эстетические (прекрасное, безобразное, комическое), духовные (идеалы, мировоззрение, взгляды), гуманистические (добро, любовь, равенство, братство, истина), познавательные (истина, искусство, мир, культура), нравственные (человек, добро, зло, любовь) и др. (И.В.Бестужев - Лада, В.Д.Резанов, В.П.Тугаринов, В.Ф.Тарасов  и др.). В нашем исследовании при  отборе живописных и литературных произведений мы обращали внимание на нравственные, эстетические и духовные ценности, отраженные в искусстве.

В России представляют интерес точки  зрения русских философов, писателей, художников на искусство как составляющий компонент культуры (Н.А.Бердяев, Ф.М.Достоевский, Н.К.Рерих, В.С.Соловьев, Л.Н.Толстой  и др.). Ф.М.Достоевский понимал  искусство как верное отражение  действительности, оно "всегда современно, насущно полезно". Л.Н.Толстой, изучая различные взгляды и точки  зрения на искусство, предлагает смотреть на него не как на средство наслаждения, а как на условие человеческой жизни и средство общения между  собой. Л.Н.Толстой в трактате "Что  такое искусство" дает определение  искусству: "Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что  один человек сознательно, известными внешними знаками передает другим испытываемые ими чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их" (41.65). В этом определении мы видим роль искусства в обществе, специфику его - образность и эмоциональность, однако просматривается и неполнота  этого понятия, ограничение его  лишь чувственной стороны искусства. Искусство содержит в себе не только образную эмоциональную сторону, но и оценки этого мира, деля его на позитивное и негативное, давая тем самым личности, воспринимающей искусство поразмыслить над явлением, событием и сделать соответствующий выбор. С нашей точки зрения, именно выбор соответствующего действия, стиля поведения, позиции, ориентированный на ту или иную ценность, говорит о назначении личности, живущей в этом времени и в этом пространстве. Искусство, отражающее ценности во времени и в пространстве, имеет более глобальную свою миссию (не только воздействует на отдельную личность, но и объединяет людей). По мнению К.Г.Ясперса, единство людей возникает на основе общей природной основы (единства планеты) и общности во времени, которое он осмысляет через культурные ценности. Именно ценности объединяют людей разных цивилизаций и поколений, живущих в различные временные отрезки, принадлежащих к различным народам, странам и континентам.

Говоря  о культуре и искусстве, Н.К.Рерих  видит в них истинные ценности человека, которые должны сохраниться  и доноситься последующим поколениям, несмотря ни на какие потрясения. Он считал, что каждое приближение к  русскому искусству, начиная от древнейших периодов, для внимательного исследования даст необыкновенно разнообразный  увлекательный материал для осмысления жизни и своего места в ней. Особое внимание Н.К.Рерих в своих  работах уделял искусству как  методу воспитания, образования, развития в детях высокого чувства, вкуса  высокой формы и творчества. Как  замечательно подметил Ю.М.Шор, суть дела состоит в том, что искусство  есть совершенно особый, ничем другим не заменимый путь к познанию и  переживанию действительности, путь движения к истине в глубинной  ее ипостаси. Истина является одним  из ценностных смыслов жизни человека независимо от того, в какое историческое время он живет, к какому поколению  он принадлежит. Именно искусство, содержащее ценности или антиценности, приближает нас к познанию истины жизни, открывает  нам очарование мира и его трагичность.

Культура  и искусство выступают чувственным  средством просвещения и образования, замечательным "учебником жизни" с неисчерпаемым запасом знаний, системы взглядов, фактов, опытов о  мире. В них гармонично сопряжены  личный ценностный опыт художника и  ценностный опыт других людей. Освоение этого ценностного опыта ребенком обеспечивает ему приобретение социокультурного и творческого опыта в собственной  жизнедеятельности. Они являются своеобразным средством расширения индивидуального  опыта, вовлекая личность в познание своеобразного мира художественных образов, ценностных смыслов жизни  и самопознание. Ценности, отраженные в культуре, обеспечивают императивное единство всей структуры нравственного  сознания личности, выступают стержневыми  принципами и совокупными нормами  жизнедеятельности, отношений, оценок. Реализация личностью своих интересов, потребностей также всегда обусловлена  ценностными ориентациями, которые  стимулируют действия личности по отношению к цели, обеспечивают становление нравственной позиции, формируют ее целеустремленность и последовательность. По мнению некоторых ученых, ценности не растворяют личность во множестве других жизней, а помогают ей кристаллизоваться, определиться, найти себя как неповторимую индивидуальность (А.В.Бакушинский, М.В.Вовчик - Блакитная, Н.Н.Волков и др.). Искусство - социально-эстетический феномен, отражающий социально общезначимые ценности. В них заложено сверхличностное начало, к которому стремится идеально-ориентированная сторона личности "Я".

Интерес в педагогике к искусству как  фактору воспитания был обозначен  уже в работах педагогов России (К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, С.Т.Шатский  и др.). В частности, П.Ф.Каптерев, размышляя над вопросом, педагогика - наука или искусство, указывает  место второго в педагогической деятельности учителя и определяет сходство и различие между ними. Ценность искусства он обнаруживает в том, что наука и искусство  оперирует одним содержанием, но способы его познания разные, т.к. искусство обращено к практически  новой деятельности, к развитию сил  детей, их нормальному физическому  и психическому росту. Педагоги прошлого цель искусства а педагогике видели а изучении будущего: "…педагогика  и искусство вообще изучают прошлое  и настоящее, и комбинируя известным  образом прошлое с настоящим, стремиться достигнуть в будущем  определённого результата" (88, 55).

Поскольку время и пространство мы рассматриваем  как культурную ценность, то обратились как в философской и искусствоведческой литературе рассматривался данный феномен. Д.С.Лихачев считал литературу в  большей степени, чем любое другое искусство, искусством времени. Именно время есть его объект, субъект  и орудие изображения. Эта позиция  Д.С.Лихачева является основным теоретическим  положением в нашей работе в развертывании  исследуемого вопроса. Мы считаем, что  именно литература позволяет реципиенту воспринимать время в его протяженности  и отмечает изменения объектов, явлений, самого человека в зависимости от временных параметров. Осознание  этой зависимости человеком изменяет его отношение к себе, к окружающему  его миру и к тому времени, в  котором он живет. Именно литература позволяет нам "схватить" время  как интегрированную целостность, в которой отражается одномоментно историческое, событийное (личностное), прошлое, настоящее и будущее  время. Литература в большей степени, по сравнению с живописью, отражает именно временные категории, нежели пространственные. Основными временными характеристиками в литературных произведениях  выступают длительность отношений, событий, явлений, порядок следования друг за другом композиционных фрагментов, сюжетов, отношений, скорость протекания событий и взаимодействий героев, сменяемость эпизодов, явлений, частота  повторений и ритм диалогов, взаимодействий, ролей, эпизодов и т.п. В своем  исследовании мы хотели обнаружить, понимают ли эти характеристики дошкольники, возможно ли формировать представления о времени как культурной ценности, обусловливающие изменения человека и окружающего его мира.

Литература - это вид искусства, отражающий ценность человеческих отношений, несущих добро  или зло, любовь или ненависть, равнодушие или понимание, принятие или непринятие. Ценности проявляются в сюжетной линии произведения, представленной как цепь взаимосвязанных временных  отрезков человеческой жизни как  событий, разворачивающихся в определенном пространстве. Именно время и пространство, с одной стороны, трансформируют людей, события, ситуацию, отношения, а  с другой стороны, люди также преобразуют  течение времени своей жизни  и пространство, в котором они  живут. При этом культурные ценности остаются всегда неизменными, так как  они бессмертны и вечны, а через  пространство, века и цивилизации  они прорастают в будущее время  как сильные молодые ростки, имеющие  корни в прошлом. Замечательно сказал по этому поводу М.С.Каган, что искусство  выступает моделью жизни мира. Найдя ключ к раскрытию тайны  искусства, ребенок познает жизнь. С нашей точки зрения, искусство  всегда отражает жизнь людей определенной эпохи и определенного времени. Соприкасаясь с искусством, ребенок  не только усваивает содержание произведения, но и он становится участником событий  своего времени как бы соприкасаясь со временем, в котором живет его  народ, его нация. Он также осваивает  предметы, вещи, которые находятся  в историческом, социокультурном  пространстве и соотносит их с  современным временем и личным пространством.

Информация о работе Социокультурное понимание пространства и времени