Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:32, доклад
Не менее важны языковые различия в фиксации понятия времени. В английском языке данное понятие, также, как и «пространство», происходит от слова «простирать», в латинском — от слова «тянуть», ау немцев «другое понятие времени — как рубленого отрезка: время — срок; это вечность — тянется, длится». Любопытно, что русское слово «время» по ряду этимологических версий состоит из двух слов: древнейшего индоевропейского корня г-аг (вращать, крутить, упорядочивать, творить, где везде, кстати, этот древнейший сакральный корень прослушивается) и «мя», т.е. буквально слово «время» означает «то, что вращается вокруг меня». Здесь подчеркивается присутствие субъективного начала в восприятии временных отношений, о чем мы уже писали и на чем мы еще остановимся.
В
литературных произведениях временной
и пространственный образ человека,
события или явления создается
такими средствами выразительности
как ритм, композиция, сюжетная линия,
параллелизм, повторы, кульминация, аналогия
и др. Именно они выступают аналогами
характеристик пространства (длительность,
протяженность, упорядоченность, непрерывность
и прерывность) и времени (необратимость,
текучесть, длительность). Литературные
средства выразительности не только
создают нам художественный образ
времени и пространства, но и вечных
культурных ценностей, которые волнуют
читателя, заставляют его переосмыслить
свою жизнь, оценить ее с новой
точки зрения. В своем исследовании
нам хотелось получить данные в области
дошкольной педагогики, которые бы
подтвердили наши гипотетические предположения
о способности ребенка
Психолого - педагогические исследования подтверждают тот факт, что дети способны воспринимать выразительные средства литературы и ценностные ориентации, которые она несет (Н.С.Карпинская, Э.П.Короткова, А.Мелик - Пашаев, В.С.Мухина, О.С.Ушакова, Р.М.Чумичева и др.). В нашем исследовании мы изучаем возможности ребенка дошкольного возраста познавать время и пространство как культурные ценности и как носители образцов, эталонов, знаков, значений и смыслов.
Живопись, как и литература, говоря языком зримых выразительных образов, запечатлевает систему отношений человека с миром и обеспечивает реципиенту возможность обмениваться мыслями, чувствами, оценками самим художником и теми художественными образами, которые нашли отражение на полотнах. Сущность живописи состоит в том, чтобы через познание ценностных смыслов художественных образов, представленных в пространственно - временных отношениях, обеспечить личности возможность самостоятельно найти способы решения жизненно важных задач.
"Живопись
называют пространственным
В современной педагогической науке искусство рассматривается как средство гармонизации человеческой личности, воспроизводства духовности и ценностных ориентаций в ней (Н.А.Дмитриева, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Б.П.Юсов и др.). Самоценность живописи как раз и состоит в том, что она запечатлевает мгновения, остановку времени в определенном пространстве жизнедеятельности человека. Она фокусирует и образно преподносит ценности бытия - детства, материнства, современности и т.п. Гуманистические идеи меняют привычные представления о цели образования, понимаемой как развитие ценностных ориентаций и установок личности, социальной активности и творчества. Немалая доля в достижении этой цели принадлежит науке, культуре и искусству, которые призваны обновить предметно - содержательный аспект современного образования. Сейчас при ещё существующей предметной дифференциации знаний эти сферы разорваны и не обеспечивают формирование целостной картины мира у детей. В образовании необходим гуманитарный компонент, который играет своего рода охранительную роль: даёт то, что называется общей культурой и позволяет решить задачу формирования у ребенка целостных представлений о мире, гибкости и раскованности ума, наполнения духовной жизни человека воздухом свободы. Гуманитарное знание выводит человека в сферу высокого, духовного искусства, аккумулирует и воссоздает вечные ценности в прекрасной форме. Межпредметные связи в содержании образования усиливают значимость ценностных смыслов, которыми ребенок руководствуется в собственной жизнедеятельности и социальных отношениях. Это позволит ребенку не только организовывать собственную деятельность, но и придать ей определенную логику, подчиненную таким категориям как время и пространство, то есть научить ребенка распоряжаться и руководствоваться ими в собственной жизни, организовывать личное время в социокультурном пространстве. По словам П.А.Флоренского, именно культура есть среда, растущая и питающая личность. Личность, ориентируясь на культурные - они же общечеловеческие - ценности, может подняться и над пространством и временем деятельности, и над коллективом, и над самим собой.
В
книге В.В.Розанова "Сумерки просвещения"
высказана мысль, что в современном
обществе ещё происходит отчуждение
образования от духовности, от культуры,
от личности, от живой науки. Именно
культура дает возможность ребенку
подняться над пространством
доступных ему видов
Ю.Лотман говорил о том, что люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе и которые вобрало в себя искусство, а искусство - это по сути своей книга Памяти и Совести. Нам представляется, что именно на этих человеческих ценностях и держится цивилизованный мир. Если рассматривать культуру как явление, неразрывно связанное со способностью и стремлением человека к созданию "Нового мира", тождественного его собственным представлениям и мироздании, протяженности и длительности этого мира, его ритму и пульсации, то очевидно, что она не может не включать в себя такие атрибуты человеческого существования как пространство и время. Правомерно предполагать, что "человек - до-культуры", человек - в - хаосе", беспомощен и часто бессилен в пространстве мира и слепом времени Природы, которая всегда, в любой момент грозит разрушением и потенциальной смертью. Однако, как выше было указано, природа человека предполагает такие способности и такие формы внутренней жизни, которые создают "новый мир", "вторую природу", сохраняющиеся в явлении культуры. Именно благодаря культуре человек обретает возможность активного и упорядочивающегося взаимодействия с пространством и временем с помощью уже опознанных образов, представлений, понятий и, наконец, мыслительной деятельностью.
Таким
образом, культура как феномен цивилизации
и человеческой жизни рассматривается
в философских и
Искусство
как составляющая культуры, позволяет
человеку осмыслить мир во всем его
многообразии, постичь ценности и
антиценности бытия, подняться к
общечеловеческому и личному. Современная
гуманистическая модель образования,
определяющая цель - развитие индивидуальной
творческой личности, рассматривает
культуросообразное содержание как
гуманное средство, изменяющее личность,
деятельность, общение, пространство и
время жизнедеятельности
Информация о работе Социокультурное понимание пространства и времени