Социокультурное понимание пространства и времени

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 11:32, доклад

Описание работы

Не менее важны языковые различия в фиксации понятия времени. В английском языке данное понятие, также, как и «пространство», происходит от слова «простирать», в латинском — от слова «тянуть», ау немцев «другое понятие времени — как рубленого отрезка: время — срок; это вечность — тянется, длится». Любопытно, что русское слово «время» по ряду этимологических версий состоит из двух слов: древнейшего индоевропейского корня г-аг (вращать, крутить, упорядочивать, творить, где везде, кстати, этот древнейший сакральный корень прослушивается) и «мя», т.е. буквально слово «время» означает «то, что вращается вокруг меня». Здесь подчеркивается присутствие субъективного начала в восприятии временных отношений, о чем мы уже писали и на чем мы еще остановимся.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФия доклад.docx

— 35.36 Кб (Скачать файл)

В литературных произведениях временной  и пространственный образ человека, события или явления создается  такими средствами выразительности  как ритм, композиция, сюжетная линия, параллелизм, повторы, кульминация, аналогия и др. Именно они выступают аналогами  характеристик пространства (длительность, протяженность, упорядоченность, непрерывность  и прерывность) и времени (необратимость, текучесть, длительность). Литературные средства выразительности не только создают нам художественный образ  времени и пространства, но и вечных культурных ценностей, которые волнуют  читателя, заставляют его переосмыслить  свою жизнь, оценить ее с новой  точки зрения. В своем исследовании нам хотелось получить данные в области  дошкольной педагогики, которые бы подтвердили наши гипотетические предположения  о способности ребенка воспринимать художественный образ времени и  пространства.

Психолого - педагогические исследования подтверждают тот факт, что дети способны воспринимать выразительные средства литературы и ценностные ориентации, которые  она несет (Н.С.Карпинская, Э.П.Короткова, А.Мелик - Пашаев, В.С.Мухина, О.С.Ушакова, Р.М.Чумичева и др.). В нашем исследовании мы изучаем возможности ребенка  дошкольного возраста познавать  время и пространство как культурные ценности и как носители образцов, эталонов, знаков, значений и смыслов.

Живопись, как и литература, говоря языком зримых выразительных образов, запечатлевает  систему отношений человека с  миром и обеспечивает реципиенту возможность обмениваться мыслями, чувствами, оценками самим художником и теми художественными образами, которые нашли отражение на полотнах. Сущность живописи состоит в том, чтобы через познание ценностных смыслов художественных образов, представленных в пространственно - временных отношениях, обеспечить личности возможность самостоятельно найти способы решения жизненно важных задач.

"Живопись  называют пространственным искусством, так как она является выражением  обусловленности человеческого  существования пространством и  временем. Живопись является как  бы синтезом времени. Она, с  одной стороны, воплощает временную  протяженность, последовательность, а с другой стороны, является  надвременной вечностью или застывшим  временем… Живопись, как и литература, как бы играет со временем  и пространством, пересоздавая  его, окуная в них зрителя,  изменяя его" (159, 43). В связи  с тем, что объединяющими средствами  выразительности произведения литературы  и живописи, выступают метафоры, олицетворения, ассонансы, антонимы, символы и др., в нашем исследовании  мы осуществляли поиск интеграции  художественно - эстетического и  философского знания о времени  и пространстве как средстве  развития личности в целом  и основ логического мышления  в частности.

В современной педагогической науке  искусство рассматривается как  средство гармонизации человеческой личности, воспроизводства духовности и ценностных ориентаций в ней (Н.А.Дмитриева, Е.В.Квятковский, Б.Т.Лихачев, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Б.П.Юсов и др.). Самоценность живописи как раз и состоит в том, что она запечатлевает мгновения, остановку времени в определенном пространстве жизнедеятельности человека. Она фокусирует и образно преподносит ценности бытия - детства, материнства, современности и т.п. Гуманистические идеи меняют привычные представления о цели образования, понимаемой как развитие ценностных ориентаций и установок личности, социальной активности и творчества. Немалая доля в достижении этой цели принадлежит науке, культуре и искусству, которые призваны обновить предметно - содержательный аспект современного образования. Сейчас при ещё существующей предметной дифференциации знаний эти сферы разорваны и не обеспечивают формирование целостной картины мира у детей. В образовании необходим гуманитарный компонент, который играет своего рода охранительную роль: даёт то, что называется общей культурой и позволяет решить задачу формирования у ребенка целостных представлений о мире, гибкости и раскованности ума, наполнения духовной жизни человека воздухом свободы. Гуманитарное знание выводит человека в сферу высокого, духовного искусства, аккумулирует и воссоздает вечные ценности в прекрасной форме. Межпредметные связи в содержании образования усиливают значимость ценностных смыслов, которыми ребенок руководствуется в собственной жизнедеятельности и социальных отношениях. Это позволит ребенку не только организовывать собственную деятельность, но и придать ей определенную логику, подчиненную таким категориям как время и пространство, то есть научить ребенка распоряжаться и руководствоваться ими в собственной жизни, организовывать личное время в социокультурном пространстве. По словам П.А.Флоренского, именно культура есть среда, растущая и питающая личность. Личность, ориентируясь на культурные - они же общечеловеческие - ценности, может подняться и над пространством и временем деятельности, и над коллективом, и над самим собой.

В книге В.В.Розанова "Сумерки просвещения" высказана мысль, что в современном  обществе ещё происходит отчуждение образования от духовности, от культуры, от личности, от живой науки. Именно культура дает возможность ребенку  подняться над пространством  доступных ему видов деятельности, выбрать то или иное предметное содержание, найти себя в материале, построить  новую деятельность. Постижение культуры, духовного знания, науки позволяет  сохранить цивилизацию, которая  является пространственно - временной  границей существования народов, культуры, ценностей в определенный отрезок  жизни той или другой нации, раскрывающий уровень, степень ее развития. Проживание каждого из нас в современном  времени и пространстве и освоение в них ценностей культуры позволяет  не только сохранить и возродить  ценности, которые перешли нам  из прошлой цивилизации, но и сохранить, поддержать и развить нынешнюю цивилизацию.

Ю.Лотман говорил о том, что люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые  необходимы в любой школе и  которые вобрало в себя искусство, а искусство - это по сути своей  книга Памяти и Совести. Нам представляется, что именно на этих человеческих ценностях  и держится цивилизованный мир. Если рассматривать культуру как явление, неразрывно связанное со способностью и стремлением человека к созданию "Нового мира", тождественного его  собственным представлениям и мироздании, протяженности и длительности этого  мира, его ритму и пульсации, то очевидно, что она не может не включать в себя такие атрибуты человеческого  существования как пространство и время. Правомерно предполагать, что "человек - до-культуры", человек - в - хаосе", беспомощен и часто  бессилен в пространстве мира и слепом времени Природы, которая всегда, в любой момент грозит разрушением  и потенциальной смертью. Однако, как выше было указано, природа человека предполагает такие способности  и такие формы внутренней жизни, которые создают "новый мир", "вторую природу", сохраняющиеся  в явлении культуры. Именно благодаря  культуре человек обретает возможность  активного и упорядочивающегося взаимодействия с пространством и временем с помощью уже опознанных образов, представлений, понятий и, наконец, мыслительной деятельностью.

Таким образом, культура как феномен цивилизации  и человеческой жизни рассматривается  в философских и искусствоведческих науках как производство, воспроизводство  и сохранение жизни, как творческо - преобразующая созидательная, познавательная деятельность и как художественно - эстетический способ освоения мира по законам красоты и добра. Культура выступает носителем системы  ценностей, постижение которых возможно лишь в процессе отождествления образования  и культуры. Культура является исторической и пространственно - временной категорией. Она раскрывает пространство жизни  целой нации, отдельного человека и  изменения их во времени. Приобщение к культуре позволяет понять реальности, мысли и дела прошедшего, настоящего и будущего.

Искусство как составляющая культуры, позволяет  человеку осмыслить мир во всем его  многообразии, постичь ценности и  антиценности бытия, подняться к  общечеловеческому и личному. Современная  гуманистическая модель образования, определяющая цель - развитие индивидуальной творческой личности, рассматривает  культуросообразное содержание как  гуманное средство, изменяющее личность, деятельность, общение, пространство и  время жизнедеятельности человека. Искусство как ценностное явление  раскрывает смыслы бытия человека, живущего в определенном времени  и пространстве, способы его существования  в этом мире и духовного самоопределения  в нем. Содержание образования, рассматриваемого в контексте культуры, призвано помочь детям не только осознать ценности культуры и собственную самоценность, но и осмыслить время, в котором  они живут, и побудить их к творческому  преобразованию пространства собственного бытия. Особое место в этом принадлежит  литературе и живописи, раскрывающим ценностные отношения и смыслы в  определенном пространстве и времени. Они представлены в искусстве  через визуальные, звуковые, световые, речевые, художественные знаки, которые  создают художественный образ действительности, наполненной ценностями, которые  оповещают, предупреждают, регулируют, изменяют саму личность и мир вокруг. Задача педагогической науки и практики состоит в том, чтобы найти  пути наиболее широкой интеграции культурных ценностей в содержании образования, которые позволят создать среду  духовной жизни ребенка в образовательном  учреждении и обеспечить ребенку  личное время в им созданном социокультурном  пространстве.


Информация о работе Социокультурное понимание пространства и времени