Социокультурный контекст возникновения философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть вопросы социокультурного контекста возникновения философии.
Задачи:
- определить философию как особый способ постижения мира;
- выделить проблемы и критерии демаркации философского знания;
- перечислить проблемы философии;
- соотнести философию и науку, философию и религию;
- сделать обобщающие выводы.

Содержание работы

Введение
Философия как особый способ постижения мира
Проблема и критерии демаркации философского знания
Основные проблемы философии
Философия как мировоззрение
Соотношение философии и науки, философии и религии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

философия доп..docx

— 64.13 Кб (Скачать файл)

 

В современной философской  литературе формулируются такие  проблемы: Как дух соотносится  с материей? Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? Конечен  или бесконечен мир? В каком направлении  развивается Вселенная? Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? Что такое добро и зло? Что есть истина и заблуждение? В каком направлении, по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? и др.

Как и во всех частных  науках проблема в философии есть логическая форма познания. Проблема – это вопрос, являющийся органической частью познавательной поисковой ситуации, когда имеют место поиски новых явлений, процессов, структур. Проблемы бывают реальные и мнимые, вечные и преходящие, существенные и несущественные и т.д.

Что касается философских  проблем, то все они выражают и  представляют специфический предмет  философии, можно сказать, что они  его отражают и его спецификой обусловлены. Всеобщее в системе «мир – человек» составляющее предмет философского познания и является предметным основанием проблем философии. Проблемы философского мировоззрения охватывают весь мир в целом, жизнь человека в целом, отношение человека к миру в целом.

В процессе становления и  развития философии круг ее проблем  постоянно менялся, но, проблема бытия  всегда была и остается одной из центральных в философии. Это  утверждали известные философы XX века как зарубежные – М. Хайдеггер, так  и отечественные – В. Соловьев, Н. Бердяев, А. Лосев и др. Испанский  философ Ортега-и-Гассет писал, что вопрос о бытии – сущность философии, а пересмотр идеи бытия означает коренной пересмотр самой философии.

Термин «бытие» взят из повседневного греческого языка, в  котором слова «быть», «существовать», «находиться в наличности» близки по значению. Но, начиная с античности, философы использовали его для обозначения  не просто существования, а того, что  гарантирует существование человека и мира.

Проблема бытия – это  проблема поиска того, что «действительно имеется» как независимое от человека и человечества, что само ни в  чем не нуждается, но, в чем нуждается  мир и человек. Поэтому категория  «бытие» есть категория онтологическая. Онтология – философское учение о бытие как таковом, а не о  бытие тех или иных вещей и  явлений.

Отношение мышления к бытию  является основным вопросом философии  потому, что через отношение человека, его мышления, сознания, всей его  духовной, психической деятельности к окружающему миру осознается место  человека в мире, его предназначение, смысл его существования.

Бытие есть единство форм и  способов существования. Оно представляет собой особенное специфическое  существование, которое характеризуется  определенным набором свойств.

Формы бытия и соответствующие  им способы существования детерминированы  фундаментальной структурой мира. Прежде всего, выделяют материальное бытие  и идеальное бытие, которые являются самими общими родами бытия. Далее речь можно вести об объективном бытие, отличительным признаком которого выступает существование вне и независимо от сознания человека, и о субъективном, т.е. существование находится внутри сознания человека.

Таким образом, существуют три  концепции трактовок бытия: материалистическая, объективно-идеалистическая и субъективно-идеалистическая.

Суть первой, материалистической, концепции состоит в том, что  под бытием понимается объективная  реальность, способная воздействовать на наши органы чувств. Эта реальность существует вне и независимо от нашего сознания и ее бытие, т.е. способ существования, состоит в том, что она способна воздействовать на все, включая сознание человека.

В объективно-идеалистическом  понимании бытие предстает в  виде объективно существующей идеи. Так  согласно Гегелю, бытие – это  понятие, которое, является предельно  простым и потому абсолютно бессодержательным. Бытие равно небытию, так как  ни то, ни другое не обладает никакими свойствами.

В третьей концепции бытия  – субъективно-идеалистической  – бытие связывается с чувствами  и представлениями субъекта. Быть или существовать – это значит быть воспринимаемым. В рамках этой концепции бытие предполагает связь  только с нашими ощущениями и представлениями.

Отношение человека к миру многообразно. Это и отношения, в  которые вступает человек в своей  предметной, практической деятельности, осваивая и преобразуя природную  и социальную действительность, и  нравственное отношение к природе, обществу другим людям; эстетические, аксиологические (оценочные) и другие отношения. Все они являются предметом философского осмысления, и важное место среди них занимает познавательное отношение, или иными словами проблема познания. Она неразрывно связана с основным вопросом философии – проблемой мышления и бытия и составляет его вторую сторону.

Суть проблемы познания состоит  в уяснении вопросов: в состоянии  ли наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности.

Этот теоретико-познавательный, гносеологический вопрос делит философов  на агностиков, отрицающих возможность  достоверного познания мира, сущности явлений, и философов не сомневающихся в познавательных возможностях человека, в его способности раскрыть сущность вещей, открыть законы природы и общества, представить более или менее верную картину мира. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

В теории познания сложились  эмпирическое и рационалистическое направления. Сторонники эмпиризма  единственным источником знания считают  опыт, основанный на чувственном познании, недооценивая активную роль в познании теоретического мышления. Сторонники рационализма абсолютизируют роль абстрактного мышления, недооценивая значение чувственного познания, наблюдения опыта, эксперимента. Оба направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных  друг с другом сторон познавательной деятельности человека.

Существуют также течения, представители которых отстаивают идеи об ограничении познавательных возможностей человека, неспособности  человеческого разума постичь суть бытия. Рациональному познанию противопоставляется  познание сверхразумное – инстинкт, мистическая интуиция и тому подобные способы познания. Такие течения  включают различные школы иррациональной философии.

Отношение «мир – человек» теория познания рассматривает как  отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чувственного и рационального как двух сторон познавательного процесса, исследуя проблему истины и ее критерия, а  также другие гносеологические вопросы.

Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится  ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. В античной философии ответ на этот вопрос разделил философов на «неподвижных» и «текучих». Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического: он давал статичную картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического, а проблема диалектики выдвинулась на передний план.

Немаловажное значение в  философии имеет и обсуждение вопроса о сущности пространства и времени. В истории философии эта проблема в свою очередь распадается на три составляющие:

1)       каков  гносеологический статус этих  понятий? Являются ли они характеристиками  материального бытия, или характеризуют  устройство нашего сознания?

2)       каково  отношение пространства и времени  к субстанции?

3)       каковы  основные свойства пространства  и времени? 

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному: одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие считали их чисто субъективными  понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира.

Существуют две точки  зрения об отношении пространства и  времени к материи. Первая – субстанциальная  – пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Вторая – реляционная – ее сторонники понимают пространство и  время не как самостоятельные  сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными  объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считаются несуществующими.

Данная проблема в некоторой  мере была решена при создании теории относительности в начале XX века, которая была нацелена на раскрытие  диалектических связей в природе и заставила отказаться от субстанциальной концепции.

Кроме вышеперечисленных  можно выделит еще множество  проблем философии – антропологические, этические, эстетические и др. Все  проблемы философии являются всеобщными и вечными, – что не означает их принципиальной нерешаемости, они решаемы, но только для каждого этапа развития общества и науки и в той степени, в какой это возможно при том или ином уровне развития общества. К тому же для того чтобы решать философские проблемы, нужно прежде всего владеть философскими средствами и опираться на историю философской разработки проблемы, на обширные философские знания.

 

 

4. Философия как мировоззрение

 

Наши представления о  мире и месте человека в нем.  наши  знания,  убеждения, чувства, настроения,  надежды  существуют  как  более  или  менее  целостное понимание людьми мира  и  себя.  В  каждую  историческую  эпоху  люди  имеют определенное мировоззрение - предельно общие убеждения,  принципы  познания, идеалы, нормы жизнедеятельности,  то  есть  общие  черты  интеллектуального, эмоционального, духовного настроя той или иной эпохи. При  этом  в  реальной жизни мировоззрение формируется и  живет  в  сознании  отдельных  конкретных людей. И  каждый  человек  имеет  собственные,  не  во  всем  совпадающие  с другими, а иногда и сильно отличающиеся от них самые общие  представления  о мире и жизненные программы.

В мировоззрение входят знания  -  повседневные,  профессиональные,  научные. Чем солиднее запас знаний в ту  или  иную  эпоху  у  народа  или  отдельного человека,  тем  более  серьезную  опору   может   получить   соответствующее мировоззрение. Кроме знаний, в мировоззрение  входят  ценности  -  отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их интересами,  тем  или  иным пониманием смысла жизни. Это и  идеалы,  и  понятия  добра  и  зла,  понятия прекрасного и безобразного и т.д. В мировоззрение входят разум и чувства,  а также воля, убеждения.  Кроме  того,  в  мировоззрение  входит  и  сомнение.

Сомнение  -  обязательный  момент  самостоятельной,  осмысленной  позиции  в области мировоззрения.

Жизнь рождает  у  человека  сложную  гамму  чувств,  переживаний  :  чувства благоговения  и  восхищения  природой,  оптимистическую  любознательность  и желание  познать  мир  и  в  то   же   время   пессимистические   настроения неуверенности, беспомощности, одиночества,  беспросветной  горестной  тоски.

Душевный настрой человека зависит от многих  причин;  условия  жизни  людей, социальное положение, национальные особенности, тип  культуры,  темперамент, возраст, состояние здоровья - эти и многие другие факторы влияют на  каждого  из  нас по-разному.

Характерная особенность  мировоззрения состоит в  том.  что  оно  включает  в себя и взгляды, основанные на здравом смысле, повседневном опыте людей.  Это так называемая  «жизненная  философия»,  которая складывается  стихийно  и является массовым и  реально  работающим  сознанием.  «Жизненная  философия» проявляется в обыденных, массовых, повседневных формах,  включает  жизненный опыт, навыки, традиции, веру предшествующих  поколений,  «память  веков»,  а также ошибки, националистические предрассудки, иллюзии и  заблуждения  своей среды.

Итак, мировоззрение - система  взглядов на  мир  в  целом.  Это  совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих  самое  общее  видение,  понимание мира, места человека в нем и  вместе  с  тем  жизненные  принципы,  позиции, программы поведения.

Соотношение философии и  мировоззрения может быть схематично  представлено  в виде  двух  концентрических  кругов,  где  больший  круг  -Мировоззрение,  а входящий в него меньший круг – философия (рис.1).

 

 

Рисунок 1 – Соотношение  философии и мировоззрения

 

5. Соотношение философии и науки , философии и религии

 

История знает примеры  преобладания одних сфер культуры в  ущерб другим. Прежде всего, это касается взаимоотношений науки, философии и религии в Средние века и в Новое время. Так, средневековая наука находилась под властью религии, замедлившей развитие науки по меньшей мере на тысячелетие и предавшей забвению многие достижения античной науки. Вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место главного элемента в мировоззрении образованных людей (для неграмотного большинства ведущую роль по-прежнему играет религия). И лишь в XIX в. в связи с успехами естествознания наука стала претендовать на господствующее положение в культуре и мировоззрении человека и общества. Тогда же между наукой и философией разгорелся конфликт, продолжавшийся почти до наших дней. Суть его сводится к борьбе за право обладания истиной в последней инстанции. Наука, не осознавая своих границ, желала дать ответы на все вопросы, вести человечество к лучшему будущему. Обычно это будущее представлялось миром материального достатка и сытости, построенным на основе достижений науки и техники. На фоне низкого уровня жизни, присущего большинству людей еще в начале XX века, ущербность таких представлений о «дивном новом мире» оставалась непонятной не только большинству населения, привлеченному обещанием тех благ, которых оно никогда не имело, но и политикам, целеустремленно ведущим свои народы в мир высоких технологий, и даже некоторой части мыслителей (философов, писателей, художников), со всем пылом новообращенных пропагандирующих эти идеи. Лишь немногие философы и культурологи смогли в начале XX века понять, что этот путь ведет к катастрофе. Это стало ясно в середине нашего века, после создания ядерного оружия и надвигающейся экологической катастрофы.

Информация о работе Социокультурный контекст возникновения философии