Социокультурный контекст возникновения философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:24, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть вопросы социокультурного контекста возникновения философии.
Задачи:
- определить философию как особый способ постижения мира;
- выделить проблемы и критерии демаркации философского знания;
- перечислить проблемы философии;
- соотнести философию и науку, философию и религию;
- сделать обобщающие выводы.

Содержание работы

Введение
Философия как особый способ постижения мира
Проблема и критерии демаркации философского знания
Основные проблемы философии
Философия как мировоззрение
Соотношение философии и науки, философии и религии
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

философия доп..docx

— 64.13 Кб (Скачать файл)

Тем не менее, пережитки идеологии  сциентизма - веры в науку как  в единственную спасительную силу - сохраняются до сих Пор. Возникнув  в недрах просветительства, получив  развитие в философии позитивизма, во второй половине нашего столетия она  трансформировалась в тенденцию  к безграничному восхвалению  достижений естественных наук в противовес общественным и гуманитарным дисциплинам.

Именно это убеждение  привело к современному экологическому состоянию планеты, опасности термоядерной воины, но самое главное - к резкому  снижению этических и эстетических показателей культуры, все возрастающему  влиянию технократической психологии, стимулировавшей в современном  обществе настроения потребительства.

Такая роль сциентизма обусловлена  тем, что он, как мировоззренческая  установка, основывается на рациональном расчете, и там, где стоит определенная прагматическая цель, человек, исповедующий эту идеологию, будет стремиться к этой цели, не считаясь с какими-либо этическими препятствиями.

Отдельный человек чувствует  себя в таком сциентистском мире потерянным и бессильным. Наука научила  его сомневаться в духовных ценностях, окружила его материальным комфортом, приучила видеть во всем прежде всего рационально достигаемую цель. Естественно, что такой человек неизбежно становится холодным, расчетливым прагматиком, рассматривающим других людей лишь как средство для достижения своих целей. Он лишается той цели, ради которой человеку стоит жить, разрушается целостность его мировоззрения. Ведь с момента промышленной революции новое научное мышление начало разрушать функционирующую в течение тысячелетий религиозную картину мира, в которой человеку предлагалось универсальное и непоколебимое знание о том, как жить и каковы принципы, лежащие в основе миропорядка. При этом парадокс научного мышления заключается в том, что, разрушая наивно-целостное воззрение на мир, которое дается религией или религиозной философией, подвергая сомнению каждый постулат, принимавшийся ранее на веру, наука не дает взамен такого же целостного убедительного миропонимания, - все конкретные истины науки охватывают лишь достаточно узкий круг явлений. Наука научила человека сомневаться во всем и сразу же породила вокруг себя мировоззренческий дефицит, восполнить который она принципиально не в состоянии, ибо это - дело философии или религии.

Не вызывает сомнений, что  наука представляет собой огромное достижение человеческой культуры. Она  делает жизнь человека от поколения  к поколению более легкой, удобной, независимой, манит перспективой изобилия материальных и духовных благ. Но обожествленная наука - это совсем другое явление, порождающее  совершенно противоположные результаты. Объективно, наука - это только одна из сфер культуры человека, имеющая  свою специфику и свои задачи, и  не следует пытаться это положение  менять. Наука сама по себе не может  считаться высшей ценностью человеческой цивилизации, она - только средство в  решении различных проблем человеческого  существования. В нормальном гармоничном обществе должно одновременно находиться место и для науки, и для искусства, и для философии, и для религии, и для всех других частей человеческой культуры.

Таким образом, исходя из вышеизложенных представлений о сущности и роли науки в культуре и обществе, мы можем дать ее более точное определение. Наука - это часть культуры, представляющая собой совокупность объективных  знаний о бытии. Содержательно это  понятие включает в себя также  процесс получения этих знаний и  различные формы и механизмы их применения в практической жизни людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Уже Аристотель, подчеркивал, что от философии не нужно ждать практической пользы, т.е. решения частных прикладных задач. Потому что философия - это не тактика, а стратегия человеческой жизни, она есть удел свободного человека. Она нужна только такому обществу, в котором ценят свободу, в котором люди осознанно берут на себя груз ответственности за свой выбор, за свои решения.

Философии не могло быть в древнейшем (первобытном) обществе с его родоплеменной организацией. В нем каждый поступок, каждый шаг  члена рода или племени был  определен и отмерен, и все  находились под строгим и неусыпным  контролем вождей, жрецов, старейшин. Долгие века и тысячелетия отчаянной  борьбы за жизнь закрепили в социальной памяти коллектива оптимальные стандарты  поведения. Внешне это проявлялось  в ритуалах, а в сознании —  в форме мифа — первой, исторической форме социального регулятива.

По сравнению с мифом  религия — более сложное и  развитое сознание, отвечающее более  высокой, более зрелой ступени общественной организации, когда высшим судьей для  себя люди признают не человеческий, а  сверхчеловеческий разум, сверхприродную реальность — Бога, который в глазах верующих и есть абсолютное, вечное Добро, абсолютное воплощение Нравственности. Религия — вторая (после мифа) историческая форма социального регулятива. Она еще не есть свобода, но есть мечта, греза о ней.

Сегодня место и роль философии в жизни человека и общества определяются ее антидогматическим, антиавторитарным триггером. Дух подлинной философии — критика. Критический (а не апологетический) дух философии не вызывал к ней большой любви и сочувствия со стороны власти, по отношении) к которой философское «вольнодумство» чаще было не в согласии, а в оппозиции. Но без такой критики, без продвижений героических энтузиастов — философов — ни о каком разуме на Земле не могло бы, и быть речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Бессанов Б.Н. Смысл жизни личности // Смысл жизни личности. М., 1992. С. 8-55.

2. Введение в философию:  Учеб. для вузов: В 2-х ч. / И.Т. Фролов и др. М,, 1989. Ч. 2. Гл. XVII. С. 550-584.

3. Делокаров К.Х. Мировоззренческое содержание поиска смысла жизни // Смысл жизни личности. М., 1992. С. 55-67.

4. Ермакова Е.Е. Философия.  М., 1999. Гл. IV. С. 188-195.

5. Культурное пространство  формирования специалиста: Материалы  межре гион, научн.-метод. конф. Новосибирск., 1993. 210 с.

6. Мир философии: Книга  для чтения: В 2-х ч.  / Сост. П.С.  Гуревич, В.И. Столяров. М., 1991. Ч. 2. Разд. 7. С. 307-311.

7. Раоугин НА. Философия: Курс лекций. М., 1996. Тема 12. С. 216-221.


Информация о работе Социокультурный контекст возникновения философии