Софисты и софистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:50, контрольная работа

Описание работы

Софизм (от греческого sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

Содержание работы

I. Предисловие…………………………………………………………2стр.
II. Предпосылки возникновения софистов………………………..…2стр.
III. Происхождение софистов………………………………………..3 – 4 стр.
IV. Суть деятельности софистов……………………………………..4– 6стр.
V. Два исторических периода софистики…………………………..6– 8стр.
VI. Значение деятельности софистов…………………………………….9 стр.
VII. Библиографический список…………………………………………10стр.

Файлы: 1 файл

Государственное образовательное учреждение.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Северо-Западный Институт Печати

Санкт-Петербургского Государственного Университета

Технологии  и Дизайна 
 
 

Факультет Полиграфических технологий и оборудования

Специальность

Форма обучения заочная                 Кафедра

                     Экономики и управления

                     на  предприятии (полиграфия) 
                 
                 
                 
                 
                 

Контрольная работа

по дисциплине «Философия» 

Вариант № 5 (Софисты и Софистика.) 
 
 

Студент гр. Эз-4 _________                                     ___Бугаева Н.Н.

                                 (подпись)                                                                                 (Ф.И.О.) 
 

                                                                                                                                                                                             

Руководитель      _________                                                     Акимова Д.В.

                                              (подпись)                                                                                        (Ф.И.О.)

   

Дата защиты работы  ___________ 
 

Оценка __________________________________________________________ 
 

Санкт-Петербург 

2012 г. 
 

ПЛАН

 

  1. Предисловие…………………………………………………………2стр.
  2. Предпосылки возникновения софистов………………………..…2стр.
  3. Происхождение софистов………………………………………..3 – 4 стр.
  4. Суть деятельности софистов……………………………………..46стр.
  5. Два исторических периода софистики…………………………..68стр.
  6. Значение деятельности софистов…………………………………….9 стр.
  7. Библиографический список…………………………………………10стр.
    1. Предисловие.

Софизм (от греческого sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.

Каков бы ни был софизм, он обязательно  содержит одну или несколько замаскированных  ошибок.

Особенно  часто в софизмах выполняют "запрещенные" действия или не учитываются условия  применимости теорем, формул и правил.

Софисты - (от греческий sophistes - искусник, мудрец, лжемудрец), в Др. Греции люди, сведущие в какой-нибудь области:1) профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. 5 - 1-й пол. 4 вв. до новое, ново- э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и другие ). Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи").

Софистами называли группу древнегреческих философов IV-V вв. до н.э., достигших большого искусства в логике.

II. Предпосылки возникновения  софистов.

В IV - V в. до н.э. падение нравов в древнегреческом  обществе было продолжением множества факторов социальной и политической жизни греков. Главными из таких факторов были: распространение в Афинах законотворческой практики, приведшей к противоречию законов писаных и не писаных, к спорам о гражданской доблести, добродетели, еще один из важных факторов – бесконечные войны, которые приводили к

http://www.mosslov.ru 

столкновению  греков не только с врагами, но и  со своими согражданами; росла масса праздных граждан, требовавших от государства «хлеба и зрелищ»; росло число рабов, что само собой не делало политику полиса демократической.

В этот период в Древней Греции появляются так называемые учителя красноречия, которые целью своей деятельности считали и называли приобретение и распространение мудрости, вследствие чего они именовали себя софистами.  

III. Происхождение софистов.

География мест, откуда происходят софисты, очень  разнообразна. Города редко повторяются, но в основном, это города областей Малой Азии: Карии, Киликии, Мисии, Каппадокии, Памфилии и т.д. Однако, чтобы стать софистом, нужно было учиться в известных софистических центрах. Здесь вне конкуренции оказываются Афины, Смирна и Эфес. Завершив обучение, софисты редко возвращались в свой родной город, а избирали местом преподавания один из этих известных центров.

Софисты – это первые в мировой истории  платные учителя мудрости, древнегреческие  педагоги-просветители. Имущественное положение софистов было достаточно высоким. Согласно тексту сочинения Флавия Филострата «Жизнеописания софистов» часть софистов унаследовали довольно большое состояние, как Александр Пелоплатон и Руф из Перинфа. Далее Филострат говорит о большой сумме денег, которую привез с собой в Афины из Египта Прокл, о богатстве Дамиана, о приличном состоянии Гермократа, о богатстве Полемона. Однако, вне конкуренции находится, конечно же, Герод Аттик, унаследовавший от отца огромное состояние и приумноживший его настолько, что мог соперничать с императорской казной.

Однако, как правило, софист не просто был  богат. Филострат пишет о Полемоне, что он не просто богат, у него лучший в Смирне дом, огромная свита, серебряная упряжь и тому подобное, ему важно красиво показать свое богатство. Другой софист , Адриан, преподававший риторику в Афинах, ведет себя подобным же образом: "Он исполнял обязанности кафедры в Афинах с большим великолепием, носил очень дорогую одежду, украшал себя дорогими геммами, и ездил на лекции в экипаже с серебряной уздечкой". Свое богатство демонстрировал и Дамиан из Эфеса.

Кроме наследственного состояния, источником богатства софистов была их профессиональная деятельность. Здесь, конечно, важна не только плата, которую вносили

http://oldforum.glazov.net 

обычные ученики софиста. Она была не настолько высока, чтобы составить огромное состояние. Стоимость лекций зависела от многих факторов. Софисты, о богатстве которых мы хорошо знаем, и для которых лекции не были источником дохода, легко могли от него отказаться. Скопелиан снижал плату несостоятельным ученикам, а Дамиан учил некоторых бесплатно. Однако, была и обратная тенденция. Если слушатели были богаты, то они могли платить довольно значительные суммы за каждую лекцию. Самой большой суммой Герод расплатился с Полемоном, 250 тыс. драхм. Однако, это все же экстраординарный случай. Это, в сущности, и не плата за лекцию, а демонстрация, жест для публики.

Лучший  способ для софиста показать свое богатство - оказать своему городу какие-либо благодеяния. В основном, это строительная деятельность. Филострат сообщает о строительстве Никета, Антиоха из Эг, Гераклида Ликийского, Дамиана Эфесского и, конечно, Герода Аттика. Однако в этом перечне мы встречаем все те же имена Герода Аттика, Дамиана Эфесского, и некоторые другие. Их не так много. Вовсе не все софисты были способны в такой степени тратить собственные средства на нужды города. Показателен случай с Лоллианом Эфесским, который отвечал в Афинах за снабжение хлебом, и когда в государственной казне не оказалось денег, чтобы расплатиться за привезенный из Фессалии хлеб, он собрал нужную сумму со своих учеников, а затем вернул им эти деньги, понизив плату за занятия. Такой маневр говорит скорее о его популярности, чем о богатстве.

IV. Суть деятельности  софистов.

Наиболее  известна деятельность старших софистов, к которым относят Протагора из Абдеры, Горгия из Леонтип, Гиппия из Элиды и Продика из Кеоса.

Так, Гиппий и Продик приобрели себе славу  искусных дипломатов, а Горгий был  главой посольства и славился яркими речами, обращёнными к народному  собранию. Софисты имели большой успех у широких слоёв населения – у них было множество поклонников, всегда готовых слушать их речи с не ослабляемым интересом. Например, Платон в своём диалоге "Протагор" говорит о том, что прибытие Протагора в Афины произвело настоящую сенсацию: к нему толпами стекались знатные люди, которых он" завораживал" своими речами. Но в собственном смысле учеными софисты не были. Умение, которое должно было быть достигнуто с их помощью, заключалось в том, что человек научался иметь в виду многообразные точки зрения.

http://www.wikiznanie.ru 

Таким образом, в связи со всем вышесказанным  можно отметить, что  
софистика чрезвычайно близка риторике. И софистика, и риторика возникают в Греции в период расцвета демократии, когда спорные вопросы из области физической борьбы переносятся на арену красноречия. Однако здесь возникает парадокс: хотя софистика была порождена демократией, она в то же время подрывала один из фундаментальных принципов последней – принцип равенства. Таким образом, софистика оказалась трудно совместимой с демократией и, соответственно, с желаниями "демоса" – народа, что, возможно, стало одной из определяющих причин того, что она не смогла устойчиво закрепиться в существовавшем в то время обществе.  
Риторика была главным предметом преподавания софистов и имела в основном практическое применение, ориентируясь на судебное делопроизводство. В то время начинают составляться руководства по красноречию, как судебному, так и политическому и художественному.

Но суть деятельности софистов много шире для  нас, чем простое обучение искусству  красноречия. Они несомненно явили  собой греческое просвещение, образовывая  народ, и в то же время давая  ему «духовную культуру вообще»: стремились способствовать достижению нравственности, присутствия духа, любви к порядку, способности ума ориентироваться во всяком деле. Софисты вели активную политическую деятельность. Греческие города часто поручали даровитым и разносторонне образованным софистам вести свои иностранные дела.

Они занимались математикой (например, Антифонт или  Протагор), поэзией, музыкой, астрономией  и т. д. Весьма знаменательно, что, опираясь на свое убеждение о важности речи, они способствовали формированию тогдашнего языкознания. Протагор, например, первым начал определять род имен существительных, разделил речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и предписание... и назвал их корнями речи. Продик был известен своими рассуждениями о синонимах.

Важно отметить, что софисты первыми  обратились к проблеме человека через его самоопределение и самопознание. Эти мыслители одними из первых опустили философию «с небес на землю» в том смысле, что вся дальнейшая история европейской культуры будет развиваться от века софистов как от отправной своей точки. Было положено начало антропоцентрическому пониманию культуры (Антропоцентризм(от греч.άνθροπος — человек и лат. centrum центр) — философское учение, согласно

http://iph.ras.ru 

которому  человек есть центр Вселенной  и цель всех совершающихся в мире событий).

Добродетель у софистов означает достоинство, добротность, совершенную организацию чего-либо. Они считали, что согласовать  между собой писаные и не писаные  законы в конечном итоге может  только личность, которая должна сама обнаружить и сама развить в себе добродетель и осознать собственную уникальность.

Софисты считали, что гражданские установления, часто насилуют человека, и он вынужден вести себя вопреки естественным свойствам. Поэтому они стремились перевести жизнь обычного грека в царство самосознания, что выразил Протагор, сказав о человеке как универсальном мериле себя и всего окружающего. Мысль, что человек есть мера всех вещей, остается одной из самых глубоких в истории духовной культуры.

Софисты пропагандировали не только научимость этой добродетели, другой стороной их деятельности был скептицизм. Они учили сомневаться, считая при этом, что «для мышления опасны не абсурды, а страхи перед ними». Эти мыслители показали, что суть образования состоит не в том, чтобы накапливать знания, а в том, чтобы вырабатывать свою позицию по отношению к ним.

Рассматривая  роль софистов в общественной жизни  Древней Греции, нельзя не сказать  об одном очень важном обстоятельстве, а именно о том, что явились  по сути первыми представителями  интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества. Софистов, также как и их противника Сократа, можно назвать деятелями древнегреческого Просвещения, программой которого является свобода в религии и морали, политике и науке, искусстве и культуре, провозглашаемая от имени разума.  
Безусловно, софистика не появилась спонтанно; в связи с этим необходимо отметить, что интерес к "разуму" характерен вообще для духа философии того времени: наблюдается тенденция некоторого отхода от натурфилософии и обращения к человеку на основе древнего принципа "Познай самого себя".  
Таким образом, становится очевидным, что корни  
софистики кроются большей частью именно в общественной обстановке того времени. Однако, кроме связи истоков софистики с общественно-политическим развитием страны, нельзя не сказать о, несомненно, возникавших в процессе эволюции философских учений зачатках некоторых её составляющих. Например, уже Гегель видел в Анаксагоре  
предшественника софистов, поскольку этот "древний" философ, в отличие от своих

Информация о работе Софисты и софистика