Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:50, контрольная работа
Софизм (от греческого sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.
I. Предисловие…………………………………………………………2стр.
II. Предпосылки возникновения софистов………………………..…2стр.
III. Происхождение софистов………………………………………..3 – 4 стр.
IV. Суть деятельности софистов……………………………………..4– 6стр.
V. Два исторических периода софистики…………………………..6– 8стр.
VI. Значение деятельности софистов…………………………………….9 стр.
VII. Библиографический список…………………………………………10стр.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Северо-Западный Институт Печати
Санкт-Петербургского Государственного Университета
Технологии
и Дизайна
Факультет Полиграфических технологий и оборудования
Специальность
Форма обучения заочная Кафедра
Экономики и управления
на
предприятии (полиграфия)
Контрольная работа
по дисциплине
«Философия»
Вариант
№ 5 (Софисты и Софистика.)
Студент
гр. Эз-4 _________
(подпись)
Руководитель
_________
(подпись)
Дата защиты
работы ___________
Оценка ______________________________
Санкт-Петербург
2012 г.
ПЛАН
Софизм (от греческого sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.
Каков бы ни был софизм, он обязательно содержит одну или несколько замаскированных ошибок.
Особенно часто в софизмах выполняют "запрещенные" действия или не учитываются условия применимости теорем, формул и правил.
Софисты - (от греческий sophistes - искусник, мудрец, лжемудрец), в Др. Греции люди, сведущие в какой-нибудь области:1) профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. 5 - 1-й пол. 4 вв. до новое, ново- э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и другие ). Для софитов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека "без предрассудков" в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория "убедительной речи").
Софистами называли группу древнегреческих философов IV-V вв. до н.э., достигших большого искусства в логике.
II. Предпосылки возникновения софистов.
В IV - V в. до н.э. падение нравов в древнегреческом обществе было продолжением множества факторов социальной и политической жизни греков. Главными из таких факторов были: распространение в Афинах законотворческой практики, приведшей к противоречию законов писаных и не писаных, к спорам о гражданской доблести, добродетели, еще один из важных факторов – бесконечные войны, которые приводили к
http://www.mosslov.ru
столкновению греков не только с врагами, но и со своими согражданами; росла масса праздных граждан, требовавших от государства «хлеба и зрелищ»; росло число рабов, что само собой не делало политику полиса демократической.
В этот
период в Древней Греции появляются
так называемые учителя красноречия,
которые целью своей
III. Происхождение софистов.
География мест, откуда происходят софисты, очень разнообразна. Города редко повторяются, но в основном, это города областей Малой Азии: Карии, Киликии, Мисии, Каппадокии, Памфилии и т.д. Однако, чтобы стать софистом, нужно было учиться в известных софистических центрах. Здесь вне конкуренции оказываются Афины, Смирна и Эфес. Завершив обучение, софисты редко возвращались в свой родной город, а избирали местом преподавания один из этих известных центров.
Софисты – это первые в мировой истории платные учителя мудрости, древнегреческие педагоги-просветители. Имущественное положение софистов было достаточно высоким. Согласно тексту сочинения Флавия Филострата «Жизнеописания софистов» часть софистов унаследовали довольно большое состояние, как Александр Пелоплатон и Руф из Перинфа. Далее Филострат говорит о большой сумме денег, которую привез с собой в Афины из Египта Прокл, о богатстве Дамиана, о приличном состоянии Гермократа, о богатстве Полемона. Однако, вне конкуренции находится, конечно же, Герод Аттик, унаследовавший от отца огромное состояние и приумноживший его настолько, что мог соперничать с императорской казной.
Однако, как правило, софист не просто был богат. Филострат пишет о Полемоне, что он не просто богат, у него лучший в Смирне дом, огромная свита, серебряная упряжь и тому подобное, ему важно красиво показать свое богатство. Другой софист , Адриан, преподававший риторику в Афинах, ведет себя подобным же образом: "Он исполнял обязанности кафедры в Афинах с большим великолепием, носил очень дорогую одежду, украшал себя дорогими геммами, и ездил на лекции в экипаже с серебряной уздечкой". Свое богатство демонстрировал и Дамиан из Эфеса.
Кроме наследственного состояния, источником богатства софистов была их профессиональная деятельность. Здесь, конечно, важна не только плата, которую вносили
http://oldforum.glazov.net
обычные ученики софиста. Она была не настолько высока, чтобы составить огромное состояние. Стоимость лекций зависела от многих факторов. Софисты, о богатстве которых мы хорошо знаем, и для которых лекции не были источником дохода, легко могли от него отказаться. Скопелиан снижал плату несостоятельным ученикам, а Дамиан учил некоторых бесплатно. Однако, была и обратная тенденция. Если слушатели были богаты, то они могли платить довольно значительные суммы за каждую лекцию. Самой большой суммой Герод расплатился с Полемоном, 250 тыс. драхм. Однако, это все же экстраординарный случай. Это, в сущности, и не плата за лекцию, а демонстрация, жест для публики.
Лучший способ для софиста показать свое богатство - оказать своему городу какие-либо благодеяния. В основном, это строительная деятельность. Филострат сообщает о строительстве Никета, Антиоха из Эг, Гераклида Ликийского, Дамиана Эфесского и, конечно, Герода Аттика. Однако в этом перечне мы встречаем все те же имена Герода Аттика, Дамиана Эфесского, и некоторые другие. Их не так много. Вовсе не все софисты были способны в такой степени тратить собственные средства на нужды города. Показателен случай с Лоллианом Эфесским, который отвечал в Афинах за снабжение хлебом, и когда в государственной казне не оказалось денег, чтобы расплатиться за привезенный из Фессалии хлеб, он собрал нужную сумму со своих учеников, а затем вернул им эти деньги, понизив плату за занятия. Такой маневр говорит скорее о его популярности, чем о богатстве.
IV. Суть деятельности софистов.
Наиболее известна деятельность старших софистов, к которым относят Протагора из Абдеры, Горгия из Леонтип, Гиппия из Элиды и Продика из Кеоса.
Так, Гиппий и Продик приобрели себе славу искусных дипломатов, а Горгий был главой посольства и славился яркими речами, обращёнными к народному собранию. Софисты имели большой успех у широких слоёв населения – у них было множество поклонников, всегда готовых слушать их речи с не ослабляемым интересом. Например, Платон в своём диалоге "Протагор" говорит о том, что прибытие Протагора в Афины произвело настоящую сенсацию: к нему толпами стекались знатные люди, которых он" завораживал" своими речами. Но в собственном смысле учеными софисты не были. Умение, которое должно было быть достигнуто с их помощью, заключалось в том, что человек научался иметь в виду многообразные точки зрения.
http://www.wikiznanie.ru
Таким
образом, в связи со всем вышесказанным
можно отметить, что
софистика чрезвычайно близка риторике.
И софистика, и риторика возникают в Греции
в период расцвета демократии, когда спорные
вопросы из области физической борьбы
переносятся на арену красноречия. Однако
здесь возникает парадокс: хотя софистика
была порождена демократией, она в то же
время подрывала один из фундаментальных
принципов последней – принцип равенства.
Таким образом, софистика оказалась трудно
совместимой с демократией и, соответственно,
с желаниями "демоса" – народа, что,
возможно, стало одной из определяющих
причин того, что она не смогла устойчиво
закрепиться в существовавшем в то время
обществе.
Риторика была главным предметом преподавания
софистов и имела в основном практическое
применение, ориентируясь на судебное
делопроизводство. В то время начинают
составляться руководства по красноречию,
как судебному, так и политическому и художественному.
Но суть деятельности софистов много шире для нас, чем простое обучение искусству красноречия. Они несомненно явили собой греческое просвещение, образовывая народ, и в то же время давая ему «духовную культуру вообще»: стремились способствовать достижению нравственности, присутствия духа, любви к порядку, способности ума ориентироваться во всяком деле. Софисты вели активную политическую деятельность. Греческие города часто поручали даровитым и разносторонне образованным софистам вести свои иностранные дела.
Они занимались математикой (например, Антифонт или Протагор), поэзией, музыкой, астрономией и т. д. Весьма знаменательно, что, опираясь на свое убеждение о важности речи, они способствовали формированию тогдашнего языкознания. Протагор, например, первым начал определять род имен существительных, разделил речь на четыре вида: просьбу, вопрос, ответ и предписание... и назвал их корнями речи. Продик был известен своими рассуждениями о синонимах.
Важно отметить, что софисты первыми обратились к проблеме человека через его самоопределение и самопознание. Эти мыслители одними из первых опустили философию «с небес на землю» в том смысле, что вся дальнейшая история европейской культуры будет развиваться от века софистов как от отправной своей точки. Было положено начало антропоцентрическому пониманию культуры (Антропоцентризм(от греч.άνθροπος — человек и лат. centrum— центр) — философское учение, согласно
http://iph.ras.ru
которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий).
Добродетель
у софистов означает достоинство, добротность,
совершенную организацию чего-
Софисты считали, что гражданские установления, часто насилуют человека, и он вынужден вести себя вопреки естественным свойствам. Поэтому они стремились перевести жизнь обычного грека в царство самосознания, что выразил Протагор, сказав о человеке как универсальном мериле себя и всего окружающего. Мысль, что человек есть мера всех вещей, остается одной из самых глубоких в истории духовной культуры.
Софисты пропагандировали не только научимость этой добродетели, другой стороной их деятельности был скептицизм. Они учили сомневаться, считая при этом, что «для мышления опасны не абсурды, а страхи перед ними». Эти мыслители показали, что суть образования состоит не в том, чтобы накапливать знания, а в том, чтобы вырабатывать свою позицию по отношению к ним.
Рассматривая
роль софистов в общественной жизни
Древней Греции, нельзя не сказать
об одном очень важном обстоятельстве,
а именно о том, что явились
по сути первыми представителями
интеллигенции не только в своей стране,
но и в истории человечества. Софистов,
также как и их противника Сократа, можно
назвать деятелями древнегреческого Просвещения,
программой которого является свобода
в религии и морали, политике и науке, искусстве
и культуре, провозглашаемая от имени
разума.
Безусловно, софистика не появилась спонтанно;
в связи с этим необходимо отметить, что
интерес к "разуму" характерен вообще
для духа философии того времени: наблюдается
тенденция некоторого отхода от натурфилософии
и обращения к человеку на основе древнего
принципа "Познай самого себя".
Таким образом, становится очевидным,
что корни
софистики кроются большей частью именно
в общественной обстановке того времени.
Однако, кроме связи истоков софистики
с общественно-политическим развитием
страны, нельзя не сказать о, несомненно,
возникавших в процессе эволюции философских
учений зачатках некоторых её составляющих.
Например, уже Гегель видел в Анаксагоре
предшественника софистов, поскольку
этот "древний" философ, в отличие
от своих