Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:50, контрольная работа
Софизм (от греческого sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.
I. Предисловие…………………………………………………………2стр.
II. Предпосылки возникновения софистов………………………..…2стр.
III. Происхождение софистов………………………………………..3 – 4 стр.
IV. Суть деятельности софистов……………………………………..4– 6стр.
V. Два исторических периода софистики…………………………..6– 8стр.
VI. Значение деятельности софистов…………………………………….9 стр.
VII. Библиографический список…………………………………………10стр.
http://www.hrono.ru
предшественников,
выдвигал в качестве первовещества
"разум",
ставший
впоследствии символом эпохи просвещения.
Однако, не смотря на
приведённое обстоятельство, Анаксагор
остаётся материалистом, поскольку "разум"
в его понимании материален.
Софисты
были выразителями современных черт
в идеологии и ментальности Древней
Греции эпохи ее наивысшего расцвета.
По типу социума Древние Афины
эпохи Перикла были схожи с
Флоренцией эпохи Возрождения, поэтому
во Флоренции тоже существовал культ ораторского
искусства. Эти города имели очень много
общих социальных черт с современным капиталистическим
обществом, что связано с их ролью главных
торгово-промышленных центров своих "миров-экономик".
Изменением значения слова история обязана
противникам софистов, среди которых наиболее
известными являются Сократ, его ученики
Ксенофонт и Платон, а также Аристофан,
высмеивавший софистику в своих комедиях.
Появление подобных врагов софистики
было связано, прежде всего, с тем, что
духу античности было чуждо использование
"мудрости" в качестве
средства к существованию. Так, Сократ
считал, что философ, преподающий
бесплатно, волен беседовать с кем угодно,
тогда как тот, кто берёт деньги за уроки,
становится, в определённом смысле, рабом
своего ученика. Сами софисты не придавали
большого значения подобного рода доводам.
Чтобы привлечь к себе учеников, они активно
использовали разного рода рекламу, например,
по словам Исократа, обещали приблизить
своих учеников к богам.
Кроме того, некоторые софисты, например
Гиппий и Горгий, одевались в пурпурные
одежды, что также делалось для того, чтобы
привлечь к себе
внимание.
Проблематика и взгляды софистов – единая энциклопедическая система, нацеленная на преподавание общей мудрости, добродетели, менеджмента и ораторского искусства. Наиболее близкий социальный аналог софистики – деятельность Дейла Карнеги. Софисты были первыми в истории представителями современной интеллигенции – продавцами знаний как товара. Они привнесли новый тип социальных отношений между обучающим
http://www.hrono.ru
и обучаемым – равноправное взаимовыгодное общение. Они обучали самостоятельно
мыслить
и убеждать других людей, что неразрывно
связано с утверждением демократии
в передовых полисах Греции.
Софисты впервые провозгласили принцип
природного равенства всех людей. Они
выдвинули концепцию естественного права
и общественного договора, заложили основы
современной
теории права. Софисты также заложили
основы научной филологии, психологии,
логики, выдвинули научные концепции происхождения
религии. Их личности воплощали определенный
позитивный идеал их эпохи.
V. Два исторических периода софистики.
Софистика, как показывает научное исследование этого течения,– явление далеко не однозначное. Хотя этот термин вошёл в обиход в значении искусно вводящего в заблуждение рассуждения, само по себе слово"софист" означало просто "мудрец" и до середины IV века не имело никакого одиозного оттенка. Расцвет софистики приходится на вторую половину V – первую треть IV веков до н.э. Это время совпадает с эпохой наивысшего расцвета древнегреческой цивилизации в целом – эпохой "греческого чуда". В эпоху эллинизма в греческих городах возрождаются отношения Старого Порядка, основанные на господстве получателей феодальной ренты с земледельцев. Социальный упадок привел и к упадку софистики.
Софистика
представляет собой вершину развития
древнегреческой философии. Они
занимают "вершинное" место и
по степени оригинальности своих
идей. Это связано с общей тягой к новаторству
в "золотой век Перикла", обусловленной
утверждением современной индивидуалистической
и рационалистической ментальности. В
частности, софисты уделяли особое внимание
этическим проблемам, они впервые обосновали
идеи гуманизма, трудовой этики и Просвещения
как основного условия человеческой свободы.
Они создали жанр философского диалога
и рационалистическую научную гносеологию,
последовательно противостояли всякому
суеверию. Наибольшее культурное достижение
античности – диалектический метод, разработанный
софистами. Зенон Элейский также был одним
из софистов. Весьма близок был к софистике
и Демокрит.
Сократ в глазах современников был скорее
карикатурой на настоящих софистов –
это видно из комедии Аристофана "Облака".
Тем не менее его вполне можно считать
тоже софистом, только с личными странностями.
Последующая популярность Сократа
http://society.polbu.ru
обусловлена
не его личным вкладом в развитие
каких-либо философских идей, а тем,
что он был первым в истории
философом, казненным по приговору
суда. И если в истории философии
прочно закрепилось деление древнегреческих
философов на досократиков и сократические
школы, то водоразделом между ними служит
не столько сама личность Сократа, сколько
софистика в целом.
Платон также принадлежал к софистической
традиции, за исключением самого позднего
этапа его творчества. В частности, есть
серьезные основания полагать, что он
тоже брал плату с учеников. В своих диалогах
Платон равно отстаивает и опровергает
все точки зрения, так что единая философская
система у него отсутствует. "Идеализм"
Платона – просто одна из приводимых им
точек зрения. Его идеал философии – благородный
спор мудрецов. Лишь в конце жизни Платон
предал идеалы софистики и стал первым
в истории идеологом тоталитаризма.
Софистика – это и есть древнегреческая
классика. Затем развитие философии, как
и всей греческой цивилизации, стало клониться
к упадку. Эллинистическо-римская философия
вообще не создала ничего нового на протяжении
500 лет. В целом развитие античной философии
можно разделить на шесть периодов: финикийский
(IX–VII вв. до н. э.), архаический (VI – первая
пол. V вв. до н. э.), классический (эпоха
софистики – вторая пол.V – первая треть
IV вв. до н.э.), греческого декаданса (вторая
треть IV – первая треть III вв. до н. э.), эллинистическо-римский
(вторая треть III в. до н. э. – первая треть
III в. н. э.), позднеантичный (вторая треть
III – первая треть VI вв. до н. э.).
Общее отторжение софистики в Афинах в
начале IV в. до н.э. было связано с последствиями
социальной катастрофы – поражения в
Пелопоннесской войне. С тех пор и по сей
день основная часть критики софистики
– это критика не по существу, критика
не философских взглядов, а якобы аморальности
образа жизни и личности софистов. Так,
Аристотель критикует их прежде всего
за стремление к практической пользе и
выгоде. Впрочем, сам он учил своих учеников
тому же и даже призывал "уметь доказывать
противоположное". Именно Аристотель
обобщил вековой опыт софистики.
Историю
софистики принято делить на два
периода, первый из которых связан с
деятельностью "старших софистов",
а второй – "младших". К "старшим
софистам" относятся Протагор
из Абдер, Горгий из Леонтин,
Гиппий из Элеи, Продик с Кеоса, а также
Антифонт. "Младшие
софисты" – это Критий,
http://www.filosofium.ru
Калликл, Фразимах, ученики Горгия Алкидам, Ликофрон и Пол.
Софисты не представляли собой единой группы ни по социально-политической ориентации (например, Протагор тяготел к рабовладельческой демократии, а Критий был врагом демократии), ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии (Протагор опирался на идеи Гераклита, Горгийи Антифонт – на идеи элейской школы), ни по их собственным философским идеям. Между самими софистами, а также между ними и их противниками шли горячие споры, и в качестве предметов этих споров чаще всегов ыступали две проблемы: с одной стороны, "природа" и "искусство" в человеческом обществе, с другой, – человек и познание.
Непосредственно
касающимся общества является и вопрос
языка, который имеет очень важное
значение, поскольку, как отмечалось выше,
искуство красноречия было неизменным
атрибутом софистики. Софисты расценивали происхождение
языка как чисто искусственное явление,
и в качестве свидетельств этого они приводили
синонимию (обозначение одной вещи разными
словами) и омонимию (обозначение разных
вещей одним словом).
Законы с точки
зрения софистов тоже явление полностью
искусственное, и поэтому их положения
далеки от истины. Однако здесь мы видим
некоторое несовпадение взглядов
софистов относительно того, что представляют
собой законы. Протагор считал, что мнение
города, выраженное в законе, есть истина.
Антифонт, живший уже во время кризиса
демократии, видел критерий истины в "природе"
и "естественных"
интересах человека; по его мнению "человек
будет извлекать для себя больше всего
пользы, если в присутствии свидетелей
он станет соблюдать законы, высоко их
чтя, оставаясь же без свидетелей, будет следовать
законам природы". Гиппий провозгласил,
что все люди "по природе" – "родственники",
"сограждане", а закон, "властвуя
над людьми, принуждает ко многому, что
противно природе". По мнению Калликла,
законы устанавливаются слабыми, которых
большинство и которые, стараясь запугать
более сильных, утверждают, что быть выше
остальных постыдно и несправедливо. Фразимах
считал, что
во всех государствах справедливостью
считается то, что пригодно существующей
власти. Стоит отметить, что подобная диалектика
общественной жизни послужила основанием
для
http://www.portal-student.ru
релятивистских
идей софистов,
то есть провозглашения относительности
всякого знания.
Что касается религии, то происхождение
богов определялось софистами как искусственное,
поскольку, как говорил Протагор, мы ничего
не можем
знать о богах.
Второй глобальной проблемой, занимавшей
умы софистов, была проблема "человек
и познание", в процессе решения которой
они приходят
к релятивизму, то есть признанию того,
что всё в мире относительно. Протагор
первый заявил, что "о всяком предмете
можно сказать двояко и противоположным
образом", и он же выдвинул знаменитый тезис: "Человек
есть мера всех вещей, существующих что
они существуют, не существующих что они
не существуют", на основании которого
был сформулирован критерий: "Мнение
человека есть
мера истины". Протагор, однако, переводит
данную проблему в практическую сферу:
все ощущения и основанные на них мнения истинны,
только "одно лучше другого, но ничуть
не истеннее". В итоге мысль Протагора
об относительности человеческих понятий
сводится к тезису: "всё истинно".
Горгий (ок.483—373
до н. э.), наиболее вероятно, был учеником
Эмпедокла, а также знаком с учением элеатов
и взглядами Демокрита. И хотя он несколько
раз бывал в Афинах, большую часть своей
жизни прожил в Лариссе и Фессалии. Он
является виднейшим сторонником релятивизма
среди софистов. Его релятивизм граничит
со скептицизмом. Как свидетельствует
Секст Эмпирик, в сочинении «О несущем.
или О природе» Горгий последовательно
приводит три тезиса:
При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию, напоминающую аргументацию элеатов (Элеаты , или элейцы, - древнегреч. философская школа в 5 вв. до н. 8., возникшая в г. Элее (Южн. Италия); Гл. ее представители: Ксенофан, Парменид, Зенон (вле-ат) и Мелисс с о. Самос (б в. до н. а.). Против стихийно-диалектического возрения милетской школы и Гераклита об изменчивой первооснове вещей элейская школа выдвинула учение о неизменной сущности истинного бытия и иллюзорности всех
http://auportal.ru
видимых изменений и различий). Вся конструкция доказательства каждого из этих тезисов состоит, собственно, в принятии определенной предпосылки, из которой затем выводятся следствия, ведущие к спору.
Большое внимание Горгий обращал на риторику и ее теорию, на влияние словесного воздействия на слушателей. Речь он считал наилучшим и совершеннейшим инструментом (орудием) человека: «Речь является могущественной владычицей, которая выполняет божественнейшие дела наименьшим и наинезаметнейшим телом, ибо способна и отогнать страх, и отвести скорбь, и вызвать заботу, и увеличить сочувствие...» Вклад Горгия в философию не ограничен лишь риторикой, его релятивизм и скептицизм, осознание различия между познаваемым и познающим, между мыслью и ее изложением сыграли позитивную роль в конфронтации с элейской философией (Релятивизм - (от лат. relativus — относительный) методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает из одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и отрицания относительной устойчивости вещей и явлений.)
Горгий
разделял философские взгляды Протагора
и отстаивал их тем же методом, каким
Зенон отстаивал взгляды Парменида. Он
показал, что принятие противоположной
точки зрения – о том, что ничто не может
в одно и то же время и существовать и не
существовать – приводит к абсурдным
выводам о том, что ничто не познаваемо
и вообще ничто не существует.
Релятивизм проявляется и в произведениях другого представителя старшей софистики — Протагора (ок. 481—411 до н. э.). Он происходил из Абдер, и существует предположение, что был учеником Демокрита. В его воззрениях наиболее выразительно проявляется материалистическая ориентация старших софистов. «Протагор... говорит, что материя текуча, а так как она течет, то нечто постоянно приходит на место того, что отходит, а восприятия преобразуются и изменяются соответственно возрасту и прочему состоянию тел. Говорят также, что основания всех явлений скрыты в материи, материя также, если о ней говорить, может быть всем, чем она явится каждому». Материализм Протагора связан также с атеизмом. Приписываемый ему трактат «О богах» начинается следующей мыслью: «О богах ничего не могу знать, ни что они существуют, ни что они не существуют, ни какое они имеют подобие». Согласно сохранившимся сведениям, Протагор был обвинен в безбожии и вынужден оставить Афины.