Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 11:50, контрольная работа
Софизм (от греческого sophisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка), умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям.
I. Предисловие…………………………………………………………2стр.
II. Предпосылки возникновения софистов………………………..…2стр.
III. Происхождение софистов………………………………………..3 – 4 стр.
IV. Суть деятельности софистов……………………………………..4– 6стр.
V. Два исторических периода софистики…………………………..6– 8стр.
VI. Значение деятельности софистов…………………………………….9 стр.
VII. Библиографический список…………………………………………10стр.
http://www.gumfak.ru
До сих
пор нет единого мнения относительно
сути философских взглядов софистов,
в частности, Протагора. Многие исследователи
вообще огульно отрицают наличие
у софистов собственной философской
позиции. Даже слово "релятивизм"
используется скорее как философское
ругательство. А между тем учение Протагора
появилось именно как попытка выбраться
из онтологического тупика, в котором
оказалась вся древнегреческая натурфилософия.
При этом он использовал идеи Анаксагора
и Зенона Элейского. У Зенона Протагор
взял идею того, что все предметы в одном
и том же отношении и такие, и иные. У Анаксагора
он заимствовал идею "всего во всем",
на которой были основаны физико-онтологические
взгляды Протагора.
Согласно учению Протагора каждый объект
для разных других объектов, в т. ч. для
каждого из нас не кажется, а реально есть
иным. Поэтому каждый из нас и служит для
себя мерой бытия всех прочих сущностей.
Бытие – это отношения нашего Я с миром.
Сущность любого предмета для нас определяется
через его взаимодействие с нами же. При
этом ничто не остается вечно неизменным,
всякое бытие уже содержит в себе небытие
– и наоборот.
Но относительность бытия (как и все остальное)
не следует абсолютизировать. Это значит,
что существуют относительно устойчивые
и потому относительно познаваемые сущности;
наши слова тоже являются такими сущностями.
Релятивисты, в отличие от скептиков и
агностиков, не абсолютизируют и сомнение.
Они не боятся верить. Неопределенность
– это качество богов (Бога), Протагор
вплотную подошел к формулировке идеи
апофатического богословия.
Большинство мыслей Протагора (как и Горгия) относится прямо к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты, собственно, переносят центр внимания из области природы на человека. Связано это также с ориентацией всей их деятельности, целью которой было «учить людей». Поэтому они и уделяют такое большое внимание языку как средству передачи «мнений» и изучению человеческого «мнения» и «знания».
Наиболее выдающимися представителями младшей софистики являются Фразимах, Крнтий и ученики Горгия Алкидам, Лмкофрон и Полемон. И хотя некоторые софисты были последователями аристократической партии, большинство их (как старших, так и младших) целиком и полностью стояли на стороне рабовладельческой демократии. Их
http://www.abccba.ru
философские воззрения по большей части имели материалистический и атеистический характер. Сохранились (кроме упоминаемого уже фрагмента из Протагора) мысли Продика, который естественным образом пытался объяснить возникновение религии.
Он утверждал,
что «солнце, луну, реки, источники
и вообще все, что полезно нашей
жизни, предки считали божествами, как
египтяне — Нил». С такой же откровенной
декларацией атеизма можно
VI. Значение деятельности софистов.
Значение деятельности
софистов велико не только для жизни Древней
Греции, но и для мировой науки. Платон
в одном из своих сочинений писал,
что ни Гомер, "первейший из поэтов и
первый из трагиков", ни другие
поэты и художники Древней Греции "не
могут сравняться по своему
воспитательному влиянию с софистами".
Учение софистов занимает весьма
важное место в мировой истории философии,
а их философское наследие
представляет и сегодня огромный интерес
не только с точки зрения
рассмотрения их выводов как определённого
этапа в истории философии, но
и в плане блестящего примера логического,
аналитического мышления.
Хотя многие критики часто определяют деятельность софистов словами "блеск формы и нищета содержания", следует обратить внимание на то, что риторический аспект софистики, к которому чаще всего и относятся подобные характеристики, вовсе не является пустыми рассуждениями. Софистов часто упрекают в том, что они равнодушны к жизненным проблемам граждан и что их учения носят несколько отвлечённый характер. Однако подобная "отвлечённость" необходима для глобальных обобщений, для более искусного и логически верного решения практических задач. Якобы пустые, "беспредметные" рассуждения софистов, приложенные к какой-либо реальной проблеме, обретает вполне понятный смысл и становятся как бы двигателем этой проблемы, то есть софистика в сочетании с действительностью уже представляет собой некий живой организм. Софистика словно оформляет практику, определённым образом дополняет её. Подводя итог вышесказанному, можно привести слова исследователя Б.Чернышева, который говорит, что деятельность софистов "заключалась в том, что они оформили
http://studopedia.ru
практику и возвели её в теорию, в логос".
Рассматривая
роль софистов в общественной жизни
Древней Греции, нельзя не сказать об
одном очень важном обстоятельстве, а
именно о том,
что они явились по сути первыми представителями
интеллигенции не только в своей стране,
но и в истории человечества. Софистов,
также как и их противника Сократа, можно
назвать деятелями
о древнегреческого
Просвещения, программой которого является
свобода в религии и морали, политике и
науке, искусстве и культуре, провозглашаемая
от имени разума
можно отметить, что софистика чрезвычайно
близка риторике. И софистика, и риторика
возникают в Греции в период расцвета
демократии, когда спорные вопросы из
области физической борьбы переносятся
на арену красноречия. Однако здесь возникает
парадокс: хотя софистика была порождена
демократией, она в то же время подрывала
один из фундаментальных принципов последней
– принцип равенства. Таким образом, софистика
оказалась трудно совместимой с демократией
и, соответственно, с желаниями "демоса"
– народа, что, возможно, стало одной из
определяющих причин того, что она не смогла устойчиво
закрепиться в существовавшем в то время
обществе.
VII. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.