Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:40, реферат
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 гг. до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры [1].
Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от предшествующих его философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами [2].
1. Сократ и «сократические школы».
2. Философия французского Просвещения и её основные направления.
3. Философские воззрения Г.В.Ф.Гегеля.
4. Общая характеристика русской философии второй половины XIX века.
1. Сократ и «сократические школы».
2. Философия французского Просвещения и её основные направления.
3. Философские воззрения Г.В.Ф.Гегеля.
4. Общая характеристика
русской философии второй
Упражнение
Объясните приведенное ниже суждение Н.А.Бердяева: «Философия не выполняет непосредственных социальных заказов. Философ видит свою гордость в том, чтобы стать выше предъявляемых ему социальных требований. Философия не социальная, она персональная».
1. Сократ и «сократические школы»
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 гг. до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры [1].
Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от предшествующих его философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами [2].
Скульптор по профессии, Сократ
выступил около начала Пелопоннесской
войны в Афинах с устным изложением
философского учения и вскоре собрал
вокруг себя многочисленный круг учеников,
большая часть из которых оказались
врагами общественно-
Современник и свидетель успехов софистического движения, Сократ оказался одновременно представителем известных особенностей софистики – таковы публичность преподавания, применение формы спора или беседы для выяснения вопроса, некоторые черты скептицизма и т.д. – и борцом против нее («человек и сознание – тема, которая входит в греческую философию вместе с софистами (софисты – учителя мудрости) [4].
Сократ в зрелый период своей деятельности отвергает вопросы, которыми ранее занималась философия: о первоначалах, об их числе и природе, о возникновении и строении мироздания и т.д. Противоречия, в которых запутались философы, пытавшиеся ответить на эти и подобные вопросы, доказывают, по Сократу, будто решение их недоступно познанию.
Философия, как ее понимает Сократ, - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Но так как жизнь – искусство и так как для совершенства в искусстве необходимо знание искусства, то главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего (или единого) для целого ряда вещей (или их признаков). Знание есть, таким образом, понятие о предмете и достигается посредством определения понятия [4;10].
Философская деятельность Сократа была чрезвычайно интенсивной и влиятельной. Это была не философского писателя, а учителя философии, излагавшие свои учения только устно (как упоминалось ранее, в форме беседы или спора), по особому, характерному для него методу. Именно этот метод имеют, прежде всего, в виду, когда говорят о диалектике Сократа.
В начале IV века до н.э. некоторыми
учениками Сократа были основаны
новые философские школы, получившие
наименование сократовских, или сократических.
Таковы школы: 1) мегарская; 2) элидо-эретрийская;
3) киническая; 4) киренская; 5) Академия
Платона, которая по своему содержанию
и историко-культурному
Для всех школ авторитетной фигурой был Сократ, память о котором его последователи стремились зафиксировать в «сократических сочинениях», в основном это были диалоги. Главным персонажем этих сочинений неизменно был Сократ, а главной задачей – описание его характера. Такие сочинения писали возглавлявшие свои школы Антисфен, Федон, Аристипп и Платон (по существу, разработавший на основе традиционного собственный жанр философско-драматического диалога), а также Эсхин и Ксенофонт, не основавшие своих и не примкнувшие к другим сократическим школам [2; 9].
Считается, что единый образ Сократа последующая традиция как бы разбила на фрагменты, усилив ту или иную черту его образа жизни или морального учения. Все сократические школы большое внимание уделяли этическим вопросам, считая добродетель необходимым условием счастья, а философию – воспитанием души. Однако в этике у них были различные взгляды, иногда прямо противоположные. Рассмотрим их боле подробнее.
1. Мегарская школа. Основана
уроженцем Мегары, учеником и
ревностным почитателем
Целью философов мегарской
школы являлось доказательство истинности
философии Парменида — что
сущее едино и что
Вывод, который делает мегарская школа, таков: показания органов чувств являются не истинными, правы Парменид и Зенон, бытие едино, множественности вещей не существует. Других положительных тезисов мегарики не выдвигали, поэтому их часто называли спорщиками или эристиками. Школа просуществовала не так долго, оказала большое влияние на возникновение в последующем школ скептического направления. Это отличало их от других школ, которые выдвигали свои положительные концепции [6].
2. Элидо-эретрийская школа.
Эта школа была основана
3. Киническая школа. Основателем
кинической школы был Антисфен
(вторая половина V – первая половина
IVв. до н.э.), слушавший софистов,
а затем примкнувший к Сократу.
Чему же учил Антисфен? Основное
теоретическое положение
По этике киников мудрость состоит не в доступном для человека теоретическом знании, но лишь в познании блага. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью доброжелательной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь (все это блага, нам неподвластные), а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает человека зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей. Отсюда мораль аскетизма («аскетизм – ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п. Целью аскетизма может быть достижение свободы от потребностей, сосредоточенности духа, мотивом, например, может быть отказ от пользования привилегиями в условиях общественного неравенства») [5], идеал крайней простоты, граничащей с «докультурным» состоянием, презрением к большинству нужд и потребностей, кроме основных, без которых сама жизнь была бы невозможна, насмешка над всеми условностями, над религиозными предрассудками, проповедь безусловной естественности и безусловной личной свободы.
4. Киренская школа. Эта
школа была основана уроженцем
африканской Кирены Аристиппом
и продолжена Аретой, Антипатром,
а затем Феодором, Гегесием и
Анникеридом (около 320 – 280 гг.
до н. э.). Вместе с киниками
Аристипп исходит из убеждения,
5. Академия Платона. Платон
является наиболее известным
учеником Сократа, который
Платон стремился развить
Сократовские представления. Согласно
Платону, вещи не рассматриваются в
их кажущемся столь привычным
экспериментальном
Но если на ряду с отдельными
вещами есть еще и идеи, каждая из
которых относиться к какому-то определенному
классу вещей, то, естественно, возникает
вопрос о взаимозависимости единого
(идеи) с многим. Как соотносится
друг с другом вещь и идея? Платон
рассматривает эту связь
Кроме того, Платон был убежден в том, что идеи объективны и считал, что они могут существовать (на небе) и без сопричастности к вещам, порой пересекаясь в них, порой покидая их. За эти воззрения Платона критиковали. Действительно, не было найдено рациональных обоснований идей вне вещей.
Помимо этого учения, у Платона были и многие другие не менее известные. Но поскольку тема моей работы несколько иная, и рассмотреть все учения Платона в рамках данной работы – невозможно, то я просто перечислю некоторые из них: учение об обществе и государстве, космология Платона, этика Платона, теория любви, учение о познании и диалектике, и др. [8].
Таким образом, Сократ является
первым из трех великих философов
классического периода. Изучив историю
его жизни и деятельность можно
сделать выводы о том, что, главное
направление в учении Сократа
заключается в том, что в нем
формируются социальные и индивидуально-
Список литературы: