Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:40, реферат
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 гг. до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры [1].
Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от предшествующих его философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами [2].
1. Сократ и «сократические школы».
2. Философия французского Просвещения и её основные направления.
3. Философские воззрения Г.В.Ф.Гегеля.
4. Общая характеристика русской философии второй половины XIX века.
1. Асмус В.Ф. Античная философия (история философии). – 3-е изд. – М.: Высш. шк., 2003;
2. Введение в философию / Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2002;
3. Волков Г. У колыбели науки. - Москва. - 1991;
4. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая История Этики. – Минск.: БГПА ВУЗ-ЮНИТИ 1996;
5. Канке В.А. философия.
Исторический и
6. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. – Изд. 2-е. – М.: Академический Проспект, 2001;
7. Ожегов С.И., Шведова
Н.Ю. Толковый словарь
8. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.1 - Античность, 1994;
9. Спиркин А.Г. Философия. – 2.е изд. – М.: Гардарика, 2002;
10. Платон. Апология Сократа. Собр.соч. в 4 тт.,Т.1. - М.: Мысль, 1990;
11. Платон. Алкивиад. / Собр.соч. в 4 тт.,Т.1. - М.: Мысль, 1990
2. Философия французского Просвещения и её основные направления.
Известно, что Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли, однако впервые оно оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Французское Просвещение было представлено плеядой выдающихся мыслителей. Вольтер, Монтескье, Кондильяк. Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Руссо — вот далеко не полный перечень имен философов-просветителей. Просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей духовной культуры Франции, стали общественным достоянием. Причем эти идеи распространялись не только посредством собственно философских произведений, но и через художественную литературу (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени) [3; 5].
В социально-политическом отношении
французское Просвещение
Философы-просветители, особенно
материалистической ориентации, стремились
разработать программу
Развернув сокрушительную критику
религиозного освящения феодальных
режимов, французские философы XVIII в.
продолжили работу, начавшуюся еще
в эпоху Возрождения, — обесценивание
религиозной веры, устранение диктата
теологии, обезбоживание социально-
Вера в мощь человеческого разума, в его безграничные возможности, в прогресс наук, создающий условия для экономического и социального процветания, — вот основной пафос Просвещения. Философы этой эпохи считали, что обществу свойственно постепенное развитие на основе неуклонного совершенствования человеческого разума; разум и только разум является основой всякого прогресса, всякого движения вперед. Согласно им, знание, мораль, религиозная вера, — все должно быть подвергнуто беспощадному суду разума, и только то, что будет оправдано этим судом, имеет право на существование. Увлеченные идеалом грядущего «царства разума», эти мыслители наивно полагали, что феодально-аристократическая эпоха и свойственные ей политический деспотизм, религиозный фанатизм и т.д. — это не объективно обусловленная, закономерная стадия в развитии человечества, но отклонение, «перерыв» в восходящем шествии разума, и положить ей конец можно только посредством просвещения людей [1].
Разум занимает в идеологии
Просвещения место высшего
Разум и прогресс — вот
два главных лозунга философии
Просвещения. При этом просветители
апеллируют не просто к разуму —
ведь к разуму обращались и философы
XVII в., — а к разуму научному, который
опирается на опыт и свободен не
только от религиозных предрассудков,
но и от всяких «сверхопытных гипотез».
Тем самым они пытались совместить
рационалистические убеждения в
могуществе и независимости разума
с эмпирическим взглядом на происхождение
знания. Они считали, что знание возникает
опытным путем, но мера его истинности
определяется разумом. Поэтому философов-
Итак, в философии французского
Просвещения можно выделить три основных
направления: деистическое; атеистическо-материалисти-
1.Деизм — направление
в философии, сторонники
2. атеистическо-
3.Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление -Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты – утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости [3].
Таким образом, XVIII в. осознавал себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Французские просветители подняли престиж философии на небывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как на высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество.
Список литературы:
1. Введение в философию: в 2-х т. М., 1990.
2. Радугин А. А. Философия. М., 1997.
3. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
4. Кузнецов В. Н., Мееровский Б. В., Грязнов А.Ф.
Западноевропейская философия XVIII века. М.,1988.
5. Тарасов Ю.Н. Философия.
Воронеж, 1999.
3. Философские воззрения Г.В.Ф.Гегеля.
Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха [5].
Вклад немецкой классической
философии в мировую
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников [8].
Основной заслугой
Гегеля является разработанные
- теория объективного идеализма;
- всеобщий философский метод – диалектика.
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права» [1].
В учении о бытии Г. Гегель
отождествляет бытие и
Человек в онтологии Г.
Гегеля играет особую роль. Он носитель
абсолютной идеи. Сознание каждого
человека – частица мирового духа.
Именно в человеке абстрактный и
безличный мировой дух
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
субъективный дух – душа, сознание отдельного человека;
объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;
абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.
Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира.
Развитие происходит от абстрактного
к конкретному и имеет
Природу (окружающий мир) Г. Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Философия природы – распадается у Г. Гегеля на три больших раздела: механику, физику и органическую физику.
В «механике» Г. Гегель рассматривает
такие фундаментальные
В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории и понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.