Сократ и «сократические школы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:40, реферат

Описание работы

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 гг. до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры [1].
Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от предшествующих его философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами [2].

Содержание работы

1. Сократ и «сократические школы».
2. Философия французского Просвещения и её основные направления.
3. Философские воззрения Г.В.Ф.Гегеля.
4. Общая характеристика русской философии второй половины XIX века.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.97 Кб (Скачать файл)

1. Асмус В.Ф. Античная  философия (история философии). –  3-е изд. – М.: Высш. шк., 2003;

2. Введение в философию  / Авт. Колл.: Фролов И.Т. и др. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.: Республика, 2002;

3. Волков Г. У колыбели  науки. -  Москва. -  1991;

4. Гусейнов А.А., Иррлитц  Г. Краткая История  Этики.  – Минск.: БГПА ВУЗ-ЮНИТИ 1996;

5. Канке В.А. философия.  Исторический и систематический  курс. – 5-е изд., перераб. и доп.  – М.: Логос, 2005;

6. Кравченко А.И. Культурология:  Словарь. – Изд. 2-е. – М.: Академический  Проспект, 2001;

7. Ожегов С.И.,  Шведова  Н.Ю. Толковый словарь русского  языка.- М.: Издательство «Азбуковник», 2001;

8. Реале Дж., Антисери Д.  Западная философия от истоков  до наших дней. Ч.1 -  Античность, 1994;

9. Спиркин А.Г. Философия.  – 2.е изд. – М.: Гардарика, 2002;

10. Платон. Апология Сократа.  Собр.соч. в 4 тт.,Т.1. - М.: Мысль, 1990;

11. Платон. Алкивиад. / Собр.соч.  в 4 тт.,Т.1. -  М.: Мысль, 1990

 

 

2. Философия французского  Просвещения и её основные  направления.

 

Известно, что Просвещение зародилось в Англии, как широкое культурно-идеологическое движение общественной мысли, однако впервые оно оформилось именно во Франции, где его основные черты выразились с классической четкостью, последовательностью и радикальностью. Французское Просвещение было представлено плеядой выдающихся мыслителей. Вольтер, Монтескье, Кондильяк. Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Руссо — вот далеко не полный перечень имен философов-просветителей. Просветительские идеи на длительный период предопределили развитие всей духовной культуры Франции, стали общественным достоянием. Причем эти идеи распространялись не только посредством собственно философских произведений, но и через художественную литературу (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо были крупнейшими писателями своего времени) [3; 5].

В социально-политическом отношении  французское Просвещение представляло собой идеологическую подготовку Великой  французской революции, выступало  как идейное оружие в борьбе с  феодально-абсолютистским строем. Можно  утверждать, что прежде чем Великая  французская революция свершилась в действительности, она сначала  произошла в умах философов-просветителей, которые в течение всего XVIII в. ковали новое, антифеодальное сознание, новые ценностные установки и  мировоззренческие ориентиры, готовили массы к штурму твердынь феодализма. Движение Просвещения, таким образом, было во Франции философской революцией, которая подготовила революцию  политическую.

Философы-просветители, особенно материалистической ориентации, стремились разработать программу устранения общественных зол и нового общественного  устройства, которая, несмотря на свойственные ей многочисленные иллюзорные и утопические  моменты (это однозначно показал  последующий исторический опыт), сыграла  крупную роль в социальной жизни той эпохи и оказала серьезное воздействие на последующие события европейской и мировой истории [1].

Развернув сокрушительную критику  религиозного освящения феодальных режимов, французские философы XVIII в. продолжили работу, начавшуюся еще  в эпоху Возрождения, — обесценивание  религиозной веры, устранение диктата  теологии, обезбоживание социально-политической и духовной жизни людей. Мыслители  эпохи Просвещения были уверены, что решающую роль в исправлении  социальных отношений призвано сыграть  знание, и особенно познание «естественного порядка». «Естественный порядок», считали они, может быть достигнут  лишь тогда, когда социальные отношения  будут приведены в гармоническое  соответствие с природой человека. «Естественный порядок» познаваем  человеческим разумом и соответствует  подлинным, неиспорченным желаниям человека. Виной тому, что этот порядок  пока еще не утвердился в жизнедеятельности  людей, являются невежество, мракобесие, религиозный фанатизм и тому подобные вещи. Именно они — главная причина  человеческих бедствий, всякого зла  и несчастья. Преодолеть зло и  несчастье можно только избавившись  от невежества, просветив разум. Исходя из этого, просветители формулируют  свою главную практическую задачу —  просветить разум людей, дать им правильные знания. Только на этой основе, с их точки зрения, может быть преобразована  жизнь общества и человека [2; 4].

Вера в мощь человеческого  разума, в его безграничные возможности, в прогресс наук, создающий условия  для экономического и социального  процветания, — вот основной пафос  Просвещения. Философы этой эпохи считали, что обществу свойственно постепенное  развитие на основе неуклонного совершенствования  человеческого разума; разум и  только разум является основой всякого  прогресса, всякого движения вперед. Согласно им, знание, мораль, религиозная  вера, — все должно быть подвергнуто  беспощадному суду разума, и только то, что будет оправдано этим судом, имеет право на существование. Увлеченные идеалом грядущего «царства разума», эти мыслители наивно полагали, что феодально-аристократическая эпоха и свойственные ей политический деспотизм, религиозный фанатизм и т.д. — это не объективно обусловленная, закономерная стадия в развитии человечества, но отклонение, «перерыв» в восходящем шествии разума, и положить ей конец можно только посредством просвещения людей [1].

Разум занимает в идеологии  Просвещения место высшего судьи, выступает как высшая инстанция  критического анализа. Сам же разум  оказывается вне критики, поскольку  над ним нет ничего, что могло  бы подвергнуть его критической  оценке. С точки зрения Просвещения  разум является единым и универсальным, общим для всех людей, во все времена, поэтому культура, которая должна быть построена на принципах разума, представляется единственно возможной  рациональной культурой. Все, что существовало до нее, есть лишь ложь и заблуждения, результат невежества или сознательного  обмана. Убежденные в силе и независимости  разума, философы Просвещения считали, что он способен преодолеть ложь и  заблуждения и обеспечить прогрессивное  развитие человечества. Уверенность  в силе разума соединялась у них  с уверенностью в неуклонности исторического  прогресса [4].

Разум и прогресс — вот  два главных лозунга философии  Просвещения. При этом просветители апеллируют не просто к разуму —  ведь к разуму обращались и философы XVII в., — а к разуму научному, который  опирается на опыт и свободен не только от религиозных предрассудков, но и от всяких «сверхопытных гипотез». Тем самым они пытались совместить рационалистические убеждения в  могуществе и независимости разума с эмпирическим взглядом на происхождение  знания. Они считали, что знание возникает  опытным путем, но мера его истинности определяется разумом. Поэтому философов-просветителей, несмотря на явные элементы сенсуализма  в их теориях познания, справедливо  называли «рационалистами» [2].

Итак, в философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: деистическое; атеистическо-материалисти-ческое; утопическо-социалистическое (коммунистическое).

1.Деизм  — направление  в философии, сторонники которого: отвергали идею личного Бога; не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизмом); видели в Боге причину всего сущего (но не более); отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей. (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.)

2. атеистическо-материалистическое.Атеисты  отвергали саму идею существования  Бога, объясняли происхождение мира  и человека с материалистических  и естественно-научных позиций,  в вопросах познания отдавали  предпочтение эмпиризму. (Мелье,  Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах).

3.Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление -Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон. Основной интерес социалисты – утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости [3].

Таким образом, XVIII в. осознавал себя как эпоху разума и света, возрождения свободы, расцвета наук и искусств, наступившую после более чем тысячелетней ночи средневековья. Французские просветители подняли престиж философии на небывалую прежде высоту и утвердили взгляд на философский разум как на высшую инстанцию при решении всех вопросов, волнующих человечество.

Список  литературы:

1. Введение в философию:  в 2-х т. М., 1990.

2. Радугин А. А. Философия.  М., 1997.

3. Философский энциклопедический  словарь. М., 1989.

4. Кузнецов В. Н., Мееровский  Б. В., Грязнов А.Ф.

Западноевропейская философия XVIII века. М.,1988.

5. Тарасов Ю.Н. Философия.  Воронеж, 1999. 

3. Философские  воззрения Г.В.Ф.Гегеля.

Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой  философии. Ее уникальность состоит  в том, что ей удалось глубоко  исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные  в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд»  мировой философии. Ее основу составило  творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха [5].

Вклад немецкой классической философии в мировую философскую  мысль заключается в следующем: учения немецкой классической философии  способствовали разработке диалектического  мировоззрения; немецкая классическая философия значительно обогатила  логико-теоретический аппарат; рассматривала  историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку  он пошел значительно дальше своих  знаменитых предшественников [8].

 Основной заслугой  Гегеля является разработанные   им:

- теория объективного  идеализма;

- всеобщий философский  метод – диалектика.

К важнейшим философским  трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских  наук», «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа». «Философия права» [1].

В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское  понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить.

Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого  человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и  безличный мировой дух приобретает  волю,  личность, характер, индивидуальность. Через человека мировой дух проявляет  себя в виде слов, речи, языка, жестов; познает себя через познавательную деятельность; творит – в виде результатов  материальной и духовной культуры, созданной человеком [3; 4].

Дух, по Гегелю, имеет три  разновидности:

субъективный  дух – душа, сознание отдельного человека;

объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство;

абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия.

Величайшая заслуга Г. Гегеля состоит в разработке диалектического  метода. Диалектика, по Г. Гегелю, основополагающий закон развития и существования  Мирового духа и со­творенного им окружающего мира.

Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий  механизм: существует определенный тезис, данному тезису всегда находится  антитезис – его противоположность. В результате взаимодействия двух противоположных  тезисов получается синтез – новое  утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком  уровне развития. Данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз  образуется тезис все более и  более высокого уровня. По Г. Гегелю, противоречия являются движущей силой  прогресса. Но процесс развития Г. Гегель понимает ограниченно; то есть развиваются  идеи, мысли, а не предметы и явления  материального мира, поэтому диалектика Г. Гегеля называется идеалистической [1; 7].

Природу (окружающий мир) Г. Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму  существования идеи). Философия природы  – распадается у Г. Гегеля на три  больших раздела: механику, физику и  органическую физику.

В «механике» Г. Гегель рассматривает  такие фундаментальные философские  категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий  – притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др. Самая  фундаментальная положительная  идея, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны.

В «физике» речь идет об общих  и частных свойствах материи  и их соединении. В этой связи  исследуются такие понятия, как  свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др. Причем все категории  и понятия рассматриваются не хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и переходах.

Информация о работе Сократ и «сократические школы»