Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:40, реферат
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились воззрения Сократа (469-399 гг. до н.э.). Его имя стало нарицательным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду вступал в философские споры [1].
Воззрения Сократа дошли до нас главным образом благодаря прекрасным как в философском, так и в художественном отношении произведениям Платона, ученика Сократа. Сократ во многом отличается от предшествующих его философов, которые в основном имели дело с природой, а потому их называют натурфилософами [2].
1. Сократ и «сократические школы».
2. Философия французского Просвещения и её основные направления.
3. Философские воззрения Г.В.Ф.Гегеля.
4. Общая характеристика русской философии второй половины XIX века.
«Органическая физика» содержит
три последовательно восходящих
один к другому подраздела: геологическая
природа, растительная природа и
животный организм. Здесь соответственно
рассматривается история и
Г. Гегель высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей (необходимость единства философского и частнонаучного изучения природы; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс).
Социально-философская
Г. Гегель различает гражданское
общество, как сферу реализации частных
целей и интересов отдельной
личности и политическое государство.
Гражданское общество и государство,
согласно гегелевской концепции, соотносятся
как рассудок и разум. Гражданское
общество – это «внешнее государство»,
подлинное же государство – разумно,
оно есть основание гражданского
общества. Формирование гражданского
общества Г. Гегель связывает с развитием
буржуазного, строя при этом философ
говорит о диалектическом характере
взаимосвязи социально –
Таким образом, в методе Г. Гегеля наиболее развернутый взгляд получает диалектика, которая раскрывает развитие общества и природы. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.
Список литературы:
1. Володин В.Н., Любутин К. Н., Нарский И. С. От «рассудка к разуму». 1991
2. Гегель. Энциклопедия философских наук. 1974
3. Гулька А.В. Немецкая классическая философия.1986
4. История диалектики. Немецкая классическая философия. 1989
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины 18 – начала 19 века. 1989
6. Нарский И.С. Западноевропейская философия 19 века. 1976
7. Спиркин А.Г. Философия. Учебник – 2-е изд.2004
8. Философия. История философии, в 2 ч. 4.1. 1996
9. Философия. Учебник/ под ред.
В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова.
1996
4. Общая характеристика
русской философии второй
Сложившееся еще с ХVIII-го
столетия различие между школьной,
академической и «вольной», неакадемической
философией, отвечавшей на запросы
общественной жизни и выражавшей
и формировавшей самосознание русского
общества, сохранялось и во второй
половине ХIХ века. Развитие философии
в высших учебных заведениях было
сковано набором учебных
Если рассматривать
Вольная философская мысль исходила из запросов русской жизни, и это делало ее более оригинальной по сравнению с профессионально выверенной мыслью академических философов. Хотя, в количественном отношении среди произведений философского мышления, во второй половине века преобладали труды профессоров светских и духовных высших учебных заведений, однако и с точки зрения влияния на развитие русской культуры и ее самосознание, и с точки зрения новизны высказывавшихся в этих произведениях идей наибольший общественный резонанс имели те мыслители, чье творчество не было ограничено институциональными рамками университетов и академий [6].
Кто же принадлежал к кругу
«неформальных философов» в рассматриваемый
нами исторический период? К представителям
вольной мысли второй половины века
принято причислять продолжателей
радикальных западников – реалистов
и народников, а также последователей
славянофилов, чей курс на самобытность
был существенно
При этом не следует забывать,
что вольная философская мысль
не делится «без остатка» на «течения»
и «направления». Религиозно-философские
сочинения таких свободных от
академических канонов
Особого рассмотрения заслуживают
и философские искания
Прежде чем перейти
к анализу важнейших
В 50-е-70-е годы ХIХ века
интерес русского общества – и
прежде всего молодежи – к философии
значительно ослабел. Характерное
для 20–40-х годов увлечение
Однако с конца семидесятых годов обнаруживаются уже иные тенденции: жизнь русского общества становится сложнее и разнообразнее. В эти годы набирает вес и влияние так называемая «университетская» («профессорская») философия (Б. Н. Чичерин, Л. Лопатин, А. Козлов, А. И. Введенский и др.). Публичные лекции В.Соловьева (его «Чтения о Богочеловечестве», 1879), с которыми он выступил в Московском университете, собирают множество слушателей, и о них говорят как об общественном событии… И хотя большинство русских интеллигентов в 80-90-е годы по-прежнему придерживалось позитивистской доктрины в ее народнической интерпретации, именно в последние десятилетия ХIХ века формировалось сознание тех мыслителей, чьи имена мы ассоциируем с понятием «религиозно-философского ренессанса начала ХХ века» (С. Н. и Е. Н.Трубецкие, В.В. Розанов, Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С. Л. Франк и др.).
Критика метафизики и метафизического
знания, характерная для общественных
настроений России второй половины ХIХ
века, свидетельствовала о
Своеобразие философской ситуации в России в этот период следует искать не столько в том, какие концепции занимали доминирующее положение в сознании русской публики, сколько в том, как протекал процесс заимствования этих идей и как видоизменялись на отечественной ментальной «почве» философские и общественно-политические концепции, родившиеся в Европе. В этом плане правомерно говорить, к примеру, о «русском позитивизме», «русском материализме», «русском социализме», имея в виду ту трансформацию, которую эти феномены европейской мысли претерпели в пространстве российской культуры.
Интерес к философским
проблемам (к проблемам этическим,
социальным, историософским, религиозным)
не в последнюю очередь
Как и в предшествующие десятилетия, наиболее оригинальные философские концепции второй половины ХIХ века принадлежали к непопулярной в широких кругах интеллигенции «славянофильской традиции»[6]: это идеи Вл. С. Соловьева, П. Д. Юркевича, К. Н. Леонтьева, Н. Ф. Федорова.
Таким образом, в этот период времени сложился ряд самостоятельных борющихся друг с другом философских учений, которые условно делят на материалистические и идеалистические. При этом материалистические учение связывались с революционной теорией и практикой и были ближе к западникам, в то время, как сторонники идеалистических учений в основном были противниками преобразования жизни революционными методами, большинство из них примыкало к славянофилам.
Список литературы:
1. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры //Вопросы философии.– 2004.– №1. 41-53с.
2. Гуревич П.С. Культурология. – М.: Гардарики, 2000. – 280 с.
3. Емельянов Б.В., Новиков
А.И. Русская философия
4. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: «Логос», 2000. – 432 с.
5. Кондаков И.В. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Книжный дом «Университет»,2005. – 360 с.