Сократ и сократические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 14:32, реферат

Описание работы

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства.

Содержание работы

Введение 2
1. Жизнь Сократа и проблема источников 2
2. Сократовский поворот философствования от природы к человеку 5
3. Сократовская концепция знания и познания 5
4. Добродетель в понятии Сократа и новая шкала ценностей 7
5. Диалектический метод Сократа и его цель 7
6. Сократические школы 9
6.1. Антисфен и прелюдия кинизма 10
6.2. Аристипп и школа киренаиков 12
6.3. Евклид и мегарская школа 14
6.4. Федон и элидская школа 15
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат Философия.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)


 

 

Сократ и сократические школы

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

           

Введение           2

1. Жизнь Сократа и  проблема источников     2

2. Сократовский поворот философствования от природы к человеку  5

3. Сократовская концепция знания и познания      5

4. Добродетель в понятии Сократа и новая шкала ценностей   7

5. Диалектический метод  Сократа и его цель      7

6. Сократические школы        9

6.1. Антисфен и прелюдия  кинизма      10

6.2. Аристипп и школа  киренаиков      12

6.3. Евклид и мегарская  школа      14

6.4. Федон и элидская  школа       15

Заключение          16

Список литературы         17

 

 

 

 

 

 

Введение

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства.

Сократу принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Сократ является родоначальником философской этики. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней.

Образ жизни Сократа, нравственные и политические коллизии в его судьбе, популярный стиль философствования, воинская доблесть и мужество, трагический финал – окружили его имя притягательным ореолом легендарности. Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко переживала целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.

1. Жизнь Сократа  и проблема источников

О жизни Сократа можно сказать, что она в решающей мере явилась его собственным творением. По словам Сократа, ему с детства сопутствовал внутренний голос – некий демон, ангел-хранитель, удерживавший его от совершения определенных поступков. Сократ признавался, что всегда следовал предостережениям своего демона и вообще взял за твердое правило действовать в соответствии с глубоко продуманным убеждением.

Сократ родился в месяц Фаргелион (май – июнь по современному календарю), в год архонта Апсефиона, на четвертом году 77-й Олимпиады (469г. до н.э.) в семье каменотеса Софрониска и повитухи Фенареты.

Первые три с половиной – четыре десятка лет жизни Сократа – наиболее темные и неясные в его биографии.

Сократ был в семье вторым ребенком. Он получил общедоступное начальное образование.

Когда Сократу исполнилось 18 лет, он принес обязательную в Афинах гражданскую присягу, верной которой оставался в течение всей своей жизни.

О первых занятиях Сократа, после того как он достиг двадцатилетия, до нас дошли противоречивые сведения. Вероятнее всего, он занялся делами отцовской профессии и какое-то время тоже обрабатывал камни. По версии Аристоксена, Сократ в молодые годы вел довольно беспорядочный образ жизни. Затем стал простым каменотесом, но, как-то приглянулся философу Архелаю, который избавил его от тяжелых занятий, после чего Сократ в течение ряда лет был учеником и любимцем Архелая. Другие источники сообщают, будто от работы каменотеса Сократа избавил Критон, его сверстник и товарищ.

Гораздо большую роль в его духовной судьбе сыграла профессия Фенареты. Ведь именно по аналогии с родовспомогательным искусством своей матери Сократ именовал свой философский прием содействия рождению истины в ходе беседы майевтикой.

Сократ был человеком оригинальным в быту, чудаком в философии, поведение его было не всегда обычно. Несмотря на свой ум, внешне философ был безобразен: невысокого роста, приземистый, с отвисшим животом, короткой шеей, большой лысой головой, огромным выпуклым лбом со знаменитой впоследствии шишкой на нем, нос был приплюснут, губы толстые, глаза навыкате.

Обзаводиться семьей Сократ не спешил и вступил в брак, когда ему было за сорок. Мало определенны сведения о жене Сократа. Платон и Ксенофонт упоминают лишь о Ксантиппе, по Аристотелю, у Сократа было две жены: первая – Ксантиппа и вторая жена – Мирто. Есть еще версия, по которой первой женой была Мирто. Также есть источники, согласно которым у Сократа якобы было одновременно две жены. Нет единства и в сообщениях о том, какая же из двух жен была официальной.

Специальности у Сократа не было, чем он зарабатывал на жизнь, неизвестно. Он отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т.д. Увлечение философией не мешало Сократу выполнять свой долг перед родиной: он трижды бывал в военных походах, наведывался в Народное собрание.

Сократ учил устно и ничего не записывал, полагая, что лишь живое слово может донести его мысль посредством устного диалога. Он не основал своей школы, а преподавал где придется. Его учениками была записана некая серия поучений, которые приписывают Сократу, однако они часто не согласуются, более того, противоречат друг другу. Отсюда предельно сложная задача установить собственное учение Сократа.

В 399 г. до н.э. по доносу Мелета Сократ был обвинен в нарушении гражданских норм жизни, развращении молодежи, в том, что он не признает богов, которых признает город и вводит других новых богов.

На суде Сократ оказался перед жестокой альтернативой: либо отречься от своего, как он понимал, божественного призвания и лишь такой непомерной ценой добиться снисхождения, либо, оставаясь самим собой, открыто отстаивать дело всей свей жизни. Твердо избрав второй путь, он сознательно отрекся сам от себя.

В ожидании смерти Сократ провел в тюрьме 30 дней. Его навещали родные и друзья, и до самого заката солнца продолжались беседы.

Во времена Сократа приговоренный к смерти выпивал чашу растертой цикуты. Когда принесли цикуту, Сократ спокойно и легко выпил чашу до дна.

Смерть Сократа всколыхнула Афинян и приковала к нему их внимание.

Сократ прост и сложен, доступен и неуловим – все зависит от того, как на него смотреть и что в нем видеть. Трагический финал Сократа придал всей его жизни, его словам и делам уникальную ценность и завершенность, неувядаемую привлекательность.

2. Сократовский поворот  философствования от природы  к человеку

Сократ жил в переходный период истории Греции, когда греческая демократия (в частности, афинская) стала клониться к упадку. Поэтому вся философия Сократа, его духовный облик и деятельность – наиболее яркое проявление этой переходной и глубоко противоречивой эпохи.

Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Сократ, по сути, первый обратился к человеку и его сущности. Он концентрировал свое внимание на человеке и его поведении, считая эти проблемы важнейшими для философии. В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе: изучая человека, они дают ему то, в чем он более всего нуждается, – познание самого себя и своих дел, определение программы и цели деятельности, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Знание (осознание) этого, согласно Сократу, делает людей благородными.

Древний философ был убежден, что лишь на пути проникновения в свое "Я", в свой внутренний мир возможны самосовершенствование, правильный выбор ценностей, соответствующий им благой образ мышления и действия.

3. Сократовская концепция  знания и познания

В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. По существу своему учение Сократа – это философия морали, этика. Этически сориентирована и его теория познания, гносеология.

Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему. Истинное познание – познание посредством понятий – доступно, по сократовской концепции, лишь немногим, мудрецам, философам.

Сократ считал, что знание божественно, и только оно возвышает человека и уподобляет его богам. Высшим проявлением божественной заботы о людях является разумность человека.

Четко было обозначено Сократом и единственно верное, по его мнению, направление усилий человека – познание и действование на основе знания.

Человек, по Сократу, был бы вообще лишен разума и знания, если бы в нем, наряду со смертным телом, не было бы бессмертной души. Познать человек может только то, что в его власти, т.е. свою душу. Отсюда принятие Сократом требования «Познай самого себя». Душа – хранительница знаний, человеческое же познание – это, по сути дела, воспоминание души о прежних знаниях. Положение о бессмертии души занимает ведущее место в моральной философии Сократа, определяя смысл и цели человеческого бытия в мире, его жизни и смерти.

Главную ценность знаний о добре и зле, о хорошем и плохом Сократ видел в их прямом воздействии на человека. У Сократа добро и зло не два различных и автономных начала, а следствие наличия или отсутствия одного и того же начала, а именно – знания. Истинное мнение, так же как и знание, руководят человеком, направляет его к верной цели и удерживает в границах добродетели.

Моральная философия Сократа исходит из ясности и решенности того, как должно жить. Сократ не оставляет человеку морального выбора: выбор предопределяется знанием, поскольку добродетель – это знание, а пороки и зло творятся по незнанию, неведению. Путь к добродетели через познание и приобщение к мудрости открыт для всех. Помня о богах, сосредоточиться на человеческих делах – таков основной смысл сократовского призыва к добродетельному знанию.

4. Добродетель  в понятии Сократа и новая  шкала ценностей

В центре всего сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека. Сократ первый понял, что физическая философия простых людей не интересует, поэтому он создал новую отрасль философии – этику, как науку о нравах и добродетели, о том, что такое хорошо и что такое плохо.

Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Сократ различил четыре вида добродетели: благоразумие, праведность, стойкость, воздержание.

Познание сути добродетели, познание того, что есть “нравственное”, является для него предпосылкой нравственной жизни и достижения добродетели. Истина и нравственность для Сократа – понятия совпадающие. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель.

Одним из отличительных признаков истинной философии и подлинного философа является, по Сократу, признание единства знания и добродетели. И не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Словом, мудрость есть добродетель, т. е. знание о добре, которое включает в себя внутреннее переживание добра и потому побуждает к благим поступкам и удерживает от дурных.

Сократ в определенном смысле совершает переворот в традиционной системе ценностей. Истинные ценности не те, что связаны с вещами внешними, (как то: богатство, сила, слава), еще менее с телесными, (жизнь, физическое здоровье, красота, мощь), но лишь сокровища души суть ценности, которые вместе составляют "познание". Это не значит, что традиционные ценности вмиг обесценены, а значит лишь то, что "сами по себе они больше не имеют ценности". Станут они ценностями или нет, зависит от того, используются ли они со знанием или без него.

5. Диалектический метод Сократа и его цель

Исходя из того, что философ – это тот, кто на деле осуществляет свою философию, Сократ стал испытывать «самого себя и других». Основным средством «испытания» он избрал диалог, живую беседу, вопросно-ответный метод исследования проблем. Именно этим путем Сократ вместе с собеседником пытается дойти до понимания того, что такое мужество, справедливость и многое другое, без чего человека нельзя считать человеком.

Сократовский метод – это, прежде всего, метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.

Рассмотрим три стороны метода Сократа.

Первая сторона его метода – ирония – насмешка над собственной закостенелостью и самонадеянностью. Главная его ирония выражена в знаменитом принципе Сократа "я знаю, что я ничего не знаю".

Заставив собеседника признать его, Сократа, невежество, он понуждал его определить объект исследования, затем различными путями делал выводы и подчеркивал их неполноту и противоречивость, затем шел процесс их критики и опровержения до того момента, пока слушатель не признавал самого себя невеждой. В этом и состоит сократовская ирония. Ирония ведет к очищению ума для его дальнейшего просвещения.

 Вторая сторона метода Сократа – майевтика. Под майевтикой Сократ подразумевал последнюю фазу иронического процесса, когда он помогал освободившемуся от фальшивых иллюзий, от самонадеянности и самоуверенности человеку "родить" истину. У Сократа это состояло в том, что он задавал вопросы, решение которых вело к истине. Рождение истины – это рождение ее нами самими.

Информация о работе Сократ и сократические школы