Сократ и сократические школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2015 в 14:32, реферат

Описание работы

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости, мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена. Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и искусства.

Содержание работы

Введение 2
1. Жизнь Сократа и проблема источников 2
2. Сократовский поворот философствования от природы к человеку 5
3. Сократовская концепция знания и познания 5
4. Добродетель в понятии Сократа и новая шкала ценностей 7
5. Диалектический метод Сократа и его цель 7
6. Сократические школы 9
6.1. Антисфен и прелюдия кинизма 10
6.2. Аристипп и школа киренаиков 12
6.3. Евклид и мегарская школа 14
6.4. Федон и элидская школа 15
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

Реферат Философия.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями красноречия, однако их школа не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев, с которыми ее представители разделяли взгляд на единство доблести и блага.

Заключение

Сократ занимает важное место в истории античной философии. Идея Сократа о самопознании, популярная в период античности, нередко становилась ведущей идеей на поворотных пунктах истории и существенно изменяла образ мысли людей. Неудивительно поэтому, что учение Сократа о самопознании находится в тесной связи с теми дискуссиями, которые ведут в последнее время не только в философских и научных кругах, но и среди широких кругов интеллигенции, как в нашей стране, так и во всем мире. Темами философии Сократа были злободневные проблемы его времени, актуальные и ныне: добро, зло, любовь, счастье, честность и т.д. Обращение к Сократу во все времена было попыткой понять себя и свое время.

Своим настоящим делом Сократ считал нравственные диалоги и только им отдавался безраздельно. Диалог, как образ жизни и способ философствования, был причиной литературного безмолвия Сократа, его сознательного отказа от письменных сочинений.

В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности, общества. И сократовские беседы – поучительный и авторитетный пример того, как можно ориентироваться в чаще этих вечно актуальных вопросов.

Этические парадоксы Сократа положили начало непрекращающейся и по сей день полемике об отношениях знания и добродетели. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.

Сократовский метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики». Такова бесценная роль Сократа – развитие им в философии диалектического метода – метода, применимого во всех областях природных и социальных явлений.

Смерть Сократа явилась последним и самым обличительным, самым гениальным его философским произведением, вызвавшим глубокое брожение умов и могучий общественный резонанс на протяжении многих веков человеческой истории.

Всё о чем говорит Сократ актуально и в наше время, возможно, что-то внешне изменилось, но суть осталась та же. Если бы люди больше задумывались о душе, наверно и не было бы столько зла в нашем мире.

Список литературы

1. Асмус В.Ф. Античная философия  – М.: Высшая школа, 1998.

2. Ван И Ди. Заметки о сократических  школах античной философии. –  Москва, 2001.

3. Интернет.

4. Лосев А.Ф. Словарь античной  философии. – М.: Издательство "Мир  идей", АО АКРОН, 1995.

5. Лосев А.Ф. История античной  эстетики. Том I I. – М.: "Ладомир", 1994.

6. Стариков В. Интересное обществознание. Учебное пособие для 10-11 классов. – Березники, 2009.

7. Нерсесянц В.С. Сократ – М.: "Наука", 1984. (серия "Научные  биографии").

8. Реале Дж., Антисери Д. Западная  философия от истоков до наших  дней. I. Античность. – ТОО ТК "Петрополис", 1997.


Информация о работе Сократ и сократические школы