Соотношение морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:34, реферат

Описание работы

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распостраняются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса.
Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.

Содержание работы

Введение 2
I. Понятие права и морали. 3
I.1 Понятие права. 3
I.2 Понятие морали.
II Соотношение права и морали. 6
II.1 Общие черты и различия между правом и моралью. 9
II.2 Проблемы соотношения права и морали. 14
Заключение. 24
Библиография. 28

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.66 Кб (Скачать файл)

II. Соотношение права  и морали

1. Общие черты и  различия между  правом и моралью

Соотношение между  правом и моралью весьма сложное  и включает в себя такие компоненты как Единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление  права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко  познать оба эти явления.

Единство права  и морали состоит в том, что:

Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную  систему нормативного регулирования  и в силу этого обладают общими чертами;

Вo-вторых, право и  мораль преследуют в конечном счете  одни и те же цели и задачи - упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение  идеалов гуманизма, справедливости;

В-третьих, у права  и морали один и тот же предмет  регулирования - общественные отношения, они адресуются одним и тем  же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;

В-четвертых, право  и мораль в качестве нормативных  явлений определяют границы должных  и возможных поступков субъектов, служат средством выражения и  гармонизации личных и общественных интересов;

В-пятых, право и  мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные  прежде всего экономическими, а также  политическими, культурными и иными  детерминирующими факторами, что делает их социально однотипными в данном обществе или данной формации;

В - шестых, право и  мораль выступают в качестве фундаментальных  общеисторических ценностей, показателей  социального и культурного прогресса  общества, его созидательных и  дисциплинирующих начал.

Однако наряду с  общими чертами право и нравственность имеет существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия  этих феноменов имеет, пожалуй, более  важное значение, чем констатация  их общности. Именно поэтому онтологтческие статусы и признаки права и  морали заслуживают пристального анализа.

Отличительные особенности  права и морали заключаются в  следующем:

1. Право и мораль  различаются прежде всего по  способам их установления, формирования. Как известно, правовые нормы  создаются либо санкционируются  государством и только государством, им же отменяются, дополняются,  изменяются. В этом смысле государство  является политическим творцом  права; правотворчество - его исключительная  прерогатива. Поэтому право выражает  не просто волю народа, а его  государственную волю и выступает  не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

Конечно, процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы  «преподносятся» обществу все же затем от имени государства как  его официального представителя.

По-другому формируется  мораль. Ее нормы не государством непосредственно  и они вообще не являются продуктом  какой-то специальной целенаправленной деятельности, а возникают и развиваются  спонтанно в процессе практической деятельности людей. Для того чтобы  нравственная норма получила право  на существование, не нужно согласие властей; достаточно, чтобы она была признана, «санкционирована» самими участниками социального общения - классами, группами, коллективами, теми людьми, кто намерен ею руководствоваться. В отличие от права мораль носит  неофициальный (негосударственный) характер.

2.Право и мораль  различаются по методам их  обеспечения. Если право создается  государством, то оно им и обеспечивается, охраняется, защищается. За правом  стоит аппарат принуждения, который  следит за соблюдением правовых  норм и наказывает тех, кто  их нарушает, ибо норма права  - не просьба, не совет, не  пожелание, а властное требование, веление, предписание, обращенное  ко всем членам общества и  подкрепляемое в их же интересах  принудить, заставить.

Иными словами, юридические  нормы носят общеобязательный характер, непререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельная норма  относится ко всем. Речь идет о принципе - о том, что в праве объективно заложен принудительный момент, без  которого оно не было бы эффективным  регулятором жизнедеятельности  людей, атрибутом власти.

По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, на силу общественного мнения. Нарушение  нравственных норм не влечет за собой  вмешательства государственных  органом. В моральном отношении  человек может быть крайне отрицательной  личностью, но юридической ответственности  он не подлежит, если не совершает никаких  противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих  моральные запреты.

3.Право и мораль  отличаются по форме их выражения,  фиксации. Если правовые нормы  закрепляются в специальных юридических  актах государства (законах, указах, постановлениях), группируются по  отраслям и институтам, систематизируются  (сводятся) для удобства пользования  в соответствующие кодексы, сборники, уставы, составляющие в целом  обширное и разветвленное законодательство, то нравственные нормы не имеют  подобных четких форм выражения,  не учитываются и не обрабатываются, а возникают и существуют в  сознании людей - участников общественной  жизни. Их появление не связано  с волей законодателей или  правотворящих лиц.

Но моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования (хотя таких абсолютное большинство). Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных  памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила  человеческого бытия.

Некоторые нравственные правила органически вплетаются в статьи и параграфы законов. Тем не менее, в отличие от права, которое представляет логически  стройную и структурированную систему; мораль - относительно свободное, внутренне  не систематизированное образование.

4.Право и мораль  различаются по характеру и  способам их воздействие 
на сознание и поведение людей. Если право регулирует взаимоотношения между субъектами с точки зрения их юридических прав и обязанностей, правомерного - неправомерного, законного - незаконного, наказуемого - ненаказуемого, то мораль подходит к человеческим поступкам с позиций добра и зла, похвального и постыдного, честного и бесчестного, благородного и неблагородного, совести, чести, долга и т.д. Иными словами, у них разные оценочные критерии, социальные мерки.

В связи с этим нормы  права содержат в себе более или  менее подробное описание запрещаемого или разрешаемого действия, точно  указывают нужный вариант поведения, отличаются четкостью, формальной определенностью, властностью, как правило, заранее  уста-навливают санкцию за нарушение  данного предписания, тогда как  нравственные нормы не имеют такой  степени детализации и не предусматривают  заблаговременно объявляемый вид  ответственности.

5.Право и мораль  различаются по характеру и  порядку ответствен-ности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юриди-ческую ответственность, причем порядок ее возложения строго регла-ментирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблю-дение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юриди-ческой ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.

Иной характер носит  «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание  выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного  воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность  не перед государством, а перед  обществом, коллективом, семьей, окружающими  людьми.

6.Право и мораль  различаются по уровню требований, предъявляе-мых к поведению человека. Этот уровень значительно выше у морали, 
которая во многих случаях требует от личности гораздо большего, чем 
юридический закон, хотя он и предусматривает за некоторые противоправные действия весьма суровые санкции. Например, мораль безоговорочно осуждает любые формы нечестности, лжи, клеветы, обма-на и т.д., тогда как право пресекает лишь наиболее крайние и опасные 
их проявления. Мораль не терпит никакого антиобщественного пове-дения, в чем бы оно ни выражалось, в то время как право наказывает наиболее злостные случаи таких эксцессов.

Нравственность выверяет поступки людей категорией совести, по-велевает блюсти не только закон, но и долг; внутренние побуждения, считаться  с мнением окружающих сограждан. Она более требовательна к  поведению индивида. Право не в  состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, спра-ведливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на сред-ний  уровень, а на идеал. «Авторитет нравственных законов бесконечно выше» (Гегель).

7,Право и мораль  различаются по сферам действия. Моральное пространство гораздо шире правового, границы их не совпадают. Право, как известно, регулирует далеко не все, а лишь наиболее важ-ные области общественной жизни (собственность, власть, труд, управ-ление, правосудие), оставляя за рамками своей регламентации такие стороны человеческих отношений, как, например, любовь, дружба, то-варищество, взаимопомощь, вкусы, мода, личные пристрастия и т.л. Право не должно переходить свои границы и вторгаться в сферу сво-бодных и добровольных душевных движений.

Вторжение его в  эти зоны было бы: во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто недемократичным, антигуманным, «тоталитарным». Здесь дейст-вуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения. Нравственность в отличие от права прони-кает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она универсаль-на и вездесуща Е.А.Лукашева.

8. Наконец, у права  и морали различные исторические  судьбы, Мораль «старше по возрасту», древнее, она всегда существовала и будет существовать в обществе, тогда как право возникло лишь на определенной ступени социальной эволюции.

2. Проблемы соотношения  права и морали

С точки зрения философии  вопрос ставится так: чем отличается положительное право от положительной  морали, и каково реальное взаимодействие между этими двумя видами социальных норм. Следовательно, в постановку вопроса  не входит сопоставление морали с  естественным правом, или идеальным  представлением о нормах права, которые  должны бы иметь место в общественной жизни.

Существует попытка  различить право и мораль, как  внешнюю и внутреннюю сторону  поведения. Нельзя сказать, чтобы эта  точка выражалась всегда с достаточной  ясностью. Так, например, Дан проводит различие следующим образом. «Право может быть вынуждаемо, потому что  оно регулирует внешние отношения  людей между собой, в которых  основным моментом является не намерение, а действие (или бездействие); мораль же невынуждаема, потому что она  регулирует внутренние отношения людей, в которых основным моментом является не поддающееся вынуждению намерение». Что это за внутренне отношение? И разве нравственная норма, предписывающая людям помогать друг другу в нужде, регулирует не отношение человека к  человеку? Также странно, когда говорят, что нравственные нормы отличаются от правовых тем, что они «опираются на авторитет внутреннего убеждения  лица, следующего им». Как будто лицо, следующее нормам права, не убеждено в необходимости их соблюдения, хотя бы ввиду того, чтобы избежать наказания?

Рассматриваемый сейчас взгляд на различие между правом и  моралью следует понимать так, что  право оценивает отношение человека к другим людям с точки зрения соответствия установленным объективно нормам, тогда как нравственность оценивает тоже отношение с точки  зрения мотивов, побуждающих к такому поведению. Право довольствуется внешней  правильностью, нравственность требует  внутренней правильности. Право смотрит  на результаты поведения, независимо от мотивов, нравственность имеет ввиду  мотивы поведения, независимо от результатов.

Эта точка зрения ищет себе опоры в Канте, который так  ярко проводит границу между легальностью и моральностью поступка. Но кантовская линия ходит не там, где ищут границу  правом и моралью. С точки зрения Канта в сферу легальности  войдут все акты поведения, насколько  они не определяются сознанием долга, а потому из сферы моральности  должны быть исключены все акты, совершенные по склонности.

Но верно ли, на самом деле, что право требует  лишь внешнего действия; оно не заботится  ни о побуждении, ни о воле. Доказать что это не так можно на примере  ст. 105 «Убийство» УК РФ. Праву безразлично  по каким причинам человек воздерживается от убийства из за уважения к жизни  ближнего, или из за опасения понести  наказание. Но дело тотчас меняется, как  только возбуждается вопрос о юридической  оценке происшедшего нарушения нормы. Для права далеко не безразлично  по каким мотивам произошло убийство: представляет ли собой человек способного лишить жизни другого человека всякий раз, как это окажется выгодным, при  возможности остаться безнаказанным  или этот человек, который признает неприкосновенность чужой жизни, но потерял самообладание под влиянием гнева, ревности, самозащиты.

Информация о работе Соотношение морали и права