Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:34, реферат
Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распостраняются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса.
Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.
Введение 2
I. Понятие права и морали. 3
I.1 Понятие права. 3
I.2 Понятие морали.
II Соотношение права и морали. 6
II.1 Общие черты и различия между правом и моралью. 9
II.2 Проблемы соотношения права и морали. 14
Заключение. 24
Библиография. 28
II. Соотношение права и морали
1. Общие черты и различия между правом и моралью
Соотношение между правом и моралью весьма сложное и включает в себя такие компоненты как Единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяет более глубоко познать оба эти явления.
Единство права и морали состоит в том, что:
Во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают общими чертами;
Вo-вторых, право и
мораль преследуют в конечном счете
одни и те же цели и задачи - упорядочение
и совершенствование
В-третьих, у права и морали один и тот же предмет регулирования - общественные отношения, они адресуются одним и тем же людям, слоям, группам, коллективам; их требования во многом совпадают;
В-четвертых, право
и мораль в качестве нормативных
явлений определяют границы должных
и возможных поступков
В-пятых, право и
мораль в философском плане
В - шестых, право и
мораль выступают в качестве фундаментальных
общеисторических ценностей, показателей
социального и культурного
Однако наряду с общими чертами право и нравственность имеет существенные различия, обладают своей спецификой. Учет своеобразия этих феноменов имеет, пожалуй, более важное значение, чем констатация их общности. Именно поэтому онтологтческие статусы и признаки права и морали заслуживают пристального анализа.
Отличительные особенности права и морали заключаются в следующем:
1. Право и мораль
различаются прежде всего по
способам их установления, формирования.
Как известно, правовые нормы
создаются либо
Конечно, процесс правообразования идет не только «сверху», но и «снизу», вырастает из народных глубин, обычаев, традиций, юридической практики, прецедентов, но в конечном счете правовые нормы «преподносятся» обществу все же затем от имени государства как его официального представителя.
По-другому формируется
мораль. Ее нормы не государством непосредственно
и они вообще не являются продуктом
какой-то специальной целенаправленной
деятельности, а возникают и развиваются
спонтанно в процессе практической
деятельности людей. Для того чтобы
нравственная норма получила право
на существование, не нужно согласие
властей; достаточно, чтобы она была
признана, «санкционирована» самими
участниками социального
2.Право и мораль
различаются по методам их
обеспечения. Если право
Иными словами, юридические нормы носят общеобязательный характер, непререкаемый характер. Отсюда не следует, что каждая отдельная норма относится ко всем. Речь идет о принципе - о том, что в праве объективно заложен принудительный момент, без которого оно не было бы эффективным регулятором жизнедеятельности людей, атрибутом власти.
По-иному обеспечивается мораль, которая опирается не на силу государственного аппарата, на силу общественного мнения. Нарушение нравственных норм не влечет за собой вмешательства государственных органом. В моральном отношении человек может быть крайне отрицательной личностью, но юридической ответственности он не подлежит, если не совершает никаких противоправных поступков. Само общество, его коллективы решают вопрос о формах реагирования на лиц, не соблюдающих моральные запреты.
3.Право и мораль
отличаются по форме их
Но моральные нормы - это не только неписаные заповеди и требования (хотя таких абсолютное большинство). Многие из них содержатся, например, в программных и уставных документах различных общественных объединений, литературных и религиозных памятниках, исторических летописях, хрониках, манускриптах, запечатлевших правила человеческого бытия.
Некоторые нравственные
правила органически вплетаются
в статьи и параграфы законов.
Тем не менее, в отличие от права,
которое представляет логически
стройную и структурированную систему;
мораль - относительно свободное, внутренне
не систематизированное
4.Право и мораль
различаются по характеру и
способам их воздействие
на сознание и поведение людей.
Если право регулирует взаимоотношения
между субъектами с точки зрения их юридических
прав и обязанностей, правомерного - неправомерного,
законного - незаконного, наказуемого
- ненаказуемого, то мораль подходит к
человеческим поступкам с позиций добра
и зла, похвального и постыдного, честного
и бесчестного, благородного и неблагородного,
совести, чести, долга и т.д. Иными словами,
у них разные оценочные критерии, социальные
мерки.
В связи с этим нормы
права содержат в себе более или
менее подробное описание запрещаемого
или разрешаемого действия, точно
указывают нужный вариант поведения,
отличаются четкостью, формальной определенностью,
властностью, как правило, заранее
уста-навливают санкцию за нарушение
данного предписания, тогда как
нравственные нормы не имеют такой
степени детализации и не предусматривают
заблаговременно объявляемый
5.Право и мораль различаются по характеру и порядку ответствен-ности за их нарушение. Противоправные действия влекут за собой реакцию государства, т.е. не просто ответственность, а особую, юриди-ческую ответственность, причем порядок ее возложения строго регла-ментирован законом - он носит процессуальный характер. Его соблю-дение столь же обязательно, как и соблюдение материальных правовых норм. Человек наказывается от имени государства, поэтому к юриди-ческой ответственности нельзя привлечь в произвольной форме.
Иной характер носит «воздаяние» за нарушение нравственности. Здесь четкой процедуры нет. Наказание выражается в том, что нарушитель подвергается моральному осуждению, порицанию, к нему применяются меры общественного воздействия (выговор, замечание, исключение из организации и т.п.). Это - ответственность не перед государством, а перед обществом, коллективом, семьей, окружающими людьми.
6.Право и мораль
различаются по уровню
которая во многих случаях требует от
личности гораздо большего, чем
юридический закон, хотя он и предусматривает
за некоторые противоправные действия
весьма суровые санкции. Например, мораль
безоговорочно осуждает любые формы нечестности,
лжи, клеветы, обма-на и т.д., тогда как право
пресекает лишь наиболее крайние и опасные
их проявления. Мораль не терпит никакого
антиобщественного пове-дения, в чем бы
оно ни выражалось, в то время как право
наказывает наиболее злостные случаи
таких эксцессов.
Нравственность выверяет поступки людей категорией совести, по-велевает блюсти не только закон, но и долг; внутренние побуждения, считаться с мнением окружающих сограждан. Она более требовательна к поведению индивида. Право не в состоянии заставить человека быть всегда и во всем предельно честным, порядочным, правдивым, спра-ведливым, отзывчивым, благородным, идти на самопожертвование, совершать героические поступки и т.д. Этого законом не предпишешь. Мораль же призывает и к этому. Она ориентирует человека не на сред-ний уровень, а на идеал. «Авторитет нравственных законов бесконечно выше» (Гегель).
7,Право и мораль
различаются по сферам действия
Вторжение его в эти зоны было бы: во-первых, невозможным в силу неподверженности их внешнему контролю; во-вторых, ненужным и бессмысленным с точки зрения государственных интересов; в-третьих, просто недемократичным, антигуманным, «тоталитарным». Здесь дейст-вуют моральные, этические и другие социальные нормы, традиции, привычки, обыкновения. Нравственность в отличие от права прони-кает во все поры и ячейки общества, ее оценкам поддаются в принципе все виды и формы взаимоотношений между людьми. Она универсаль-на и вездесуща Е.А.Лукашева.
8. Наконец, у права
и морали различные
2. Проблемы соотношения права и морали
С точки зрения философии вопрос ставится так: чем отличается положительное право от положительной морали, и каково реальное взаимодействие между этими двумя видами социальных норм. Следовательно, в постановку вопроса не входит сопоставление морали с естественным правом, или идеальным представлением о нормах права, которые должны бы иметь место в общественной жизни.
Существует попытка
различить право и мораль, как
внешнюю и внутреннюю сторону
поведения. Нельзя сказать, чтобы эта
точка выражалась всегда с достаточной
ясностью. Так, например, Дан проводит
различие следующим образом. «Право
может быть вынуждаемо, потому что
оно регулирует внешние отношения
людей между собой, в которых
основным моментом является не намерение,
а действие (или бездействие); мораль
же невынуждаема, потому что она
регулирует внутренние отношения людей,
в которых основным моментом является
не поддающееся вынуждению намерение».
Что это за внутренне отношение?
И разве нравственная норма, предписывающая
людям помогать друг другу в нужде,
регулирует не отношение человека к
человеку? Также странно, когда говорят,
что нравственные нормы отличаются
от правовых тем, что они «опираются
на авторитет внутреннего
Рассматриваемый сейчас
взгляд на различие между правом и
моралью следует понимать так, что
право оценивает отношение
Эта точка зрения ищет себе опоры в Канте, который так ярко проводит границу между легальностью и моральностью поступка. Но кантовская линия ходит не там, где ищут границу правом и моралью. С точки зрения Канта в сферу легальности войдут все акты поведения, насколько они не определяются сознанием долга, а потому из сферы моральности должны быть исключены все акты, совершенные по склонности.
Но верно ли, на
самом деле, что право требует
лишь внешнего действия; оно не заботится
ни о побуждении, ни о воле. Доказать
что это не так можно на примере
ст. 105 «Убийство» УК РФ. Праву безразлично
по каким причинам человек воздерживается
от убийства из за уважения к жизни
ближнего, или из за опасения понести
наказание. Но дело тотчас меняется, как
только возбуждается вопрос о юридической
оценке происшедшего нарушения нормы.
Для права далеко не безразлично
по каким мотивам произошло