Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:34, реферат
Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распостраняются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса.
Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.
Введение 2
I. Понятие права и морали. 3
I.1 Понятие права. 3
I.2 Понятие морали.
II Соотношение права и морали. 6
II.1 Общие черты и различия между правом и моралью. 9
II.2 Проблемы соотношения права и морали. 14
Заключение. 24
Библиография. 28
Совершенно противоположный взгляд, направленный на сближение права и морали, выражается в положении, что право есть этический минимум. Эта формула обычно связывается с именем Еллинека. «Объективно, - говорит он, - это - условия сохранения общества, поскольку они не зависят от человеческой воли, т.е. Existenz - minimum этических норм; субъективно - минимум нравственной жизнедеятельности и нравственного настроения, требующийся от членов общества». Другими словами, право - Это обязательный для всех минимум нравственности. При таком взгляде близость между правом и моралью восстановлена. Право согласно, этому воззрению относится как часть к целому. Отсюда получается вывод сделанный Аренсом: «все, что запрещено правом, предписывается и запрещается нравственностью».
Но как мне кажется,
такое понимание взаимного
Во-первых, содержание норм права может быть нравственно безразлично. Например, процессуальные сроки ни с какой стороны нравственность не задевают. Этой частью своего содержания право выходит из нравственного круга.
Во-вторых, содержание
норм права может быть безнравственно.
Трудно, не закрыв глаза на действительность,
оспаривать, что в истории властвующие
создавали такие нормы права,
которые противоречили
Оригинальную точку зрения на соотношение права морали развивает Коркунов. «Нравственность дает оценку интересов, право - их разграничение».
Человеку приходится ограничивать осуществление отдельных целей, от иных даже вовсе отказываться. Поэтому необходима оценка интересов. Если интересы человека сталкиваются с интересами других людей, одной оценки интересов для внесения в деятельность людей порядка и гармонии. При равноценности или даже тождественности интересов, нравственная оценка не способна указать, как устранить столкновение интересов. Необходимо разграничение интересов, которое выполняется правом.
С точки зрения Коркунова можно понять право, как разграничение интересов продавца и покупателя, хозяина и работника. Но можно ли признать, что «в уголовном процессе разграничиваются интересы обвинителя и подсудимого».
По мнению Коркунова, принуждение не характерный признак для права, потому что «если общество все состояло из святых людей, принуждение было совершенно излишне: каждый бы и так уважал чужое право и выполнял свои обязанности. Но право все-таки существовало»Коркунов. Лекции по общей теория права, 4-е изд. 1897 . Но возможно ли допустить, чтобы в обществе святых поднимался вопрос о разграничении интересов?
Петражицкий наблюдает
акты нашего психического состояния, и
находит в нем различные
Этим двум видам
обязанностей соответствуют две
разновид-ности этических норм, императивов.
Нормы, устанавливающие свободную
по отношению к другим обязанность,
- это чисто или просто императивные
нормы. Нормы, устанавливающие для
одних обязанность и
Такова теория разграничения права и нравственности, пред-ложенная Петражицким. Прежде всего, возбуждается вопрос, всегда ли правовой обязанности соответствует притязание, и всегда ли нравственной обязанности чуждо сознание связанности притяза-нием?
А разве в нравственной
обязанности отсутствует
Таким образом, линия
разграничения между правом и
нравственностью, проводимая Петражицким,
проходит не там, где в общежитии
проводится эта линия, даже без споров
и сомнений. На это Петражицкий
может, конечно, ответить, что ему
нет дела до того, как кому угодно
разграничивать. Он эту группу случаев
называет нравственностью, а ту - правом.
И против несоответс-твия разграничительных
линий Петражицкий может
Трудно, конечно, возражать против произвольности наимено-ваний, избираемых ученым для той или другой группы явлений, Но тогда автор должен для произвольно избранной группы явлений избрать и произвольное наименование, а не расхожее, с которым в жизни не соединяется то значение, какое придает ему автор. А затем мы можем требовать, по крайней мере, чтобы соот-ветствие между наименованием и группой было устойчивым. Между тем, у нас нет никакой гарантии в том, что то самое со-знание, которому в душе одного соответствует притязание, у другого окажется свободным. Другими словами, различие между правом и нравственностью окажется разным у разных индивидов. Например, у одного создается сознание, что помочь нищему - его добрая воля, тогда как уплатить занятые деньги он должен, потому что кредитор имеет притязание, а у другого явится сознание, что помогать бедным его долг, так как они имеют право на его содействие, тогда как ростовщику, нажившемуся на процентах с него, он не должен платить Там, где на одной стороне имеется право, на другой - нравственная психика выражается в авторитетном побуждении к спокойному перенесению подле-жащих, хотя бы злостных и неосновательных воздействий к терпению, как таковому(Петражитский. Теория, т. I, ). Едва ли такая психика существует в действительности.
. А еще далее, - не способна
ли эта линия передвигаться
у одного и того же лица
в зависимости от перемены
убеждений, а может быть, от
настроения. Сам Петражицкий признает
возможным, что одни и те
же суждения "переживаются сначала
в качестве нравственных, а несколько
секунд спустя - в качестве правовых,
или наоборот"2. Такая неустойчивость
совер-шенно не отвечает требованиям,
предъявляемым, к научной клас-сификации.
Правовая обязанность имеется в том случае, когда я сознаю, что я должен, а другой может требовать. Но Петражицкий не счел нужным объяснить нам, что значит эти слова "должен" и "требовать".
Не отрицая остроумия
рассмотренной попытки
Право и нравственность лежат в одной плоскости. Оба норми-руют поведение человека в отношении других людей, с социальной точки зрения. Оба принимают во внимание как социальный результат поведения, так и мотивы поведения. Оба имеют соци-альное происхождение и социальную поддержку. Но нравствен-ность вырабатывается только обществом, тогда как право, хотя и может вырабатываться тем же путем (обычное право), но способно вырабатываться и особыми общественными органами (закон), Основное различие права и нравственности обнаруживается в тех санкциях, которыми поддерживаются нормы каждого из них.
Различием санкций
объясняется то, что нормы права
допускают несравненно большую
свободу в установлении их и обнаруживают
большую способность к
При указанном соотношении двух групп социальных норм, изменение санкции должно изменить и сам характер норм. Если нравственной норме, охраняемой общественным мнением, придается юридическая санкция, то норма, не переставая быть нравс-твенной, становится в то же время и правовой, например, в случае присоединения юридической санкции, к осуждению родителей за развращение детей. Наоборот, когда у нормы права отнимается юридическая санкция, то она или превратится в нравственную, если встретит поддержку в общественном мнении, или потеряет всякое значение, если такой защиты не найдет в нем.
Графически соотношение
между правом и нравственностью
могло бы быть изображено в виде
двух эксцентрических пересекающихся
кругов. Исторически степень
Соединенное действие права и нравственности обусловлива-ется единством целей, преследуемых нормами того и другого вида, - воздействия на поведение индивида с социальной точки зрения. Поэтому в значительной части право и нравственность совпадают в своем содержании. Нормы нравственности запрещают посягать на жизнь человека, присваивать себе его вещи, не исполнять обещан-ного. То же буквально повторяют нормы права, запрещая убийство, кражу, повелевая в точности исполнять заключенные договоры. В результате одно и то же действие, нарушая одновременно и норму нравственности и норму права, приводит в движение обе санкции. Убийца подвергается уголовному наказанию и возбуждает негодование общественной среды.
Разъединенное действие права и нравственности обусловли-вается различием санкций. Право может потребовать того, что нравственно безразлично, и наоборот, нравственность может требо-вать того, что юридически безразлично. Вступление богатого старика в брак с молоденькой бедной девушкой вызывает действие моральной санкции и не затрагивает правовой. Расхождение права и нравс-твенности может оказаться еще сильнее. Право может запретить то, что требуется нравственностью, и потребовать того, что запреща-ется нравственностью.
Такое явление столкновения норм права и нравственности возможно только потому, что право вырабатывается в форме закона частью общества, и навязывается остальным через посредство власти. Если бы право вырабатывалось самою общес-твенною средою и держалось его признанием, конфликт был бы не мыслим.
Влияние нравственности
на право потому именно и возможно,
что обе эти общественные силы
действуют в одном направлении.
Нравственность сдерживает произвол законодатель-ного
творчества. Право находится под
влиянием нравственности постоянно, но
влияние это оказывается