Соотношение морали и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:34, реферат

Описание работы

Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются главными регуляторами человеческого поведения, обладающие наибольшим значением и социальным эффектом. Они распостраняются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего, экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средствами выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованности общества его социального и культурного прогресса.
Еще древние философы (Аристотель, Платон, Демокрит, Цицерон) указывали на значимость этих двух главных определителей общественного поведения, их сходство и несовпадение.

Содержание работы

Введение 2
I. Понятие права и морали. 3
I.1 Понятие права. 3
I.2 Понятие морали.
II Соотношение права и морали. 6
II.1 Общие черты и различия между правом и моралью. 9
II.2 Проблемы соотношения права и морали. 14
Заключение. 24
Библиография. 28

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 48.66 Кб (Скачать файл)

Неоспоримо и обратное влияние на нравственность. Право  вмешивается в борьбу мотивов, определяющих нравственное пове-дение и действует  как психический фактор. Оно подавляет  одни мотивы и укрепляет другие. Принуждая, страхом угрозы, к требуе-мому поведению, нормы права превращают данное поведение в привычное, а  потому само по себе желательное. Мотивы антисоци-ального поведения, сдержанные правовою угрозою и потому не осуществляемые во вне, постепенно ослабевают, отпадают, а вместе с тем исчезает опасное с нравственной стороны поведение. "Регули-руйте чувства человека и его действия, и вы неизбежно повлияете на его действия и его чувства. Заставьте человека отрешиться от ненависти к его брату, и он, наверно, не решится его убить; если же вы убедите его не убивать брата, вы неизбежно ослабите до неко-торой степени силу его ненависти".

Право, конечно, способно поддержать требования нравствен-ности, недостаточно обеспеченные неорганизованной санкцией. Но для этого оно само должно быть нравственно, т.е. властвующие, которые создают право, должны испытывать на себе нравственную санкцию. Чтобы  право могло поддерживать нравственность, необ-ходимо, чтобы нравственность определяла государственный строй, потому что право есть продукт  государства.

Заключение

В процессе регулирования  общественных отношений мораль и  право также системно взаимосвязаны  и оказывают взаимное влияние  друг на друга.

К важнейшим ценностям  общества наряду с жизнью и здоровьем  людей относится мораль и общественная нравственность. Государство при  помощи юридических средств предусматривает  способы и меры их защиты. Например, в УК РФ содержится ряд статей, защищающих общественную нравственность. В частности, к преступлениям, посягающим на общественную нравственность, УК РФ отнес: «Вовлечение  в занятие проституцией» (ст. 240), «Организацию или содержание притонов для занятий проституцией» (ст. 241), «Незаконное распространение порнографических материалов и предметов» (ст. 242), «Уничтожение или повреждение памятников истории  и культуры» (ст. 243), «Надругательство над телами умерших и местами  их захоронения» (ст. 244), «Жестокое обращение  с животными» (ст. 245). Непосредственным объектом этих преступлений является общественная нравственность, т. е. совокупность общественных отношений, определяющих представление о добре и зле, о пристойности и непристойности, о гуманном и негуманном, о справедливом и несправедливом. УК не ограничивается только этими статьями, охраняющими  мораль и общественную нравственность. Такие составы преступлении, как  «Клевета» (ст. 129), «Оскорбление» (ст. 130), «Злостное уклонение от уплаты средств  на содержание детей или нетрудоспособных родителей» (ст. 157),

«Хулиганство» (ст. 213) и другие, также предусматривают  наказание за нарушение норм общественной нравственности. Признаваемую в обществе мораль защищают административное и  гражданское законодательство России. Такие статьи КоАП РСФСР, как «Мелкое  хулиганство» (ст. 158), «Распитие спиртных напитков в общественных местах или  появление в общественных местах в пьяном виде» (ст. 162), «Доведение несовершеннолетнего  до состояния опьянения» (ст. 163), «Невыполнение  родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению детей» (ст. 164), «Занятие проституцией» (ст. 164.2), требуют соблюдения норм морали. В противном случае предусмотрена  административная ответственность (в  том числе и за аморальность такого поведения). Одним из объектов посягательства в этих составах административных правонарушений является общественная нравственность. Если гражданину причинен моральный  вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими  его личные неимущественные права  либо, посягающими на принадлежащие  гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных  законом, он вправе требовать по суду денежной компенсации (ст. 151 - «Компенсация морального вреда»). Гражданин имеет  право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство  или деловую репутацию сведений, распространенных средствами массовой информации или содержащихся в каких-либо документах (ст. 152 - «Защита чести, достоинства  и деловой репутации»). В стадии разработки и обсуждения в Государственной  думе РФ находится проект закона о  государственной политике в области  сексуальной культуры и охраны общественной нравственности. Проблема моральности  права является актуальной и для  уголовного процесса.

Главной целью уголовного судопроизводства является установление объективной истины. При этом не только безнравственно, но и юридически наказуемо добывать показания с  применением насилия в отношении  обвиняемого и других участников процесса. Норма, регулирующая порядок  допроса обвиняемого, требует совершенствования  с точки зрения общечеловеческой морали.

Обеспечение свободы  личности, в том числе и в  уголовном процессе, связано со свободой вероисповедания. Возможность осуществления  свободы вероисповедания можно  расценивать как подтверждение  реального гуманизма в юридической  практике. Согласно Закону РСФСР от 25 октября 1999 г. «О свободе вероисповедания», тайна исповеди охраняется законом. Свидетель не может допрашиваться  и давать объяснения кому бы то ни было по обстоятельствам, которые стали  ему известны из исповеди гражданина (ч. 2 ст. 13).

В Уголовно_процессуальном кодексе (УПК РФ) дается перечень лиц, не подлежащих допросу в качестве свидетеля. К этой категории лиц, с учетом определенных обстоятельств, отнесены: судьи, присяжные заседатели - об обстоятельствах обсуждения в  совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного  решения; защитники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а равно  представители потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика - об обстоятельствах, которые стали  ему известны в связи с выполнением  своих обязанностей по уголовному делу; священнослужители - об обстоятельствах, известных ему из исповеди; лицо, которое и силу своего малолетнего  возраста либо психического или физического  нарушения развития неспособно правильно  воспринимать обстоятельства, имеющие  значение для дела, и давать о  них показания; близкие родственники подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, если они дали согласие на допрос в  качестве свидетеля по данному делу.

В одном из своих  предпасхальных выступлений патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил: «Духовная жизнь - это ежедневное возделывание земли своего сердца»  Клин Б. Беседа со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II («Духовная

жизнь - это ежедневное возделывание земли своего сердца») // Известия. 2006. 18 апр.

.

В современной России идет борьба за цивилизованный путь развития общества и государства. Находясь в  смутном состоянии, общество обязано  отдавать себе отчет в том, куда и  к чему оно идет. Поэтому проблема моральности поведения наблюдается  во всех сферах общественной жизни, в  том числе и в политической. Например, с моральной точки зрения, нельзя назвать идеальным поведение  ряда губернаторов, вначале добровольно  ушедших в отставку, а затем  принявших участие и победивших в новых выборах (А. Тулеев в Кемеровской  области и К. Титов - в Самарской  области).

Важным является вопрос о соотношении права и закона. В данном случае признается специфика  права как особого, обладающего  объективными свойствами социального  явления, независимо от воли или произвола  законодателя, власти, от переходящего эмпирического содержания текущего нормотворчества и правоприменения.

Ценность права  можно рассматривать применительно  к обществу, слоям и группам  населения и, конечно, применительно  к человеку и гражданину. При этом личностная ценность права должна быть приоритетна.

Библиография

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс  РФ

3. Уголовно-процессуальный  кодекс

4. Семейный кодекс  РФ

5. Головистикова А.Н.. Дмитриев Ю.А. Проблемы теории  государства и права: Учебник. - М.: Издательство Эксмо, 2005

6. Коркунов. Лекции  по общей теория права, 4-е изд. 1897

7. Лукашева Е.А.  Право, мораль, личность. М., 1986

8. Матузов Н.И, Малько  А.В. Теория государства и права:  Учебник - М.: Юристъ, 2002

9. Мелехин А. В.Теория государства и права: учебник, М. : Маркет ДС, 2007

10. Петражитский. Теория  права и государства, 2-е изд., I, 1909

11. Спиридонов Л.  И. Теория государства и права.  М.: Проспект,2001.

12. Черданцев А.Ф.  Теория государства и права:  Учебник для вузов. - М.: Юрайт - М, 2001

13. Шершеневич Г.Ф.  Общая теория права: Учебное  пособие в 2-х томах. М.: Издательство  «Юридический колледж МГУ» 1995

14. Современная универсальная  Российская энциклопедия, М., 2000.

15. Клин Б. Беседа со святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II («Духовная жизнь - это ежедневное возделывание земли своего сердца») // Известия. 2006.

... читать дальше >>>


Информация о работе Соотношение морали и права