Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:47, контрольная работа
Поскольку реальные процессы развития в обществе отношений познания и нравственности находили свое отражение в философских, этических теориях своих исторических эпох в длительной и духовно насыщенной истории идей, то в целом, возможно решить указанную проблему, обратившись к истории наиболее значительных учений прошлого, заложивших основы нашего современного воззрения на эти вопросы. Особый интерес представляет 17 век – важный период в истории человечества. В эпоху Нового времени были разработаны основные идеи, характерные для европейского сознания, сформировавшие общую теоретическую основу историко-философских учений вплоть до наших дней. Произошел коренной пересмотр взглядов на человека, что во многом стимулировало развитие эмпирического естествознания последующих столетий. Для самой философии это обернулось решительной переориентацией в сторону эмпиризма и сенсуализма.
Введение
Основная часть.
1. Основные идеи теории познания Д. Локка
2. Соотношение первичных и вторичных качеств по Локку
Заключение
Список использованной литературы
Вернемся к Локку. После того, как он завершает артподготовку, он приступает к выяснению вопроса, откуда же берутся идеи? Перед ним два варианта: либо они априорны, то есть уже заранее даны в душе, либо из опыта. Других вариантов нет. Доопытные идеи называются врожденными. Локк доказывает, что таковых нет. Как он это делает? Он использует очень простой и действенный аргумент. Он задает вопрос: «Скажите, вот врожденные идеи – допустим, они есть. Но что значит «врожденная идея»? Это значит, что она исконно присуща человеческой природе; не какому-то конкретному человеку, неважно, где это человек живет, в каких условиях, и т.д. – если идея врожденна, она всегда будет присутствовать в нем. Так? Значит, если у человека есть врожденные идеи, то они должны быть у всех людей; поскольку, если они присущи человеческой природе, то, соответственно, должны быть присущи и всем людям, которые люди именно потому, что они имеют человеческую природу. Итак, если врожденность связана со всеобщностью идей – если они всеобщи, то они должны быть всем понятны сразу же[5].
Локк говорит о внутреннем чувстве как одном из источников идей - о внутреннем опыте. Но что раскрывает нам этот опыт? Он раскрывает нам устройство собственной души и ее способностей. Значит, предполагается уже, самой фигурой речи предполагается, что есть душа, обладающая определенными способностями, которые присущи ей независимо от внешних предметов. И эти способности мы можем назвать врожденными. Способности врожденными можно назвать. Что Локк и делает.
Он признает врожденные способности – на этот раз уже прямо. Врожденные способности души – это те законы, по которым осуществляется деятельность души и которые находятся, принадлежат ее природе, а не берутся откуда-то извне. Эти законы можно открыть во внутреннем чувстве. Эти законы, или формы деятельности, в точности соответствуют тому, что Декарт назвал бы «врожденными идеями II класса», как то: мышление, сознание и т.д. То есть и в этом плане различие между Декартом и Локком невелико.
Итак, если нет врожденного знания в таком абсолютном смысле, а можно говорить лишь в условном ключе, то тогда все наше знание берется из опыта. Опыт бывает, я уже говорил, внешний и внутренний. Идеи внешнего опыта, или внешнего чувства, Локк называет идеями ощущений. Идеи, которые поставляются нам внутренним чувством, он называет идеями рефлексии. Опять-таки, термин «идея» широко им употребляется. Идеей он называет то, что вы сейчас непосредственно ощущаете перед собой – тетрадки, ручки, - это идеи по Локку, а не сами вещи. Он придерживается той же концепции дуплицированного мира, что и Декарт. Идея ощущения, продолжает он, возникает в душе в результате воздействия на нас внешних предметов.
Есть душа. Предметы воздействуют на душу. При воздействии на душу внешние вещи как бы запускают ее внутренние механизмы. Она включается - душа, после внешнего воздействия, и что-то начинает делать с полученными идеями: во-первых, она их запоминает, эти идеи, потом воспроизводит, сравнивает, разделяет, соединяет. Вот это уже душевные действия. И эти душевные акты раскрываются в рефлексии.
Далее посмотрим, как Локк различал простые и сложные идеи[6].
Простая идея (определение довольно трудное, как и всякое элементарное понятие) – это такой предмет мысли, в котором мы никоим образом не можем обнаружить внутреннюю структуру, часть. К примеру, представление о цвете: красный цвет – яркий образец простой идеи. Или какой-нибудь вкус возьмем, запах: никаких частей в запахе нельзя найти - это простая идея. Простые идеи могут объединяться; возникают конгломераты, которые Локк называет сложными идеями. Пример сложной идеи – комок снега. Этот образ объединяет в себе белизну, холод, рассыпчатость и многие другие качества, каждое из которых является простой идеей.
Простые идеи надо отличать от модусов простых идей – довольно сложное понятие локковской философии. Модусы простых идей возникают при повторении, при размножении одной и той же качественной определенности. Пример – протяжение. Если мы спрашиваем: идея протяжения – простая или сложная идея, то мы оказываемся в несколько двусмысленном положении, по Локку. С одной стороны, протяжение мыслится как однородное что-то. Это говорит за то, что это простая идея. Но с другой стороны, протяжение делимо. А делимость – качество сложной идеи. Локк сочетает эту амбивалентность в термине «модус простой идеи». Простой идеей протяжения будет некое представлением об элементарном протяжении, атомарности какой-то, что ли, точки какой-нибудь. Но, так или иначе, здесь присутствует размножение однородного. Что и закрепляется соответствующим термином.
Локк формулирует общий закон: все идеи, говорит он, проистекают из опыта. Не все идеи вообще, а все простые идеи берутся из опыта. Тогда как сложные идеи могут и не иметь архетипов в опыте. Представьте себе платиновую гору, например. Вот это идея. Видели вы платиновую гору? Нет, конечно. Значит, не все идеи из опыта? Что же - это врожденная идея – платиновая гора? Нет, просто это сложная идея. А вот идея платины и идея горы, которые условно можно назвать простыми идеями (они в действительности непростые, можно и дальше делить, - не в этом дело), - они имеют опытный архетип. То есть что-то было в ощущениях, что им соответствовало.
Что касается идеи ощущения, то их существует очень много видов, причем большая часть всей массы ощущений делится, соответственно разделениям органов чувств. Вот у человека существует пять чувств – соответственно, пять громаднейших классов идей ощущений:зрительных, осязательных, обонятельных, вкусовых, тактильных и слуховых. Это простые; если говорить об элементарных компонентах каждого из этих классов, то да: это простые идеи ощущений.
Некоторые идеи, говорит Локк, связаны не только с ощущениями, но и с рефлексией тоже могут быть связаны; то есть не только с внешним, но и с внутренним чувством. Ну, во-первых, идея бытия, например, или идея единства: они не специфицированы внешним чувством. То есть . эти идеи можно получить и из внешнего и из внутреннего чувства. То же самое с идеями удовольствия и страдания: удовольствие может вызываться приятными ощущениями вкусового плана, а может вызываться чувством собственной свободы. Тут Локк говорит, по сути, о давнем делении удовольствий на телесные и интеллектуальные. Ну, это достаточно стандартно здесь пока выглядит, никаких открытий тут он не делает.
Но более любопытно
уяснить его позицию
Проявляется же сущность души,
главным образом, в ее теоретической
и практической деятельности. Наиболее
общим модусом теоретической
деятельности Локк называет представление,
или восприятие. Ну, а наиболее общей
характеристикой практической стороны
душевной жизни является желание, или
воля. Итак, вот краеугольные камни,
на которых стоит душевная жизнь:
на восприятии и на желании. Причем
все остальные формы являются
производными, по Локку. Вот, скажем, память,
воображение, интеллект – все
это производные от представления
- все это разновидности
И сами сложные идеи Локк тоже классифицирует. Он подразделяет их на три класса: идеи субстанции, идеи модусов (идея субстанции – это, например, человек – вот идея субстанции (какая субстанция здесь не указывается – просто субстанция, неважно, какая); модус (пример сложной идеи (не простого модуса, а сложного) – идея красоты) и идеи отношения (например: причина – коррелятивное понятие).
2. Соотношение первичных и вторичных качеств по Локку
Наиболее важным вкладом Локка в метафизику Нового времени явилось его различение первичных и вторичных качеств.
Термины не им были изобретены, но именно с его подачи они стали очень популярными и до сих пор таковыми остаются[7]. Локк не только термины изобрел, но и сам предмет, который он так традиционно застолбил – зафиксировал эту позицию в новоевропейской метафизике; связано это с разделением вещей и образов этих вещей.
Локк говорит, что далеко не все компоненты идей ощущения, т.е. далеко не все компоненты того мира, который мы непосредственно воспринимаем в чувствах вот сейчас, похожи на то, как устроены сами вещи. В самих вещах есть лишь протяжение, плотность и фигура. Ни цветов, ни запахов, ни вкусов в самих вещах нет. А что у них есть? Есть какое-то движение мельчайших частиц, которые при воздействии на органы чувств производят соответствующие ощущения. Реально цвет является определенной разновидностью движения материи, не более того.
На основе этих рассуждений Локк и формулирует свою концепцию первичных и вторичных качеств. Он говорит так (в строгом изложении, его позиция выглядит следующим образом): «Идеями первичных качеств мы должны называть такие идеи, которые похожи на устройство самих материальных вещей. Идеи вторичных качеств не похожи на то, что их вызывает». Идея протяжения, например, похожа на сами протяженные вещи. Идея формы. Идея плотности. А идея цвета не похожа на то, что ее вызывает. Поэтому цвет – это вторичное качество. А протяжение – первичное.
Тут надо только не путать. Потому что локковскую позицию иногда упрощают и говорят, что первичные качества существуют в самих вещах, а вторичные качества – только в восприятии. В действительности, это не совсем так. По Локку, и первичные, и вторичные качества существуют в вещах. Они объективны: и вторичные, и первичные; но просто идеи, еще раз повторяю, первичных качеств похожи на сами эти качества, а идеи вторичных качеств не похожи. Реально, если говорить о самих вещах, то вторичные качества являются модификациями первичных.
Первичные качества – форма, а вторичные качества – определенная форма мельчайших частиц, движущихся по таким-то и таким-то законам. Вот если законы такие, то это движение вызывает ощущение красного цвета; если законы несколько другие, - ощущение синего цвета[8].
Следует сказать, что здесь Локк подводит итоги даже не столько новоевропейской философии, так терминологически оформляя проблему, но даже всей европейской философии – вот знаменитое изречение Демокрита (ок. 470 до н. э. - неизвестно): «В мнении существует теплое, холодное и т.д., а поистине существуют лишь атомы и пустота». Эта установка с античных времен довлела в европейской метафизике, и Локк просто здесь фиксирует ее.
А на каком же основании Локк считал, что одни качества, одни идеи похожи, другие непохожи? Какой аргумент? Должен же быть какой-то довод. Как правило, использовался «винный аргумент». «Винным» его иногда называют потому, что исторически доказательство еще в античности иллюстрировалось на примере с вином: одному человеку вино кажется кислым, другому сладким; но предмет не может быть одновременно и кислым, и сладким - значит, эти качества вовсе в предмете не существуют, а существуют только в восприятии. Примерно такого же рода доказательствами пользуется и Локк. Хотя даже для него проблема доказательства здесь не самая важная. Для него этот вопрос очевиден, надо просто терминологически зафиксировать.
Заключение
Итак, мы проанализировали основные идеи теории познания Локка.
Из всего вышесказанного
можно сделать следующие
Исходным пунктом теории
познания Локка является положение,
что в мыслях нет ничего, чего
не было бы в чувствах. Эту идею он
развивает и обосновывает в своем
главном труде «Опыт о
Локк различает простые и сложные идеи, а также первичные и вторичные качества.
Опыт трактуется Локком как двоякий: ощущения и рефлексия. Они являются источником простых идей.
Одним источником идей является объект ощущения, другим – деятельность души.
Особенности внутреннего опыта объясняют и такое весьма важное свойство человеческого сознания, как наличие в нем определенных задатков, в сущности, независимых от внешнего опыта. Следует различать, согласно Локку, отсутствие врожденных идей как внеопытного знания и наличие вместе с тем определенной способности, предрасположенности к той или иной деятельности.
Краеугольным камнем гносеологии
Локка был тезис о
Необходимо заметить, что вся теория познания Локка тесно связана с фундаментальными мировоззренческими посылками: люди находятся во внешней, не зависимой от них среде, обладают способностями познавать ее и приспособляться к ней, могут сохранять знание о внешнем мире и варьировать свое в нем поведение.
Философия Д. Локка является логическим завершением линии английского эмпиризма 17 века и в то же время представляет собой новую ступень в развитии философской мысли Нового времени. Локк довел линию сенсуализма до наивысшего ее выражения и трансформировал ее в доктрину эмпиризма, принципиально противопоставив ее позиции рационализма.
Список использованной литературы:
1. Бертран Рассел. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней. М., 2001.
2. Васильев В.В., Кротов
А.А. История философии:
3. Краткий очерк истории философии / Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова. Москва, 1960.
4. Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960.
5. Соколов В. В. Европейская философия 15-17 веков. М., 1984.
6. Фролов И. Т. Введение в философию. М., 2002.
[1] Локк Д. Опыт о человеческом разуме // Избранные философские сочинения. Т.1., М., 1960.
Информация о работе Соотношение первичных и вторичных качеств по Локку