Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:46, реферат
Буддизм -- первая по времени возникновения мировая религия, зародившаяся в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадалась родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии насчитывалось огромное количество бродячих аскетов, предлагающих свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатию народа.
Введение
1.Предпосылки возникновения буддизма
2.Основы буддийского учения: Благородные Истины
а) Первая Благородная Истина
б) Вторая Благородная Истина
в) Третья Благородная Истина
г) Четвертая Благородная Истина
д) Несуществование индивидуального субстанциального простого и вечного «я».
3. Школы и направления буддизма. Хинаяна и Махаяна
Заключение
Список используемой литературы
Рассмотрим Четыре Благородные Истины подробнее.
а) Первая благородная истина
Итак, Первая Истина -- это истина о страдании.
Вся жизнь человека — страдание. Эта истина основана на признании непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя поглощает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.
б) Вторая Благородная Истина
Вторая Благородная Истина -- истина о причине страдания. Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать жизни.
в) Третья Благородная Истина
Третья Благородная Истина -- истина о прекращении страдания, то есть о нирване. Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются только отрицательные суждения: это не желание и не сознание, не жизнь и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения душ. В позднейшем буддизме нирвана понимается как блаженство, состоящее в свободе и одухотворении.
г) Четвертая Благородная Истина
Но как же достичь освобождения, нирваны? Об этом говорит Четвертая Благородная Истина -- истина о пути (марга), ведущем к прекращению страданий -- то есть о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).
Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое называют срединным путем, позволяющим избежать двух крайностей: потакания чувственным удовольствиям и истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно называет восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.
Вот эти состояния:
Первые две ступени означают достижение мудрости или праджня. Следующие три — нравственное поведение - шила. И наконец, последние три — дисциплина ума или самадха.
Однако эти состояния
нельзя понимать как ступени лестницы,
которую человек осваивает
В целом же можно сказать, что буддизм принес в религию личностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости и готовности действовать в определенном направлении. Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в буддизме Махаяны.
На этом мы завершаем наш по необходимости краткий разговор о Четырех Благородных Истинах буддизма и переходим к такой важной, если не сказать -- важнейшей, буддийской доктрине, как учение о несуществовании индивидуального субстанциального простого и вечного «я», или души (атмана), называемого обычно на санскрите анатмавада. Эта буддийская доктрина отличает буддизм как от большинства неиндийских религий, так и от других религий Индии (индуизм, джайнизм), признающих учение о «я» (атман) и душе (джива) [3,c. 297].
д) Несуществование
индивидуального
Почему буддизм отрицает существование вечного «я»? Буддизм утверждает, что именно чувство «я» и возникающая из него привязанность к «я» есть источник всех прочих привязанностей, страстей и влечений, всего того, что образует клеши -- омраченную аффективность, затягивающую живое существо в трясину сансарического существования. Какое же именно «я» отрицается буддизмом? Отрицается именно индивидуальное «я», личность как сущность, простая и вечная, тождественная самой себе субстанция. Фактически буддизмом отрицается то, что в брахманской и джайнской традициях получило название джива (душа) или пудгала (личность).
Буддисты отвечают,
что личность есть только имя для
обозначения соединенных в
Что же это за группы?
В буддийской традиции они называются пятью скандхами.
1. группа чувственного (рупа), то есть всего, что мы могли бы отнести к области чувственно воспринимаемого и материального;
2. группа чувствований
(ощущение приятного,
3. группа осознавания различий (круглое -- квадратное; белое -- черное и т.д.), а также формирования представлений и понятий -- самджня;
4. группа мотивирующих факторов -- волений и побудительных импульсов (самскара); именно эта группа элементов ответственна за формирование кармы и, наконец,
5. сознание как таковое (виджняна).
Следует обратить внимание, что порядок перечисления скандх не случаен -- он отражает порядок восприятия объекта и его освоения сознанием: вначале только сами чувственные данные, затем сопровождающее их чувство приятного или неприятного, затем формирование конкретного образа воспринятого объекта и оформление затем установки на влечение к воспринятому или отвращение к нему; все эти процессы сопровождаются участием в них сознания, которое присутствует даже на уровне восприятия.
Дхарма -- это «держатель» или «носитель». Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или элементарное психофизическое состояние. Можно ли счесть субстанцией дхарму? Опять-таки нет, причем сразу в силу двух обстоятельств. Во-первых, субстанция всегда является носителем множества качеств, которые связаны с ней разными отношениями, тогда как в буддизме каждая дхарма несет лишь одно качество, свое собственное. Во-вторых, буддизм утверждает, что дхарма и дхармин тождественны, носитель и несомое им качество совпадают. Есть и третье принципиальное отличие: субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны.
Говоря о дхармах, надо отметить, что наш опыт конституируется дхармами, но сами дхармы мы также описываем в терминах дхарм. Здесь можно привести такой, пример: наша речь состоит из слов, но слова мы описываем тоже при помощи слов.
Дхармы постоянно
возникают и исчезают, заменяясь
новыми, но обусловленными предшествующими
дхармами по закону причинно-зависимого
происхождения. Эти постоянно возникающие
и исчезающие бессубстанциальные дхармы
в своей совокупности образуют поток,
или континуум (сантана), который
эмпирически и обнаруживается как
«живое существо». Таким образом, любое
существо, в том числе и человеческая
личность, понимается в буддизме не
как неизменная сущность (душа, атман),
а как поток постоянно
С теорией дхарм тесно связана еще одна весьма важная особенность буддийского мировоззрения, а именно учение о мгновенности (кшаникавада). Буддизм утверждает, что для сансарического существования характерны следующие характеристики:
1. все непостоянно (анитья);
2. все есть страдание (духкха);
3. все бессущностно,
или все лишено самости (
4. все нечисто (ашубха).
Учение о мгновенности непосредственно вытекает из первого тезиса о всеобщности непостоянства. Оно утверждает, что каждая дхарма существует только одно ничтожно малое мгновение, в следующее мгновение заменяясь новой дхармой, причинно обусловленной предыдущей. Таким образом, нельзя не только дважды войти в одну и ту же реку, но нет и того, кто мог бы дважды попытаться это сделать. По существу, каждое новое мгновение существует новая личность, причинно связанная с предыдущей и обусловленная ею.
3 Школы и направления буддизма. Хинаяна и Махаяна
Буддизм практически
никогда не был единой религией,
и само буддийское предание утверждает,
что почти после самой
Многие из восемнадцати школ отличались друг от друга только деталями учения, например, пониманием тех или иных вопросов винаи, дисциплинарного кодекса монахов, но между некоторыми из них расхождения были значительными.
В чем же заключаются принципиальные отличия между Хинаяной и Махаяной? Рассмотрим этот вопрос на основе двух базовых аспектов обоих традиций: 1) их представлений об идеальной личности и цели буддийского пути и 2) их учений о природе Будды.
Идеальной личностью Хинаяны является архат. Это слово означает «достойный». Архат -- это святой монах (бхикшу; пали: бхиккху), достигший собственными усилиями цели Благородного Восьмеричного Пути -- нирваны -- и навсегда покинувший мир.
По учению Хинаяны, Будда до своего пробуждения был обычным человеком, только наделенным великими добродетелями и святостью, обретенной благодаря совершенствованию в течение многих сотен жизней. После пробуждения (бодхи), которое с точки зрения Хинаяны было не чем иным, как обретением плода архатства, Сиддхартха Гаутама перестал быть человеком в собственном смысле этого слова, став Буддой, то есть просветленным и освобожденным от сансары “существом”
Что касается Махаяны, то ее подход к обозначенным выше доктринальным вопросам был совершенно иным.
Во-первых, идеальной
личностью для последователей Великой
Колесницы был не обретший нирвану
архат, а стремящийся к достижению
состояния Будды на благо всех
живых существ бодхисаттва. Во-
Вообще же идея бодхи, истинного пробуждения Будды, очень важна для Махаяны. В раннем буддизме бодхисаттвой назывался будущий Будда до того, как он обрел пробуждение, то есть, собственно, стал Буддой. В Махаяне бодхисаттва -- это любой человек, монах или мирянин, наделенный намерением обрести бодхи, пробудиться, стать Буддой. Таким образом, в ранней Махаяне меняется, по сравнению с Хинаяной, цель буддийской практики. Позднее меняется и ее мотивация.
Огромно и отличие
Махаяны от Хинаяны по вопросу о том,
что представляет собой Будда, Будда вообще,
а не только исторический Шакьямуни. Махаяна
занимает по этому вопросу «сверхмирскую»
позицию, восходящую к учению локоттаравадинов-
А Махаяна делает еще один радикальный вывод: нирвана и сансара тождественны, между ними нет сущностного различия; сансара есть лишь иллюзорный аспект нирваны, никогда не возникавший и никогда не исчезающий, подобно тому как не может исчезнуть или появиться иллюзия: на то она и иллюзия, что не имеет реального онтологического статуса и не существует «в себе». А из этого, в свою очередь, следует, что все существа -- не кто иные, как Будды, но только не пробудившиеся к пониманию этого, не реализовавшие свою внутреннюю и изначально пробужденную природу.
Однако в отличие от Хинаяны Махаяна утверждает, что Будда, обретя Дхармовое Тело (пробудившись), не покидает навечно мир, не уходит в недоступную для существ сансары нирвану без остатка.
Но буддизм и
в форме Махаяны все-таки останется нетеистическойрелиги
И Хинаяна, и Махаяна признают приход в наш мир множества Будд (в прошлом и будущем), но только в Махаяне эти неисчислимые Будды не только нашего мира (называемого миром Саха), но и других миров становятся объектами культа и поклонения. Для Махаяны характерна также развитая литургика, пышные богослужебные ритуалы и мистерии.
Между Хинаяной и Махаяной существует также весьма существенное различие по отношению этих направлений буддизма к монашеству и мирянам.
Хинаяна -- сугубо монашеское направление буддизма, которое только собственно монахов и считает буддистами par excellence. Поэтому хинаянисты, в принципе, не стремятся к активной миссионерской деятельности или проповеди среди мирян. По-иному дело обстоит в Махаяне. Хотя было бы принципиально неверным умалять значение и роль монахов в махаянском буддизме, тем не менее нельзя не подчеркнуть, что принятие монашеских обетов и постриг отнюдь не являются необходимыми условиями для обретения состояния Будды.
Информация о работе Соотношение религии и философии в будизме