Соотношение религии и философии в будизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:46, реферат

Описание работы

Буддизм -- первая по времени возникновения мировая религия, зародившаяся в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадалась родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии насчитывалось огромное количество бродячих аскетов, предлагающих свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатию народа.

Содержание работы

Введение
1.Предпосылки возникновения буддизма
2.Основы буддийского учения: Благородные Истины
а) Первая Благородная Истина
б) Вторая Благородная Истина
в) Третья Благородная Истина
г) Четвертая Благородная Истина
д) Несуществование индивидуального субстанциального простого и вечного «я».
3. Школы и направления буддизма. Хинаяна и Махаяна
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

«САНКТ.docx

— 80.82 Кб (Скачать файл)

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«СООТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ  И ФИЛОСОФИИ В БУДДИЗМЕ»

 

 

 

 

 

Научный руководитель: Гавришина Т.Л.

 

 

 

 

                                       Санкт-Петербург

                                                    2013

Содержание

Введение

1.Предпосылки возникновения  буддизма

2.Основы буддийского  учения: Благородные Истины

а) Первая Благородная  Истина

б) Вторая Благородная  Истина

в) Третья Благородная  Истина

г) Четвертая Благородная Истина

д) Несуществование  индивидуального субстанциального простого и вечного «я».

3. Школы и направления  буддизма. Хинаяна и Махаяна

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Буддизм  -- первая по времени возникновения мировая религия, зародившаяся в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадалась родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии насчитывалось огромное количество бродячих аскетов, предлагающих свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатию народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе. Буддийский мир расположился от Цейлона до Тувы и Бурятии, от Калмыкии до Японии, причем процесс распространения этой религии продолжается на сегоднящний день в Европе и Америке. Буддизм стал религией многомиллионного населения Юго-Восточной Азии, которую традиционно связывают с родиной буддизма – Индией. Цитаделью буддизма уже тысячу лет является Тибет, куда буддизм принес индийскую культуру и которому он дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока –  индийскую, китайскую, не говоря уже о культурах Тибета и Монголии, пронизанных духом буддизма до их последних оснований. В лоне буддийской традиции были созданы утонченнейшие философские системы, изучение и осмысление которых и сейчас интересно не только с чисто историко-философской точки зрения, так как вполне возможно, что буддийское мировоззрение способно обогатить и современную философию, в ожидании стоящую на путях схождения новоевропейской классики и постмодерна. Таким образом, изучение буддизма (а дисциплина, занятая научным изучением буддизма, более ста лет тому назад получила название буддологии) необходимо и для востоковеда, и для культуролога, и для теолога, и для философа. И, конечно, нельзя понять буддизм, не обратившись прежде к вопросу о причинах его происхождения. Надо сказать, что этот вопрос вполне правомерен и с точки зрения самого буддизма: ведь буддизм провозглашает принцип всеобщей причинной обусловленности, а следовательно, и сам также должен рассматриваться с точки зрения причинной обусловленности (пратитья самутпада).[1,с.27]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Предпосылки  возникновения буддизма

Сама буддийская традиция признает две даты паринирваны (смерти) основателя буддизма -- Сиддхартхи Гаутамы (Будды Шакьямуни) -- 544 г. до н. э. и 486 г. до н. э. Именно первая дата была принята ЮНЕСКО, когда в 1956 г. весь мир отмечал 2500-летие буддизма. Тем не менее вопрос о дате смерти Будды является одним из важнейших спорных вопросов для современных буддологов, поскольку даты в исторических источниках временами сильно разнятся.

Буддизм возник в  северо-восточной части Индии (территория современного штата Бихар) в знаменитое ясперсовское «осевое время», время возникновения рациональной философии и этически ориентированных религий.  Там находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Буддизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Здесь важно отметить, что именно буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Как бы то ни было, старая ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых неортодоксальных аскетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через занятия философией и йогой. Одним из таких шраманов и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

В течение сотен  и сотен реинкарнаций Бодхисаттва (здесь -- будущий Будда) совершал бесчисленные подвиги любви и сострадания, постепенно накапливая заслуги и приближаясь к состоянию мудреца, познавшего истину и вышедшего из мучительного колеса чередования рождений и смертей – колеса Самсары. И вот пришло время его последнего рождения. Бодхисаттва уже находился на таком уровне духовного развития, что мог выбирать место своего нового рождения. И его взгляд остановился на небольшом государстве народа шакьев на территории современного Непала, которым правил мудрый царь Шуддходана из древнего царского рода. И Бодхисаттва, который мог даже просто появиться в мире не входя в материнскую утробу, избрал семью царя шакьев для своего рождения, чтобы с течением времени люди, испытывая глубокое уважение к почтенному роду царей шакьев, с большим доверием отнеслись бы к проповеди Будды, видя в нем отпрыска древней и славной семьи.

В эту ночь жена царя, царица Махамайя, увидела сон: в ее бок вошел белый слон с  шестью бивнями, и она поняла, что ею был зачат великий человек. Буддизм учит, что зачатие Будды было вполне естественным, а видение белого слона было лишь знаком зачатия исключительной личности. Незадолго до родов царица со своей свитой отправилась в соответствии с обычаем в дом своих родителей. Проходя через рощу саловых деревьев, царица почувствовала родовые схватки, взялась за ветку дерева и родила сына, который вышел из ее чрева через бедро. Младенец немедленно встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей, и богов.Но эти чудесные роды оказались роковыми, и вскоре Махамайя умерла. Царь призвал к младенцу астролога Ашиту, и тот обнаружил на его теле тридцать два признака великого человека и объявил, что новорожденный станет или великим государем, властителем всего мира (чакравартином), или святым, познавшим истину, - Буддой. Тогда мальчика нарекли Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама. Царю, конечно, хотелось, чтобы его сын стал великим государем. Потому он решил так организовать жизнь сына так, чтобы ничто не могло навести его на философские размышления или раздумья о смысле жизни. Принца поселили в роскоши и неге в великолепном дворце, отгороженном от внешнего мира. Мальчик рос, неизменно обгоняя всех своих сверстников в науках и спорте. С детства, однако, он проявлял склонность к размышлениям, и однажды, сидя под розовым кустом, он непроизвольно погрузился в состояние йогического транса (самадхи) такой интенсивности, что его сила даже остановила одно из божеств, пролетавших неподалеку. Нрава принц был кроткого, что поначалу даже восстановило против него его невесту -- принцессу Яшодхару, которая сочла, что подобная кротость не пристала кшатрию и несовместима с воинской доблестью. И только после того, как Сиддхартха продемонстрировал Яшодхаре свое воинское искусство, она согласилась стать его женой; у них родился сын Рахула. Казалось, что план царя-отца непременно осуществится. Так продолжалось до тех пор, пока принцу не исполнилось двадцать девять лет и он однажды не отправился на охоту. Эта охота изменила всю его жизнь.

На охоте принца впервые потрясло созерцание страданий, переполняющих жизнь. Но самым важным для духовного переворота Сиддхартхи оказываются четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны и ни богатство, ни знатность не могут защитить от смерти. Он обращает внимание на прокаженного и впервые осознает, что болезни подстерегают любого смертного. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолетность и призрачность богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания -- единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них. Говорят, что сами боги, также пребывающие в колесе Самсары и жаждущие избавления, послали принцу навстречу увиденных им людей, чтобы вдохновить его вступить на путь познания и освобождения.После этой достопамятной охоты царевич не мог уже больше спокойно жить в своем роскошном дворце. И вот однажды ночью он покидает дворец на своем любимом коне Кантаке и в сопровождении одного слуги. На опушке леса он попрощался со слугой и конем и своим мечом, который взял в руки последний раз в жизни, отсек в знак отречения от мирской жизни свои длинные волосы «цвета меда». Сделав это, он вступил в лес. Начался период ученичества, аскезы и духовных поисков.

Сиддхартха присоединялся  к разным шраманским группам, быстро достигая всего, чему учили их наставники. Надо сказать, что шраманские философы проповедовали самые различные доктрины. Сиддхартха внимательно слушал всех, но ничьим приверженцем так и не стал. Он предался суровой аскезе и умерщвлению плоти. Впоследствии он сам говорил, что дошел до такой степени истощения, что, дотронувшись до живота, чувствовал пальцем позвоночник. Но аскеза не приблизила его к просветлению, и истина оставалась столь же далекой от него. Тогда Сиддхартха решил отказаться от крайности аскетизма и принял скромную, но питательную еду (рисовую кашу на молоке) из рук жившей неподалеку девушки. Пять аскетов, практиковавших вместе с Сиддхархой, сочли его отступником и покинули его, оставив в полном одиночестве. Тогда бывший принц сел в позе созерцания под баньяновое дерево (ficus religiosa), получившее в буддийской традиции наименование «Древа Пробуждения» (бодхи), и дал клятву, что не сойдет с этого места до тех пор, пока не достигнет своей цели и не познает истину, после чего вошел в состояние глубокого сосредоточения, погрузившись в созерцание.

Чувствуя приближение  победы Сиддхартхи над миром смертей  и рождений, злой демон Мара атаковал его своими демоническими полчищами, а когда тот не устрашился, попытался  соблазнить его обликом своих  прекрасных дочерей. Но Сиддхартха остался  непоколебим, и Мара отступил. Между  тем Сиддхартха все глубже и глубже погружался в созерцание, и ему  открылись Четыре Благородные Истины о страдании, причинах страдания, прекращении  страдания и пути, ведущем к  прекращению страданий. Еще глубже стало его сосредоточение, и он постиг всеобщий принцип причинно-зависимого происхождения. Наконец разум Сиддхартхи достиг четвертого уровня сосредоточения, и перед ним засиял свет нерушимого покоя нирваны, Великого Освобождения. Здесь Сиддхартха вошел в состояние  транса (самадхи) Океанического Отражения, когда его сознание уподобилось  безграничной поверхности мирового океана в состоянии полного штиля, когда зеркальная гладь неподвижных  вод отражает в себе все феномены. В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич  из клана Шакьев, исчез, и в мире появился Будда (Buddha) -- Пробужденный, Просветленный. И больше уже не был он принцем и наследником престола, строго говоря, не был он больше и человеком, ибо люди рождаются и умирают, а Будда пребывает превыше и жизни, и смерти. И его имена и титулы отныне -- Будда Шакьямуни (Пробужденный Мудрец из рода Шакьев), Татхагата (Так Пришедший или Так Ушедший ), Бхагаван (Благословенный, Блаженный; дословно -- «наделенный благой долей»), Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром). И возрадовалась вся вселенная, боги осыпали Будду небесными цветами, по миру разлилось прекрасное благоухание, и земля сотряслась от появления Победителя. Но сам Будда еще семь дней пребывал в состоянии самадхи, наслаждаясь блаженством освобождения. На восьмой день он вышел из транса, и к нему тотчас же приступил Мара с последним искушением. Он предложил Будде оставаться здесь, под Древом Бодхи, и наслаждаться обретенным блаженством, никуда не ходя и не проповедуя истину другим людям. Но Будда немедленно отверг это искушение и пошел в один из религиозных центров Индии -- Бенарес, находившийся неподалеку от Ваджрасаны. Придя туда, он направился в близлежащий Олений Парк, где и произнес свою первую проповедь -- Проповедь о Повороте Колеса Учения (Дхармы). Первыми слушателями Будды были пять аскетов, ранее с презрением покинувшие отступника Гаутаму. Они и теперь поначалу не хотели слушать Будду, но его изменившаяся внешность так потрясла их, что они все-таки решили выслушать его, а выслушав, уверовали, став, таким образом, первыми буддийскими монахами, первыми членами сангхи -- буддийской монашеской общины. Так новая религия сразу же обрела свои Три Драгоценности (Триратна), три объекта поклонения, с принятия прибежища в которых человек может считаться буддистом -- Будду, Дхарму (его Учение) и Сангху (монашескую Общину).Кроме аскетов, Будде внимали еще две газели, изображения которых по обе стороны восьмирадиусного (восемь спиц Колеса символизируют восемь этапов буддийского Благородного Пути) Колеса Учения (дхармачакра) стали символом буддизма и буддийской проповеди; это изображение можно увидеть на крышах многих буддийских храмов, в том числе и Санкт-Петербургского Дацана.

Сиддхартха Гаутама  покинул дворец в двадцать девять лет и стал Буддой в тридцать пять лет. После этого он еще сорок  пять лет проповедовал свое учение в разных государствах северо-востока  Индии. Богатый купец Анатхапиндада  подарил сангхе рощу близ города Шравасти, столицы государства Кошала. Там  Будда и его монахи часто останавливались, приходя в Кошалу. Сангха быстро росла, и, если верить сутрам, ее численность  достигла 12 500 человек. Из числа первых монахов выделились самые выдающиеся ученики Будды: Ананда, Махакашьяпа («Знаменосец Дхармы»), Махамаудгальяяна, Субхути и другие. Была создана  и женская община. Таким образом, кроме монахов (бхикшу), появились  и монахини (бхикшуни). Будда не забыл  и о своих родных. Он посетил  страну шакьев и был восторженно  встречен отцом, царевной Яшодхарой  и народом страны. После бесед  с Буддой его сын Рахула и Яшодхара приняли монашество. Отец Будды, Шуддходана, оставшийся, таким образом, без наследников, взял с Будды слово, что он больше никогда не примет в общину единственного  в семье сына без согласия его  родителей. Будда обещал это, и с  тех пор этот обычай свято соблюдается  в буддийских странах, особенно на Дальнем  Востоке.

Шло время. Будда  старел, и близился день его отхода в окончательную нирвану. Это  произошло в местечке Кушинагара, на берегу реки Найранджани, относительно недалеко от Бенареса. Простившись  с учениками и дав им последнее  напутствие надеяться только на собственные  силы, «быть светильниками самим  себе» и усердно трудиться  во имя освобождения, Будда лег  в позе льва (на правый бок, головой  к югу и лицом к востоку, подложив правую руку под голову) и  погрузился в созерцание. Вначале  он достиг четвертого уровня сосредоточения, потом восьмого, потом вернулся к  четвертому, и из него вступил в  великую и вечную нирвану без  остатка. Закончилась его последняя  жизнь, больше не будет новых рождений и новых смертей. Гончарный круг кармы остановился, и тело, последняя  объективация былого влечения к профаническому существованию, перестало жить. Отныне Будды больше не было в мире и  мира не было для Будды. Он погрузился в состояние, которое не может  быть ни описано, ни представлено. Можно  лишь сказать, что в нем не было места страданию, которое заменило высшее блаженство.

Ученики Будды в  соответствии с обычаем кремировали  тело Учителя. После кремации в пепле  ими были найдены шарира -- особые образования в форме шариков, характерные для тел святых. Они стали важнейшими буддийскими реликвиями. Цари соседних государств прислали гонцов с просьбой дать им частицы праха Будды, мотивируя свою просьбу словами: «Пробужденный был из сословия кшатриев, и я тоже из сословия кшатриев. Поэтому я прошу передать мне часть праха от погребального костра Пробужденного». Позднее эти частицы праха и шарира были помещены в особые реликварии -- ступы, культовые строения конусовидной формы. Обнесенная стеной ступа в Санчи сохранилась до нашего времени. По преданию, таких ступ было сто восемь (священное в Индии число).Позднее, когда реликвии закончились, в ступы стали класть тексты сутр, почитавшихся как запись подлинных слов Будды. Поскольку суть Будды есть Дхарма, его Учение, то сутры как бы представляли собой Дхарму как духовное тело Будды. Эта замена оказалась очень важной для последующей истории буддизма, поскольку здесь, видимо, коренятся истоки чрезвычайно важного учения махаянского буддизма о Дхармовом Теле Будды (Дхармакая).

Предание о жизни  Будды не могло не трогать и  не волновать людей разных эпох и  культур. Оно дошло даже до Византии, превратившись в сказание о царевиче Иосафате (искаженное «бодхисаттва») и  его отце Авенире. Под именем «Иосафат»  Будда и был там канонизирован, оказавшись, таким образом, включенным и в православные святцы [2,c.47].

2.Основы  буддийского учения

Существует некий  круг идей, которые в том или  ином виде, с той или иной акцентуацией характерны для всех направлений  буддизма (хотя их осмысление может  быть в них весьма различным). Именно этот круг базовых идей мы и будем  называть «основами учения буддизма»  и к ним теперь и обратимся. К этим базовым идеям следует  прежде всего отнести Четыре Благородные  Истины, учение о причинно-зависимом  происхождении и карме, доктрины анатмавады («не-души») и кшаникавады (учение о мгновенности), а также  буддийскую космологию. Все буддисты верят, что эти принципы были провозглашены  самим Буддой, однако если тхеравадины («хинаянисты») считают их полной и  окончательной истиной, то для большинства  махаянистов они есть лишь некоторые  условно истинные положения, провозглашенные  Буддой в пропедевтических целях, чтобы  подготовить учеников к восприятию ими истин более высокого порядка, таких, например, как тождество сансары  и нирваны или наделенности всех живых существ природой Будды. Но в любом случае рассмотрение учения буддизма следует начинать именно с  них.

Четыре  Благородные Истины (чатур арья сатьяни) представляют собой формулировки, вполне сопоставимые с формулировками врача, ставящим больному диагноз и назначающим лечение. Эта метафора далеко не случайна, поскольку Будда и видел себя врачом живых существ, призванным исцелить их от страданий сансары и прописать лечение, ведущее к выздоровлению -- нирване. И действительно, первая Истина (Истина о страдании) -- констатация болезни и постановка диагноза; вторая (Истина о причине страдания) указывает на причину болезни (то, что в современной медицине называется «этиология и патогенез»), третья (Истина о прекращении страдания) -- прогноз, указание на возможность исцеления и, наконец, четвертая (Истина о Пути) представляет собой прописанный больному курс лечения. Таким образом, буддизм с самого начала своего существования мыслился как своеобразный проект преобразования человека из существа страдающего и онтологически несчастного в существо свободное и совершенное. Этот проект имеет как бы терапевтический (мы бы сказали с известной долей метафоры -- психотерапевтический) характер, и его создателем, или первооткрывателем (с той оговоркой, что, согласно учению буддизма, Будды были и до исторического Сиддхартхи Гаутамы), был Будда Шакьямуни.

Информация о работе Соотношение религии и философии в будизме