Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа
Сто лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным. В школе великих испытаний формировались основы русского государства, и в общении с общеевропейской культурой зарождалось наше национальное самосознание. Жизненный факт Великой России порождал стремление к постижению его духовных оснований. Средства этого постижения были даны западным просвещением. Результаты диктовались чертами русского характера, "русского духа". Россия переросла прежние формы своего исторического бытия. Та полная богатых и ярких событий, но в известном смысле все же "растительная" жизнь, которой она жила, перестала соответствовать степени ее духовного возраста. Пробил час окончательного пробуждения русской мысли от предрассветной дремоты восемнадцатого века.
Введение……………………………………………………….…………………………………..2-3
Глава 1 .Полемика западников и славянофилов…………………………………………..……4-7
1.1.Проблема исторической самобытности России………………………………………4-5
1.2.Отношение славянофилов к самобытности………………………..………………….5-6
1.3.Отношение западников к самобытности…………………………….…………………6-7
Глава 2 Западничество…………………………………………………………………………..8-11
2.1. Философия западников………………………………………….……………………8-9
2.2.Сторонники западничества и их работы………………………………………………10
Глава 3 Славянофильство……………………………………………………………………..11-13
3.1. Философия славянофилов…………………………………………………………..11-13
3.2.Сторонники славянофильства и их взгляды………………………………..………….13
Глава 4 Сопоставление западничества и славянофильства………………...………………14-15
4.1.Схожие черты западничества и славянофильства……………………….……………..14
4.2. Отличительные особенности западничества и славянофильства…………………14-15
Заключение………………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………………………….17
Шеллинга и Гегеля, которые стали почти русскими мыслителями. Это влияние не
означало рабьего подражания, как влияние вольтерианства XVIII века.
Германская мысль
мысли. Это особенно нужно сказать про славянофилов, у которых влияние
Шеллинга и Гегеля также оплодотворило богословскую мысль, как некогда
влияние Платона и неоплатонизма оплодотворило богословскую мысль восточных
учителей церкви. Хомяков создает оригинальное православное богословие, в
которое входят переработанные мотивы германского идеализма. Подобно
немецким романтикам, русская мысль стремится к целостности и делает это
более последовательно и радикально, чем романтики, которые сами утеряли
целостность. Целостность христианского Востока противополагается
рационалистической
формулировано И. Киреевским и стало основным русским мотивом, вкорененном в
глубинах русского характера. Русские коммунисты-атеисты утверждают
целостность, тоталитарность не менее православных славянофилов.
Психологически русская ортодоксальность и есть целостность, тоталитарность.
Русские западники, которым
чужд был религиозный тип
гегелианством, которое было для них столь же тоталитарной системой мысли и
жизни, охватывающей решительно все. Когда Белинский или Бакунин были
гегелианцами, они были именно такими гегелианцами. Русский молодой человек,
принадлежавший к поколению идеалистов 30-х и 40-х годов, исповедывал
тоталитарное шеллингианство или тоталитарное гегелианство в отношении ко
всей жизни, не только жизни мысли и жизни социальной, но и жизни личной, в
отношении любви или чувства природы. Белинский, революционер по натуре и
темпераменту, положивший основания русскому революционно-социалистическому
миросозерцанию, одно время стал консерватором из-за увлечения философией
Гегеля. Он счел себя обязанным принять разум – что все действительное
разумно.
Западники , также как и славянофилы, понимали различия России и Европы, но стремились к совершенствованию русского быта, культуры, законов на основе использования западноевропейского опыта. Они резко критиковали российскую действительность, основы социальной и духовной жизни. Главную задачу они видели в просвещении народа, в развитии демократических начал, в большей социальной и политической свободе личности.
Ориентируясь на западноевропейскую цивилизацию, западники критиковали российское самодержавие, считая его формой восточной монархии. Такое же архаичное, противостоящее личностному развитию начало они видели в православной церкви. Человек в ней, как и в язычестве лишен возможности развития. Западники решающее значение придавали разуму, а не вере. Они утверждали самоценность человеческой личности как носителя разума, противопоставляли идею свободной личности идеи кооперативности (или «соборности» славянофилов).
Отвергая общинные
начала русской жизни,
Идеал личности,
по западничеству – это
Западники были
горячими патриотами, твердо верили
в великое будущее своей
По-другому решали вопрос об истории и будущности России западники, в
ряды которых входили А. И. Герцен, Т. И. Грановский, К. Д. Кавелин, Б. Н.
Чичерин и другие. Чаадаев выступил решительным западником, и западничество его было
криком патриотической боли. Историки-западники, в частности К. Д. Кавелин и Б. Н. Чичерин,
развернули критику общинных начал русской жизни. К. Д. Кавелин подчеркивал
тягловый характер русской общины, неотделимый от круговой поруки и
переделов земли, подрывающих трудовую мораль. По его мнению, возникновение
тягловой общины в XVII в. было связано с распространением крепостничества и
являлось формой эксплуатации крестьянства и посадского населения.
В основном линии размежевания в среде западников определялись расхождением социально-политических позиций. Постепенно оформилось противостояние двух течений — революционно-демократического и социалистического, с одной стороны, и умеренно-либерального — с другой. Лидерами первого направления в западничестве (З.) были Белинский, Герцен, Огарев, второго — Грановский, Кавелин, Боткин и др.
Свои идеи западники
пропагандировали с
Славянофильство
как идейное течение
С самого возникновения
и на протяжении всего времени
своего существования
Тремя основами
особого исторического пути
России славянофилы считали
православие, самодержавие и
Православие было
не духовное, внешне государственное.
Славянофилы же, выступая апологетами
старины, искали православия
Высшим идеалом
для славянофилов являлась
Несмотря на
консервативный элемент своего
миросозерцания, славянофилы были
горячими защитниками свободы
личности, свободы совести, мысли,
слова и своеобразными
Славянофилы
были горячими защитниками
общины, которую считали органическим
и оригинально русским укладом
Славянофилы считали,
что противоречия современной
жизни уходят своими корнями
в Петровские реформы, которые
прервали органическое
Следует отметить, что славянофилы не отрицали достижений европейской культуры в сфере естественных наук, образования, культуры поведения. Целью славянофилов был не отрыв России от Европы, а восстановление единства русского общества и культуры на основе национальных ценностей. Они считали, что это позволит России занять подобающее место в центре мировой цивилизации. При этом Россия должна стремиться не к тому, чтобы стать богатейшей или самой могущественной из стран мира, а к тому, чтобы быть наиболее «христианским из всех человеческих обществ».
Лидеры славянофильства - Алексей Степанович Хомяков (1804—1860), Иван Васильевич Киреевский (1806—1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860), Юрий Федорович Самарин (1819—1876) — выступили с обоснованием самобытного пути развития России.
Славянофилы - в основном мыслители и публицисты (А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, И.С. Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) - идеализировали допетровскую Русь, настаивали на её самобытности, которую они усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мнению, должны были обеспечить мирный путь общественных преобразований в стране. Россия должна была вернуться к Земским соборам, но без крепостного права.
Хомяков многократно развивает взгляд, что история требует, чтобы Россия "выразила те всесторонние начала, из которых она выросла". Православие дало русскому духу то, что давно уже утратила Европа — целостность. Основная идея А. Хомякова та же, что и Гоголя: ЦЕЛЬНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПОСТРОЕНО ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ ПРАВОСЛАВИЯ.
И западники, и славянофилы
были горячими патриотами, твердо верили
в великое будущее своей
Особенно резко славянофилы
и западники выступали против
крепостного права. Причем западники
– Герцен, Грановский и др. подчеркивали,
что крепостное право – лишь одно
из проявлений того произвола, который
пронизывал всю жизнь России. Ведь
и «образованное меньшинство» страдало
от беспредельного деспотизма, тоже было
в «крепости» у власти, у самодержавно-
При всех различиях в оценке
перспектив развития России западники
и славянофилы имели схожие позиции.
И те и другие выступали против
крепостного права, за освобождение
крестьян с землей, за введение в
стране политических свобод, ограничение
самодержавной власти. Объединяло их
также и негативное отношение
к революции; они выступали за
реформистский путь решения основных
социальных вопросов России. В процессе
подготовки крестьянской реформы 1861 г.
Славянофилы и западники вошли
в единый лагерь либерализма. Споры
западников и славянофилов имели
большое значение для развития общественно-буржуазной
идеологии, возникшей в дворянской
среде под влиянием кризиса феодально-
Информация о работе Сопоставление западничества и славянофильства