Сопоставление западничества и славянофильства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Сто лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным. В школе великих испытаний формировались основы русского государства, и в общении с общеевропейской культурой зарождалось наше национальное самосознание. Жизненный факт Великой России порождал стремление к постижению его духовных оснований. Средства этого постижения были даны западным просвещением. Результаты диктовались чертами русского характера, "русского духа". Россия переросла прежние формы своего исторического бытия. Та полная богатых и ярких событий, но в известном смысле все же "растительная" жизнь, которой она жила, перестала соответствовать степени ее духовного возраста. Пробил час окончательного пробуждения русской мысли от предрассветной дремоты восемнадцатого века.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………………………………..2-3
Глава 1 .Полемика западников и славянофилов…………………………………………..……4-7
1.1.Проблема исторической самобытности России………………………………………4-5
1.2.Отношение славянофилов к самобытности………………………..………………….5-6
1.3.Отношение западников к самобытности…………………………….…………………6-7
Глава 2 Западничество…………………………………………………………………………..8-11
2.1. Философия западников………………………………………….……………………8-9
2.2.Сторонники западничества и их работы………………………………………………10
Глава 3 Славянофильство……………………………………………………………………..11-13
3.1. Философия славянофилов…………………………………………………………..11-13
3.2.Сторонники славянофильства и их взгляды………………………………..………….13
Глава 4 Сопоставление западничества и славянофильства………………...………………14-15
4.1.Схожие черты западничества и славянофильства……………………….……………..14
4.2. Отличительные особенности западничества и славянофильства…………………14-15
Заключение………………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………………………….17

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 46.68 Кб (Скачать файл)

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и  оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая  является частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития. 

4.2. Отличительные особенности западничества и славянофильства.

      Как только от общих, абстрактных представлениях об идеальных обществе и личности славянофилы и западники переходили к их конкретным социальным, политическим и культурным характеристикам, различия между ними становились резкими, порой превращались в противоположность. Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов, какую роль в развитии России сыграли реформы Петра.

 

    Главное принципиальное  различие между западниками и  славянофилами заключалось в  вопросе о том, на какой основе  можно и нужно следовать к  социальному и нравственному  идеалу: религии и веры, опоры  на исторический опыт народа, его сложившуюся психологию, или  опоры на разум, логику, науку,  на преобразование в соответствии  с ними социальной реальности.

 

Западники и славянофилы  вошли в историю как люди                 '' сороковых годов ''- люди, осмелившиеся на поиск истины в условиях николаевского  царствования.

 

Основными чертами славянофилов являлись целостность и разум, а  западников - раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это различие:

 

1) в Западной Европе - рассудочно-отвлеченное  богословие, обоснование истины  путем логического сцепления  понятий; на Руси - стремление  к истине “посредством внутреннего  возвышения самосознания к сердечной  целостности и средоточию разума”; 

 

2) на Западе - государственность  из насилий завоевания, на Руси - из естественного развития народного  быта;

 

3) на Западе - враждебная  разграниченность сословий, - в Древней Руси их “единодушная совокупность”;

 

4) на Западе - поземельная  собственность - первое отношение  гражданских отношений, на Руси - собственность только случайное  выражение  отношений личных;

 

5) на Западе - законность  формально-логическая, на Руси - выходящая  из быта.

Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав и обязанностей; в России - стремление к цельности “бытия внутреннего  и внешнего”; “ постоянная память об отношении всего временного к  вечному и человеческого к  Божественному” - такова древнерусская  жизнь, следы которой сохранились  и теперь в народе.

Заключение

 

    Споры западников  и славянофилов стали  частью  истории,  но развитие этих  двух разных философских, идеологических  подходов к проблеме преобразования  социальной реальности имеет  продолжение и по сегодняшний  день. Анализируя взгляды указанных  философских направлений, невольно  удивляешься тому, что все те  вопросы, о которых велась дискуссия  в 30 – 50-е годы позапрошлого  века, и по сей день остаются  в повестке неразрешённых проблем.

  Итак, что же сейчас представляет собой антитеза «Россия-Запад», столь популярная в философии XIX века? Как и ранее это понятие включает в себя вопрос о роли России в мировом сообществе, о её взаимоотношениях с западными странами. Вместе с тем, указанная антитеза выражает внутреннюю борьбу отечественного социума, спорящего не только о своих перспективах и базисе развития, но и об отношении к своему прошлому. Решение данной дилеммы представляет собой долгий и многогранный процесс, который тесно связан с дальнейшим развитием России, политической и философской науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

http://www.bestreferat.ru/referat-20889.html

http://www.dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/393/

http://www.istorya.ru/referat/referat2/23642.php

http://www.kazedu.kz/referat/104850

И. И. Ионов “Российская  цивилизация IX – начала XX вв”

Н. О. Лосский “История русской философии”

Н. А. Бердяев “Истоки  и смысл русского коммунизма”

 


Информация о работе Сопоставление западничества и славянофильства