Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 19:43, курсовая работа
Сто лет тому назад Россия переживала события, по своей исторической значительности едва ли уступающие современным. В школе великих испытаний формировались основы русского государства, и в общении с общеевропейской культурой зарождалось наше национальное самосознание. Жизненный факт Великой России порождал стремление к постижению его духовных оснований. Средства этого постижения были даны западным просвещением. Результаты диктовались чертами русского характера, "русского духа". Россия переросла прежние формы своего исторического бытия. Та полная богатых и ярких событий, но в известном смысле все же "растительная" жизнь, которой она жила, перестала соответствовать степени ее духовного возраста. Пробил час окончательного пробуждения русской мысли от предрассветной дремоты восемнадцатого века.
Введение……………………………………………………….…………………………………..2-3
Глава 1 .Полемика западников и славянофилов…………………………………………..……4-7
1.1.Проблема исторической самобытности России………………………………………4-5
1.2.Отношение славянофилов к самобытности………………………..………………….5-6
1.3.Отношение западников к самобытности…………………………….…………………6-7
Глава 2 Западничество…………………………………………………………………………..8-11
2.1. Философия западников………………………………………….……………………8-9
2.2.Сторонники западничества и их работы………………………………………………10
Глава 3 Славянофильство……………………………………………………………………..11-13
3.1. Философия славянофилов…………………………………………………………..11-13
3.2.Сторонники славянофильства и их взгляды………………………………..………….13
Глава 4 Сопоставление западничества и славянофильства………………...………………14-15
4.1.Схожие черты западничества и славянофильства……………………….……………..14
4.2. Отличительные особенности западничества и славянофильства…………………14-15
Заключение………………………………………………………………………………………..16
Список использованной литературы…………………………………………………………….17
Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия – страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет всемирно-исторического развития.
Как только от общих, абстрактных представлениях об идеальных обществе и личности славянофилы и западники переходили к их конкретным социальным, политическим и культурным характеристикам, различия между ними становились резкими, порой превращались в противоположность. Различия взглядов относились, прежде всего, к таким вопросам: каковы оптимальные пределы автономии личности; какое место должна занимать религия; каково значение национальных элементов культуры, традиций, обычаев, обрядов, какую роль в развитии России сыграли реформы Петра.
Главное принципиальное
различие между западниками и
славянофилами заключалось в
вопросе о том, на какой
Западники и славянофилы
вошли в историю как люди
Основными чертами славянофилов являлись целостность и разум, а западников - раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни ярко выражено это различие:
1) в Западной Европе - рассудочно-отвлеченное
богословие, обоснование истины
путем логического сцепления
понятий; на Руси - стремление
к истине “посредством
2) на Западе - государственность
из насилий завоевания, на Руси
- из естественного развития
3) на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в Древней Руси их “единодушная совокупность”;
4) на Западе - поземельная
собственность - первое отношение
гражданских отношений, на Руси
- собственность только
5) на Западе - законность формально-логическая, на Руси - выходящая из быта.
Вообще на Западе раздвоение духа, наук, государства, сословий, семейных прав и обязанностей; в России - стремление к цельности “бытия внутреннего и внешнего”; “ постоянная память об отношении всего временного к вечному и человеческого к Божественному” - такова древнерусская жизнь, следы которой сохранились и теперь в народе.
Споры западников
и славянофилов стали частью
истории, но развитие этих
двух разных философских,
Итак, что же сейчас представляет собой антитеза «Россия-Запад», столь популярная в философии XIX века? Как и ранее это понятие включает в себя вопрос о роли России в мировом сообществе, о её взаимоотношениях с западными странами. Вместе с тем, указанная антитеза выражает внутреннюю борьбу отечественного социума, спорящего не только о своих перспективах и базисе развития, но и об отношении к своему прошлому. Решение данной дилеммы представляет собой долгий и многогранный процесс, который тесно связан с дальнейшим развитием России, политической и философской науки.
http://www.bestreferat.ru/
http://www.dic.academic.ru/
http://www.istorya.ru/referat/
http://www.kazedu.kz/referat/
И. И. Ионов “Российская цивилизация IX – начала XX вв”
Н. О. Лосский “История русской философии”
Н. А. Бердяев “Истоки и смысл русского коммунизма”
Информация о работе Сопоставление западничества и славянофильства