Составляющие духовной культуры общества. Их происхождение, сущность и социальные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой … совокупность результатов их деятельности. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор – английский этнограф.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………….……………………….…..3
2. Религия…………………………………………………….………………………….4
3. Мораль………………………………………………….……………………………..7
4. Искусство………………………………………….…………………………………11
5. Наука………………………………………………………………………………....15
6. Список литературы………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 32.26 Кб (Скачать файл)
 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ  (РГТЭУ)

Кемеровский институт (филиал) 

Кафедра философии 

Контрольная работа

По  теме:

«СОСТАВЛЯЮЩИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА;

ИХ  ПРОИСХОЖДЕНИЕ, СУЩНОСТЬ, СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ» 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 1 курса                                               Проверил: Зав. кафедрой,

 факультета менеджмента                                                  профессор, к.ф.н.

группы ЭУс-111                                                                  Спирин А.Д.

Солдатенко А.О. 
 
 

Кемерово 2012 

Содержание

1. Введение………………………………………………….……………………….…..3

2. Религия…………………………………………………….………………………….4

3. Мораль………………………………………………….……………………………..7

4. Искусство………………………………………….…………………………………11

5. Наука………………………………………………………………………………....15

6. Список литературы………………………………………………………………….19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

  Культура  тесно связана с обществом.  Если под обществом понимается  совокупность людей, то под  культурой … совокупность результатов  их деятельности. К настоящему  времени ученые насчитывают более  500 определений культуры. Классическим  считается определение культуры, которое  в 1871 г. предложил  Эдуард Тэйлор – английский этнограф.

  Культура – это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества.

  Различают  культуру духовную и культуру  материальную.

   Материальная  культура включает физические  объекты, созданные человеческими  руками (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, жилой  дом и многое другое. Артефакты  отличаются тем, что они созданы  человеком, имеют определенное  символическое значение, выполняют  определенную функцию и представляют  известную ценность для группы  или общества.

   Нематериальную, или духовную культуру образуют  нормы, правила, образцы, эталоны,  модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы,  мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык (т.е духовную сферу общественной жизни составляют религия, мораль, искусство, наука – утверждение духовных начал в поведении и деятельности каждого человека). Они также являются результатом деятельности людей, но сотворены не руками, а разумом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением.

  Деление  на материальную и духовную  культуру условно, между ними  нет четкого различия, они являются  как бы разными сторонами одной  монеты. 
 
 

  РЕЛИГИЯ

    Религия  – одно из древнейших явлений,  являющееся стержнем и историческим  источником развития духовной  сферы человеческого общества.

    Слово  «религия» имеет два значения. Согласно одному из них оно  происходит от латинского глагола  religare — связывать и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. Согласно другому значению латинское существительное religio — это набожность, святыня, предмет культа. Второе значение, как и первое, достаточно полно отражает суть религиозного опыта. Ученые пытаются дать научное определение религии. Количество определений религии не уступает количеству определений культуры (а оно уже приблизилось к 500).

    В  общем виде религию можно определить  как мировоззрение и поведение,  которые определяются верой в сверхъестественное.

    Все  религии подразделяются на архаичные  политеистические (тотеизм, фетишизм, анимизм) и мировые монотеистические (христианство, ислам, буддизм).

    Архаичные  религии — более древние. Они  основаны на верованиях и мифах,  которые составляют основу мифологии.  Верование — убежденность, эмоциональная  приверженность какой-либо идее, реальной или иллюзорной. Древние  люди верили, что Земля плоская  и держится на трех китах.  На верованиях основаны мифы. Миф — фантастическая, вымышленная  картина мира в целом.

    Тотеизм, фетишизм, анимизм построены на чрезмерном возвеличении кого-либо или чего-либо: животного, предмета, духа.

    Мировые  религии — более молодые. Их  основой выступает религиозная  вера, представляющая собой сложный  культурный комплекс, заключающий  в себе предмет веры, доктрину  веры, практику вероисповедания,  вероучение и другие элементы. От слова «вера» происходит  научное понятие «вероучение» - систематическое  учение, совокупность идей, в основе которых лежит вера в сверхъестественный мир, божество.

   Совокупность  религиозных доктрин и учений  о сущности и действии Бога  называется теологией (от греч. theos - Бог).

     Общение  человека с богом в религии  имеет самые разнообразные формы:  оно может осуществляться как  в эмоциональных, так и в  сознательных формах; при помощи  религиозного культа, то есть  ритуалов, обрядов, молитв, постов, жертвоприношений  и т. д.; при помощи посредника  — пророка, который несет людям  божественную истину.

    Другая  черта, характеризующая религиозное  мировоззрение, — это вера  в бессмертие души, в загробную  жизнь. Для религиозного сознания  в высшей степени характерно  представление о том, что тело  и душа — это две отдельные  сущности; после смерти тела душа  продолжает свое существование.  В разных религиях это существование  представляют и оценивают по-разному.  Так, в одних религиях душа  после смерти попадает в ад  или в рай; в других религиях, например, в буддизме, душа после  смерти получает другое тело. Несмотря на все различия между  религиями в оценке жизни после  смерти, вера в раздельное существование  души и тела является признаком  практически всех религий.

    Религиозное  сознание бинарно, то есть всегда включает в себя представление о двух противоборствующих силах и всегда мыслит противопоставлениями. Нет такой религии, в которой не было бы оппозиций: между добром и злом, между духом (душой) и плотью, между богом и дьяволом, между человеком и природой, между этим и потусторонним миром.

   Главные  идеи мировых религий выражаются  в так называемом каноне. Различают  церковный и библейский каноны. Церковный канон (от греч. kanon — норма, правило) — это правила в области культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон. Библейский канон — совокупность книг Библии, признаваемых церковью «боговдохновенными», применяемых в богослужении в качестве «Священного писания». В обычном языке слово «канон» обозначает все, что твердо установлено, стало общепринятым. Все, что было приведено выше, касается содержания религии. Но религия — это еще и социальный институт, организующий отдельных людей и их деятельность.

    Религия  не может существовать, если не  будет особых религиозных организаций.  Наиболее известной и привычной  для людей формой религиозной  организаций является церковь  - это объединение достаточно  большого количества людей. Членом  церкви может стать практически  любой человек, членство в ней  обычно не зависит от свободного  выбора человека: оно определяется  традицией. Другой важный признак  церкви — это наличие иерархии. Члены церкви далеко не всегда  равноправны. Обычно они делятся  на мирян и духовенство.

    Не  так давно в России появились  секты — вторая форма религиозных  организаций. В отличие от церкви, секта характеризуется гораздо  более выраженной замкнутостью.

    Третья  форма религиозных организаций  - это деноминация. Под деноминацией  понимают религиозное объединение,  которое окончательно еще не  оформилось. Если секта — это  закрытое объединение, стремящееся  отгородиться от мира, то деноминация  открыта для людей, а ее члены  активно участвуют в жизни  общества.    Другая важная  составляющая религии как социального  института — это религиозный  культ. Ни одну религию невозможно  себе представить без ритуалов, церемоний и обрядов. Цель религиозного  культа состоит в приближении  верующего к богу. В каждой  религии культы имеют свою  особую форму. Например, и в  христианстве, и в мусульманстве  существует такой ритуал, как  молитва.

    Социальные  функции религии заключаются  в сохранении духовного здоровья  и обогащении духовного мира  людей; побуждении каждого человека  действовать во имя высоких  и благородных идеалов как в своих интересах, так и в интересах других людей, ближних и дальних.    Таким образом, религия является важным компонентом духовной сферы и одним из фундаментальных институтов человеческого общества.  Проблемы, решаемые религией, встают перед любым обществом на любой ступени его развития.

     МОРАЛЬ

    Мораль  — это представления и правила,  которые обычно существуют в  виде неписаных законов и выражают  коллективные представления о  хорошем и плохом, справедливом  и несправедливом, правильном и  неправильном, достойном и недостойном.  Мораль как особое явление  изучает этика. Этические проблемы  пытались разрешить такие мыслители,  как Аристотель, Эпикур, Иммануил Кант.

    Существует  несколько объяснений того, откуда  возникла мораль:

    1. В соответствии с одной точкой зрения, мораль возникла из практических отношений между людьми внутри общества. Это означает, что мораль зависит от того, как устроено общество, какие цели стоят перед ним.

    2. В соответствии с другим способом объяснения источником морали является бог (или абсолютный разум); некоторые мыслители полагали, что источником морали является природа человека. С этой точки зрения мораль представляет собой естественные законы, которые либо были даны человеку свыше, либо соответствуют его природе.

    3. Существует точка зрения, согласно которой мораль создает отдельный человек. Именно он дает оценку своим собственным действиям и действиям других людей.

    Мораль - это явление, которое обладает  двумя несовместимыми сторонами.  С одной стороны, мораль - это  индивидуальные ценности и убеждения  человека, в соответствии с которыми  он считает необходимым совершать  любые действия. С другой стороны,  мораль всегда коллективна, общезначима. Трудно представить себе, чтобы каждый человек в обществе имел свою собственную мораль, которая отличалась бы от соответствующих представлений других людей. Мораль потому и является моралью, что она позволяет оценивать не только свои собственные поступки, но и поступки других людей; мораль служит основой для оценки поступков человека со стороны других людей; мораль является общей для всех. Моральный человек строит свое поведение в соответствии с особыми принципами и ценностями. Чтобы быть полностью моральным, одного этого недостаточно. Эти принципы должны учитывать чувства, интересы и особенности других людей.

     Мораль  выражается в виде совести.  Под совестью обычно понимают  способность познавать моральные  ценности. Совесть - это особая  структура человеческой психики,  которая отвечает за то, чтобы  человек поступал с учетом  интересов других людей.

     Слово  «мораль» в одном из своих  значений означает «закон, правило,  предписание». Однако между законом  в собственном смысле слова  (то есть законодательным актом)  и моралью имеются не только  сходства, но и различия.

     Между  моралью и законом существует  определенное сходство. Например, запрет  на убийство и проявление агрессии  по отношению к другому человеку - это моральная норма. Эта же  норма закреплена в законодательстве.

Информация о работе Составляющие духовной культуры общества. Их происхождение, сущность и социальные функции