Составляющие духовной культуры общества. Их происхождение, сущность и социальные функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 12:43, контрольная работа

Описание работы

Культура тесно связана с обществом. Если под обществом понимается совокупность людей, то под культурой … совокупность результатов их деятельности. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Классическим считается определение культуры, которое в 1871 г. предложил Эдуард Тэйлор – английский этнограф.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………….……………………….…..3
2. Религия…………………………………………………….………………………….4
3. Мораль………………………………………………….……………………………..7
4. Искусство………………………………………….…………………………………11
5. Наука………………………………………………………………………………....15
6. Список литературы………………………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 32.26 Кб (Скачать файл)

  – любые  результаты исследований имеют  ценность лишь в том случае, если они стали всеобщим  достоянием. Ученый работает не на себя, а на науку в целом.

  – ученый  часто выступает в качестве  эксперта в разрешении вопросов, которые не способен решить  человек, не обладающий специальными  знаниями.

     Наука  играет огромную роль в постиндустриальном  обществе, поскольку только она  способна «поставлять» новые,  более эффективные технологии. Такую  роль наука играла далеко не  всегда. На самых ранних этапах  своего развития более важным  для людей было практическое  знание, связанное с обеспечением  собственного существования и  не облеченное в форму научных  теорий. Познание мира осуществлялось  при помощи других, донаучных  форм знания, то есть религии,  мифа, магии.

    Однако  это положение постепенно менялось. Наука возникла в античности. В то время она еще не  имела форм, которые присущи ей  в настоящее время, и была  делом одиночек. В то время  не было научно-исследовательских  институтов, наукой нельзя было  зарабатывать деньги, а образование  было ориентировано лишь на  физическое и духовное развитие.

    Наука как особая сфера деятельности начала формироваться лишь в XV в. Примерно до XVIII в. полученные ею результаты  не были востребованы обществом. Но в этот период сформировались основные ценности, которые характеризуют современную науку: стремление к точному знанию, предпочтение логичности и рациональности, сочетание эмпирической точности с обоснованностью теории. Примерно с XVIII—XIX вв. наука становится одним из наиболее важных институтов, обеспечивающих стремительное развитие общества и определяющих его цели.

    Наука  выполняет в обществе очень  важные функции.

    1)  наука формирует мировоззрение.  В силу того, что наука —  это рациональное явление, формируемое ею мировоззрение  считает возможным рациональное объяснение любых явлений действительности.  Оно признает лишь причинно-следственные связи и отказывается от признания высших сил.

    2) Наука  тесно связана с техническим  прогрессом. Именно наука направила  европейскую цивилизацию по индустриальному  пути. С развитием науки пришла  новая философия, которую раньше  себе представить было очень  трудно. Сущность этой философии  в том, что в центр мира  она ставит не бога или природу,  а человека. Невозможно представить  себе науку, которая была бы  совершенно оторвана от производства  и производственных нужд. В настоящее  время активно проводятся фундаментальные  исследования. Такие исследования  имеют целью получение чистого  знания о действительности —  независимо от того, может ли  быть им найдено конкретное  применение. Это не означает, что  эти исследования не имеют  никакой практической пользы. Однако  она мало интересует ученых, которые  их проводят. Практическое применение  полученных знаний — это уже  дело следующего этапа. По этой  причине достаточно часто совмещаются  интересы производства и науки.  Многие крупные корпорации вкладывают  огромные средства в исследовательские  программы.

    3) Наука  помогает создавать прогнозы  развития общества и разрабатывать  программы, в соответствии с  которыми можно было бы решать  как глобальные, так и частные  проблемы, встающие перед человечеством.  Люди имеют огромную потребность  знать, к каким последствиям  приведут их действия. Принимая  решения, государство нередко  обращается к специалистам для  того, чтобы они оценили его  разумность и обоснованность.

    Наука  не всегда занимала ведущие  позиции в обществе. На современном  этапе значение науки для общества  постоянно возрастает.

    Таким  образом, основная функция науки  — выработка и теоретическая  систематизации объективных знаний  о действительности, а цель научной  деятельности — получение нового  знания. Все это обеспечивает  стремительное развитие общества,  определяет его цели и утверждает духовные начала в поведении и деятельности каждого человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. Андреев, И.Л.  Происхождение человека и общества [Текст] / И.Л. Андреев. – М., 1988.

2. Барулин, В.С. Социальная жизнь общества [Текст]: учебное пособие / В.С. Барулин. – М., 1987.

3. Блюмкин, В.А.  Этика и жизнь [Текст] / В.А. Блюмкин.  – М.: Политиздат, 1987. – 111с.

4. Боголюбов,  Л.Н. Человек и общество [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Боголюбов.  – М.: Просвещение, 2001.- 414с.

5. Кохановская Т.И. Философия [Текст]: учебное пособие для вузов / Т.И. Кохановская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

6. Кравченко,  А.И. Общая социология [Текст]: учебное  пособие для вузов / А.И. Кравченко.  – М.: Юнити-Дана, 2004.

7. Лавриненко, В.Н. Социология [Текст]: учебное пособие для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова. – М.: Юнити-Дана, 2000.

8. Никонов, К.М.  Семинарские занятия по философии  [Текст]: учебное пособие / К.М.  Никонов. – М.: Высшая школа, 1991.

9. Токарев, С.А.  Религия в истории народов  мира [Текст] / С.А. Токарев. – М., 1976.

10. Толстых, В.И.  Искусство и мораль [Текст] / В.И.  Толстых. – М., 1973.


Информация о работе Составляющие духовной культуры общества. Их происхождение, сущность и социальные функции