В
то же время мораль значительно
отличается от закона, а потому
их не следует смешивать. Если
закон создается специальными
властными органами, а его исполнение
обеспечивается путем введения
наказаний за его нарушение,
то мораль всегда существует
как ценности, которым человек
следует сознательно, независимо
от того, закреплены ли нормы
морали в виде закона.
Нарушение
норм морали также карается, хотя
и совсем иначе, чем нарушение
закона. Если человек преступил
закон, его могут оштрафовать
или посадить в тюрьму. Нарушение
же норм морали может привести
лишь к осуждению со стороны
других людей. Последнее подтверждает
то, что мораль существует прежде
всего как убеждения.
Мораль
существует благодаря нравственному
идеалу, который существует в
общественном сознании. Нравственный
идеал — это абсолютный критерий
оценки поступков человека с
точки зрения нравственности. В
качестве нравственного идеала
может выступать бог или совокупность
представлений. Божественная природа
нравственного идеала характерна
для религиозного сознания. Нравственный
идеал как совокупность представлений
возник не так давно, в процессе
развития философии и науки.
Большинство
мыслителей, занимавшихся проблемой
морали, пришли к выводу, что мораль
самодостаточна и имеет основания в самой
себе. Это означает, что ее нельзя вывести
из законов, которым подчиняется экономика,
политика или психика человека. Эти законы
подвергаются действию морали. Например,
экономическая деятельность не зависит
только от личной выгоды предпринимателя:
в современном обществе необходимо, чтобы
любой субъект экономической деятельности
строил поведение в соответствии с моральными
нормами.
Моральные
ценности, распространенные в нашей
стране, сформировались под влиянием
православия, которое всегда негативно
относилось к материальным ценностям.
Сейчас православие не играет
такой важной роли в жизни
русских, какую оно играло прежде.
Но негативное отношение к
таким явлениям все же сохранилось.
В русском языке есть слово
«собственничество», которое обладает
ярко выраженным отрицательным смыслом
и по смыслу сближается с такими словами,
как «жадность» и «скупость». Постепенно
этот смысл утрачивается: сейчас называют
собственниками людей, которые просто
чем-то владеют, и таким образом не оценивают
их ни положительно, ни отрицательно.
Нередко
высказывается мнение, что только
благодаря религии существует
мораль. Это слишком сильное утверждение,
потому что далеко не все
люди, разделяющие моральные ценности,
являются верующими. Это означает,
что человек может быть моральным
независимо от того, верит он
в бога или нет. В таком
утверждении есть и много справедливого.
Свод морально-этических установок
- это обязательный компонент
любой религиозной системы.
Мораль
служит основой построения
поведения в соответствии с
особыми принципами и ценностями,
которые должны учитывать чувства,
интересы и особенности других
людей и для оценки поступков
человека со стороны других
людей, позволяя оценивать не
только свои собственные поступки,
но и поступки других людей.
Таким
образом, мораль – ценности
и убеждения, которые общезначимы
в духовной сфере общественной
жизни. Для личностного отношения
к морали существенно не только
то, что от ее усвоения зависят
сам склад личности и поведение
человека, а следовательно, отношение
к нему других людей в обществе, его положение
среди них, но и то, что усвоение человеком
морали, тип его моральности в громадной
степени зависят от него самого, от его
активности, от его жизненной позиции.
ИСКУССТВО
Никто
точно не может сейчас определить
время возникновения искусства.
Но множество данных свидетельствует
о том, что зарождалось искусство
в эпоху появления человека
Разумного. Проблема появления
искусства неразрывно связана
с проблемой человека. Как существует
несколько теорий происхождения
человека, так существует и несколько
теорий происхождения искусства.
Божественная
теория происхождения искусства
связана с теорией происхождения
человека, изложенной в Библии
— «человек был создан Богом
по его образу и подобию». Именно
духовное начало человека предопределило
появление искусства.
Вторая
теория возникновения искусства
— эстетическая. Наскальные и
пещерные рисунки датируются
от 40-20 тыс. лет до н.э. К первым изображениям
относятся профильные изображения животных,
выполненные в натуральную величину. Позднее
появляются изображения людей. Во времена
возникновения племенных объединений
создаются песни и гимны: песни землевладельцев,
исполнявшиеся на полях во время земледельческих
работ и на праздниках после сбора урожая,
боевые гимны воинов. Одновременно создавались
сказания о богах и богинях. Реальные исторические
факты обрастали легендарными подробностями.
Возникая в одном племени, эти сказания
и легенды распространялись среди других,
переходя от поколения к поколению.
Таким
образом, с помощью искусства
накапливался и передавался коллективный
опыт. Первобытное искусство было
единым, не делилось на отдельные
виды и носило коллективный
характер.
Наряду
с вышеперечисленными теориями
возникновения искусства существует
психофизиологическая теория. С
точки зрения этой версии —
искусство было необходимо человечеству,
для того чтобы сохранить себя
и выжить (с точки зрения психологии)
в этом сложном мире.
Слово
«искусство» — первоначально
обозначало всякое мастерство
более высокого и особого сорта
(«искусство мышления», «искусство
ведения войны»). В общепринятом смысле
оно обозначает мастерство в эстетическом
плане, и созданных благодаря нему произведений
— произведений искусства.
Философия
дает следующее определение. Искусство
есть особая форма общественного
сознания и духовной деятельности,
специфика которой состоит в
отображении действительности посредством
художественных образов. В практической
деятельности у людей складываются
и развиваются эстетические представления,
в которых явления действительности
отражаются как прекрасные и
безобразные, трагические и комические,
т.е. эстетически. В процессе
художественного творчества эстетические
представления художников закрепляются,
«овеществляются» различными материальными
средствами (красками, звуками, словами
и т.д.) и предстают как произведения
искусства.
Эстетические
представления людей, закрепленные
художественными средствами в
произведении искусства, называются
художественными образами. Главным
в искусстве является именно
художественный образ, а не
его материальное основание (краски,
звуки, слова и т.д.), которое
существует не самостоятельно, а
только в слиянии с художественным
образом.
Искусство
в отличие от философии, науки,
религии и этики начинается
там, где целью эстетической
деятельности становится не познание
или преобразование мира, не изложение
системы этических норм или
религиозных убеждений, а сама
художественная деятельность, обеспечивающая
создание особого, вымышленного
мира, в котором все является
эстетическим созданием человека.
Искусство в отличие от всех
других видов деятельности есть
выражение внутренней сущности
человека в ее цельности, которая
исчезает в частных науках
и в любой другой конкретной
деятельности, где человек реализует
только какую-нибудь одну свою
сторону, а не всего себя. В
искусстве человек свободно творит
особый мир, также как творит
свой мир природа, то есть
полновластно.
Искусство,
как и вся духовная жизнь
человечества, развивается под воздействием
исторической действительности. Это
проявляется в том, что степень
и уровень развития искусства
не совпадают со степенью и
уровнем развития экономики. Например,
когда в Англии появился Шекспир,
в ней не наблюдалось хозяйственного
расцвета; искусство и философия
в России XIX века достигли высокого развития
несмотря на экономическую отсталость
страны. Искусство, как форма общественного
сознания, не только отражает реальность,
но и оказывает на нее обратное воздействие,
что присутствует в некоторых функциях
искусства.
Искусство
выполняет следующие функции:
– познавательную.
Является средством просвещения
и образования людей. Информация,
содержащаяся в искусстве, пополняет
наши знания о мире;
– мировоззренческую.
Выражает в художественной форме
определенные чувства и представления;
– воспитательную.
Воздействует на людей через
эстетический идеал, позволяет
обогатиться опытом других людей,
наделяет художественно организованным,
обобщенным, осмысленным опытом;
– эстетическую.
Формирует эстетические вкусы,
потребности людей, тем самым
ценностно ориентируя их в мире, пробуждая
творческий дух, творческое начало людей;
– гедонистическую.
Доставляет людям наслаждение,
делает их сопричастными творчеству
художника;
– коммуникативную.
Искусство передает информацию
от поколения к поколению (по
вертикали) и от человека к
человеку (по горизонтали);
– прогностическую.
Произведения искусства зачастую
обладают элементами предвидения;
– медико-оздоровительную.
Например, такое воздействие может
оказывать музыка, т.к. сочетание
звуковых сигналов влияет на
психику и состояние;
– компенсаторную.
Влияние искусства на психику
человека позволяет ему выжить
в самых трудных условиях.
Таким
образом, искусство обеспечивает
многовековую преемственность культуры,
ее нарастающую универсальность.
Создавая общезначимые идеи-образы,
вырастающие до всечеловеческих
символов, оно выражает смысл
всего исторического развития.
НАУКА
Наука
— самая сложная область интеллектуальной
деятельности человека. Исторически
она возникла позже религии,
искусства, образования. Первые
ростки научного знания обнаруживаются
в древнеегипетском и древнегреческом
обществах в 5 веке до н.э., но настоящий
ее расцвет наступил только в Новое
время - в XVI - XVII веках и был тесно связан
с научно-техническим прогрессом и индустриальной
революцией.
Наука
- это особый социальный институт,
целями которого являются создание,
хранение и распространение новых
знаний. Наука особым образом
относится к действительности: она
предполагает рассудочное отношение
к природе и ее явлениям, которое
основано на логических операциях
и точных расчетах. Наука всегда
стремится к точному определению
тех понятий, которые она использует,
и к точному, логичному обоснованию
своих выводов.
С
точки зрения науки мир познаваем
при помощи разума. Существуют
различные точки зрения относительно
того, познаем ли мир в целом
или пределы познания ограничены.
Но без признания того, что
мир познаваем хотя бы в
определенной степени, наука просто
невозможна. С этой точки зрения
научная рациональность противостоит
иррационализму, который отрицает
возможность познания мира или
признает такую возможность, но
при условии, что источником
познания является не логическая
деятельность, а озарение, откровение,
вера и т. д.
Научное
знание включает два уровня. Во-первых,
эмпирическое знание, то есть
знание фактов. Во-вторых, это теоретическое
знание, которое позволяет объяснить
эмпирические факты. Между этими
уровнями существуют тесные связи.
В
научную деятельность вовлечено
достаточно большое количество
людей, которые разрешают определенные
проблемы. При этом организующая
функция социального института
науки проявляется в следующем:
– между
людьми, занимающимися наукой, существуют
иерархические отношения. Кандидат
наук, доктор, академик — все эти
научные звания отражают иерархические
отношения между учеными;
– каждый
специалист работает в определенной
области, в которой он является
экспертом, и не проводит исследований
в других областях.