Современное представление о смысле жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:42, реферат

Описание работы

Современная эпоха с наибольшей остротой ставит проблему осознания и понимания смысла человеческого бытия. Все настоятельнее возникают в век стремительных скоростей глубинные смысложизненные вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Кто мы и куда идем?". Размышлять об этих вопросах заставляет человека и конечность его земного существования - смерть. Мыслители всех времен и народов пытались понять загадку жизни и смерти.

Содержание работы

Введение
1. Жизнь
1.1 История поисков смысла жизни
1.2 Современное представление о смысле жизни
2. Смерть
2.1 Изменения в отношении к смерти в истории человека
2.2 Естественно научное понимание смерти
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение

1. Жизнь

1.1 История  поисков смысла жизни

1.2 Современное  представление о смысле жизни

2. Смерть

2.1 Изменения  в отношении к смерти в истории  человека

2.2 Естественно  научное понимание смерти

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная эпоха с наибольшей остротой ставит проблему осознания и понимания  смысла человеческого бытия. Все  настоятельнее возникают в век  стремительных скоростей глубинные  смысложизненные вопросы: "Кто  я?", "Зачем я?", "Кто мы и куда идем?". Размышлять об этих вопросах заставляет человека и конечность его земного существования - смерть. Мыслители всех времен и народов пытались понять загадку жизни и смерти. Да и не только мыслители. Каждый думающий человек рано или поздно ставит эти вопросы перед собой, пытаясь уяснить для себя смысл своей жизни, своей смерти. И, неудивительно, что исчерпать эту тему вряд ли когда-нибудь удастся, как не удается и найти абсолютную истину о ней. В различные времена для различных людей и ответы будут неоднозначными. А потому человеку вряд ли суждено когда-нибудь расставить все точки.

Слишком много  в понимании, а еще конкретнее, в осознании смысла жизни и  смерти зависит от нашего "я", моего  чувствования и личного переживания. Как человек, как личность, каждый из нас уникален, неповторим, живет своей жизнью, которую в принципе невозможно повторить. А отсюда и проблема смысла жизни является глубоко личностной, имеющей различные аспекты.

При этом важно  иметь в виду, что в ней сконцентрированы три великие проблемы мироздания, которые в течение многих веков приковывают внимание человечества: 1) что есть жизни; 2) в чем смысл и предназначение человека; 3) что такое смерть.

1. Жизнь

1.1 История  поисков смысла жизни

Связанный с  социальной и духовной сущностью  человека, смысл жизни с древнейших времен и до наших дней является предметом пристального внимания ученых, писателей, поэтов, мыслителей, и, конечно  же, философов. Не удивительно в этой связи, что существует множество теорий, концепций, направлений, посвященных этой вечной проблеме.

Первые попытки, и не безуспешные, понимания смысла жизни наметились уже в религиозно-философских  учениях Древнего Востока. В древнеиндийском "Космологическом гимне" Ригведы (брахманизм) образно и возвышенно рассматривается человек, смысл его жизни, заключенный в познании законов космоса, высшего духа сущности - брахмана и полном слиянии с ним. Такое единение возможно, если человек ведет активный образ жизни, выполняет свои обязанности перед людьми, стремится к познанию истины, к самосовершенствованию и усмирению своих страстей. В результате этого человек начинает жить своей внутренней жизнью, бесстрастно относясь к внешнему миру. Достижение брахмана возможно с помощью йоги действия (ведение праведной жизни) и йоги познания (размышлений, самосовершенствования, неразрывно связанных друг с другом). Подобная позиция и у буддизма, который связывает смысл жизни с отречением, отказом от страстей и жажды жизни, которые являются причиной страданий.

В древнекитайской  философии (даосизм, конфуцианство) проблема смысла жизни занимает если не главное, то одно из центральных мест. И хотя оба эти учения возникают из единого  философско-мифологического мировоззрения, в понимании смысла жизни они  придерживаются различных позиций. Для даосизма (Лао-Цзы) смысл жизни заключается в стремлении человека к естественности, в близости к природе и дао - верховной сущности. Приобщаясь к дао, человек познает и осуществляет себя, приобретает невозмутимость духа и спокойствие. Конфуцианство же, рассматривая природу человека, переносит центр внимания в сферу жизни социального субъекта, в сферу жизни общества. Порядок, гармония социальной поднебесной - основа самосознания человека. Конфуцианство - одно из первых китайских направлений, обратившееся к совести человека, его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию, доверию как закону человеческого общества. Смысл жизни человека заключен в нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга.

Зороастризм, возникший в VI в. до н. э. в передней Азии, считает, что содержание мирового процесса составляет борьба между добром и злом. Конечная цель заключается в победе добра над злом, где особая роль принадлежит человеку, обладающему свободой выбора. Обязанностью человека по отношению к доброму началу, как и средством его индивидуального спасения, является образ жизни, предписанный пророком Зороастром: "добрая мысль", "доброе слово", "доброе дело". Таким образом, смысл жизни человека - в содействии победе добра над злом.

Несмотря  на некоторые различия в понимании  смысла жизни, восточные нравственно-философские  направления содержат в себе и  общее: стремление человека к достижению внутренней гармонии и согласия с  природой, космосом, культурой.

Античность  вносит свое понимание смысла жизни. В древних мифах о богах и героях воспевается радость и любовь к жизни, подвиг, мужество. Греческая мифология, утверждая единство человека и природы, приходит к необходимости ее познания, чтобы открыть тайну вечной жизни. Лейтмотивом всех греческих мифов стал оптимизм - умение радоваться природе, самой жизни. "Жизнь всегда радость. Это знают умирающие, только слишком поздно узнают об этом".

В ранних греческих  философских учениях проблема смысла жизни индивида не выделялись в самостоятельную области, а выводилась из вселенского Логоса, из общего закона и смысла существования своего космоса. И тем не менее, возникшие первые философские теории в античности положили начало для всех последующих философских течений, которые, обосновали свое понимание мира и смысла жизни человека не беспрекословной верой, а логическим анализом. У одних подходы к решению вопроса о смысле жизни рассматриваются в самой жизни человека, другие видят его вне жизни. Первые в философии получили название имманентные, вторые - трансцендентные.

Имманентные теории разрабатывались в рамках таких философских течений, как  гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм. Они  сыграли значительную роль в развитии философской мысли, утвердив оптимистическое  отношение к ценности жизни, пытаясь  связать смысл жизни с реальным бытием человека: его потребностями, интересами, целями и идеалами. В частичной форме данный подход проявляется в современных философских исканиях смысла жизни. Более того, нередко он характеризует и обыденные представления о смысле жизни каждого человека.

Трансцендентные теории предполагают выявление некой  внешней для человека самоценной сущности, приобщения к которой трактуется как смысл его существования. Эти теории присущи, прежде всего, теологическим  философским учением, обосновывающим существование высшего разума (логоса, бога, дао и т. д.), который определяет основу мира и к познанию которого должен стремиться человек.

В духе трансцендентализма рассматривает проблему смысла жизни  эпоха Возрождения. Данте в своей "Божественной комедии" вкладывает в уста ее героя Одиссея призыв устремиться навстречу новому, неизведанному. "Вы рождены не для животной доли. Но к доблести и знанью рождены!". Стремление усовершенствовать общество путем социальных преобразований развития культуры и в результате достичь всеобщего счастья - вот предназначение человека: борьба за этот идеал и есть смысл человеческой жизни, считали Т. Мор и Т. Кампанелла. К трансцендентальным теориям, рассматривающим смысл жизни вне конкретного человека, относится и марксистская философия. Определяя сущность человека, марксизм исходит из тезиса, что духовно-познавательное отношение индивида к миру и к самому себе обусловливается социально-практической деятельностью. И хотя признание, назначение, задача всякого человека - всесторонне развивать все свои способности, марксистская концепция провозглашает смысл жизни не для себя, не для бога, а во имя социального прогресса, во имя освобождения людей от всех видов социального антагонизма.

Значительный  интерес в понимании смысла жизни вызывает русская философия XIX-XX вв., для которой проблема жизнетворчества, нравственного смыслостроительства было одной из главных. Варианты же ее решения различны, хотя и связаны в основном с нравственными и духовными исканиями человека, уровнем развития его культуры. Из этого исходила и философия всеединства (В. Соловьев, Е. Трубецкой, С. Франк, С. Булгаков), и философия существования (экзистенциализм Н. Бердяева, Л. Шестова), и учения Л. Н. Толстого и Ф. Достоевского. Жизненная задача, считал Соловьев, определяется внутренними свойствами добра, поэтому нравственный смысл человеческой жизни состоит в служении добру, чистому, всестороннему и всесильному. Добро как абсолютная (безусловная) нравственная ценность снимает проблему соотношения личности и общества, их интересов и целей. По мнению Соловьева, нельзя противопоставлять личность и общество, нельзя рассматривать одно из них как цель, а другое как средство. Философ выступает против индивидуализма, однако он не приемлет и такой коллективизм, который не признает самодостаточность личности и не считается с ее интересами. Критикуя формы мнимого коллективизма, автор "Оправдания добра" утверждает нравственно-этические позиции гуманизма, в рамках которого нравственный смысл жизни человека состоит в совершенствовании человеческой сущности и ее духовных оснований.

Как высшую и безусловную  ценность рассматривает личность и  Н. Бердяев, хотя и полагает, что она  существует при наличии сверхличных  ценностей, т. е. Бога. По иному рассматривает  смысл жизни Ф. Достоевский и Л. Толстой, в творчестве которых однозначно выявляются диаметрально противоположные вышеназванные подходы. Они прекрасно проиллюстрированы В. Вересаевым в его философско-литературном эссе "Живая жизнь". Для Достоевского жизнь сама по себе лишена всякого смысла, но этот смысл может быть обретен мистическим, потусторонним образом - через страдания. Как ни привлекателен мир красоты, есть нечто еще более привлекательное с точки зрения великого писателя - это падение человеческой души, странная дисгармония жизни, далеко заглушающая ее немногие стройные звуки. Далека от человека жизнь природы: "духом немым и глухим" полна для него эта таинственная жизнь. И мир мертвеет для души. Вокруг человека - не горячий трепет жизни, а холодная пустота. И мрачная отъединенная тоска, страдание заполняет душу человека. Все у Достоевского пронизано страданием. И даже любовь. Страдание очищает и просветляет жизнь, делает человека прекрасным и благородным, и в конечном счете, дает ему счастье. Не случайно, Достоевский обрекает своих героев на страдание - за правду, за веру, за ближнего своего... И поскольку в итоге не очень ясно, что же герой обретает в ходе своих страданий, постольку сами эти страдания незаметным образом из средства обретения смысла жизни становятся самим смыслом.

Другое содержание в  смысл жизни вкладывает Л. Толстой. Кстати именно Л. Н. Толстой ввел в  обиход само это словосочетание - смысл  жизни. Каждое состояние природы, любое  состояние души человеческой и его  тела наполнены у Толстого огромным смыслом, ибо все это грани единой живой жизни. Последние слова, произнесенные Наташей Ростовой и были взяты Вересаевым в качестве названия статьи. По мнению Вересаева, именно у Толстого в его романе "Анна Каренина" дано было самое поэтичное, самое возвышенное, самое восторженное в мировой литературе описание состояния беременной женщины. И Вересаев даже выразил сожаление, что Толстой не описал половой акт, ибо это было бы самое чистое, самое идеальное, самое возвышенное в мире описание.

Герои Толстого живут в  гармонии с окружающей средой, с природой, им нет необходимости проходить через страдания, чтобы познать смысл жизни. Тайна жизни, тайна бытия открывается им в любом цветке, любой росинке, тучке, запахе. Любое состояние природы способно вызвать душевное ликование, ощущение полноты жизни, счастья. На основе жизненных наблюдений и философских размышлений писатель провозглашает смыслом жизни стремление каждого человека к благу того, что остается в человеке после отречения от своего животного начала. Подчинение жизни разуму, способному через согласие к единству людей, через их нравственное совершенствование провести к блаженной и бесконечной жизни, основанной на "нерассуждающей" любви к человеку. В этом и состоит суть так называемого толстовства, для которого смысл жизни задан как цель, результат, вершина, до которой человеку предстоит добраться.

1.2 Современное представление о смысле жизни

Существенные  изменения в сознании и понимании  смысла жизни вносит XX век. Возникают, и утверждается ныне новые направления  в философии, социология, психология, ставящие проблему смысла жизни во главу угла и рассматривающие ее в контексте взаимосвязи человека с окружающим миром: природой, обществом и культурой. Это касается философской антропологии, феноменологии, персонализма, экзистенциализма. Для последнего смысло-жизненные проблемы - вина и ответственность, решение и выбор, жизнь и смерть, свобода и необходимость - были центральными. Человек, по мнению К. Ясперса - такое существо, которое суждено пребывать в истории и не в состоянии прожить вне общества, но которое в то же время способно стойко перенести саму перспективу заката истории и общества, если перестанет искать в истории свое предназначение. Внутренняя убежденность, утверждают экзистенциалисты, первична по отношению к любой стратегии исторического действия. Только осознав это, человек обретает стойкость, необходимую для того, чтобы воспринять любой, даже самый безотрадный исторический прогноз, не впадая в отчаяние и цинизм. С этой точкой зрения перекликается и мысль А. Камю об абсурдности, несовершенстве мира, которое лишено будущего. И в то же время, так же как и Ясперс, он приходит к выводу, что нужно прожить эту жизнь и суметь остаться в ней человеком. Высшая ее цель - творчество и культура. Творить - значит жить вдвойне. Человек существует настолько, насколько осуществляет самого себя.

С точки зрения профессора В.Л. Обухова. В.П. Сальникова и др. смысл  жизни заключен не за ее пределами  и вовне ее, а в самой жизни. Поиски смысла жизни вне и за пределами  жизни, на их взгляд, есть поиски суррогата, замены жизни. [2] Они возникают и от естественной неудовлетворенности своей судьбой, и от разрыва естественных связей человека с прошлыми и будущими цивилизациями, с окружающей средой, миром природы, и в моменты жизненного переворота, душевного надлома, крушения несбывшихся идеалов. Не случайно, что проблема смысла жизни - это проблема сознания "встревоженного", "потрясенного", внутренне неблагополучного.

Признания смысла жизни  в самой жизни предполагает наибольшую насыщенность самой жизни, наиболее полную возможность реализации свойственных каждому человеку способностей, умений, знаний, а также полноту удовлетворения жизнью, делом, местом в ней. В деяниях своих человек не только обретает смысл своего существования, но и обеспечивает свое подлинное бессмертие, - в продукты его творчества неизбежно передаются частицы его души.

Высказанную мысль, возможно, будет довольно трудно с ходу принять. Человек привык к тому, что все  его действия носят осмысленный  характер: я покупаю продукты, потому, что хочу есть; я приобретаю костюм, т. к. старый износился; я учусь в институте, чтобы получить образование, стать культурным человеком и т. д., и т. п. За каждым нашим действием, и даже бездействием почти всегда обнаруживается определенный смысл. И это естественно. Человек - существо разумное, и разум постоянно включается в наши дела, придавая им определенный смысл. Но если есть смысл практически у каждого нашего деяния, то можно ли говорить о смысле смыслов, т. е. о смысле жизни как таковой? Логически - вроде бы - да: ведь если есть смысл у каждого деяния, то он должен быть и у всех деяний вместе. Но не все, что правильно в логике, правильно и в жизни.

Информация о работе Современное представление о смысле жизни