Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 13:42, реферат
Описание работы
Современная эпоха с наибольшей остротой ставит проблему осознания и понимания смысла человеческого бытия. Все настоятельнее возникают в век стремительных скоростей глубинные смысложизненные вопросы: "Кто я?", "Зачем я?", "Кто мы и куда идем?". Размышлять об этих вопросах заставляет человека и конечность его земного существования - смерть. Мыслители всех времен и народов пытались понять загадку жизни и смерти.
Содержание работы
Введение 1. Жизнь 1.1 История поисков смысла жизни 1.2 Современное представление о смысле жизни 2. Смерть 2.1 Изменения в отношении к смерти в истории человека 2.2 Естественно научное понимание смерти Заключение Список использованной литературы
В танатологии
смерть понимается как: 1) отсутствие клинически регистрируемых признаков
жизни; 2) как отсутствие волновой деятельности
мозга; 3) как необратимая утрата жизненных
функций. Причем, смерть происходит, считают
медики, не моментально, а постепенно.
Ученые описывали три стадии: 1) потеря
сознания; 2) потеря чувствительности,
включая чувство боли; 3) полное расслабление
с прекращением дыхания, кровообращения
и регистрируемой мозговой деятельности.
Разумеется, смерть может быть и моментальной,
как например, при взрыве снаряда, при
различных катастрофах. Мы же имеем в виду
естественную смерть.
Для многих исследователей,
да и для обычных людей, интригующим
покажется вопрос, связанный с
предсказанием смерти. Сегодня оказывается,
что он правомерен. Как правомерны
и попытки объяснить многочисленным
примеры предсмертного опыта людей, находящихся
в состоянии клинической смерти, собранные
как зарубежными, так и отечественными
реанематолагами. Для объяснения подобных
явлений существует бесчисленное множество
гипотез, которое можно свести к трем типам:
сверхъестественные, естественно-научные
и психологические. Если сверхъестественные
объяснения связаны с Богом, то научные
предполагают, что предсмертный опыт вызывается
либо лекарственными препаратами, либо
нарушением функционирования мозга или
отдельных его частей, либо повреждениями
нервной системы. Психологические же обусловлены
различными факторами, среди которых могут
быть ложь, сновидения, фантазии, иллюзии,
галлюцинации. Их возникновение может
быть вызвано воздействием, к примеру,
наркотиков, или же фактом длительной
изоляции и пр.
Но есть еще
одна гипотеза, которая объясняет
предсмертный опыт как переход души
в другое измерение реальности. Исследования
Р. Моуди, А. Ландсберга и Ч. Файе, Л. Уотсона,
Э. Каблер-Росса на основе огромного
материала свидетельствуют о
том, что люди, возвращенные к жизни
после клинической смерти, способны воспроизвести
ощущения посмертного опыта. Самое невероятное
то, что человек, якобы, может вернуться
к тайне своего рождения, способен пережить
эффект предшествующей смерти, которая
предварила новое телесное воплощение.
Означает ли это, что реинкарнация существует?
Что за смертью следует жизнь? Вопрос остается
открытым. Он лишь заставляет задуматься
над постулатами Платона, Будды, Н. Рериха,
Е. Блаватской о том, что человек, испытав
земной удел, уходит, чтобы вернуться вновь,
набрав опыт умирания и перевоплощения.
Как бы то ни было, гипотезы о возможных
механизмах пространственно-временных
пси-явлений, к которым относится и реинкарнация,
кажутся сегодня фантастичными, поскольку
нет надежных способов их экспериментальной
проверки. Поэтому, утверждать их, либо
отрицать еще не время. Одно ясно в этой
связи: смерть - конец жизни, отрицание
ее как высшей ценности, что придает ей
особую уникальность и однократность,
неповторимость и невозобновимость, несмотря
на то, что жизнь и смерть две стороны одной
медали - биологической эволюции. Есть
все основания полагать, что смерть не
бессмысленна. Во-первых, ее смысл экологический:
благодаря смерти все новые и новые поколения
людей получают возможность жить, радоваться
и страдать, строить свою судьбу, совершать
ошибки и добиваться успехов, любить и
дружить. Но не только в этом ее значение.
М. Зощенко когда-то правильно сказал,
что смерть тоже имеет смысл, она подводит
итог предначертанному, т. е. она объективно
оценивает, что реально смог сделать человек
за свою жизнь.
Заключение
Итак, поиск смысла жизни - это и поиск социально
оправданной жизни. Неспособность человека
стать значимым для другого, получить
социальное оправдание своей жизни приводит
к ощущению тотального одиночества и переживания
бессмысленности своего бытия. Наверное,
поэтому мое индивидуальное "я" неизменно
пытается сопоставить смысл своей жизни
со свободой, долгом, идеалами, обращениями
к осознанию общечеловеческого. Удачно
выразил эту мысль философ древности Сенека:
каждый может жить как он хочет, но хотеть
он должен человеческого.
Чтобы найти
смысл жизни, человек должен быть
личностью, способной найти смысл
жизни. Иначе говоря, он должен смочь
наполнить свою жизнь смыслом, а
не просто сформулировать словесно, в чем этот
смысл состоит.
Любовь к
людям, бережное, благоговейное отношение
к жизни человеческой вообще и
в том числе к своей собственной
- вот источник, из которого рождается
смысл нашей жизни. Личность, умеющая
наполнить свою жизнь смыслом, - это личность, несущая любовь
к людям в своем сердце. Такая личность
находит смысл жизни в деятельности, которая
доставляет радость и ей самой, и другим.
Обостряет проблему
смысла жизни и ее ценности - смерть.
Драматизм жизни и смерти в
их антиподности, в их оппозиции. Это две стороны
одной медали - биологической эволюции.
В любой форме жизнь имеет начало и конец,
она не является вечной. Смерть саму жизнь
делает более ценной, более осмысленной,
придавая ей большую насыщенность и динамизм.
Список использованной литературы
1. Кармин А.С.,
Бернацкий Г.Г. Философия.- СПб.: Изд-во
ДНК,2001.
2. Реалистическая
философия/ Под общ. и научной
ред.В.Л. Обухова и проф. В.П.
Сальникова.- СПб.: Химиздат,1999.
3. Философия/
Под ред. проф. В.Д. Губина и
проф. Т.Ю. Сидориной. - М.: Гардарики,2004.
4. Философский
словарь.- М.,1999.
5. Человек:
мыслители прошлого и настоящего
о его жизни, смерти и бессмертии.
Древний мир - эпоха Просвещения.-
М.,1991.
6. Человек:
мыслители прошлого и настоящего
о его жизни, смерти и бессмертии. ХIХ век. - М.,1995.